ПРИ СОВМЕСТНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВСЕХ СПОСОБОВ КОРПОРАТИВНОЙ СВЯЗИ НА СМЕНУ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ ПРИХОДИТ ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЙ.
Бонни ГиннесБудьте готовы изменить свое отношение к электронной почте. Более того, вам даже придется отвыкать от этого названия. "Это уже не то, что называлось электронной почтой", - утверждает Джон Ризи, вице-президент по продажам компании ON Technology (Cambridge, MA). - "Это - передача сообщений."
Причины перемен кроются в стремлении компаний объединить все способы корпоративной связи, чтобы улучшить обмен информацией как по сети внутри предприятий, так и между ними. Следующее поколение электронной почты должно объединить множество функций, включая факсимильную связь, электронную почту между офисами и между компаниями (Internet или WWW), голосовую связь и средства групповой обработки документов (groupware), такие, например, как планирование и организация документооборота.
Менеджер по разработке Microsoft Exchange Джон Фредериксен утверждает: "Клиенты понимают разницу между электронной почтой и передачей сообщений". Фредериксен поясняет, что электронная почта строится на базе локальных сетей с ориентацией на рабочие группы и серверы приема-передачи данных для записи и чтения информации клиентов. Однако, одна лишь электронная почта уже не в полной мере удовлетворяет потребности клиентов. Сегодня компаниям нужны программные продукты для передачи сообщений, включающие средства групповой обработки документов.
"Мы стоим на пороге грандиозных перемен, которые коснутся производительности и удобства пользователей", - говорит Марти Паркер, директор по маркетингу мультимедийных средств передачи сообщений компании AT&T. - "Большие перемены мы ожидаем в ближайшие год-два". А в этом году AT&T и отделение компании Lotus (Cambridge), отвечающее за развитие Notes, объявили о стратегическом альянсе, посредством которого AT&T рассчитывает продвинуть свои продукты: менеджер голосовой связи на ПК и менеджер интуитивно-понятного интерфейса, работающие с Lotus Notes. Паркер заявляет, что он предвидит и другие совместные разработки двух компаний.
Не все компании считают, что будущее индустрии передачи сообщений определяется соглашениями между поставщиками программных продуктов, как в случае AT&T и Lotus. Есть и такие, которые утверждают, что для организации передачи сообщений, равно как и для других решений для деловых сред, лучше использовать программные продукты одного и того же производителя. Microsoft, как обычно, не отрицает ни того, ни другого подхода и развивает свои собственные продукты, соблазняя одновременно независимых разработчиков.
Однако, все производители программных продуктов передачи сообщений сходятся в одном: важнее выпускать продукты, базирующиеся на едином стандарте, чем уникальные фирменные разработки. Базирующиеся на едином стандарте продукты, хотя бы и от разных производителей, гарантируют заказчику возможность их совместного использования, их действительно можно "включить-и-работать". Это дает заказчику определенную свободу адаптации продукта для нужд своих пользователей.
ПРИНЦИП PLUG-AND-PLAY В ПЕРЕДАЧЕ СООБЩЕНИЙ
Пожалуй, наиболее важную разработку, обеспечивающую интероперабельность программных продуктов передачи сообщений, выпустила компания Microsoft. Это расширенный интерфейс Messaging API (MAPI) для Windows 95. Джон Фредериксен из Microsoft считает, что расширенный MAPI окажет большое влияние на рынок программных продуктов для электронной почты, упростив независимым разработчикам создание приложений plug-and-play.
С этим утверждением соглашается и Джулия Фэррис, директор по коммуникациям отдела планирования компании Lotus. Она говорит, что значительные изменения в MAPI окажут большое положительное влияние на индустрию передачи сообщений и в качестве примера приводит план Lotus по адаптации стандарта. Lotus стремится к тому, чтобы индустрия передачи сообщений опиралась на этот стандарт так, чтобы пользователи могли работать с многочисленными приложениями по принципу plug-and-play.
