Чтобы написать любой бизнес-план или проделать самый простой маркетинговый анализ, нужна база данных, статистика сетевой жизни. Где ее взять?

Проводя анализ рынка, некоторые отдают предпочтение обычным опросам, другие, наоборот, считают правильными только Интернет-опросы. Доводов «за» и «против» много у обеих сторон. Истина, как это часто бывает, находится где-то посередине.

Сразу отметим некоторые особенности сетевой статистики. С одной стороны, ее трудно проверить, каждый в анкете может выдать себя за кого угодно. Если при проведении реальных опросов можно хоть как-то уточнять данные, то во время виртуальных опросов определить, например, пол респондента намного сложнее. С другой — есть уникальная возможность получать эту статистику очень быстро — в частности, в результате онлайн-голосований.

Иногда необходимые данные лежат в Сети буквально под ногами. Так, в Рунете существует очень интересный инструмент изучения потребительской аудитории — сайт subscribe.ru. На нем осуществляется бесплатная подписка всех желающих на рассылку по электронной почте материалов на ту или иную тему. В настоящее время имеется более 3 тыс. рассылок, а клиентская база превысила 400 тыс. человек.

Привлекательность проекта в его простоте, бесплатном использовании и максимальной открытости. Благодаря гибкому механизму настроек можно получить почти идеальный инструмент маркетингового анализа. Это одна из самых больших открытых баз данных по пользователям Рунета. Количество присланных клиентами subscribe.ru анкет на 1.09.2000 г. составило 193,4 тыс. шт. Анкеты заполнялись добровольно, поэтому можно, пожалуй, предположить, что процент ложных сведений в них не слишком высок. К минусам опросных данных, собираемых на сайте subscribe.ru, относится невозможность оперативного обновления — через некоторое время нужно будет снова обращаться к пользователям с просьбой заполнить анкеты. Зато появится удобный случай внести новые вопросы.

Что можно узнать из этой базы данных о среднестатистическом пользователе российской части Интернета? В принципе все основные параметры (пол, возраст, образование, количество детей, занятость, уровень доходов, интересы, способ выхода в Сеть, служебное положение). Географическая привязка осуществляется с помощью spylog.ru, собравшего уникальную статистику по 17,5 тыс. населенных пунктов России.

Аналогичные данные имеются по каждой тематической почтовой рассылке (правда, статистика по рассылкам не бесплатная). Таким образом вы можете очень быстро получить представление о вашей целевой аудитории.

Рассмотрим пример. Вы намерены заняться розничной Интернет-торговлей стройматериалами. Вам необходимо найти на subscribe.ru все рассылки, которые относятся к этой теме, затем связаться с администрацией служб и приобрести анкетные данные клиентов, пользующихся этими рассылками. Можно узнать и географическое местонахождение подписчиков почтовой рассылки данных о стройматериалах. В результате вы получите достаточно точный и оперативный срез рынка. Расходы зависят от количества и состава ваших запросов, но все равно они не превысят нескольких сотен долларов.

Более точный анализ можно провести путем анкетирования на сайтах со сходной тематикой или путем использования офлайновых методов, но это будет стоить гораздо дороже.

Ниже приводятся общие данные службы subscribe.ru по состоянию на 1.09.2000 г. В графе «количество» указано, сколько тысяч респондентов ответило положительно на тот или иной вопрос. Точный адрес размещения этих статистических сведений — http://www.subscribe.ru/stat/a.html.

Андрей Албитов; e-mail: aalbitov@stinscoman.com
Елена Моисеева; e-mail: elena.moiseeva@partners.ru


ХарактеристикаКоличество%
Пол
Мужской15680,71
Женский3719,29
Всего193100,00
Возраст
До 18157,77
От 18 до 258644,48
От 26 до 304020,60
От 31 до 352111,03
От 36 до 40147,40
От 41 до 4594,51
От 46 до 5563,38
Старше 5520,83
Всего193100,00
Дети до 18 лет
Нет11157,35
Один5729,69
Двое2110,89
Трое31,30
Больше трех10,77
Всего193100,00
Образование
Ученая степень31,66
Начальное20,96
Высшее10252,54
Среднее136,74
Неполное среднее52,82
Среднее специальное199,98
Незаконченное высшее4925,30
Всего193100,00
Занятость в той или иной сфере
Бюджетная3518,28
Коммерческая8343,16
Другое4422,59
Сам по себе3115,97
Всего193100,00
Занятость
Армия, милиция...52,87
Банковский сектор73,81
Финансовый сектор94,56
Госаппарат52,39
Искусcтво, культура42,07
Компьютерный бизнес3015,80
Медицина63,04
Наука115,56
Образование178,84
Обслуживание94,59
Органы юстиции10,71
Реклама41,93
Cельское хозяйство10,49
Cредства массовой информации52,63
Строительство41,98
Телекоммуникации105,21
Торговля136,70
Транспорт52,37
Туризм10,67
Промышленность157,76
Прочее3116,02
Всего192100,00
Служебное положение
Предприниматель94,84
Руководитель предприятия/организации73,86
Руководитель подразделения189,11
Ведущий специалист2311,90
Менеджер147,11
Специалист4523,47
Технический и обслуживающий персонал157,91
Военнослужащий21,07
Государственный служащий52,42
Учащийся вуза2915,20
Учащийся колледжа21,27
Учащийся школы73,39
Домохозяйка10,62
Безработный20,91
Пенсионер10,41
Прочее136,51
Всего193100,00
Уровень доходов на одного члена семьи*
Высокий42,34
Выше среднего1910,02
Средний12866,15
Ниже среднего4221,49
Всего193100,00
* К сожалению, не указывается, какой уровень доходов принят за средний.
Имеют доступ к Интернету*
Дома11057,02
На работе/по месту учебы12162,33
* Указанные аудитории пересекаются, поэтому итоговая сумма не равна 100%.
Имеют доступ к Интернету в основном
по телефонной линии через модем8041,45
по выделенному каналу11358,55
Всего193100,00
Имеют доступ к Интернету
1-2 раза в неделю2814,34
3-4 раза в неделю4020,69
5 раз в неделю и чаще11458,68
несколько раз в месяц84,07
1-2 раза в месяц и реже42,22
Всего193100,00
Что интересует*
Автомобили6332,75
Бизнеc5629,20
Политика4121,12
Законодательство4322,43
Знакомства5025,83
Книги7840,44
Компьютеры, Интернет13670,19
Культура, искусство5427,92
Музыка9348,15
Наука, техника8644,34
Отдых за рубежом2814,62
Общество3216,78
Путешествия4422,59
Развлечения9549,14
Cредства массовой информации4623,78
Спорт4724,26
Электроника и бытовая техника5428,15
Электронная коммерция и магазины3618,64
* Респондентам разрешалось отметить несколько пунктов, поэтому итоговая сумма не равна 100%.