В отсутствие жесткого регламентирования в индустрии коммунальных служб компании продвигаются по пути повышения эффективности и снижения затрат.
При жесткой регламентации нет стимула к внедрению новых технологий. Иначе обстоит дело там, где есть свобода маневра. Имея перед глазами пример такой свободы в других отраслях, в частности ситуацию в индустрии телекоммуникаций, коммунальные службы бросились в погоню за информационными технологиями.
При постоянной перестройке структур и совершенствовании технических средств периодически приходится возвращаться к теме чрезвычайной важности - к организации взаимодействия и совместного использования информации в рамках всей компании. Такой оборот дела предполагает внедрение гибкой и управляемой компьютерной архитектуры. Для индустрии коммунальных услуг это означает отход от инфраструктуры, построенной на мэйнфреймах с терминалами, и переход к распределенной архитектуре клиент-сервер.
"Движущей силой развития сетей является перенос приложений с мэйнфреймов, например: бухгалтерских книг, управления хозяйственной деятельностью и экономических расчетов проектов", - говорит Поль Финер, менеджер по обслуживанию сети компании New England Electric (Westboro, MA), холдинговой компании, владеющей контрольными пакетами трех коммунальных служб в Массачусетсе, Род Айленде и Нью-Хэмпшире.
Подлинная цель явно наметившейся в индустрии коммунальных услуг тенденции к отходу от идеологии систем на базе мэйнфреймов двояка: во-первых, более эффективное развертывание рабочей силы за счет снижения затрат предприятий и укрепление связей с клиентами; во-вторых, за счет улучшения обслуживания.
Большинство коммунальных служб в той или иной степени заняты пересмотром своих информационных систем. Представители отрасли указывают на тенденции в развитии информационных технологий, непосредственно воздействующих на их стратегию в области как локальных, так и глобальных сетей. Коротко эти тенденции можно сформулировать следующим образом:
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ
Перестройка информационных технологий в разных компаниях происходит по-разному, но очевидно одно: мэйнфреймы пока все еще не вышли из употребления. Новые приложения предназначены для открытых и распределенных сред.
В состав Comm/Energy Services (Camdridge, MA) входят три компании: Commonwealth Electric, Camdridge Electric и Commonwealth Gas. Число их клиентов, потребителей электроэнергии и газа, достигает 600 тысяч. В виду усиливающейся конкуренции отдел информационных технологий обратил внимание на маркетинговую деятельность внутри компании.
"Мы внедряем локальные и глобальные сети на местах, чтобы остальные отделы не сваливали свою работу на отдел информационных технологий", - говорит Эд Фицпатрик, технический директор Comm/ Energy. Идея состоит в том, чтобы пользователи имели инструментарий для получения из любого места необходимой им информации. В случае Comm/Energy источником информации является мэйнфрейм компании IBM или Digital VAX, на которых установлена база данных Oracle.
По словам Фицпатрика, установка ПК началась два года назад. Объединенные в сеть ПК установлены в эксплуатационной и в газовой компаниях; одна треть ПК и установленных локальных сетей приходится на электрические компании, которые образуют самую большую пользовательскую базу. В Comm/Energy работают 2200 сотрудников, и их рабочие места составят в будущем сеть Banyan VINES. Компания пытается объединить свои разнородные сети: SNA, VINES и DECnet, сконфигурировав поддержку протокола TCP/IP.
Как говорит Фицпатрик, следуя этому сценарию, New England Electric на две трети уменьшила число сеансов связи с мэйнфреймами. Кроме того, компания придерживается протокола Novell IPX.
Компания, имеющая около 5 тысяч сотрудников и обслуживающая 1 млн. 300 тысяч клиентов на территории трех штатов, начала после 1992 года работы по объединению в сеть своих автономных ПК.
На сегодняшний день инфраструктура NEESnet, сети компании New England Electric, включает 3000 ПК и 78 файл-серверов на базе Intel в 45 точках, и число их постоянно растет. По словам Поля Финера, три главные резиденции компании соединены линиями Т-1, часть из которых цифровые микроволновые, а остальные поставлены компаниями NYNEX и AT&T.
Пэт Говард, руководитель проекта по применению компьютеров в коммунальных службах в компании IBM, признает, что коммунальные службы ищут пути создания необходимых им новых компьютерных сред. "Однако, - говорит он, - некоторые предпочитают использовать приложения на мэйнфреймах".
