Предприятия ожидают новых технических решений для тиражирования и не спешат устанавливать существующие программы для конференций документов.
Два года назад бытовало поверье, что тот, кто сумеет произвести дешевый и простой Lotus Notes, начнет продавать свой продукт с той скоростью, с какой дискеты дистрибутива вылетают из копировальной машины. Деловой мир к этому моменту уже освоил электронную почту и был готов перейти на новый уровень средств связи. Целый ряд компаний бросились завоевывать рынок продуктов для Windows: Collabra (Маунтин-Вью, шт. Калифорния), SoftArc (Маркхэм, пр. Онтарио), Team Software (Хьюстон), The Mesa Group (Ньютон, шт. Массачусетс), Trax Softworks (Калвер-Сити, шт. Калифорния), Eden Systems (Индианаполис) и GlobalStream (Гиг-Харбор, шт. Вашингтон). Не успели они оглянуться, как на рынке уже появились ON Technology (Кембридж, шт. Массачусетс), DCA (Альфаретта, шт. Джорджия) и даже Lotus (Кембридж) собственной персоной - со своей бесплатной предварительной версией продукта Notes Express. На горизонте маячил Microsoft, грозивший выпустить Exchange.
ФИАСКО НА СТАРТЕ
Большинство появившихся в первой половине 1994 года продуктов благополучно пережили первый год выхода на рынок. Разве что TeamSynch (производства GlobalStream), купленный Funk Software (Кембридж, шт. Массачусетс), сошел с дистанции. Но в общем и целом, рынок вопреки ожиданиям оказался несколько не готов к продажам новых продуктов.
Microsoft обнаружил, что его честолюбивые планы в отношении Exchange привели к ряду серьезных издержек. Многие из реально состоявшихся покупок имели целью предварительное тестирование продукта, и даже в случае успешного тестирования выход на уровень предприятия происходил крайне медленно. В отчетах прошлогодних покупателей можно обнаружить заметное разногласие по поводу эффективности технологии конференций документов (document conferencing), даже когда используются несложные тестовые сценарии. Разговоры о программном обеспечении для групп (groupware), похоже, очень популярны среди администраторов высшего ранга. Однако на деле реальное обсуждение конкретного продукта зачастую оканчивается ничем.
В то же время мы бы погрешили против истины, утверждая, что переговоры о продажах между поставщиками и корпоративными клиентами полностью прекратились. С одной стороны, есть производители, утверждающие, что их продукты приносят прибыль (поскольку все участники рыночной гонки - частные компании, конкретные цифры заполучить не так просто).
Кроме того, за последний год существенно возрос сетевой информационный поток между приложениями обмена сообщениями; это стало результатом резкого роста популярности сети Internet. Никогда еще к Internet не подключалось столько новых пользователей, сколько за последние полгода.
Помимо доступа к World Wide Web (WWW), эти пользователи получают пропуск на участие в старых добрых салонных беседах в группах сети Usenet, где вместилищем страстей вот уже десятилетие служит некое подобие протоколируемых диалогов.
По мере роста возможностей обмена сообщениями возник рынок приложений обмена сообщениями уровня предприятия, только-только освоенных промышленностью.
В этом квартале Lotus представляет версию 4.0 своих Notes (см. врезку "Аннотация Notes 4.0"), Microsoft Exchange проходит бета-тестирование, а Novell агрессивно проводит на рынок свой продукт обмена сообщениями - GroupWise.
Ожидание, пока эти три "кита" сойдутся в схватке и начнут наконец поставки продуктов, - прекрасное время для того, чтобы выяснить, какое положение в прошлом году занимали базы данных дискуссий (discussion databases) и протоколируемые диалоги (threaded conversations) в условиях реальных предприятий. Кроме того, хорошо было бы ознакомиться с положением дел в области тиражирования (replication), от которого, собственно, и зависит, быть или не быть новым программным продуктам на рынке.
У МЕНЯ ВСЕ ХОДЫ ЗАПИСАНЫ!
