Когда журналисты в полной мере освоят мощь новой техники, для потребителей наступит эра мгновенного избирательного освещения новостей.


НОВОСТИ ПО СЕТИ
ПЕЧАТЬ И ВЕЩАНИЕ ЕДИНЫ
БЛИЖЕ К НАРОДУ
МЫ ПОЙДЕМ ИНТЕРАКТИВНЫМ ПУТЕМ
ПЕРЕХОД К ЦИФРОВЫМ СИСТЕМАМ
КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ
ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ЭФИРУ!
Цифровые системы готовы к работе

Этой весной, когда в Вашингтоне готовились к торжественной встрече пилота ВВС США капитана Скотта О"Гради, чудом спасшегося из раздираемой войной Боснии, Джим Тотен проводил свой отпуск во Флориде.

Данный факт остался незамеченным вашингтонскогим бюро информационной службы Трибьюн Бродкастинг и его руководительницей Сисси Бейкер, хотя казалось бы ситуация складывалась не лучшим образом. Сисси должна была - причем немедленно - передать видеокартинку этого события на восемь телевизионных станций компании, но без Тотена, ответственного за техническое обеспечение и знавшего, как направить спутниковую антенну в нужную сторону, ей было не справиться.

На деле же решение проблемы заняло несколько минут. При помощи своего ноутбука Тотен соединился (по телефонной линии) со студийным персональным компьютером, управляющим четырьмя спутниковыми "тарелками" на крыше здания в центре Вашингтона. Запустив написанную своим коллегой простую программу для DOS, Тотен выполнил всю необходимую настройку в удаленном режиме и снова вернулся на пляж.

Еще год назад такой счастливый исход был бы невозможен. Маленькая победа Трибьюн - это пример того, как далеко вторглись цифровые системы в один из последних бастионов аналоговой техники - службу новостей; это пример того, как изменили мир средств массовой информации 90-х годов соединенные в сеть настольные компьютеры.

Репортеры таскают с собой переносные компьютеры - от старенького TRS-80s производства Radio Shack до новейших PowerBook и ThinkPad - уже больше десятилетия. Но только недавно персональные компьютеры и сети проложили свой путь в отделы новостей, где они заменяют немые настольные терминалы ввода/вывода и мэйнфреймы и мини-компьютеры в деле подготовки материалов. Как и в любой консервативной отрасли, традиционные технологии не спешат уступать свое место новичку. А в некоторых областях, например в производстве видеоинформации, цифровая техника пока не может обеспечить уровень качества, достигаемый при помощи старых добрых аналоговых систем.

Экономичность и гибкость модульных стандартизированных цифровых систем - вот причины того, что сети настольных компьютеров (персоналок для подготовки текстов или макинтошей для компьютерной верстки и работы с графикой) все сильнее теснят старых рабочих лошадок. Персональные компьютеры завоевывают отделы новостей - как крупнейшие, так и самые маленькие из них.

НОВОСТИ ПО СЕТИ

В газете "Чикаго Трибьюн", являющейся (как и Трибьюн Бродкастинг) дочерней компанией чикагской Трибьюн, установлено 500 настольных машин, связанных между собой в сеть NetWare 4.1. Репортеры и редакторы могут поддерживать связь друг с другом и с окружающим миром сообщениями по электронной почте, однако все их материалы хранятся в файлах на мэйнфрейме Tandem.

В "Лос-Анджелес Таймс" дело зашло несколько дальше. Настольные персональные компьютеры сотрудников содержат специальную плату, которая позволяет использовать машины в качестве терминалов для редактирования Coyote, в точности так же, как те, что напрямую подключены к мэйнфрейму этой газеты. Машины оборудованы модемами и подключены к внешним телефонным линиям.

Внедрению сетей персональных компьютеров в отделы новостей способствует также широкое использование различных интерактивных служб и сети Internet. "Бойцы идеологического фронта" (теле- и радиоведущие, издатели, репортеры и проч.) прекрасно понимают, что быть может уже завтра на смену печатной странице как носителю информации придут мониторы компьютеров и экраны телевизоров. По всей стране - от биржевых залов Уолл-стрит до транспортных компаний Среднего Запада - на рабочих столах установлены оснащенные модемами персональные компьютеры, некоторые из которых имеют даже каналы связи для прямой передачи видеоизображения, высвечиваемого в углу экрана. Настольные компьютеры украшают столы более чем трети американских домов, многие из них подключены к модемам.

