Network World, США
WiMAX будет формировать новый рынок широкополосной связи
Состоявшаяся в октябре конференция WiMAX World привлекла еще большее внимание к технологии, интерес к которой постоянно повышается за последние несколько лет, несмотря на тот факт, что стандарты для нее только начинают формироваться. WiMAX рассматривают как технологию широкополосных соединений для массового использования и как основу для создания фиксированной беспроводной связи, которая способна противостоять монополии операторов широкополосных проводных сетей.
Муниципальные власти видят в WiMAX фундамент своей широкополосной инфраструктуры, предприятия — средство организации связи в пределах группы зданий, а производители мобильных устройств — стимул для формирования новых рынков. Но не всем этим надеждам суждено сбыться, хотя реальность в чем-то может превзойти ожидания. WiMAX — это вид беспроводной технологии, которая сочетает поддержку стационарных и переносных устройств, что теоретически предоставляет возможность функциональной замены многих других средств широкополосной связи — от цифровых абонентских линий до 3G. Однако на практике WiMAX имеет некоторые ограничения, из-за которых она вряд ли заменит другие технологии стационарной или мобильной связи.
Быстродействие стандартной версии WiMAX не превышает 50 Мбит/с, чего вполне достаточно для того, чтобы предоставить пользователям доступ в Internet, но слишком мало для передачи контента. Компания AT&T, к примеру, уже обеспечивает пропускную способность 25 Мбит/с для каждого абонента, а при реализации WiMAX сотни тысяч пользователей могут рассчитывать лишь на вдвое большую скорость. Стандарты WiMAX можно, образно говоря, разогнать до скорости автомобиля на проселочной дороге. А что же будет на автостраде? Здесь дело обстоит гораздо хуже. Попытки заменить этой технологией проводные каналы или сети 3G могут только подорвать доверие к WiMAX.
Так для каких задач все-таки подходит WiMAX? Во-первых, для рынка хот-спотов, оборот которого, по некоторым оценкам, составляет 1 млрд. долл. в год. Технология Wi-Fi удобна для отелей, аэропортов и Internet-кафе, но WiMAX может предложить более надежную связь и предъявляет более низкие требования к энергопотреблению, что увеличивает время работы устройств, питающихся от батареек. Этих небольших преимуществ, скорее всего, было бы недостаточно, если бы не тенденция роста популярности мобильных устройств.
Бытовая электроника с каждым днем становится «умнее» и все больше походит на КПК, свидетельством чему являются только что появившиеся плейеры Microsoft Zune, оснащенные Wi-Fi, а также видео на устройствах, подобных iPod. Растет популярность мобильных игровых систем и сетевых игр. Сколько времени пройдет, прежде чем появится поколение пользователей, которые не будут расставаться с готовыми к передаче контента миниатюрными устройствами, требующими большой полосы пропускания? Поскольку такие пользователи находятся на расстоянии десятков километров, а не десятков метров друг от друга, зоны действия хот-спотов Wi-Fi окажется явно недостаточно для того, чтобы обеспечить требуемую связь. К таким пользователям относятся люди, которые готовы платить за подобные сервисы. Следует отметить также ориентацию на сети для социальных услуг и связанные с загрузкой видео будущие системы Internet-маркетинга.
Реальная перспектива WiMAX — поддержка развивающегося рынка широкополосных соединений, которые можно использовать на ходу. Такие соединения поддерживают «электронную социализацию», не ограничивая при этом обычные возможности пользователей. Частично подобные функции могут взять на себя мобильные телефоны. И хотя мобильная связь и мобильные развлечения связаны друг с другом, очевидно, что это не одно и то же. Людям нравятся небольшие телефоны и большие экраны. С точки зрения эффективности, возможно, имело бы смысл установить некие компромиссные размеры, но для этого рынка вопрос об эффективности не стоит так уж остро.
Провайдер беспроводной связи компания Clearwire недавно подтвердила, что многие из ее абонентов, использующих широкополосные проводные каналы, не отказываются от ее услуг, а добавляют к ним беспроводную связь. Это кажется достаточно очевидным доказательством утверждения, что WiMAX скорее дополняет другие широкополосные технологии, а не конкурирует с ними. Кроме того, следует отметить довольно интересное стремление многих пользователей сохранять постоянной долю расходов на связь, добавляя новые услуги по мере того, как стоимость старых снижается.
Такая точка зрения на возможности WiMAX устроит далеко не всех. Одни полагают, что стационарная беспроводная связь так или иначе превзойдет телекоммуникационные или кабельные решения. Другие всего лишь хотят для WiMAX такой сферы применения, которая не зависит от изменений в настроениях подписчиков или от падкой на все новое молодежи. Даже такие потенциальные операторы WiMAX, как Sprint или T-Mobile, могут почувствовать себя более комфортно при мысли, что дорогостоящий частотный спектр не будет разделен между 3G (и 4G, и 5G) и WiMAX. Все это представляется маловероятным. WiMAX будет формировать новый рынок широкополосной связи, а не прозябать в качестве альтернативного подхода на одном из старых.