Говард подчеркивает значение того факта, что коммунальные службы разворачивают системы, которые обеспечат им требуемую надежность, быстроту действия и эффективность. В этой ситуации мэйнфрейм часто выбирается в качестве сервера предприятия. Говард считает, что RS/6000 можно нарастить для работы с информационной системой о клиентах (Customer Information System application), однако заменить собой всю коммунальную службу RS/6000 не может. "До недавнего времени, - говорит Говард, - большинство коммунальных служб использовали мэйнфреймы. Но именно технология клиент-сервер даст компаниям коммунальных услуг необходимую гибкость в решении задач".
Нэнси Вонг, менеджер по эксплуатации компьютеров и сетей компании Pasific Gas &Electric (PG&E, San Francisco), крупнейшей в отрасли компании коммунальных услуг по электро- и газоснабжению, соглашается с Говардом в оценке роли мэйнфреймов. Она говорит, что для PG&E, у которой число клиентов в Калифорнии колеблется между шестью и семью миллионами, мэйнфрейм до сих пор широко используется для ведения огромной базы данных клиентов.
"Перенося некоторые приложения с большой ЭВМ в систему клиент-сервер, мы сталкиваемся с ограничениями по емкости и производительности", - говорит Нэнси Вонг. Кроме того, по мнению Вонг, система клиент-сервер не обладает достаточной надежностью.
ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ
Прокладка кабелей - одна из самых важных работ при создании инфраструктуры сети. Компания Southern California Edison Co. (Rosemead, CA) начала работы по прокладке сетей в 1992 году. "До этого локальные сети поддерживали приложения для разного рода расчетов", - говорит Том Аллен, отвечающий за интеграцию технологий в компании SCEC. Затем компания приняла пару стратегических решений в области информационной технологии с целью увеличения поддержки распределенных приложений предприятия и, следовательно, консолидации и переконфигурации сети.
Первым шагом стала прокладка кабеля Категории 5 для увеличения гибкости и управляемости сети. Затем коммунальная компания поставила маршрутизаторы, высокоскоростные сети и стандартные приложения на базе Unix. "Сегодня для создания каталогов, печати и TCP/IP наша сеть использует в основном продукты Novell, - говорит Аллен. - Сеть SNA, насколько это возможно, ограничена пределами информационного центра". SCEC в настоящий момент находится на полпути к достижению поставленной цели в области информационных технологий. К 1998 году, по мнению Аллена, эта цель будет достигнута. Компания обслуживает 4.1 млн. клиентов на территории площадью 150 тыс. кв. км в Центральной и Южной Калифорнии, исключая Лос-Анджелес. 16.5 тысяч служащих размещаются более чем в 300 пунктах - здесь и центральный аппарат, и 80 окружных управлений, и более 200 учреждений меньшего масштаба.
Джинни Джонс, отвечающий за развитие инфраструктуры информационных технологий компании Tampa Electric (Tampa, FL), дочерней компании Teco Energy, рассказывает, что в Teco кабели проложены в 10 главных зданиях. Всего компании принадлежат 30 зданий, включая несколько более мелких, где в настоящее время локальных сетей нет. "Для этих мест мы составляем планы", - говорит она.
Коммунальная служба в основном использует Token Ring в 25 локальных сетях с пропускной способностью 16.5 Мбит/с. Есть еще 5 локальных сетей Ethernet, которые были установлены еще в далеком 1989 году.
Не так давно к одному серверу на каждом этаже девятиэтажного здания объединенной штаб-квартиры Tampa Electric, в которой работают от 12 до 14 тысяч сотрудников, была подсоединена магистральная сеть FDDI. Такая конфигурация преподнесла ценный урок: администрирование распределенных локальных сетей загрузило на весь рабочий день людей, у которых были и другие обязанности.
"Мы возвращаем серверы обратно в центральный коммутационный зал и переходим к централизованному управлению локальными сетями", - говорит Грэг Эллер, президент Teco Energy Management Services (это еще одна дочерняя компания Teco Energy). Результат налицо. "У нас появилась возможность ежесуточно централизованно выполнять резервное копирование для всех локальных сетей", - говорит Джинни Джонс.
Информационная служба отвечает и за информацию, и за связь. Она располагается в отдельном помещении площадью около 1000 кв. м. По словам Грэга Эллера, централизация деятельности организации началась в 1994 году. "В настоящее время мы оказываем из центра помощь при получении запроса", - говорит он. - Серверы из небольших удаленных подразделений также возвращены обратно в информационный центр".
