Андрей Лусников

Отечественные агентства, специализирующиеся на финансовой информации, едва ли не раньше всех восприняли Интернет не как экзотику, а как естественное рабочее пространство и оказались в числе первопроходцев коммерческого использования Сети. Для мировых грандов финансового информационного бизнеса (Reuters, Bloomberg, Telerate), еще до наступления Интернет-эры создавших собственные информационные системы на основе мощных выделенных коммуникационных сетей, «Всемирная паутина» стала дополнительным каналом распространения их продукции (одним из нескольких). Российские же компании, развивавшиеся в условиях ограниченности финансовых ресурсов, сразу оценили сравнительную дешевизну и универсальность Интернета и сделали на него главную ставку.

Александр Бурмистров

Поэтому сейчас, когда всемирный бум Интернет-технологий распространяется на Россию, финансовые информагентства оказались в числе предприятий, наиболее подготовленных к широкомасштабной экспансии в Сети. В число самых известных участников российского рынка финансовой информации входит Информационное агентство (ИА) «Финмаркет», многие разработки которого представляют собой успешные Интернет-проекты.

«Финмаркет» и развитие Интернет-индустрии

Первые клиенты ИА «Финмаркет», начавшего свою деятельность 1 марта 1994 г., получали информационный товар в виде пухлого бумажного бюллетеня, доставляемого курьерами, а также с помощью электронной доски объявлений (BBS). Идя навстречу потребностям финансистов, для которых крайне важна оперативность доставки информации, агентство открыло в марте 1995 г. Интернет-сервер. Началось активное развитие технологий e-коммерции, включавших не только рассылку данных по электронным адресам подписчиков, но и перевод клиентов на получение информации через FTP-сервер, а также непосредственно с сайта.

Считается, что e-бизнес становится рентабельным, когда число пользователей Интернета превышает уровень 10–15% активного населения. У России только в нынешнем году появились шансы приблизиться к этому показателю. Однако на электронном рынке финансовой информации пороговое значение рентабельности было пройдено гораздо раньше — в 1996 г., когда аудитория Рунета оценивалась примерно в 400 тыс. пользователей (по данным РОЦИТ и ЕБРР). Уже тогда четко проявилась готовность участников финансового рынка применять новейшие Web-технологии, сформировалась их потребность в доступе к потоку финансовых данных в режиме реального времени. И когда в июне 1996 г. «Финмаркет» предложил онлайн-информацию о внебиржевой торговле акциями в Российской торговой системе, обороты агентства через Web-сервер выросли втрое.

В результате электронная поставка информации стала основным видом деятельности «Финмаркета». Продажи информации через Сеть более чем вдвое превысили соответствующий показатель по курьерской и почтовой рассылке: в июне 1996 г. Web-оборот достиг 17 тыс. долл. (в том числе за счет подписки на получение информации прямо с сайта — 12 тыс. долл.), в то время как оборот офлайновой рассылки составил лишь 7,5 тыс. долл. В дальнейшем доля онлайновых продаж агентства продолжала уверенно расти.

Одним из ключевых вопросов для любого финансового информагентства является определение оптимального соотношения платной и бесплатной информации на Web-сайте. Детальный анализ опыта западных информационных бизнес-сайтов позволил «Финмаркету» сформулировать следующую линию стратегического развития: плата берется за специфическую высокопрофессиональную информацию (трансляцию биржевых торгов с минимальным временным лагом, особым образом структурированные и детализированные данные по внебиржевым рынкам, сложные аналитические исследования по специальным темам и т. п.). Бесплатными же должны быть лента новостей, сводные данные по основным сегментам финансового рынка, а также интересные широкому кругу лиц графики и аналитика.

В рамках сформулированной концепции и происходило дальнейшее развитие агентства, причем онлайновые проекты имели абсолютный приоритет. В течение одного только 1997 г. суммарные инвестиции в эти проекты составили более 50 тыс. долл., причем вложения достаточно быстро окупались за счет дальнейшего роста продаж.

В 1998–1999 гг. поступательное развитие продолжалось: появился ряд специализированных Web-продуктов. Так, на базе 12 представительств «Финмаркета» по всей России была создана система сбора и распространения финансовой информации, функционирующая в режиме реального времени. Система основана на принципе дистанционной работы (teleworking), заключающемся в следующем: множество агентов в Москве и регионах собирают финансовую информацию и маркетинговые данные, затем подключаются к Web-серверу агентства и вносят собранные данные в единую базу, информация из которой доступна всем подписчикам. Кроме того, появились вертикальные порталы по таким сегментам финансового рынка, как валюта и векселя, погружающие подписчиков в узкопрофессиональную и полнофункциональную среду.

В этих продуктах, так же как и в развитии сервиса, связанного с анализом финансового рынка, возможности Интернета используются максимально широко. Собственно, и главный сайт «Финмаркета» в настоящее время также представляет собой классический вертикально интегрированный портал, посвященный деловой и финансовой информации.

«Финмаркет» сегодня: будни контент-провайдера

В чем привлекательность вертикально интегрированного Интернет-портала? По-видимому, отнюдь не в том, что такой портал претендует на абсолютно исчерпывающую полноту представленной на нем информации (информационное море поистине безбрежно, и вряд ли любой сколь угодно мощный Интернет-ресурс может гарантировать, что на его страницах содержится вся информация). Преимущество вертикального портала в другом: если он сделан удачно и непрерывно совершенствуется, то велика вероятность того, что он войдет в число основных «законодателей моды» в сфере информации по освещаемым на нем темам и практически каждый интересующийся тематикой портала станет его более или менее постоянным посетителем. Главное условие успеха — высокий уровень (в смысле компетентности и профессионализма) содержания, представленного на страницах ресурса.