Миллионы людей являются абонентами таких интерактивных служб, как America Online, CompuServe и Prodigy; миллионы людей пользуются сетью Internet, в которой сотни газет, журналов, вещательных компаний, интерактивных служб и других источников уже сейчас предлагают новости, информацию и развлечения.

Бесспорен тот факт, что завоевать новую аудиторию без последних достижений техники невозможно. Но окунувшись в новую для себя область, производители информации сталкиваются с тем, о чем уже давно говорили математики: биты - это биты, независимо от того, передают они видеоизображение, обычный текст или высококачественный звук. А использовать или игнорировать эти биты оказывается куда сложнее работы с привычными для большинства физическими носителями.

Редакторы "Веб Ревью", нового интерактивного издания компании Global Network Navigator, дочерней фирмы America Online, в восторге от использования цифрового формата. Стив Пиццо, редактор отдела американских новостей, утверждает, что возможности цифровых публикаций практически безграничны, но в наибольшей мере преимущества этой технологии проявляются при выпуске в свет комплексных исследовательских материалов. Все ссылки и сведения общего характера могут быть удалены из основного текста; читатель получает краткую и удобную для восприятия статью, но при желании он может получить гораздо более детальную информацию при помощи гипертекстовых ссылок.

Интерактивные системы, в особенности имеющие дело с большим количеством графических изображений, часто работают медленно. Рекламные объявления, даже 100-страничные подборки Times Link, службы подписки "Лос-Анджелес Таймс", зачастую остаются невостребованными. Текст и изображение при этом считываются, записываются и повторно используются по оптовым ценам или вообще бесплатно, а производитель информации получает за свой труд мизерную компенсацию или совсем ничего. Кроме того, появление новой среды вызывает "девятый вал" конкуренции, той самой, которая уже давно считается причиной неуклонного увядания печатных средств массовой информации.

ПЕЧАТЬ И ВЕЩАНИЕ ЕДИНЫ

В киберпространстве исчезают привычные границы между разными отраслями индустрии новостей и информации. Интерактивные домашние страницы "Эй-Би-Си Ньюс" и "Нью-Йорк Таймс" гораздо больше похожи друг на друга, чем на традиционную продукцию тех же компаний. Обе интерактивные службы теперь вынуждены конкурировать в оперативности информации с агентствами Ассошиэйтед Пресс, Рейтер и другими информационными агенствами. Пусть это означает усиление конкуренции, но ведь при этом открываются и новые возможности.

Благодаря новшествам, позволяющим осуществлять самые немыслимые комбинации технологий, вашингтонское бюро Трибьюн смогло добиться экономических успехов, казавшихся недостижимыми еще несколько лет назад.

В новом просторном помещении отдела новостей Сисси Бейкер располагается рядом с Джимом Уорреном, руководителем вашингтонского бюро "Чикаго Трибьюн". Сеть персональных компьютеров обеспечивает сотрудникам доступ к электронной почте. Отдел новостей подключен к каналам передачи изображения и звука. Газетные репортеры имеют возможность прямого выхода в эфир с последними известиями о наиболее важных событиях, а Сисси Бейкер может просматривать статьи для завтрашнего номера "Чикаго Трибьюн".

Бейкер поясняет, что репортажи о важнейших новостях могут быть отсняты и переданы в Чикаго на головную суперстанцию компании, WGN, для утреннего вещания. В итоге конкурирующие компании отрывают людей от чтения утренних газет, а WGN передает видеоиллюстрации к статьям. Если же зритель захочет узнать подробности - к его услугам свежий номер "Чикаго Трибьюн".

Многие информационные компании по-прежнему скептически относятся к электронным издательским средствам. Издатели часто высказываются в том духе, что наряду с очевидной экономией расходов на печать и распространение, внедрение новой технологии приводит также к уменьшению доходов от рекламы. Большинство из них потерпели неудачу, пытаясь заставить публику платить за использование электронных публикаций. Теле- и радиокомпании, как правило, используют электронные средства для сбора отзывов зрителей и рекламы новых передач.