Не вдаваясь в обсуждение проблем программного обеспечения для групп (саму эту область не так просто определить), мы сосредоточим внимание на продуктах, поддерживающих протоколируемые диалоги в базах данных, именуемых также конференциями документов. Слегка поднапрягшись, к программному обеспечению для групп можно отнести любой продукт, предназначенный для учрежденческих рабочих групп, например скромный текстовый редактор, обеспечивающий многоцветную печать аннотаций. Желание создать ощущение интерактивного взаимодействия в рабочей группе почти наверняка заставит задуматься о необходимости групповых дискуссий.
Несомненно, программное обеспечение, дающее такую возможность, существовало уже давно - в виде электронных досок объявлений (BBS), к которым впоследствии добавились интерактивные форумы типа CompuServe, America Online или Prodigy. Lotus Notes обеспечивает то же самое в рамках локальных сетей, значительно превосходя упомянутые службы по возможностям.
В прошлом году мы подробно ознакомились с рядом продуктов, про которые говорилось, что они предназначены для организации BBS/форума в сети под Windows, но не обладают такими возможностями развития и расширения, как Notes. Все эти программы позволяли организовать форум или BBS на локальной сети, но не обеспечивали протоколирования диалогов.
Значение протоколирования обусловлено возможностью записи хода диалога и привязки каждого сообщения к ответам на него с формированием иерархической структуры. Однако дискуссии могут записываться и линейным образом. (Так работает продукт TeamTalk компании Trax Softwork, несмотря на то, что компания, представляя свой продукт, гордо именовала эту функцию "протоколированием"). В общем и целом, основные возможности продуктов, рассмотренных в прошлогоднем обзоре, не претерпели с тех пор значительных изменений, несмотря на то, что счетчик версий у всех продуктов увеличился по крайней мере на один пункт.
Что, похоже, действительно изменилось за истекший год - так это то, что пользователи электронной почты стали рассматривать базы данных групповых дискуссий как следующий логический шаг в развитии. В настоящее время все, кто пытается продавать программное обеспечение для протоколируемых дискуссий, едины во мнении, что покупают этот вид программного обеспечения для групп весьма неохотно. С точки зрения менеджера по маркетингу, причиной тому сразу два обстоятельства: первое - корпоративные клиенты слишком медленно приходят к пониманию тех выгод, которые их компания получит от применения баз данных дискуссий, и второе - критическая масса поддержки накапливается не так скоро, как хотелось бы. "Наш самый серьезный конкурент - это неосведомленность покупателей", - говорит Джон Рицци, вице-президент по продажам компании ON Technology.
Впрочем, в теперешней ситуации бороться с неосведомленностью довольно просто - стоит лишь подождать, пока Lotus раскошелится на просвещение потенциальных потребителей. Хотя достаточно чуть-чуть подумать и станет видно, что дело не только в этом.
ЗАГАДОЧНЫЙ LOTUS
Том Кокс, вице-президент по маркетингу компании Trax Softworks, считает, что проблемы с продажами отчасти объясняются действиями Lotus, вызвавшими сумятицу и паралич рынка программного обеспечения для групп. По мнению г-на Кокса, пустая шумиха вокруг программного обеспечения для групп уже полностью вышла из под контроля. "Программное обеспечение для групп, - говорит он, - это очень широкое и неоднозначное понятие, которое однако совершенно не заслуживает подобного внимания". Каждое заявление службы маркетинга Lotus о том, что Notes - это законченная среда для настольных компьютеров, способствовало неразберихе.
"Lotus сделал немыслимое, - продолжает рассуждения по данному вопросу Кокс, - он убедил маленькие компании в том, что они должны ждать появления приложений, способных удовлетворить самые большие предприятия (хотя вполне хватило бы уже существующих продуктов, решающих менее масштабные задачи).
Г-н Кокс отмечает, что пресса, называя поддержку на уровне предприятия обязательной для всех продуктов, сильно вознесла Lotus. Этому не помешали даже очевидные серьезные проблемы в Notes при полномасштабной работе на уровне предприятия, так же, как и понимание того, что большинство компаний просто не сталкивается с трудностями, присущими крупным предприятиям.