Сайт «Финмаркета» отмечен среди ведущих сетевых контент-провайдеров России, предоставляющих платные услуги, в докладе «Будущее российского Интернета» (он опубликован в январе 2000 г. по результатам специального исследования, проведенного британской компанией ICE Securities Ltd.)[1]. По данным КОМКОНа, в четвертом квартале 1999 г. численность аудитории «Финмаркета» оценивалась в 92 тыс. однозначно определяемых пользователей. Все это представители довольно обеспеченных слоев российского общества: 45% имеют средний достаток (ежемесячный доход составляет от 1 до 2,5 тыс. рублей на одного члена семьи), а 39,1% — выше среднего (ежемесячный доход свыше 2,5 тыс. рублей на одного члена семьи). Основными сферами деятельности посетителей сервера являются финансы, страхование, инвестиции, наукоемкие отрасли производства. Руководители высшего звена составляют 28,3% аудитории, руководители среднего звена — 8,7, квалифицированные специалисты — 17,4%.

Итак, что же входит в содержание сайта ИА «Финмаркет»? Это максимально полная информация, необходимая участнику рынка для принятия финансового и/или инвестиционного решения. Очень важно, что не существует жестких, заданных наперед критериев включения той или иной информации в контент сайта. Многие события, не оказывающие сколько-нибудь заметного влияния на состояние финансового рынка, обычно не отражаются в материалах агентства. Однако если есть вероятность, что в определенной ситуации они могут тем или иным образом воздействовать на рыночные процессы, то информация о них обязательно появится на ленте новостей «Финмаркета», причем в нужный для принятия предпринимательских решений момент. А в аналитическом разделе будет при этом дано подробное и высокопрофессиональное объяснение, почему и как указанные события сказываются на динамике индекса акций или валютного курса и т. п.

Поддержание высокого качества контента приносит свои плоды — Web-сайт агентства стабильно находится в первой тройке наиболее посещаемых сайтов по финансовой тематике, а количество платных клиентов (по данным на 1 марта 2000 г.) превысило 1,5 тыс. — при средней стоимости ежемесячной подписки 50 долл. Объем информации, ежедневно обновляемой на сайте, составляет около 10 Мбайт (без учета IP-оболочки программного комплекса «Реал-тайм», с помощью которого обеспечивается доступ к биржевым информационным потокам в режиме реального времени).

Объем аудитории «Финмаркета» и ее качественный состав привлекает многих рекламодателей; в их числе — «Росбанк», «МДМ-Банк», «Автобанк», «ГУТА-БАНК», ИК «Тройка-Диалог», другие финансовые структуры. Активными рекламодателями являются также ведущие транснациональные компании: Microsoft, Intel, Hewlett-Packard, Renault и др. Прибыльность рекламной деятельности стала особенно ощутимой в 2000 г. (за неполных три месяца текущего года доходы от нее удвоились). Финансовые поступления за размещение рекламы составляют не менее 10% общего объема Web-продаж агентства. В марте 2000 г. рекламный доход превысил 10 тыс. долл. Таким образом, если ранее основной движущей силой роста оборота агентства были продажи Интернет-информации, то теперь наметилась новая тенденция — увеличение доли рекламных доходов.

Интернет без границ: экспансия ИА «Финмаркет» в электронной коммерции

Накопленный командой «Финмаркета» опыт работы в Интернет-индустрии позволил агентству занять перспективные ниши и в других областях e-коммерции. Так, в августе 1999 г. при участии Web-инженеров «Финмаркета» и на базе специально разработанного программного обеспечения был создан Интернет-сервер Агентства военных новостей (militarynews.ru). Другое интересное направление — пущенная в эксплуатацию 11 ноября 1999 г. система Web-магазинов Co@Libri (colibri.ru). Этот проект стал прибыльным уже через три месяца. Сейчас в e-магазине продаются только книги, но совсем скоро обитателям Сети будет предложена целая электронная торговая галерея, выполненная в едином технологическом ключе. Для доставки заказов в городах России организуются курьерские службы. В рамках системы Интернет-магазинов Co@Libri работает электронный аукцион (разработка компании «ИнфоАрт»). Пока аукционная торговля дает скорее рекламный эффект, но уже в июне-июле 2000 г. планируется выход на самоокупаемость. Еще один источник доходов «Финмаркета» от деятельности в Сети — открытое 30 декабря 1999 г. маркетинговое агентство @Focus (atfocus.ru), предлагающее услуги в области маркетинга, организации связей с общественностью и рекламы в новом рыночном пространстве — Рунете.

И все-таки главным, стратегическим направлением работы «Финмаркета» является предоставление услуг в области финансовой информации. Реализованная агентством концепция вертикального портала позволяет собирать воедино всю важнейшую информацию, имеющую отношение к принятию финансовых и инвестиционных решений. Результат — налицо: сайт компании пользуется устойчивой популярностью у тысяч и тысяч пользователей, в той или иной степени интересующихся российской экономикой в целом и финансами в частности, соответственно растут и объемы Интернет-продаж ИА «Финмаркет».

ОБ АВТОРЕ

Александр Бурмистров — вице-президент ИА «Финмаркет»,
e-mail: burmistrov@finmarket.ru.

Андрей Лусников — ведущий эксперт ИА «Финмаркет»,
e-mail: Lusnikov@finmarket.ru.


[1] В этом докладе ИА «Финмаркет» указано как провайдер платной финансовой информации. К другим видам платного контента в сфере экономики отнесены следующие: деловая информация (отмечены РИА «РосБизнесКонсалтинг« и МФД-ИнфоЦентр) и бизнес-консультирование (АКДИ). — Прим. ред.