Появление интерактивных изданий поднимает новую волну конкуренции. В соревнование за внимание аудитории включаются различные интерактивные службы, агенства новостей, рекламные издания и даже традиционные информационные компании. В этом году, например, Библиотека конгресса установила сервер Internet под названием Thomas, содержащий последнюю информацию о законопроектах, рассматриваемых конгрессом. С других серверов без посредников можно получать информацию политического, правительственного и общественного характера - будь то информация из муниципалитета маленького городка или из Белого Дома.

Поскольку информационные агентства перестают играть привычную для себя роль посредника, они активизируют попытки найти информацию, которая могла бы привлечь внимание читателей, зрителей, слушателей, а следова- тельно, и рекламодателей. Поэтому в киберпространстве сейчас наблюдается всеобщая свалка между средствами массовой информации; все они пытаются привлечь свою аудиторию. Вся эта схватка развертывается на виртуальном поле боя, где пресс-релиз какой-нибудь крохотной компании так же доступен, как и пресс-релиз компании Pathfinder Time Warner, и где лишь немногие участники сообразили, как делать деньги традиционными для себя способами.

Некоторые информационные компании, например Capital Cities/ABC и Disney, предпочли слиться с информационными монстрами. Другие, возглавляемые такими магнатами, как Роберт Мердок или Тэд Тернер, строят своих собственных чудищ.

БЛИЖЕ К НАРОДУ

У достойных внимания информационных компаний свои методы работы с аудиторией, на которую возлагаются большие надежды в борьбе за выживание. Трибьюн владеет круглосуточной кабельной сетью новостей Chicagoland TV в Чикаго и его пригородах. Телекамеры Chicagoland TV установлены в городской редакции "Трибьюн" и в местных корпунктах; в результате газетчики могут выходить в эфир с сообщениями на основе своих статей. В Tribune работает также узел World Wide Web (WWW), кроме того, эта компания предоставляет службе America Online электронную версию газеты.

Times Link, интерактивная служба рассылки информации по подписке при газете "Лос-Анджелес Таймс", предлагает своим абонентам новости для каждого региона по выбору. Ричард Дженкинс, заместитель редактора интерактивной службы, сообщает, что Times Link работает с 65 различными регионами юга Калифорнии.

Другие газеты пытаются извлечь пользу из собственных библиотек новостей или ищут иные пути удовлетворить запросы своих читателей, как правило за плату.

"Фактически, это вопрос обслуживания клиентов, - считает Крис Феола, редактор по информационным системам "Уотербери Рипабликан-Америкэн" (шт. Коннектикут). - Задача должна ставиться следующим образом: вы говорите, что и в каком виде вам нужно, а мы думаем о том, как вам это предоставить".

Чтобы такая система заработала, потребовалось немало усилий. Крис Феола установил сеть NetWare и заставил свой старенький PDP11 (Digital Equipment) воспринимать эту сеть как принтер.

Г-н Феола в шутку жалуется, что компьютер 60-х годов оказался не вполне готов к работе с интерфейсом TCP/IP. "Он думает, это такой большой принтер, - смеясь говорит Крис, - такой большой буфер печати".

Но прежде чем текст попадет в буфер печати, он конвертируется из формы, понятной PDP, в форму с признаками QuarkXpress. Признаки позволяют воссоздать содержимое информации при передаче из буфера печати в сетевой сервер.

МЫ ПОЙДЕМ ИНТЕРАКТИВНЫМ ПУТЕМ

"Перевод всей информации с традиционных носителей на сетевые серверы - крест всех организаций, стремящихся построить собственную систему", - считает Крис Дженневейн, директор Информационного центра компании Knight Ridder в Сан-Хосе (шт. Калифорния). "Целевых пакетов практически нет, - говорит г-н Дженневейн. - Как правило, программное обеспечение приходится писать самостоятельно".