Сошлемся также на Джона Ризи из ON Technology, считающего, что независимо от того, выбирают ли пользователи подходящий пакет одной компании или подбирают под свои нужды продукты различных компаний, лучшее качество им обеспечат те поставщики, разработки которых соответствуют стандарту. Качество продукта может быть улучшено за счет того, что производителю нет надобности заниматься развитием всех необходимых технологий и он может сосредоточить свои силы на чем-нибудь одном.
Кроме того, если пользователи свободны в выборе продукта, они стимулируют конкуренцию среди производителей, побуждая их разрабатывать удобные в использовании продукты с новыми возможностями.
Еще одним новшеством стала ориентация компаний Microsoft, Novell и Lotus на создание продукта на базе архитектуры клиент-сервер. Этот новый подход позволяет разделить серверную (back end) и клиентскую (front end) части электронной почты. При этом серверная часть обслуживает транспортировку сообщений, а клиентская - формирование сообщений и управление. Такая стратегия обеспечивает также централизованное администрирование для любого числа пользователей.
Одно из наиболее важных для пользователя достоинств заключается в том, что стандартная серверная часть обеспечивает единую инфраструктуру передачи сообщений, на базе которой могут быть построены более сложные решения. Говорит Джон Фредериксен: "Самое значительное [из произошедших в индустрии изменений] то, что все строится на единой инфраструктуре."
Фредериксен поясняет, что значение единой инфраструктуры распространяется далеко за пределы электронной почты. "Передача сообщений должна рассматриваться как инфраструктура, которая может стать основой для построения более сложных приложений." Эти приложения включают средства групповой обработки и базы данных документов, а не только распечатки и факсимильную связь, объединение которых с электронной почтой расширило возможности последней.
Разъединив серверные и клиентские части и обеспечив соответствие продуктов единым стандартам, индустрия передачи сообщений вплотную подошла к решению проблемы совместного использования продуктов. Фэррис считает, что Lotus пошла на определенный риск, разделив клиентскую и серверную части, поскольку это поставило ее в зависимость от стабильности MAPI и, следовательно, от главного конкурента, компании Microsoft. Но даже в такой ситуации удобства клиентов перевешивают для Lotus и других компаний риск зависимости от стандарта.
КЛИЕНТОВ МНОЖЕСТВО - ИНФРАСТРУКТУРА ОДНА
И Ризи и Фэррис сходятся во мнении, что эволюция электронной почты определяется в основном средствами групповой обработки документов. Единая инфраструктура передачи сообщений, по мнению Ризи, обеспечивает "канализационную систему", объединяющую планирование, организацию документооборота и другие приложения средств групповой обработки документов. "Без передачи сообщений нет средств групповой обработки документов", - считает он. Фэррис подчеркивает, что инфраструктура передачи сообщений должна быть единой как для передачи типа точка-точка, так и для передачи через информационные пулы.
Средства групповой обработки документов - не единственное приложение, которое компании надеются объединить с электронной почтой. Пытаясь создать продукт, полностью обслуживающий корпоративную связь, поставщики стремятся включить в него также систему доступа к Internet, голосовую и факсимильную связь. В то время как для управления передачей сообщений из столь разнородных типов данных желательно использовать единую серверную часть, клиентскую часть системы можно взять и от другого производителя.
Lotus, Novell, Microsoft, Oracle и IBM являются ведущими компаниями в области разработки инфраструктур передачи сообщений, и каждая из них стремится найти свою нишу на рынке программных продуктов. Конкуренция разработчиков клиентской части должна усилиться с вступлением в борьбу за рынок с поставщиками серверной части таких компаний, как Delrina (Toronto, Ontario), AT&T и ON Technology, которые уже имеют свои ниши в факсимильной и голосовой связи, а также в недорогих системах электронной почты и групповой обработки документов, соответственно.
