Готовы ли мы к трехмерной Web?
Только мы освоили Netscape, Mosaic и дюжину других программ просмотра World Wide Web (или по крайней мере решили освоить), как появился новый вид киберпространства. Он покажется знакомым многим, так как очень похож на Web - в действительности, он связан с Web, но и отличается тем (время снимать шляпы), что трехмерен!
Целый концорциум умных голов работает над тем, чтобы сотворить реальность. Это небольшое упражнение в создании недвижимого имущества (э-э-э ... хорошо ... виртуальной реальности). Digital Equipment и NEC (Токио) принимают в этом участие. Netscape Communications (Маунтин-Вью, шт. Калифорния) и журнал "Wired" тоже.
Они работают ни над чем иным, как над языком моделирования виртуальной реальности (VRML - Virtual Reality Modelling Language). VRML (который разработчики произносят как "вермил") был предложен в 1993 году на первой международной конференции по World Wide Web в Женеве (Швейцария). Дабы не ходить вокруг да около, скажем, что слушатели одного из семинаров конференции сформировали постоянную рабочую группу и лист подписчиков. В течение месяца число подписчиков достигло 1000.
Группа VRML сразу же сделала правильный ход, решив взять существующую систему для описания трехмерных сред. Они выбрали язык описателей ASCII-файлов Open Inventor компании Silicon Graphics (Маунтин-Вью). Этот файловый формат позволяет описывать трехмерные изображения при помощи многоугольников. Он имеет еще множество дополнительных возможностей, таких как яркость, текстура поверхности и специальные эффекты.
КОСМИЧЕСКИЙ ПРИШЕЛЕЦ
VRML не HTML, хотя они и связаны друг с другом. Так программы просмотра будут позволять просматривать и HTML, и VRML. Причина, по которой мы вообще завели разговор о VRML, состоит в том, что такие программы просмотра начали появляться на платформах Windows 95 и Windows NT. На сегодняшний день число данных программ достигло уже семи. Если ваш модем подсоединен к Internet и вы хотите посмотреть, что они из себя представляют, то попробуйте WorldView компании InterVista (Сан-Франциско). Эта программа легко устанавливается и выполняется на нескольких различных стеках протоколов SLIP и PPP. К тому же она упакована в сравнительно небольшой по размеру дистрибутив (не подумайте, что все остальные программы просмотра VRML занимают гораздо больше места, просто в них много лишнего).
После загрузки программы просмотра VRML перейдите к URL со ссылкой на файл .wrl (world). Щелкните на ссылке и загрузите файл по сети. Файлы компактны, но не более. Космический корабль Star Trek, каркас которого изображен на рисунке, занимает около 380 Кбайт. Используя программу просмотра VRML, вы можете перемещаться (в смысле виртуально) по кораблю, изменять точку и угол зрения, но предупреждаем - не заблудитесь!
ГДЕ БЫ ВЗЯТЬ ТАКУЮ СВЯЗЬ...
В описании VRML, написанном Марком Песком (это один из разработчиков VRML) говорится, что побудительным мотивом к разработке языка стало желание снять ограничения неуклюжей адресной схемы URL в Web с целью "фундаментального изменения природы пользовательского интерфейса ... когда окружающее пользователя пространство становится информационной средой", т.е. пользователь получает непосредственное управление каналами связи между блоками информации в киберпространстве. Весьма обязывающее заявление.
Насколько бы захватывающей ни казалась футуристическая концепция "пространства вокруг пользователя", средства связи таковы, что должно пройти какое-то время, прежде чем выбор в программе просмотра .wrl возымеет действие. Сегодня основной ажиотаж прежде всего вызывает перестройка традиционных архитектур. Если эта функция найдет применение - вряд ли можно найти более дорогой способ получения картинки космического корабля, - едва ли она, даже несмотря на примитивный плоский или текстовый интерфейс Web, достигнет уровня Web.
Сегодня разработчики VRML горят идеей, что при правильном выборе протокола можно втиснуть широкий мир даже в самый узкий канал модема на 14.4 Кбит/с. И если это удастся, то вы наверняка успеете к другому концу, чтобы посмотреть как он капает оттуда капля за каплей. LAN
Роберт Ричардсон - мастер Web в LAN (http://www.lanmag.com/). С ним можно связаться через Internet по адресу: robert@fiction.com.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Программу WorldView для просмотра VRML можно найти в Internet на сервере Web фирмы InterVista (http://www.intervista.com/).