Передача высококачественного видеоизображения по вычислительной сети - дело непростое. Однако служители святилища рок-н-ролла нашли способ вдохнуть жизнь в старые мелодии.
ПЕРЕХОД К КОММУТАЦИИ
ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ
ОТНЫНЕ И НАВСЕГДА
БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ
Кливленд всегда считался глухой провинцией. Не зря его пренебрежительно называют: "Ошибка у озера". Сейчас этот город на южном берегу озера Эри, насчитывающий три миллиона жителей, переживает что-то вроде второго рождения. В минувшем году городская бейсбольная команда "Cleveland Indians", над которой в прошлом потешалась вся высшая лига, вышла в финальные игры национального чемпионата (World Series). В июле Кливленду исполняется 200 лет. Не так давно там открылся Зал Славы и Музей рок-н-ролла.Представляете, как круто изменилась жизнь провинциального городка?
Зал Славы, чья цель - хранить историю рок-музыки, был открыт в День Труда под звуки вариации Джими Хендрикса на тему "Star-Spangled Banner" [Государственный гимн США]. Комплекс был построен по проекту знаменитого архитектора И.М. Пи; стоимость работ составила 92 миллиона долларов. Вход в комплекс украшен дорогими сердцу архитектора стеклянными пирамидами - точно такие же он поставил во дворе Лувра. Зал Славы напоминает Лувр еще и тем, что некоторые его помещения расположены ниже уровня земли.
Кливленд отвоевал у Нью-Йорка и Мемфиса (шт. Теннесси) право стать городом рок-святилища, где хранится память о таких гениях, как Элвис Пресли и "Битлз". Открытие Зала Славы - важное событие в городской жизни, в день сюда приходят до 8000 посетителей. Тем труднее задачи, стоящие перед служащими, занятыми обновлением постоянной экспозиции и организацией временных выставок.
КТО ВИДИТ МНОГО ЗВЕЗД?
Посетители Зала Славы могут не только осмотреть рок-н-ролльные реликвии, вроде очков Джона Леннона или гитары Джими Хендрикса. В Музее выставлены занимательные экспонаты, помогающие лучше узнать историю музыкального движения, сорок лет назад приступом взявшего мировую культуру, и познакомиться с людьми, благодаря которым рок-н-ролл стал тем, что он собой представляет сейчас.
Примерно 2000 кв. футов (180 кв. метров) зала Ahmet Ertegun Exhibition Hall (названного в честь президента компании Atlantic Records), общая площадь которого составляет 50000 кв. футов (4500 кв. метров), отведено под мультимедийные стенды, где посетитель может познакомиться с живой историей рок-н-ролла (см. фото). На двадцати из двадцати пяти установленных стендов представлены звуко- и видеозаписи, относящиеся к одной из четырех экспозиций: "The Beat Goes On" ("Неувядающий ритм"), рассказывающей о музыкантах и музыкальных течениях, "Rock and Roll Music", содержащей 500 великих песен рок-н-ролла, "Come See About Me" ("Я расскажу тебе, кто я"), представляющей базу данных с информацией о 800 музыкантах и, наконец, "Dedicated to the One I Love" ("Тому, кого люблю") - сборник записей музыкальных радио- и телепередач с участием самых знаменитых американских и европейских диск-жокеев за последние сорок лет.
Одновременная передача звука и высококачественного видео на такое количество рабочих станций отнюдь не легкое дело; каждый, кто работал над проектом, ощутил это, как говорится, на собственной шкуре. Установить интерактивные стенды предложила группа сотрудников компании Burdick Group (Сан-Франциско), заключившая контракт на разработку интерьера и экспозиций Зала Славы, а также на поставку оборудования для музейных стендов. Контракт был заключен пять или шесть лет назад, когда строительство только начиналось.
Работа над проектом привела сотрудников Burdick Group в вашингтонский Музей Холокоста [геноцида евреев во время Второй мировой войны], в котором установлена интерактивная система из шести стендов на базе ПК и сервера NetFrame. Поскольку Burdick Group работала в основном с компьютерами Macintosh, было решено пригласить консультанта по разработке интерактивной среды для этой платформы. Консультант, однако, запросил за свои услуги что-то около 20-30 тысяч долларов, поэтому руководство Burdick Group предпочло обратиться в CIBER (Consultants in Business, Engineering and Research) Network Services, компанию из Сан-Франциско, занимающуюся системной интеграцией.