"Notes - это наиболее неудачный из всех когда-либо появлявшихся удачных продуктов, - считает г-н Кокс. - Пресса отзывается о Notes в самых возвышенных тонах и публикует чуть ли не признания в любви к нему, а между тем за все эти годы они продали всего лишь миллион рабочих мест. Lotus потратил 1000 долларов на место, чтобы заполучить их, а потери составили 800 долларов на каждое проданное место. Несложные вычисления убедят любого, что это скорее неудача, чем удача".
Разумеется, финансовые расчеты Тома Кокса носят предположительный характер, однако простые рассуждения приводят к выводу, что он, возможно, недалек от истины.
Обычно в статьях пишут, будто Lotus Notes составляет значительную часть программного обеспечения для групп, используемого компаниями из списка Fortune 1000. На деле же оказывается, что окончательный приговор еще не вынесен. Никто из сотрудников Lotus не проявляет большого желания называть конкретные цифры финансового успеха Notes (в финансовых отчетах Lotus продукт Notes перемешан с весьма успешной программой cc:Mail); разговорам о Notes как о финансовой неудаче любой лояльный сотрудник Lotus противопоставит рассуждения о высокой котировке акций Lotus на бирже. Бесспорно, использование Notes самыми успешными корпорациями благотворно повлияло на продажи акций, но это еще не означает, что Notes - это "убойная программа". Слово "убойный" может быть интерпретировано разве что в том смысле, что эта программа высасывала порядочное количество жизненных соков Lotus, пока в нее не вложила деньги IBM.
Взяв клочок бумаги и проделав некоторые вычисления на основе полученных аналитиками оценок расходов Lotus на продукт Notes, неизбежно приходишь к выходу, что на разработку и маркетинг компания потратила несколько сотен миллионов долларов (было опубликовано сообщение, что только расходы на вывод версии 1.0 на рынок составили 400 миллионов долларов), в то время как за последние шесть лет удалось продать всего лишь 1.25 миллионов рабочих мест.
Если прогноз Lotus верен, и в предстоящие пять лет число продаж возрастет в 20 раз, то огромные денежные вложения компании окупятся сторицей. Однако на успех Notes влияет не только подогреваемая подобными заявлениями общая лихорадка в области конференций документов, но и другие обстоятельства.
МОЛЧАНИЕ СЕТЕЙ
Приобретать программное обеспечение для групп или же нет? Вопрос для многих спорный. Почему? Трудно отделаться от подозрений, что колоссальная (почти 200-процентная) окупаемость капиталовложений, о которой говорят наиболее активные приверженцы программного обеспечения для групп, связана скорее с реорганизацией всей компании в целом, нежели с выгодами от продаж собственно программного обеспечения для групп.
Иногда приходится слышать, что компании, установившие у себя базы данных дискуссий в группах, вынуждены наблюдать, как "увядают" эти продукты из-за недочетов изготовителей. Это, кстати говоря, имеет место даже в случаях, приводимых компанией Trax как примеры удачного использования ее продукта.
Скотт Дэвидсон, менеджер по компьютерным технологиям для конечных пользователей компании American Com-mercial Barge Lines (Луисвилль, шт. Кентукки), рассказывает о своем неудачном опыте работы с TeamTalk: "Мы произвели полную инсталляцию продукта в нашем техническом отделе и столкнулись с большим количеством проблем в использовании OLE-объектов. Поэтому мы не стали устанавливать этот продукт для остальных сотрудников". (Впоследствии Trax выпустил новую версию, про которую говорится, что ошибки с OLE в ней исправлены).
Существуют претензии и более общего характера. По мнению Скотта Дэвидсона, на работе люди общаются совсем не так, как в дискуссиях при помощи служб CompuServe или America Online. "У нас есть опыт проведения мозгового штурма с участием шести-семи человек, находящихся в одной комнате. И мы пытались проделать то же самое в интерактивном режиме с помощью TeamTalk", - говорит он.
В эксперименте принимали участие технически грамотные люди, привыкшие к интерактивному общению; все были почти уверены в успехе подобного обсуждения. Однако в ходе эксперимента выяснилось, что участникам по-прежнему не достает личного общения.
Из вышесказанного следует, что двустороннее общение по электронной почте представляется весьма привлекательным. Однако обсуждения в группах наталкиваются на сопротивление.
