При всей важности технических характеристик компонентов СКС для заказчика не меньшее значение имеют гарантия и поддержка.
За последний год на отечественном рынке СКС произошли существенные перемены. Во-первых, сам рынок заметно вырос как в плане спроса, так и предложения. Все больше заказчиков выбирают СКС в качестве базиса для своей сетевой и телекоммуникационной инфраструктуры. В свою очередь, все больше производителей кабельной продукции (мы объединим для простоты под данным термином как собственно кабели, так и розетки, разъе-мы, кроссы и проч.) начинают активно развивать свою деятельность в России. Кроме того, все больше отечественных компаний проявляют интерес к этому рынку, причем это справедливо в отношении не только компаний-интеграторов, но и электромонтажных и строительных организаций. Во-вторых, столичный рынок достиг определенной стадии насыщения, и акценты постепенно смещаются в регионы, где своя специфика работы. И, наконец, все это вместе взятое ставит перед новыми заказчиками и новыми игроками на рынке проблему выбора: с кем им удобнее работать, чьи условия им больше подходят и какие права и обязанности появятся у них в итоге. Мы попытаемся дать объемную картину основных понятий и правил игры на этом динамичном рынке.
"НО ЧТО КОНКРЕТНО ТЫ ИМЕЛА В ВИДУ?"
Прежде всего мы хотели бы разъяснить цели и предмет нашего обзора и начнем с того, что мы не собирались делать. Мы не будем проводить статистический анализ рынка подобно тому, как это сделано в обзоре группы BSRIA (см. сентябрьский номер LAN за прошлый год). Конечно, привести текущую статистику по объему и структуре продаж, долям рынка было бы заманчиво, но силами одного издания подобный анализ выполнить невозможно, тем более в России, где получить достоверные данные о продажах (особенно об импортируемой продукции) весьма непросто. Впрочем, даже если бы мы располагали подобной информацией, то все равно акцент сделали бы не на ней, поскольку, по нашему мнению, статистика является только одним из многих факторов при принятии решений, так как она позволяет узнать лишь общие сведения о производителях. Мы же поставили своей задачей дать представление о том, что предлагает рынок. При этом мы исходим из того, что читатель уже имеет представления о том, что такое СКС и какие преимущества она дает (получить такую информацию можно как из маркетинговых материалов производителей, так и из опубликованных ранее статей в рубрике "Кабельные системы"), и решил выбрать лучшего, на его взгляд, производителя.
Нет, мы не пытаемся сравнить технические характеристики и решения отдельных производителей, хотя бы потому, что абсолютного лидерства по всем пунктам ни у кого, пожалуй, нет (опять-таки, более-менее объективную оценку может дать только специалист с большим опытом работы с различными СКС). Наша цель в данном случае - осветить такие связанные с СКС, безо всяких кавычек стратегические, понятия, как гарантия, поддержка, процедуры сертификации систем, права и обязанности партнеров и заказчиков, и обратить внимание на, может быть, малозаметные, но важные нюансы. Основным моментом в маркетинге СКС (достаточно посмотреть на любую их рекламу, чтобы в этом убедиться) является гарантия, сроки действия которой сегодня таковы, что за это время сменяется целое поколение (нет, не кабельных систем, а людей), поэтому наше изложение строится именно вокруг этого вопроса. Выбирая манеру подачи материала, мы сразу отказались от рассказа о каждом производителе по отдельности в пользу постепенного раскрытия различных понятий с комментариями о том, какое содержание вкладывается в них разными производителями. Многие вопросы оказались очень тесно взаимосвязаны друг с другом, и мы постарались адекватно отразить это в структуре изложения материала, а также попытались, насколько это возможно, избежать прямых сравнений (тем более, с какими-либо выводами), чтобы наши личные предпочтения явно или косвенно не вредили объективности картины. От составления каких-либо сводных таблиц, к сожалению, пришлось отказаться, поскольку разнообразие подходов в реализации гарантийных и партнерских программ производителями СКС не позволяет свести их воедино в компактном виде.
ТЕ ЖЕ, ТАМ ЖЕ
Прежде чем перейти непосредственно к обзору, расскажем вкратце об его главных действующих лицах. Кабели и кроссовое оборудование предлагает на отечественном рынке множество производителей, но мы остановились только на тех, кто предлагает именно СКС (со всеми соответствующими атрибутами) и чьи программы поддержки уже действуют в России. За пределами обзора остались некоторые давно присутствующие на рынке производители СКС, работающие в России напрямую. Специфика работы таких компаний, как Siemens, DEC или IBM, такова, что их СКС находятся как бы вне рынка, поскольку не предлагаются, скажем так, массовому заказчику, а продвигаются преимущественно через крупные тендеры как составная часть проекта. Siemens, например, не имеет локального менеджера, а отклика из европейского офиса мы, к сожалению (компания имеет ряд крупных инсталляций в России), не получили. Поскольку редакция журнала расположена в Москве, обзор охватывает те компании, с чьими представителями мы могли пообщаться непосредственно, но в силу того, что львиная доля сегодняшнего сетевого бизнеса так или иначе замыкается на Москву, можно считать, что, говоря словами математической статистики, выборка получилась представительная.
Итак, в обзоре рассказывается о следующих компаниях (в алфавитном порядке) "АйТи", AESP, AMP, BICC Brand-Rex, ITT Cannon, Lucent Technologies, Mod-Tap, Reichle&De-Massari (R&M), RIT Technologies, The Siemon Company (к концу года список активно действующих на российском рынке СКС компаний должен пополниться, но мы не стали опережать события). Все они действуют на российском рынке достаточно давно, как минимум год. Некоторые производители присутствуют здесь с момента зарождения рынка (например, Lucent или Mod-Tap), другие начали по-настоящему разворачивать в России свою деятельность только с прошлого года (например, ITT Cannon или RIT). Такая разница в послужных списках, впрочем, по большей части условна, поскольку на мировом рынке минимальный стаж у всех производителей - намного больше года.