"Мы понятия не имели о проекте в целом - нас просто попросили разработать отказоустойчивую систему передачи потоков видеоинформации на клиентские станции Macintosh, причем времени на ответ отводилось не более двух секунд, - рассказывает Стив Кинстлер, вице-президент CIBER по продажам и разработкам. - Другое требование состояло в том, что в системе должно было использоваться только стандартное оборудование, и мы уже начали продумывать проект, когда узнали, что систему предполагается установить в Зале Славы рок-н-ролла".
"Другого такого случая у нас не будет, решили мы. До этого нам приходилось заниматься скучнейшими проектами локальных и глобальных сетей на базе Novell и Windows NT", - вспоминает г-н Кинстлер. По его словам, технические ограничения и требования заказчика оставляли разработчикам мало места для маневров.
В октябре 1994 года Кинстлер и его группа продемонстрировали передачу потоков аудио- и видеоинформации с двухсекундной задержкой по сети 10Base-T под NetWare. Использование технологии зеркального отображения SFT III (Novell) обеспечило передачу обслуживания на запасной сервер в случае отказа основного. Проблема, однако, состояла в том, что часть сетевых пакетов терялась при передаче по сети.
"Мы пытались решить задачу прямым применением NetWare и надеялись обеспечить отказоустойчивость использованием надлежащего оборудования", - рассказывает Дуэйн Крэддок, работавший в то время инженером в компании CIBER. (Сейчас г-н Крэддок - менеджер проектов группы по сервисам клиентов в компании Starlight Networks.)
"Потом мы решили, что имеющая более высокую пропускную способность сеть Token Ring лучше подойдет для решения наших задач. Поэтому для начала была собрана сеть Token Ring под NetWare с применением для обеспечения отказоустойчивости технологии SFT III; в качестве клиентских станций мы установили компьютеры Macintosh Quadra 840 AV", - говорит Стив Кинстлер. Объем оперативной памяти в модели Quadra составляет 40 Мбайт, емкость жесткого диска 230 Мбайт. Кинстлер и его коллеги начали работать над этой конфигурацией в апреле 1995 года, а уже месяц спустя состоялась первая демонстрация.
Как выяснилось, с огорчением вспоминает Стив Кинстлер, аудио- и видеопакеты терялись и в Token Ring. Для работы в режиме высококачественного воспроизведения видеозаписи по сети надо передавать 30 кадров в секунду, в демонстрационной же модели почти половина кадров терялась. "Что же касается звукового сопровождения, - поясняет г-н Кинстлер, - то это выглядело так, будто на клиентской станции заполнялся некий буфер, потом проигрывалась какая-то часть мелодии и воспроизведение приостанавливалось - рабочая станция как бы ожидала, пока буфер вновь заполнится". По словам Крэддока, "разработчики попытались уменьшить число пользователей в сегменте, однако и это не помогло: причиной неприятностей были внутренние недостатки LocalTalk.
До открытия Зала Славы и Музея оставалось менее трех месяцев. Разработчики лихорадочно пытались найти выход из сложившейся ситуации.
ПЕРЕХОД К КОММУТАЦИИ
После ряда проб Кинстлер и его сотрудники поняли, что комбинация Token Ring-Novell-Macintosh в принципе не может обеспечить передачу пакетов LocalTalk по сети. В LocalTalk используются очень короткие пакеты, поэтому Mac-клиенты оказались просто не в состоянии собирать их со скоростью, достаточной для высококачественного воспроизведения аудио- и видеозаписей. Кроме того, сам протокол LocalTalk предполагает интенсивные "переговоры" между клиентами и сервером. К тому же данное обстоятельство затрудняет доставку пакетов. Протокол IPX, используемый в NetWare, также применяет короткие пакеты, а сам способ организации передачи таков, что пакеты могут быть потеряны. В результате работоспособность конфигурации в целом оказалась под вопросом.
Стало ясно, что необходимо перейти к использованию протокола, обеспечивающего доставку пакетов без задержек. После фиаско демонстрационной версии системы Стив Кинстлер и его коллеги по CIBER вернулись к своим чертежным доскам и стали искать альтернативное решение.