Кроме вышеперечисленных на рынок могут выйти и другие, менее известные компании, такие как InterActive (Humbold, SD), которая продает комбинированные системы электронной почты и голосовой связи, и Mortice Kern Systems (MKS, Scarborough, Ontario), у которой имеются популярные приложения для Internet и почты. Вопрос состоит в том, могут ли одна или несколько компаний выйти в лидеры на рынке средств передачи сообщений в области программ для сетевых клиентов?
По словам Берта Амато, руководителя технологического отдела компании Delrina, цель этой компании - овладеть выпуском средств коммуникаций на базе ПК. Продукт компании Delrina WinFax стал лидером на рынке программных средств факсимильной связи на базе ПК, и Амато подчеркивает, что "факсимильная связь до сих пор широко используется. Даже с развитием электронной почты поток сообщений, передаваемых по факсимильной связи, продолжает расти." Компания Delrina объявила о своих планах по выпуску новинок в области голосовой, факсимильной и модемной связи, а также электронной почты в 1996 году.
Джулия Фэррис из Lotus придерживается противоположной точки зрения на тактику одного поставщика. Она считает, что такой подход заведомо обречен на неудачу. В доказательство она ссылается на cc:Mail и Notes. И независимые разработчики и стратегические союзники крайне критично отнеслись к успеху обоих продуктов. Lotus уже объявила о своем союзе с AT&T и другими поставщиками средств голосовой связи с тем, чтобы выйти на телефонный рынок.
С этим соглашается и Паркер из AT&T. Он добавляет, что, вкладывая такие большие средства во внедрение разработок в области голосовой связи и электронной почты, компании скорее всего не станут отказываться от целых систем или переделывать их только для того, чтобы подстроиться под технические решения одного поставщика. Компания Microsoft планирует с конца этого года встраивать в Microsoft Echange целый ряд основных функций, включая факсимильную связь, почту Internet и средства групповой обработки документов. Но, по мнению Фредериксена, Microsoft поддерживает и независимые разработки и намеревается в будущем добавлять к Microsoft Exhange новые продукты. Более того, компания Microsoft и себя числит среди независимых разработчиков и стремится проникнуть в те области коммуникаций, которые еще остаются вне поля ее деятельности.
Microsoft, например, пытается выйти на рынок телефонной связи. По заявлению Чарльза Фицжеральда, менеджера по продукции отдела персональных систем компании Microsoft: "Microsoft не прерывает работы над проектом в области телефонии." Хотя официально никакие продукты не анонсировались, он отмечает, что любые выпускаемые компанией Microsoft продукты должны работать с Microsoft Exchange. Фицжеральд добавляет: "Microsoft может выпустить ответчик, но не стоит рассчитывать на систему голосовой связи [от Microsoft] с полным набором возможностей, такую, которая требует что-то вроде отдельного ящика на частной АТС. Нас не оставляет равнодушными благоприятная возможность выпуска свежих приложений по системам персональной связи".
Даже при всем этом и Фредериксен и Фицжеральд едины во мнении, что индустрия созрела для появления новых разработчиков. "Сейчас не исключена возможность, что откуда - то появится кто-то новый и станет большой фигурой", - говорит Фицжеральд. - "Технологическая модель коммуникаций изменяется, и компании, занимающиеся электронной почтой, и те, что работают над голосовой связью, должны будут быстро реагировать на эти изменения".
"Это одна из самых важных проблем в индустрии персональных компьютеров" - говорит Фицжеральд. - "Любой автор хорошей идеи может прийти и продвигать ее." Он уверен, что темп внедрения новинок будет расти из-за значительных изменений на рынке технологий передачи сообщений.
