Computerworld, США
Известным системам Microsoft Exchange и Lotus Notes, занимающим сегодня доминирующее положение на рынке, брошен очередной вызов. Новые продукты, как утверждают их создатели, представляют собой более дешевую и гибкую альтернативу
В августе на выставке LinuxWorld две небольшие компании из Кремниевой долины, специализирующиеся на разработке приложений с открытым кодом, с большой помпой представили новые версии своих программных продуктов поддержки совместной работы. Известным системам Microsoft Exchange и Lotus Notes, занимающим сегодня доминирующее положение на рынке, брошен очередной вызов. Новые продукты, как утверждают их создатели, представляют собой более дешевую и гибкую альтернативу.
Компания Scalix анонсировала одиннадцатую версию одноименного программного продукта поддержки совместной работы. А в компании Zimbra включили в четвертую версию пакета Zimbra Collaboration Suite (ZCS) инструментарий, позволяющий встраивать в электронные письма допускающие полнофункциональное и совместно редактирование документы и электронные таблицы.
«В мире на протяжении уже достаточно долгого времени существуют альтернативы триумвирату — Exchange, IBM Lotus Notes и Novell GroupWise, доминирующему на рынке средств организации коллективной работы и обмена сообщениями, — отметил ведущий аналитик компании Osterman Research Майкл Остерман. — К их числу относятся разработки компаний Mirapoint, Rockliffe, IPSwitch, Gordano и ряда других».
Но так или иначе авторы большинства новых начинаний в данной области по-прежнему вынуждены при выборе своей стратегии учитывать планы корпорации Microsoft. Между тем уже в ближайшее будущее корпоративные пользователи смогут получить в свое распоряжение очередную версию программного обеспечения Exchange 2007.
«Сегодня многие компании, использующие в своей деятельности Exchange 5.5 и Exchange 2000, рассматривают возможность модернизации, но не все видят необходимость в интеграции с Microsoft SharePoint и Live Communication Server и не хотели бы нести дополнительных расходов», — подчеркнул Остерман.
Один из возможных вариантов для них заключается в переходе на программное обеспечение Scalix, которое можно опробовать совершенно бесплатно. Кроме того, у предприятий появляется возможность перевести своих сотрудников на электронную почту с Web-интерфейсом и опробовать подход AJAX к организации настольных приложений.
«Многие клиенты, не желающие участвовать в бесконечной гонке по модернизации Outlook, уже сегодня готовы перейти на наши Web-приложения», — отметил директор Scalix Гленн Уинокаур.
У 400 клиентов Scalix сейчас насчитывается более миллиона почтовых ящиков. Их обслуживают около 10 тыс. серверов электронной почты. Компания Scalix была основана в 2002 году, а в 2003-м она приобрела у Hewlett-Packard права на седьмую версию программного обеспечения OpenMail. Среди новых возможностей системы OpenMail (теперь появилась уже одиннадцатая ее версия) следует отметить индексирование электронной почты в оперативном режиме, что заметно ускоряет поиск необходимой информации, предоставление уполномоченным сотрудникам доступа к календарным планам и части электронной почты своих начальников или определенных групп, а также наличие Web-интерфейсов для интеграции с корпоративными бизнес-приложениями.
В процессе перехода на систему Scalix пользователи могут оставить у себя привычную клиентскую часть Outlook. Достаточно поменять лишь настройки почтового сервера.
«Все это упрощает процедуру перехода и позволяет сотрудникам сохранить порядок выполнения своих повседневных операций», — отметил Остерман.
Клиентами компании является сегодня, в частности, сеть отелей Radisson SAS Hotels and Resorts и ее тысяча пользователей электронной почты в 40 европейских гостиницах; производитель полупроводниковых компонентов из Кремниевой долины, осуществляющий сейчас перевод 7 тыс. пользователей системы Lotus Notes на Scalix; американская сетевая компания, которая уже перевела на Scalix 8 тыс. почтовых ящиков своих сотрудников.
Компания Zimbra тоже позволяет клиентам сохранить привычную рабочую среду, предлагая наряду с этим функции электронной почты и календаря, а также средства управления контактами. Новые возможности Zimbra Documents предполагают применение технологии AJAX Linking and Embedding (ALE), благодаря чему пользователи могут вкладывать документы в сообщение электронной почты, предоставляя коллегам возможность отредактировать эту информацию.
«Людям нравится использовать те инструменты, с которыми они чувствуют себя комфортнее», — заметил аналитик компании Enderle Group Роб Эндерле.
Компания Zimbra, которой недавно исполнилось три года, официально представила свой первый продукт в октябре 2005 года. В версии ZCS 4.0 появился компонент Zimbra Mobile, обеспечивающий беспроводную синхронизацию программной среды групповой работы с достаточно широким спектром мобильных устройств, к числу которых относятся смартфоны Motorola, Nokia и Palm; в ближайшем будущем должна быть обеспечена поддержка популярного устройства BlackBerry компании Research In Motion.
Сегодня клиентами Zimbra является около 200 организаций. К их числу относятся самые разные предприятия, начиная от небольших, устанавливающих системы примерно на 50 рабочих мест, и заканчивая неким Internet-провайдером, у которого имеются миллионы пользователей. Среди клиентов, не скрывающих своего имени, можно выделить Mozilla — создателя Web-браузера Firefox, бразильского провайдера Orolix, а также компанию H&R Block, предлагающую услуги аутсорсинга налогового учета.
Аналитики предупреждают, что экономия клиентов, потребности которых выходят за рамки функционала, предлагаемого компаниями Scalix, Zimbra или еще одним поставщиком программного обеспечения с открытым кодом, Open-Xchange, может оказаться меньше ожидаемой.
«Если вам нужна интеграция с Office, Live Communications Server или с репозитарием документов, вы рискуете потерять больше, чем приобретете, — подчеркнул Остерман. — То же самое относится к организациям с широко разветвленной структурой».
Из трех компаний самых заметных успехов добилась Scalix. У компании сформировалась уже весьма приличная клиентская база. В какой-то степени это объясняется тем, что ей удалось привлечь существующих пользователей системы HP OpenMail. Но главной причиной все же является энтузиазм, с которым в Scalix взялись за дело.