Согласно заказу, изображение и звук должны были передаваться на 10 стендов, остальные 15 нуждались только в звуке. Сотрудники CIBER подсчитали, что для передачи изображения каждому из 10 клиентов необходима пропускная способность 2,6 Мбит/с, еще 0,9 Мбит/с требовалось для передачи звука каждому из 15 аудиоклиентов. Таким образом, полная пропускная способность сети составляла 40 Мбит/с. Подобной пропускной способности обычный Ethernet и даже Token Ring обеспечить не в состоянии - оставалось надеяться на коммутируемый Ethernet или 100Base-T.
Было и еще одно затруднение: как оказалось, простое увеличение пропускной способности сети отнюдь не гарантировало доставки всех пакетов. Нужно было найти протокол, который обеспечил бы перекачку звука и изображения по локальной сети. И такой протокол нашелся - в компании Starlight Networks (см. врезку "Ярко сияют звезды Starlight"), известной своими разработками для передачи звука и высококачественного видеоизображения по требованию. Кандидатура Starlight рассматривалась на ранних этапах проекта, однако в то время эта компания работала с нестандартной аппаратурой, что запрещалось техническим заданием на разработку. За время работы над проектом Starlight перешла на использование стандартного оборудования.
Предлагаемый Starlight продукт StarWorks представляет собой промежуточное обеспечение на базе ядра Unix. Он поставляется в виде Unix-диалектов AIX, Solaris и HP-UX. Подобное решение означало отказ от NetWare и SFT III, на что CIBER вполне была готова, лишь бы добиться надежной передачи пакетов. Как рассказывает Дуэйн Крэддок, Starlight Networks поставляет также NLM под названием StarWare, но версия 1.0, выпускавшаяся в описываемый период, обеспечивала пропускную способность всего 12 Мбит/с, чего хватило бы только на четырех клиентов.
StarWorks работает с протоколом Media Transport Protocol (MTP) разработки Starlight Networks, однако допускается использование и более стандартного TCP/IP. Недостатком TCP/IP, как и IPX, является передача пакетов скопом; при такой передаче вероятность потери пакетов возрастает.
Протокол MTP был разработан специально для передачи изображения по сети в реальном времени на большое количество рабочих станций, для чего обычно требуется пропускная способность 1,5 Мбит/с при передаче сжатых файлов. Дуэйн Крэддок, однако, отмечает, что при такой пропускной способности качество передаваемого изображения все же оставляет желать лучшего. "Конечно, можно работать и на 1 или 1,25 Мбит/с, но тогда следует забыть о качественном изображении, - говорит г-н Крэддок. - Разобравшись в ситуации, мы перешли на 3 Мбит/с".
В StarWorks тоже используются довольно короткие пакеты; разница же между этим продуктом и LocalTalk или IPX состоит в том, что в StarWorks пакеты передаются потоками, в результате чего экономится время на переговорах между клиентом и сервером.
Кроме того, в StarWorks используется технология Streaming RAID, в которой данные для видеоизображений считываются параллельно с нескольких дисков, что резко сокращает время доступа. Клиентские версии StarWorks, поддерживающие работу с MTP, размещаются на всех станциях Mac Quadra, установленных в центральном вычислительном зале. Есть также и клиентская версия StarWorks для Windows.
Когда протокол и операционная система были выбраны, пришла пора заняться переходом на коммутируемый Ethernet для разводки на Mac-клиенты с 100Base-T в качестве магистрали. Выяснилось, впрочем, что и тут на словах все гораздо проще, чем на деле.
ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ
В июне 1995 года Майк Винсон был принят в Зал Славы и Музей в качестве специалиста по аудио/видеотехнике и буквально с головой окунулся в работу. В обязанности Майка Винсона входило следить за состоянием экспонатов и поддерживать в рабочем состоянии все демонстрационные средства, в том числе проекторы слайдов и лазерные диски плюс управляющие ими системы. "К 19 июня 1995 года, когда я приступил к работе, контракты на все экспонаты уже были заключены, поэтому мне оставалось, лишь подключиться к воплощению в жизнь уже принятых решений".
StarWorks установили на сервере HP NetServer в первую же неделю работы Майка Винсона. "Компьютеры NetServer закупались в тот период, когда мы собирались работать со 100VG-AnyLAN", - говорит Стив Кинстлер.
По рекомендации Starlight Networks в состав системы были также включены коммутаторы производства Lannet [в настоящее время принадлежащей компании Madge (Сан-Хосе)]. Но тут произошло событие, стоившее сотрудникам компании CIBER и Зала Славы и Музея рок-н-ролла многих часов сна.