Корпорация имеет резервную оптическую магистраль и несколько микроволновых линий там, где это более экономично. Для телефонной связи Teco использует пять главных коммутаторов Nothern Telecom и небольшие внутренние телефонные станции в каждом окружном офисе.
Подобно многим коммунальным службам, изучающим возможности локальных и глобальных сетей, Tampa Electric разрабатывает несколько пилотных проектов, связанных с сетями. Один из проектов предполагает прокладку линий связи от сети обслуживания клиентов к домам персонала. "Цель проекта заключается в сокращении времени реагирования в чрезвычайной ситуации", - говорит Эллер.
Реализация проекта, включающего около десятка сотрудников системы обслуживания, началась полтора года назад. Ожидается, что ко времени начала испытаний представителей станет куда больше. В чрезвычайных ситуациях, как-то: сильный "электрический шторм", ураган - аварийные вызовы, которые не смогут достичь отдела обслуживания клиентов, будут автоматически переадресовываться на дом к сотрудникам. "Мы с GTE работали на местах, чтобы провести линии в дома, и установили автоматические коммутаторы вызовов", - рассказывает Эллер.
Дома у сотрудников устанавливаются ПК Compaq, обеспечивающие им доступ к информации клиентов. До сегодняшнего дня еще не случалось шторма, настолько сильного, чтобы проверить систему переадресации вызовов на деле.
Вторая разработка компании Teco относится к программе автоматизации считывания показаний измерительных приборов и дистанционного контроля потребления энергии. Компания приготовилась сделать гигантский прыжок в технологии - от примитивного метода считывания показаний счетчиков от "двери к двери" к более сложной двунаправленной технологии, дающей возможность предложить клиентам, кроме учета, множество других дополнительных оплачиваемых услуг.
"Для нашей отрасли подобные усовершенствования технологии равносильны смене двуколки на автомобиль", - говорит Тони Пини, вице-президент и директор по индивидуальному обслуживанию клиентов компании Massachusets Electric, дочерней компании New England Electric (Westboro, MA).
IBM и Teco Electric, к примеру, заключили соглашение о трехмесячной совместной демонстрации в Тампе (Флорида), продукта SHUbox - сложной интеллектуальной управляющей и коммуникационной системы, предоставляющей потребителям электроэнергии возможность отслеживать расход электроэнергии и управлять им вплоть до отдельных приборов по желанию.
Система SHUbox использует процессор Power PC и включает в себя расширенные возможности ПК, в частности, порты шины EISA, последовательные порты и слоты PCMCIA.
SHUbox подключается к счетчику клиента и устанавливается вне его дома. Домашний ПК использует имеющуюся в доме проводку для объединения SHUbox с ПК. На время испытаний клиентам будут предоставлены компьютеры Aptiva компании IBM.
ПК служит клиентам для связи с измеряющей и контролирующей потребление электроэнергии SHUbox. "Клиент может, например, использовать систему для автоматического включения и выключения приборов", - говорит Эллер.
В демонстрации участвует еще одна компания - MTEL, провайдер услуг Personal Communication Services (PCS, Jackson, MS). Ее служба SkyTel обеспечит двустороннюю связь между местом испытания и коммунальной службой по радиочастотной линии.
Система обеспечивает коммунальным службам получение от SHUbox показания приборов, а также дополнительную информацию, которая позволит предложить клиентам оптимальные расценки на услуги.
По своим возможностям интеллектуальная система SHUbox выходит за рамки предлагаемых коммунальными службами услуг. Используемая в качестве шлюзового сервера, она может обеспечить еще ряд приложений, например: просмотр фильмов с посеансовой оплатой, "магазин на дому" (возможность делать покупки, не выходя из дома), доступ к Internet.
В ходе первых испытаний клиенты смогут воспользоваться двусторонней постраничной интерактивной связью сети Skypage. По словам Эллера, рассматривается также возможность использования радиосвязи для пересылки электронной почты между системами SHUbox.
Компании Teco Energy Management Services и IBM ведут переговоры о коммерческом лицензировании и торговом соглашении относительно системы SHUbox.