Может это лишь причуда сотрудников American Commercial Barge Lines? "Почти все наши пользователи привыкли к работе в корпоративных пользовательских средах, и, казалось бы, они хорошо знакомы с тем, с чем им пришлось столкнуться, - продолжает Скотт Дэвидсон. - Первые 30 дней системой пользовались весьма интенсивно, но потом интерес практически угас. Наиболее активными были пользователи, вынужденные генерировать еженедельные отчеты и отсылать их через TeamTalk, но подобные действия никоим образом не относятся к дискуссии".
Сотрудница большой страховой компании, просившая не указывать ее имени, предложила своему руководству приобрести программу поддержки протоколируемых дискуссий. Ее впечатления от работы с этой системой во многом напоминают отзывы Скотта Дэвидсона, однако она добавила еще одну причину сдержанности сотрудников ее компании.
"Информация, попадающая в систему, там и остается, - говорит она. - Те, у кого опыт невелик, не пользуются системой, потому что не хотят, чтобы там велся постоянный учет их глупостей. Квалифицированным же сотрудникам система тоже ни к чему: они твердо знают, что никто в организации не может им помочь, и поэтому обращаются к сторонним источникам, используя Internet или какую-нибудь интерактивную службу вроде Compu-Serve. У баз данных дискуссий очень большой потенциал, но их внедрение, думается, потребует больших усилий, чем казалось". И усилия, похоже, будут скорее напоминать диктаторские приказы.
БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ
По мнению Боба Лисбонна, вице-президента по маркетингу компании Collabra, трудности небольших поставщиков объясняются их уверенностью, что мелкие компании не станут пользоваться решениями, взятыми на вооружение крупными организациями, к которым применима модель уровня предприятия. Он считает, что решения для небольших сетей не имеют достаточного рынка сбыта. "Руководители информационных служб малых компаний предпочитают пользоваться электронными таблицами, используемыми в больших корпорациях. Точно так же они хотят работать с программным обеспечением для групп, не отличающимся от установленного в крупных организациях", - говорит г-н Лисбонн.
По словам Лисбонна, дела на рынке программного обеспечения для групп явно идут в гору. "В этом году мы не рассчитывали на прибыль, - замечает он, - однако все указывает на то, что по итогам года убытков у нас тоже не будет".
Том Кокс говорит (правда, не вполне уверенно), что TeamTalk в этом году уже начал приносить прибыль; Eden Systems тоже рисует вполне благоприятную (пусть и несколько расплывчатую) картину относительно выручки, приносимой своим небольшим продуктом поддержки совещаний, The Meeting Room. Иными словами, рынок, похоже, уже существует и даже растет, хотя и медленно.
Независимо от приносимой прибыли, рынок продуктов для организации конференций становится все более непростым для конкурирующих на нем компаний. Безусловно, общий дух рынка меняется: протоколирование диалогов оказывается чем-то вроде базовой технологии в основных семействах продуктов для хранения сообщений.
Прежде всего следует отметить, что конкуренция на рынке вышла на новый уровень, где целью является не понижение цен на рынке небольших сетевых продуктов, а борьба непосредственно с Notes. И Microsoft, и Novell (совсем недавно) выпустили продукты (или хотя бы объявили об их выпуске), воспроизводящие ряд основных функций того программного обеспечения для групп, которое прежде было представлено одним только Notes.
Итак, все меньше приходится сомневаться в том, что применимость механизма тиражирования в конкретной ситуации может оказаться основным фактором в решении вопроса установки того или иного продукта. Безусловно, разработчики Notes делают выводы из складывающейся ситуации и не сидят сложа руки. Версия 4.0 программы Notes знаменует собой появление нескольких важных направлений в тиражировании. В частности, предоставляется возможность тиражирования отдельных полей документов вместо того, чтобы размножать все документы целиком (см. врезку "Проблема с копированием").
Конкуренты - не единственное, с чем приходится бороться компаниям Lotus и IBM. В настоящее время все заметнее становится противодействие между двумя различными концепциями программного обеспечения для групп; Боб Лисбонн (Collabra) формулирует это идеологическое расхождение как "производители компонентов против поставщиков комплексных решений". Г-н Лисбонн, корпоративная принадлежность которого заставляет его придерживаться точки зрения производителей компонентов, говорит, что Notes - единственное существующее сейчас комплексное решение.