ГЛОБАЛЬНАЯ СВЯЗЬ
Независимо от того, комбинируют ли пользователи продукты разных производителей или предпочитают разработки одного из них, возможности индустрии передачи сообщений позволяют не только обеспечивать электронную почту между офисами, но и осуществлять глобальную связь. В ближайшие два года передача сообщений обязательно должна охватить все виды корпоративных коммуникаций, как внутренних, так и внешних, адаптируя голосовую и факсимильную связь, формы и средства групповой обработки документов.
Фэррис говорит, что Internet и поставщики коммунальных служб подорвали потенциал передачи сообщений как средства глобальной связи, и что появление интероперабельных продуктов улучшит ситуацию. Она убеждена, что следующей проблемой в индустрии передачи сообщений станет необходимость убедить предпринимателей в том, что передача сообщений является такой же нужной, всепроникающей услугой коммуникаций, какой стали телефонная и факсимильная связь. Фицжеральд из компании Microsoft уверен, что это произойдет посредством компьютерно-телефонной интеграции: " [Компания Microsoft] верит, что телефон непременно станет периферийным устройством компьютера, а персональный компьютер - центральным звеном систем связи."
Амато из компании Delrina считает, что электронную почту надо развивать до тех пор, пока она не станет таким же всепроникающим средством, как ныне факсимильная связь. Он указывает на то, что для установления связи по факсу требуется лишь знать десятизначный номер факса-приемника. А адресация в электронной почте более сложная, потому что программы поддерживают различные схемы адресации, имеются проблемы с синхронизацией каталогов, а шлюзы иногда произвольно изменяют адресацию. Появление универсального ящика входных сообщений стало первым шагом к признанию телефона периферийным устройством компьютера, а электронной передачи сообщений - как всепроникающей услуги связи. Со встроенным в Windows универсальным ящиком входных сообщений и продуктом для электронной передачи сообщений пользователь получает в одном блоке все формы связи. Эта особенность и стала, по мнению Паркера, основанием для заключения союза между компаниями AT&T и Lotus. "Нашим клиентам нужна возможность доступа к сообщениям из одной точки", - говорит он.
Первыми пользователями, вкусившими преимущества универсального ящика входных сообщений на основе интеграции компьютера с телефоном (CTI), станут, вероятно, удаленные пользователи сети. Паркер подчеркивает, что факсимильную связь и электронную почту обычно трудно использовать в пути, тогда как голосовая связь так же доступна, как ближайший телефон, будь это телефон сотовый, платный, домашний или рабочий. С интегрированной компьютерно-телефонной системой пользователи получают по телефону доступ к электронной почте и возможность считывать сообщения на компьютер. При использовании программных продуктов, ориентированных на групповую обработку документов, обеспечивающих работу с базами данных и документами через один и то же ящик входных сообщений, пользователи также смогут получать по телефону данные об обновлении баз данных и документов.
"Многие характеристики CTI вызывают беспокойство", - говорит Амато из компании Delrina. "Что нам действительно необходимо, так это ответчики на стероидах." Функции CTI не ограничиваются простой передачей сообщений, они могут также предоставить клиентам возможность по заказу записывать ответы для заранее определенных звонящих абонентов и множество других функций управления звонками в оперативном режиме.
Когда пользователь внедряет подобные средства, передача сообщений принимает на себя скорее функции предобработки (proactive), чем простого реагирования (reactive). Вместо того, чтобы реагировать на сообщение после его поступления, пользователь может предложить заранее записанные сообщения в ответ на предполагаемые запросы данных. Фицжеральд из Microsoft подчеркивает, что ПК "быстро развиваются, чтобы стать устройствами, которые позволяют управлять всеми связями как в оперативном режиме, так и с промежуточным хранением." Даже в такой ситуации многие поставщики не рассматривают управление звонками, как часть процесса передачи сообщений, и могут запоздать с предоставлением подобных усовершенствованных возможностей.