PG&E И ПАРТНЕРЫ
Teco не одинока в своих попытках внедрения дополнительных оплачиваемых услуг. Недавно между Tele-Communications Inc. (TCI, Englwood, CO), крупнейшей национальной кабельной компанией, и компаниями Microsoft, Pasific Gas & Electric Co. подписано соглашение об использовании кабельного телевидения для предоставления услуг по управлению домашним потреблением энергии.
TCI обеспечит инфраструктуру связи, Microsoft создаст системное программное обеспечение, а PG&E - приложения для предоставляемых услуг в области энергоснабжения.
По словам Стива Филлипса, директора по автоматизации энергосистем компании PG&E, планируемые в настоящее время технологические испытания к 1996 году будут в полном разгаре. Поле действия испытаний - 1000 домов в Центральной Калифорнии.
Комплекс энергетических информационных услуг, проходящих испытания в PG&E, аналогичен услугам, предлагаемым технологией SHUbox, помимо считывания показаний счетчика. Автоматическое считывание показаний измерительных приборов, обнаружение остановов, предоставление текущих данных по энергопотреблению и стоимости, реализация гибкого графика использования электроприборов клиента, электронная выписка и оплата счетов, подробное описание расхода электроэнергии - таков приблизительный список услуг, проводимых PG&E испытаний.
Блок обработки накапливаемых данных в реальном времени подключается к счетчику, а локальная сеть монтируется внутри дома с использованием имеющейся в нем электропроводки. Компания PG&E сконструировала наружный блок для взаимодействия с локальной сетью. Как утверждает Филлипс, используя управляемые с помощью меню экраны состояния, отображаемые на телевизионном экране, клиент сможет контролировать и регулировать потребление энергии в своем доме. Пользовательский интерфейс системы должна разработать компания Microsoft.
Компания PG&E заинтересована в широкой продаже системы Энергетических Информационных Услуг. Коммунальные службы надеются распространить эти услуги на всю обслуживаемую ими территорию Северной и Центральной Калифорнии, для 12. 8 млн. клиентов.
Филлипс считает, что диапазон услуг, предоставляемых по сети, со временем будет только расти.
По мнению Тони Пини, будущее коммунальных служб - в технологии двусторонних передач с автоматизацией измерений. Нынешним летом Massachusets Electric начала экспериментировать с новыми технологиями. Пини уверен, что этому типу технологий принадлежит будущее.
В настоящее время компания New England Electric осуществляет считывание показаний счетчика с помощью разработанного по заказу компанией Itron (Spocane, WA) портативного компьютера. Ежедневно информация о клиентах передается с мэйнфрейма в центральный ПК в Westboro, откуда по глобальной сети поступает примерно в два с половиной десятка местных представительств. Портативный ПК подключается к сети и получает информацию о счетчиках, с которых предстоит снять информацию в течение дня. В конце дня процесс повторяется в обратном порядке. Счета клиентов ведутся мэйнфреймами.
В 1994 году компания New England Electric примерно в 13 тыс. пунктов начала использовать для считывания показаний счетчиков однонаправленную автоматизированную систему компании Itron. Эта система предполагает, что фургон со славным ПК, вооруженным оборудованием для радиосвязи, проезжает по улицам. ПК посылает радиосигнал встроенному в счетчик клиента устройству. Поймав сигнал, устройство передает показания счетчика в ПК на грузовике. Затем эта информация передается в мэйнфрейм.
"Однонаправленная технология используется нами в тех местах, куда либо трудно попасть, либо незачем часто посылать точные счета", - говорит Пини. К тому же, однонаправленные системы могут считывать десять-пятнадцать тысяч показаний в день, тогда как портативные устройства - только полторы-две тысячи за это же время.
К концу года число участков, обслуживаемых однонаправленными радиосистемами, вырастет еще на 12 тысяч. Однако Пини оговаривает особо, что этот вариант является временным. "На сегодняшний день, - говорит Пини, - однонаправленные системы экономически эффективное, но ни в коем случае не окончательное решение".
ТЕНДЕНЦИИ
Фред Тренкл, администратор сети компании Baltimor Gas & Electric (BG&E), считает, что в его службе самым трудным звеном является электронный бизнес: удаленный доступ к локальным сетям для диагностирования, телекоммуникации и автоматизации расчетов во вне рабочее время, факсимильная сетевая связь, электронный интерфейс данных (EDI), "доска объявлений" корпорации и шлюз Internet. "Не вызывает сомнения, что значение сети значительно возросло", - говорит он. Действительно, по его словам, в компании BG&E весь персонал сверху донизу вооружен персональными компьютерами.