Вероятно, нас ждут новые разочарования: в первых версиях продуктов Microsoft и Novell не обойдется без накладок. А пока приходится ожидать, что дискуссии о программном обеспечении для групп вообще и об инструментах протоколирования в частности будут вестись шепотом.
Роберт Ричардсон - оператор форума CompuServe в LAN Magazine (GO LANMAG) и журнала LAN в WWW (http://www.lanmag.com/). Он является автором web.guide, издаваемого компанией Sybex (Аламеда, шт. Калифорния); с ним можно связаться через Internet по адресу: robert@fiction.com.
НОВОСТИ О НОВЫХ ВЕРСИЯХ
Аннотация Notes 4.0
Версия 4.0 знаменует собой существенное увеличение диапазона возможностей продукта Lotus Notes (Lotus Development, Кембридж, шт. Массачусетс), который и так критиковался за чрезмерную широту охвата. На самом деле, усовершенствования, внесенные в версию 4.0, являются попыткой устранить некоторые недостатки продукта и облегчить его использование.
Претерпел некоторые изменения и пользовательский интерфейс - в частности, организовано высвечивание трех оконных панелей на экране. Не обязательно, чтобы все три панели высвечивались одновременно, но, тем не менее, пользователь теперь может работать с навигационной панелью, в которой легко найти иерархию элементов базы данных Notes (напоминающую дерево каталогов), с просмотровой панелью, обеспечивающей просмотр обычным для пользователей Notes образом, и с панелью документов, в которой, как вы догадываетесь, высвечивается текущий документ.
Интересным и неожиданным новым средством, вызываемым из навигационной панели, является растровая матрица Navigator. Она представляет собой изображение, элементы которого реагируют на щелчки мыши.
Предположительно, этим средством будут пользоваться, например, для высвечивания карты продаж, с помощью которой можно получать информацию о каждом штате, щелкнув мышью в соответствующей области карты. Любому, кто использовал графическое средство просмотра в World Wide Web (WWW), знаком этот вид пользовательского интерфейса (не исключено, что это средство было создано отчасти в порядке конкуренции с возможностями представления информации в WWW). Мало того, Lotus выпускает продукт InterNotes, который создает и поддерживает Web-совместимые версии баз данных Notes. Отсут ст вие в InterNotes этой са мой растровой матрицы было очень заметно; по-видимому, появление Navigator позволит InterNotes работать с образами документов (document imaging), как это делается в Web.
В то время как версия 3.0 предоставляла только базовые возможности OLE 1.0, в четвертой версии совершен рывок к OLE 2.0, и теперь можно перемещать объекты на экране (drag-and-drop), а также редактировать их на месте (inplace editing).
Макросы Notes получили новое имя в 4.0 - агенты. Новое средство Agent Buider призвано облегчить конечным пользователям создание агентов. В частности, наряду с сохранением традиционной возможности формульного (или через LotusScript) описания действий макроса, теперь имеется еще и возможность выбора из примерно десятка заранее заготовленных действий ("Copy Documents" или "Send Mail"). Кроме того, в новой версии необязательно иметь проектировщика базы данных уровня designer, чтобы создать макрос, работающий с базой данных.
На более глубоком уровне есть определенные отличия в механизме тиражирования. Существенное усовершенствование - изменение тиражируемой области. В прошлом документы можно было тиражировать только целиком, сейчас появилась опция для тиражирования полей документов.
Еще одним важным усовершенствованием стало сквозное тиражирование. Эта технология очень удобна в ситуациях, когда для установки соединения сервер вынужден был набирать телефонные номера нескольких серверов. Теперь сервер или клиент могут набрать номер наиболее удобного сервера и потребовать передачи запросов Remote Procedure Call по сети на соответствующие серверы для выполнения, после чего ответы будут переданы обратно через сервер-посредник.