"В последнюю минуту на сцене неожиданно появилась компания Sun Microsystems, заявившая о своем стремлении принять участие в проекте. Через своих партнеров в Starlight компания Sun бесплатно предоставила нам две станции SPARCstation 20, - рассказывает Кинстлер. - Каждая станция имела 160 Мбайт оперативной памяти и жесткий диск емкостью 30 Гбайт". В результате этого подарка компьютеры HP NetServer оказались не у дел. "Я был уверен в успехе - ведь Sun, CIBER и Burdick Group сделали большие вложения в этот проект, - вспоминает Майк Винсон. - Никто не хотел, чтобы мы оказались в цейтноте, но тем не менее это произошло".
Интеграторы получили SPARC-станции только 15 августа, когда до открытия Зала Славы оставалось менее трех недель. "Мы были крайне обеспокоены задержкой с поставкой оборудования от Sun, поэтому, в качестве запасного решения, нами была запущена система на базе оборудования HP", - говорит г-н Кинстлер.
Наконец, SPARC-станции прибыли и их тут же включили в имеющуюся сеть. И все было бы хорошо, если бы не трудности с совместимостью серверов и коммутаторов Lannet. "На нас обрушился целый ворох проблем. В частности, забарахлили устройства для 100Base-T производства Lannet, когда мы подключили их к сетевым адаптерам 100Base-T производства Sun", - рассказывает Стив Кинстлер.
Стиву Кинстлеру уже приходилось работать с коммутаторами FastSwitch 2802 производства Grand Function, ныне выпускаемыми компанией Cisco под названием Catalyst 2802. Он связался с Cisco и попросил на пробу образец коммутатора; присланный образец был немедленно подключен к сети. На устройстве были установлены 25 коммутируемых портов 10Base-T и девять портов для высокоскоростной сети. "Итак, проблем с сетью больше не существовало. Клиентская часть приложений, однако, разрабатывалась не нами, поэтому мы были вынуждены заниматься отладкой уже непосредственно в день открытия", - объясняет Стив Кинстлер.
После запуска SPARC-станций разработчики получили настоящую конфигурацию клиент-сервер. Все файлы с аудио- и видеоинформацией были размещены на сервере, а приложение внешнего интерфейса (меню, кнопки управления, графические символы) располагалось на компьютерах Macintosh Quadra, находившихся непосредственно в вычислительном зале.
Рисунок 1.
Две SPARC-станции передают пакеты данных с аудио- и видеоинформацией по
каналам Fast Ethernet. Затем данные распределяются по интерактивным мультимедийным
стендам. Два сервера и два коммутатор обеспечивают отказоустойчивость сети.
"Это был потрясающий проект, но перед церемонией открытия мы 72 часа провели без сна", - вспоминает Стив Кинстлер. Крэддок говорит, что за две недели им удалось выполнить месячную норму работы.
ОТНЫНЕ И НАВСЕГДА
Отшумела церемония открытия, и начиная с сентября прошлого года толпы посетителей, мечтавшие посмотреть на Sun Studios, где делал свои первые записи Элвис Пресли, и ознакомиться с другими драгоценными реликвиями, устремились в Зал Славы и Музей рок-н-ролла.
Очереди посетителей выстраивались перед входом в четыре театра, видеопанелью с 96 мониторами и, конечно, у мультимедийных стендов. Двадцать стендов находятся на первом этаже Ahmet Ertegun Exhibition Hall, а остальные пять (где представлен рок на радио, телевидении, в кино и печати) расположены на втором этаже зала. Стенды работают примерно 100 часов в неделю и ими уже воспользовались более 100 тыс. посетителей. В выставочной зоне Зала Славы также расположены несколько автономных стендов. Все клиентские станции Macintosh Quadra подключены к мониторам с сенсорным экраном. К услугам посетителей предлагается удобное графическое меню, позволяющее сделать соответствующий выбор. Расстояние между вычислительным залом и стендами составляет до 500 футов (около 150 м).
После того как посетитель выберет опцию, сигнал передается по видеокабелю на Macintosh Quadra, находящийся непосредственно в вычислительном зале. Если запрашивается видеофрагмент, сигнал направляется на одну из SPARC-станций. "Сервер скачивает с диска тонны данных и загружает их в Mac-клиенты, - поясняет Майк Винсон. - Приложение распределено в соответствии с принципами архитектуры клиент-сервер: вся графика и меню находятся на Mac-станциях, а поддержка воспроизведения аудио- и видеозаписей осуществляется сервером".