В компании BG&E 5 тысяч пользователей NetWare и больше 120 серверов на базе процессоров Intel. По словам Тренкла, BG&E перевела (или готова перевести) многие прикладные задачи в конфигурацию клиент-сервер, в том числе и критически важные приложения.
В настоящее время в работе находятся несколько проектов усовершенствования сети. Например, мосты заменяются на новые из-за недостаточной пропускной способности старых. Тренкл оценивает возможности технологии переключений локальных сетей следующим образом: "Мы рассматриваем возможность сегментирования нашей локальной сети в зонах с особенно напряженным трафиком".
Многие линии Т-1 модернизированы до Т-3 по причине появления новых приложений, а коммунальные службы рассчитывают в будущем перейти на ATM (асинхронный режим передачи). Компания BG&E имеет оптическую и несколько микроволновых магистралей. В глобальном оптическом кольце используется протокол TCP/IP.
Эд Фицпатрик считает, что есть несколько областей, в которых коммунальным службам было бы выгодно использовать Internet. К ним он относит проектно-исследовательские работы, рынок демографической информации, электронную почту, а также использование Internet в качестве канала для ведения бизнеса.
Поль Финер уже объявил о расширении доступа к World Wide Web и планирует перевести почту на Internet. Само собой разумеется, что при этом защита информации станет одной из главных задач. "Мы будем экспортировать только трафик telnet и ftp", - говорит Финер.
Финер обеспечивает защиту своей сети, контролируя точки входа и используя для доступа к Internet только одну точку. Он также защищает свою сеть, возводя "огненную стену" (firewall) приложений и используя технологию фирмы DEC на компьютерах Alpha. Соединения обеспечивает выделенный маршрутизатор Cisco Systems. "Кроме того, при входе абонента автоматически запускается антивирусная программа", - отмечает Поль Финер.
У всех администраторов сетей в коммунальных службах есть одна общая забота - не отставать от быстроменяющихся технологий. Еще одна забота - как всеми ими управлять. При том, что для отдельных частей сети: локальных сетей, маршрутизаторов, шлюзов и проводки - имеются административные приложения, поиск всеобъемлющего решения по управлению сетью может оказаться очень сложным.
Фред Тренкл оказался в затруднительном положении при выборе между OpenView компании Hewlett-Packard и NetView/6000 компании IBM. Его основные требования - возможность управления подключенными к сети устройствами среднего уровня, способность отлавливать сбои, проводить диагностику в сети, измерять трафик и выявлять тенденции. "Наши клиенты требуют стопроцентной доступности сети, а это не так-то и просто при сегодняшнем положении дел", - сетует он.
Многие производители информационных систем пытаются следовать стандарту SNMP. Джинни Джонс из компании Tampa Electric, привыкшая к порядку и возможностям мэйнфреймов, огорчена недостатками того и другого в распределенной компьютерной среде. "У нас нет инструментария, отвечающего ожиданиям пользователя", - говорит она.
В настоящее время компания использует NetView для Advanced Interactive Executive (AIX) и рассматривает NetView /Managewise как средство, способное помочь управлению отдельными локальными сетями через SNMP. Джинни Джонс хотела бы, чтобы средства управления сетью включали в себя систему, которая позволяла бы ей управлять локальными и глобальными сетями с центральной консоли и обладала бы рядом интеллектуальных возможностей: предоставляла бы информацию о функционировании сети, изменениях, а также планировала бы пропускную способность. "Я трачу массу усилий для выяснения положения дел", - обрисовывает сложившуюся ситуацию Джонс.
У тех, кто внедряет технологию с запозданием, есть определенные преимущества. Индустрия коммунальных услуг может извлечь выгоду из суммы знаний, накопленных без нее в других отраслях.
Однако администраторы информационных систем в коммунальных службах не приобрели достаточной квалификации для развертывания новых компьютерных технологий и не учли своих прежних ошибок. Пока им известно лишь то, что при ослаблении регламентации ключевым фактором для успеха в конкурентной борьбе является привлечение новейших технологий.
Лин Харбер - журналистка из Бостона, пишущая на темы информатики, телекоммуникаций, компьютерных технологий. С ней можно связаться через MCIMail по адресу 3063936.