Наконец, версия 4.0 выходит в свет одновременно с существенно переработанной версией LotusScript, языка разработки приложений, благодаря которому Notes всегда существенно обгонял все другие программы для групп и обеспечивал глубокую настройку среды Notes.
ТИРАЖИРОВАНИЕ - КЛЮЧ К УСПЕХУ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ГРУПП
Проблема с копированием
Тиражирование - это одно из тех простых решений, которое оказывается необыкновенно сложным, как только кто-то пытается егореализовать. Проблема, решаемая с помощью тиражирования, до смешного проста. Доступ к централизованным базам данных из филиалов компании или гостиничных номеров через глобальные сети (или, еще того хуже, при помощи модема) становится недопустимо медленным. Решение - сделать много копий центрального хранилища, так чтобы в каждом отделении хранилось по копии. Мало того, хорошо было бы производить выборочное копирование на ноутбуки сотрудников, мотающихся по командировкам.
Казалось бы, что может быть проще копирования файлов; дело, однако, осложняется, когда какому-нибудь умнику приходит в голову внести изменения в данные.В реляционных базах данных существуют три основных подхода к работе с такими изменениями. Простейшая стратегия - разрешить менять только данные центральной базы данных. В ряде случаев это может быть прекрасным решением, но, безусловно, время от времени кому-нибудь да захочется внести изменения в локальную копию (что, прежде всего, гораздо быстрее).
Таким образом, приходится выбирать - или вносить изменения во все копии одновременно (от англ. - two-phase commit - этот сценарий называется двухфазной фиксацией), или изменять только локальную копию, одновременно запуская процесс, который в конце концов донесет изменения до остальных копий.
Двухфазная фиксация осуществляется медленнее, чем изменение основной копии, однако тут имеется то преимущество, что все сотрудники в итоге пользуются одними и теми же данными.
Изменение локальной копии с последующим запуском процесса изменения всех прочих копий - наилучшее решение программного обеспечения для групп. В рамках этого решения можно выбирать конкретный способ реализации распространения данного процесса. Можно, например, устраивать регулярные сеансы связи между базами данных, в ходе которых базы обмениваются пакетами данных, можно заставить базы данных отправлять каждое изменение по почте через имеющуюся почтовую магистраль.
В Lotus Notes (Lotus Development, Кембридж, шт. Массачусетс) используется прямой обмен между серверами - все остальные, кроме Novell, используют почтовую рассылку. Пока еще рано говорить о том, какой путь изберет Novell, однако его недавние заявления о приверженности немедленному изменению данных заставляют предположить, что речь идет о прямом сообщении.
Сила Notes в том, что он уже давно работает с наиболее сложным сценарием, в котором допускаются изменения одних и тех же документов в разных узлах. Кен Бисконти, менеджер по маркетингу Notes, говорит: "Тиражирование, реализованное в Notes - на сегодняшний день единственная проверенная промышленная технология тиражирования. Это двунаправленный синхронный процесс на уровне документа на основе разработанной нами технологии сеансов вызовов Remote Procedure Call" (что существенным образом отличается от почтового тиражирования с промежуточной буферизацией, которое избрал Microsoft для своего Exchange).
"При тиражировании с буферизацией неизбежно возникает проблема "разъединенности", - считает Бисконти. - Нельзя быть уверенным в том, что данное изменение будет получено адресатом вовремя. Мы считаем это недопустимым для сложных сценариев с большим числом серверов, поскольку неопределенность времени получения исправлений может вызвать конфликты тиражирования".
Боб Лисбонн, вице-президент по маркетингу компании Collabra (Маунтин-Вью, шт. Калифорния), напротив, считает, что использование почты ничуть не хуже: "У каждого подхода свои преимущества. Нашим клиентам не приходится создавать дополнительную инфраструктуру, чтобы использовать тиражирование. Если у них есть электронная почта, то все в порядке".
"Во многих компаниях электронная почта не считается пригодной для высококритичных приложений, однако это дает сильный побудительный мотив к тому, чтобы почта работала постоянно, - говорит г-н Лисбонн. - Большинство компаний и без того уже заплатили за определенный уровень использования своих почтовых систем, так что тиражирование с буферизацией позволит им более полно использовать уже сделанные вложения".