От сервера данные передаются на коммутатор 10/100 Мбит/с по линиям 100Base-T. Оттуда они пересылаются к клиентам по линиям пропускной способностью 10 Мбит/с, при этом каждому пользователю предоставляется свой собственный сегмент Ethernet. Например, на стенде "Rock and Roll Music" посетитель может прослушать песни 70-х годов или заказать тему Stayin" Alive группы BeeGees. Если пользователь запрашивает видеофрагмент, соответствующее видеоизображение передается на Mac-клиент, где высвечивается на четверти экрана.
Для передачи клиентам звука требуется 0,7 Мбит/с, изображение же передается на скорости 3,1 Мбит/с. Как легко заметить, для этого с лихвой хватает канала на 10 Мбит/с, причем еще остается возможность для дальнейшего расширения системы.
Поскольку интеграторам пришлось отказаться от использования NetWare, и вместе с ней - от SFT III, отказоустойчивость системы обеспечивается простым дублированием всех систем. Каждая из двух SPARC-станций подключена к коммутатору Cisco Catalyst и дисковому массиву на 28 Гбайт. "В принципе, - говорит Майк Винсон, - с работой может справиться и один сервер, однако для снижения нагрузки было принято решение, чтобы один сервер обслуживал запросы на аудиозаписи, а другой - запросы на видео. Тем не менее на каждом сервере имеется полный комплект данных (видео и аудио) - это повышает отказоустойчивость системы в целом. Поскольку оба сервера подключены к одной и той же сети, на каждом стенде можно одновременно просматривать видео и прослушивать звукозаписи.
В данный момент на серверах хранится более 500 видеофрагментов продолжительностью 20-30 секунд и более. Естественно, для хранения видеоинформации требуются большие объемы постоянной памяти на жестких дисках. Поэтому в Зале Славы установлено устройство CinePak (производства компании Radius) для сжатия/восстановления данных по методу QuickTime. В сжатом виде видеофрагменты занимают меньше места на диске. В одном из наиболее популярных фрагментов запечатлен Джерри Гарсиа, покойный солист группы Grateful Dead. На серверах хранится также более 500 аудиозаписей. На огромных дисках SPARC-станций может разместиться еще около 500 записей. Как отмечает Майк Винсон, если несколько ослабить требования к избыточности, то можно увеличить общее число записей до 2000.
БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ
Зал Славы и Музей рок-н-ролла привлекает к себе толпы поклонников музыки. Поэтому Майк Винсон и его команда должны обеспечивать передачу потоков видео- и аудиоинформации с минимальной задержкой и абсолютной надежностью. Если проблема все-таки возникнет, ее следует устранить как можно быстрее.
В случае отказа жесткого диска подключение пострадавших клиентов к другому серверу займет не более пяти минут. Если какая-нибудь аудиозапись окажется испорченной (что уже было), Винсон может перезаписать ее на Mac Quadra - станции, находящейся в вычислительном зале, а потом откопировать запись на сервер.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу сети, Sun-серверы подключены к устройствам бесперебойного питания Smart-UPS производства American Power Conversion. Резервные копии всех файлов, необходимых для обеспечения работы интерактивных стендов, хранятся на устройстве резевного копирования DLT-4000 (производства Storage Dimensions) емкостью 20 Гбайт. Угроза для клиентских частей приложений исходит, в первую очередь, от не в меру любопытных посетителей музея. Чтобы никто из них не мог добраться до жесткого диска рабочей станции, в Зале Славы используется утилита защиты данных At Ease (Apple), закрывающая посторонним доступ к системному средству Finder.
Майк Винсон считает, что поскольку система не испытывает недостатка в постоянной памяти и пропускной способности, можно предоставить определенную часть ресурсов серверов для использования различными подразделениями музея. "В данный момент все работает замечательно, а сама система вполне отказоустойчива и легко может быть расширена, однако в будущем нам наверняка придется производить определенную подстройку конфигурации", - предостерегает г-н Винсон. Он предполагает установить программное обеспечение для улучшения обратной связи между клиентом и сервером, а также для слежения за использованием ресурсов и ведения статистики.
Стив Кинстлер (CIBER), по-прежнему работающий над проектом, но теперь уже в качестве консультанта, говорит, что рано или поздно объем постоянной памяти придется довести до 500 Гбайт, поскольку администрация Музея со временем собирается увеличить число демонстрационных стендов.