При наличии универсального ящика входных сообщений следующим шагом к всепроникающей передаче сообщений является включение приложений для маршрутизации внешних коммуникаций в универсальный ящик входных сообщений получателя по любой из доступных и наименее дорогих схем адресации - Internet, телефон, факс и т. п. По мнению Амато, индустрия передачи сообщений, в том числе поставщики программного обеспечения для факсимильной связи, слишком медленно отреагировали на потребность в недорогих программах и средствах управления модемами на разных платформах. Он считает, что для этого требуются мощные программы администрирования локальных и глобальных сетей.
Если отрасль признает значение программ администрирования и распределения внешних сообщений, электронная передача сообщений станет проще в использовании, чем нынешняя телефонная и факсимильная связь. В то время, как для этих типов коммуникаций необходимо вносить в картотеку дополнительные адреса и телефонные номера, в передаче сообщений дело обстоит несколько проще. Со встраиванием в центральный процессор технологии цифровой обработки сигналов (DSP - digital signal processing), о чем объявила Intel, и неизбежным слиянием голосовой, факсимильной и модемной связи в один пакет, компьютеры будущего должны будут уметь принять сообщение и определить, к какому типу оно относится: голосовое иди факсимильное, двоичное или ASCII. В таком случае в картотеке будет снова один-два адреса, и передача сообщений реально упростится.
ПАНАЦЕИ ВСЕ ЕЩЕ HET
Ризи предупреждает, что даже обладая такими возможностями, универсальные ящики входных сообщений не обязательно окажутся шагом в правильном направлении. "Вопрос на самом деле стоит так: та ли проблема решается, которую вы хотели решить? Является ли ваш выбор единственным для всех нужных вам типов связи или есть быстрый, эффективный тип связи, который вам еще надо освоить? "У многих наблюдается такое изобилие средств голосовой связи и электронной почты на разных платформах, что комбинирование их в одном ящике может застопорить все формы связи из-за их пугающего количества.
Еще одной из задач, стоящих перед индустрией передачи сообщений, является сортировка и фильтрация сообщений. Из-за слишком большого числа сообщений, которые пользователи должны принимать через один универсальный входной ящик, эта проблема становится еще значительнее. Фредериксен из компании Microsoft напоминает историю развития электронной почты, когда сначала сразу же после ее установки пользователи получили резкий скачок производительности, а затем, по мере роста популярности этого вида коммуникаций для офисов, буквально утонули в избытке сообщений, зачастую не имеющих никакого отношения к их задачам.
"Предстоит решить еще много проблем, чтобы преодолеть информационную перегрузку", - говорит Фредериксен. Уже сейчас многие пользователи получают в свои входные ящики так много сообщений, что среди них трудно выделить существенные. "Информационная перегрузка становится все более и более серьезной проблемой, - говорит он, - поэтому будут нужны и все более совершенные инструменты."
Паркер из AT&T соглашается с тем, что фильтрация и установка приоритетов сообщений - важные направления, которые еще не получили должного внимания. Он говорит, что последние достижения технологии передачи сообщения дали пользователям возможность выбора и определенные удобства, но проблема управления все еще остается.
В индустрии баз данных многие вопросы управления данными уже разрешены с помощью SQL, гипертекстового поиска и методов выборки данных. Возможность использования этого инструментария для передачи сообщений пока по большей части не изучена. Одну из трудностей Фредериксен видит в том, что в отличие от баз данных, информация в системах передачи сообщений не структурирована. Поставщики средств передачи сообщений должны будут найти уникальные решения по представлению информации заказчиков и предложить усовершенствованные утилиты для поиска, распределения и размножения данных.
Компания Oracle, более известная своими разработками в области баз данных, - единственная, кто при разработке новых продуктов для электронной почты пытается в решении проблемы управления передачей сообщений использовать подход, подобный гипертекстовому. Ее продукт ConText является первоклассным инструментом для языкового процессора, и ожидается, что уже со следующего года он будет включаться в продукты для электронной почты. По мнению Джона Бартлетта, директора по маркетингу отдела новых сред (New Media division) компании Oracle, это даст больше, чем гипертекстовый поиск и средства выборки данных. Он говорит: "[ConText] позволяет извлекать главное из текстовых документов путем разбиения их на наиболее значащие фрагменты," и добавляет, что предполагается наличие специалиста, понимающего, что имеют в виду пользователи при определении правил фильтрации входных и архивированных сообщений.