По словам Криса Дженневейна, Knight Ridder собирается к 1997 году перевести в интерактивный режим все свои газеты, большинство из которых выходят в крупных городах, например "Майами Геральд" или "Филадельфия Инкуайрер". Для многих газет образцом может стать интерактивная служба Mercury Center, вот уже три года работающая при "Сан-Хосе Меркьюри Ньюс". Основу данной системы составляют серверы Unix. Г-н Дженневейн считает, что система SPARC20 производства Sun Microsystems-это минимальная конфигурация для интерактивной газеты. Кроме того, он советует оснастить машину максимальным объемом оперативной памяти. Он говорит, что SPARC-станция с оперативной памятью объемом 128 Мбайт может обслуживать до 500 тыс. обращений в сутки, а стоимость ее составляет около 10 тыс. долларов. Для крупной газеты наиболее реально значение стартовой цены в промежутке от 50 тыс. до 100 тыс. долларов.

Издателям, однако, не следует считать, что проблема переноса информации с компьютеров подготовки материалов к печати в сеть решается заклю- чением контракта с какой-нибудь интерактивной службой или знатоком Web. "Проблема конвертирования информации остается, - говорит Крис Дженневейн.- Предстоит выполнить большой объем трудоемкой работы, денег же это принесет не так много, потому что придется воспользоваться услугами сторонней организации".

Ричард Дженкинс рассказывает, что у его компании, Times Link, были проблемы с использованием инструментальных средств Prodigy: пришлось сильно повозиться с обменом информацией (для этого использовалась 56-килобитная магистральная линия связи) с лос-анджелесским узлом сети Prodigy, расположенным в трех кварталах от редакции. Несмотря на то, что статьи, выпускаемые редакционной издательской системой "Лос-Анджелес Таймс", скачиваются в сеть автоматически, для передачи полутора тысяч информационных объектов в сутки в сеть Times Link требуются 20 человек.

"Настоящей проблемой стали наборные коды для стандартных наборных устройств, - поясняет Ричард Дженкинс и добавляет: Полным кошмаром оказалась конвертация документов, созданных в QuarkXpress. Те же слова часто можно отнести и к газетным приложениям, подготовленным к печати на стороне".

Другие ловушки подстерегают тех, кто спешит воспользоваться интерактивными службами в надежде получить быстрый доступ к работе в сети. Говорит Роджер Филдер, ныне профессор журналистики в университете Колорадо (Боулдер, шт. Колорадо), до этого лета возглавлявший лабораторию представления информации в Knight Ridder: "Большинство средств массовой информации, создавая интерактивный продукт, ограничиваются предоставлением сетевого доступа к информационным материалам". При этом невостребованными оказываются главные преимущества цифровых сетей: многоуровневая упаковка и диалоговый режим. Примерами тут могут служить гипертекст и электронная почта. Некоторые службы предоставляют ограниченный доступ к авторам материалов и другим сотрудникам информационных организаций. И, похоже, совсем уж немногие работают с гипертекстом.

ПЕРЕХОД К ЦИФРОВЫМ СИСТЕМАМ

"Газеты и журналы уже сейчас имеют нелинейную структуру", - говорит Роджер Филдер, имея в виду способ организации материала в печатных изданиях. Телевидение и радио подают информацию линейным образом. Кроме того, г-н Филдер отмечает, что сила телевидения - в изображении, а получение высококачественного цифрового изображения, пригодного к вещанию, пока остается делом будущего. Телевизионщики это понимают, и уже начали всюду, где это возможно и экономически оправдано, вводить цифровые технологии в производство.

"В конечном итоге, все от начала до конца станет цифровым", - считает Дэвид Бартлетт, президент Ассоциации директоров радио- и телевизионных служб новостей (Вашингтон, окр. Колумбия). Однако он отмечает, что последним препятствием на этом пути станет цифровое вещание на домашние приемники, поскольку данная технология еще не прошла апробацию в федеральной комиссии по связи (Federal Communications Commission, FCC).

Тем временем, указывает г-н Бартлетт, вещатели постепенно начинают использовать цифровые средства как для сбора новостей, так и для подготовки их к опубликованию (см. врезку "Цифровые системы готовы к работе"). Цифровые магнитофоны и, в меньшей степени, цифровые видеокамеры уже используются на практике. Цифровые системы редактирования и хранения видео- и аудиосигнала используются в больших и малых отделах новостей. Дэвид Бартлетт считает, что "качество неотвратимо будет улучшаться, а цены - снижаться".