Ну, а пока тысячи посетителей, осаждающие Зал Славы и Музей рок-н-ролла, могут в течение одного дня познакомится с историей музыкального движения, изменившего картину мира во второй половине двадцатого столетия. И как знать, может быть, сам Элвис мелькнет где-нибудь в толпе...
С Анитой Карве можно связаться через Internet по адресу: akarve@mfi.com.
КОМПАНИЯ STARLIGHT NETWORKS РЕШИЛА ПРОБЛЕМУ ПЕРЕДАЧИ ПОТОКОВ ВИДЕОИНФОРМАЦИИ ПО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ
Ярко сияют звезды Starlight
Час мультимедиа пробил. Тем не менее не один сетевой администратор потерпел неудачу, пытаясь организовать передачу высококачественного видеоизображения нескольким клиентам. По-видимому, наиболее серьезным препятствием тут была попросту недостаточная скорость передачи данных. Как аудио-, так и видеоинформация требуют работы в реальном времени, а значит, биты, составляющие эти файлы, соответствуют определенным моментам времени. Соответственно, и передавать такую информацию следует с фиксированной скоростью. Для работы с файлами данного типа требуется пропускная способность 2 Мбит/с на клиентскую станцию и выше. По мере того как число клиентов в сети увеличивается, имеющийся ресурс пропускной способности быстро сходит на нет.
Компания Starlight Networks утверждает, что для решения этой задачи совершенно необязательно переходить на ATM или другую скоростную технологию, поскольку передача высококачественного видеоизображения вполне возможна и на базе уже установленного в организации аппаратного обеспечения.
Компания предлагает продукт под названием StarWare. Это - NLM, превращающий обычный сервер NetWare в устройство для передачи видеоизображения по имеющимся сетям. Продукт поддерживает NetWare версии 3.x и 4.x и работает поверх протокола IPX. Разработанный Starlight протокол Media Transport Protocol (MTP) предполагает отслеживание всех передаваемых пакетов. StarWare 2.0 поддерживает суммарную скорость до 150 Мбит/с, что соответствует пропускной способности по 1,5 Мбит/с на сеанс при одновременном обслуживании 100 клиентов.
StarWorks запускается поверх некоторых диалектов Unix, а именно Solaris (Sun), AIX (IBM), HP-UX (Hewlett-Packard). Имеются также версии для процессора Intel; они требуют использования системной шины PCI или EISA. Продукт позволяет передавать высококачественное видеоизображение по сетям 10Base-T и Token Ring, при этом переделка установленных сетей не требуется. Продукт работает на базе протокола MTP, разработанного Starlight. Впрочем, возможно также использование протоколов TCP/IP или IPX (Novell). Следует, однако, заметить, что использование MTP исключает возможность IP-маршрутизации.
Как StarWare, так и StarWorks позволяют обойтись меньшей, чем 1,5 Мбит/с, пропускной способностью при передаче видеоизображения по сети. Идея состоит в том, чтобы передавать поток данных, а не "выстреливать" все пакеты с максимальной скоростью. В продуктах предусмотрена передача ровно такого количества пакетов, какое может быть принято клиентом в данный момент. Это, в частности, означает, что 50-мегабайтный видеофайл не передается за один раз, поскольку для воспроизведения видеофрагмента клиентской станции требуется определенное время.
Как отмечает Дуэйн Крэддок, менеджер проектов группы клиентских сервисов Starlight Networks, промышленного стандарта на передачу высококачественного видеоизображения пока нет. Совместно с ведущими производителями оборудования Starlight предпринимает активные усилия по выработке стандартного протокола. По словам г-на Крэддока, как только такой протокол появится, Starlight будет использовать его в своих продуктах вместе с MTP.
Продукты Starlight разрабатывались в основном с расчетом на индустрию развлечений. Тем не менее основной объем продаж приходится на корпорации, занятые повышением образовательного уровня своих сотрудников. Скажем, если сотрудник, изучающий Microsoft Excel, захочет получить более подробную информацию, он может вызвать видеоизображение лектора на экран своего компьютера.
Starlight, пытающаяся создать своим изделиям достойную репутацию, недавно получила серьезную поддержку. В январе Hewlett-Packard объявила о своем намерении включить StarWare в пакет для сервера NetServer на базе процессора Intel. StarWorks предполагается устанавливать на серверы HP, поддерживающие HP-UX.