При этом Бартлетт считает, что компетентность в вопросах баз данных Oracle более важна для администраторов сетей предприятий, чем для конечных пользователей. В течение ряда лет компания Oracle встраивала в свои базы данных средства электронной почты, но вовсе не как средство управления входными сообщениями для индивидуальных пользователей. По мнению Бартлетта, надежная серверная часть, построенная на отработанной СУБД, предоставляет большие возможности для управления системой, ее масштабируемости и способности объединения с другими приложениями для обработки запросов. Следующее поколение программных продуктов компании Oracle для электронной почты будет создаваться на базе Oracle Media Server для текстовой, аудио- и видеоинформации. "Основное - это принять сообщение во входной ящик", - говорит Бартлетт. - "Инструментарий для управления и работы с сообщениями прилагается к базам данных."
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Поставщики и независимые разработчики, предоставив инструменты для решения проблемы избытка информации, могут считать свою миссию законченной, но у пользователей появляются новые проблемы. Фэррис из Lotus подчеркивает, что при использовании большего числа совместно работающих продуктов внедрение схем передачи сообщений внутри корпорации становится все более сложным. "Заказчики постоянно требуют свободы выбора, но вместе с ней приходят и большая ответственность и потенциальный риск", - говорит она. Фэррис уверена, что возможность свободного выбора программных продуктов значительно усложнит работу планировщиков и администраторов сетей.
Предприниматели должны отреагировать на это, пересмотрев цели и задачи своих систем коммуникаций. По словам Паркера, "это начало новой волны на рынке инструментария для организации потоков коммерческой информации". Корпорации должны быть готовы к тому, что в течение длительного периода им придется сталкиваться с изменениями в индустрии передачи сообщений.
Фицжеральд из Microsoft считает: "Мы думаем о коммуникациях скорее не как о собственно задаче, а как о возможном приложении персональных компьютеров." По мере расширения сферы проникновения передачи сообщений становится более критичным отношение к ней. Это означает, что компании больше не смогут позволить себе оставить без внимания сервер сообщений, а администраторы и пользователи будут требовать хороших инструментов с большим набором возможностей для эффективного управления электронной передачей сообщений. Предпринимателям придется думать не только о том, кто обеспечит им наилучшую инфраструктуру передачи сообщений, но и о том, кто сможет поставить им программное обеспечение, наилучшим образом отвечающее нуждам пользователей.
Особенно внимательно придется отслеживать изменения в индустрии передачи сообщений мелким предпринимателям. Ризи из AT&T утверждает, что такие компании как Lotus, Novell и Microsoft будут создавать продукты, которые для нужд многих предпринимателей окажутся слишком громоздкими и дорогими. Он надеется, что операционные системы имеют достаточно развитую инфраструктуру, чтобы клиенты могли встраивать простое в использовании программное обеспечение, не вкладывая средств в продукты для почтового сервера. "Опасность состоит в том, что забудут о маленьком человеке", - говорит он. "Повезет двум тысячам счастливчиков, а что делать двум миллионам не столь везучих?"
Эволюция электронной связи: По мере внедрения в ориентированную на рабочие группы почту систем передачи на базе хостов общее число пользователей возрастает. Сейчас, когда компании ищут пути вовлечения большего числа пользователей (до десятков тысяч) в одну глобальную почтовую систему, появляются продукты для корпоративной передачи сообщений.
Бонни Гиннес - консультант, специалист по сетям. Работает в Сан-Франциско. С ней можно связаться по адресу: loraine!bonny@netcom.com.