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ

"Все это останется детскими игрушками в течение ближайших десяти-пятнадцати лет", - считает Уолт Верфель, представитель Национальной ассоциации вещателей (Вашингтон, окр. Колумбия), в прошлом - газетный журналист. Он отвергает точку зрения, что цифровые технологии стирают грань между различными видами средств массовой информации. "Этой идее уже лет 30, - говорит Уолт Верфель. - Еще когда я работал в Gannet, а было это 15 лет назад, мы толковали о такого рода слиянии". Но, тем не менее, он признает наличие некоего эффекта размытия, благодаря которому усиливается конкуренция между средствами массовой информации разных видов. По его словам, положение вещателей выглядит более предпочтительным, поскольку их детяельность представляет собой сферу услуг. Напротив, издатели рассматриваются как изготовители продукции.

Стив Пиццо ("Веб Ревью") признает, что, едва вылупившись из яйца, денег не заработать. Однако, по его словам, когда цифровые средства массовой информации встанут на ноги, "тот кто будет знать, как это делается, непременно разбогатеет". LAN


Тед Банкер - обозреватель по вопросам технической политики из Вашингтона (окр. Колумбия). С ним можно связаться через Internet по адресу: tbunker@aol.com.

ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ЭФИРУ!

Цифровые системы готовы к работе

В качестве примера системы, набирающей популярность в настоящее время, можно назвать Newscutter производства Avid Technology (Тьюксбери, шт. Массачусетс) на базе компьютеров Macintosh. Эту систему используют в Эн-Би-Си Ньюс для монтажа сценария репортажа из отснятой пленки. Дэвид Шмерлер, вице-президент Эн-Би-Си Ньюс по производственным вопросам, говорит, что в настоящее время в Эн-Би-Си имеется около десяти нелинейных цифровых систем для редактирования и хранения информации, в том числе несколько рабочих станций Avid. Однако качество изображения, получаемое на этих машинах, по-прежнему ниже того, что дают аналоговые системы. Поэтому редакторы Эн-Би-Си используют цифровые системы при предварительном монтаже и подготовке перечня фрагментов для принятия решения об использовании сюжетов.

Рабочие станции Avid используются в Эн-Би-Си для составления перечня фрагментов из многочасовых записей. Однако отснятые изображения также вводятся в цифровые машины, например Edit Box производства Quantel (Великобритания), представляющая собой процессор с дисковым массивом RAID. Edit Box создает временные коды записываемых изображений. По списку, составленному рабочей станцией и записанному на дискету, Edit Box воспроизводит фрагменты в указанной последовательности. После получения удовлетворяющей его последовательности, режиссер делает предварительную версию на видеопленке, которая впоследствии используется для подготовки репортажа в окончательном виде. Дэвид Шмерлер считает, что использование цифровых систем в качестве стандартного средства подготовки срочных видеорепортажей для ежедневных программ новостей - это только вопрос времени.

В настоящее время разрабатываются и цифровые видеокамеры, но, по словам г-на Шмерлера, их дороговизна и ненадежность заставляют Эн-Би-Си временно воздержаться от их применения. В качестве примера он приводит японскую компанию Ikegami, производящую высококачественные видеокамеры. Эта компания предложила способ цифровой записи видеоизображений, но один только диск, которого хватает не больше чем на 12 минут, стоит 1200 долларов. Г-н Шмерлер рассказывает также, что Panasonic занята разработкой дешевой цифровой записывающей системы на базе 8-миллиметровой пленки, а Sony проектирует кассетную систему с пленкой шириной 1.27 мм, совместимую с обычной пленкой формата Beta.

Дэвид Шмерлер утверждает, что пройдет определенное время, пока высококачественные цифровые изображения можно будет передавать по проводам для домашнего использования. По его сведениям, в ряде регионов, где телефонные компании пытались передавать видеоизображение по заказу через медную витую пару, теперь они тянут оптические кабели с максимально возможной быстротой. По словам Шмерлера, попытка передавать шестимегабитный видеосигнал по медным кабелям с пропускной способностью всего 28 Кбит/с должна рассматриваться как "покушение на законы физики".