Однако несколько комментариев о некоторых участниках обзора все же будут нелишними. "АйТи" - единственный из всех отечественный производитель СКС продвигает свою марку (объединяющую компоненты разных производителей) с 1996 года. (Мы не считаем, что марка "АйТи-СКС" недостаточно известна, а просто лишний раз подчеркиваем специфический статус производителя.) AESP начинала с дистрибуции отдельных компонентов СКС, затем приобрела собственные производственные мощности и стала продвигать уже свою СКС. Московское представительство AESP параллельно представляет и интересы BICC (будучи мастер-дистрибьютором компании), но избегает конкуренции двух торговых марок, позиционируя их для разных сегментов рынка. R&M действует на мировом рынке давно, но долгое время компания оставалась в тени, работая в основном в рамках OEM-соглашения с IBM. В настоящее время R&M уже самостоятельно действует в России, выйдя "из-под крыла" IBM и локализуя свою инфраструктуру поддержки и обучения. Об остальных участниках обзора информация в специализированной прессе, в том числе в нашем журнале - либо в технических, либо в новостных материалах, - публиковалась в достаточном количестве (некоторым исключением может быть Siemon, до недавнего времени эта частная компания практиковала довольно закрытую политику, но малоизвестной назвать ее никак нельзя), поэтому будем считать, что читатели с ними достаточно хорошо знакомы.
ФИРМА ГАРАНТИРУЕТ
Что она собой представляет, эта загадочная гарантия на кабельные системы, срок действия которой сегодня у любого производителя никак не меньше 15 лет, при явной тенденции к увеличению этой цифры по мере развития технологий и повышения конкуренции? Думается, что любой человек, впервые столкнувшись с понятием "СКС", задается вопросом "На что же эта самая ...цатилетняя гарантия дается?". В самом деле на что? Прежде всего, это классическая гарантия качества продукции, обычно именуемая гарантией на компоненты. Подобная гарантия дается всеми производителями и, как правило, означает, что все компоненты кабельной системы не имеют производственных дефектов и при правильном использовании прослужат пять лет (стандартный срок). Для получения такой базовой гарантии компоненты достаточно приобрести по официальным каналам (либо у авторизованных партнеров, либо у их дилеров), при этом использовать их можно по своему усмотрению (естественно, в пределах существующих для них правил применения и эксплуатации). Если же речь идет о построенной по всем правилам СКС, то в действие вступают расширенные или системные гарантии. В рамках системной гарантии срок компонентной гарантии может быть продлен, как правило, на весь срок действия первой. Но главным предметом гарантийных обязательств являются характеристики системы, а если быть до конца точным, ее отдельных участков.
Перед тем как переходить к базовой классификации типов гарантии, поясним, что же теоретически может случиться за 15 и больше лет, т. е. что же может стать гарантийным случаем, помимо заводского брака. Во-первых, даже если характеристики каждого отдельного компонента кабельной системы полностью соответствуют предусмотренным в стандартах параметрам или превышают их, то вовсе не обязательно, что собранная из них система будет иметь аналогичные характеристики. Во-вторых, если параметры системы сразу после сборки полностью отвечают стандарту или превосходят его, то с течением времени они могут ухудшиться. Одной из причин является постепенное окисление заделанных контактов на кроссах или в соединителях. Для тех, кто слабо знаком с СКС, поясним дополнительно, что попытки собрать кабельную систему "по нитке", из элементов различных производителей белой и желтой сборки (т. е. приобретая их по принципу "где дешевле"), могут привести к тому, что рассогласование параметров вызовет ухудшение рабочих характеристик. Кроме того, это может привести к образованию гальванических пар (из-за того, что "медь" и металл соединителей у всех разные), не говоря уже о том, что контактные проводники на кабельных разъемах желтой сборки не имеют золотого напыления, а ножи соединителей редко покрывают окисью серебра для обеспечения безокисного контакта. В результате - постоянные отказы каналов и поиски неисправностей. Но последнее - это уже совершенно крайний случай, практически полностью исключенный в случае приобретения настоящей СКС.
Итак, какие бывают основные типы гарантий? Прежде всего (Рисунок 1а) - это гарантия на базовую линию (basic link), т. е. на тракт передачи данных от абонентской розетки до кроссовой панели. Обычно гарантия на базовую линию удостоверяет соответствие требованиям стандартов на Категорию 5, и эта форма гарантии в явном или скрытом виде присутствует в гарантийных программах почти всех поставщиков. Отметим (это актуально и для других типов гарантии), что в общем случае характеристики отдельных компонентов могут за время гарантийного срока измениться в худшую сторону и перестанут удовлетворять требованиям стандарта, но характеристики самой линии при этом будут по-прежнему ему соответствовать. Как говорится, важен конечный результат, но часто дополнительно производителем подтверждается и сохранение характеристик отдельных компонентов в течение гарантийного срока, как, например, в гарантийных программах AESP, Lucent, Mod-Tap и RIT.
В качестве примера канала мы взяли случай зонной проводки. Распределительной панели и переходного соединителя может не быть.
Более широким, по сравнению с базовой линией, понятием является полный канал (channel) от одного порта активного сетевого оборудования (или устройства) до порта другого устройства. Логично задать вопрос, почему бы сразу не начинать с полного канала. Ответ состоит в том, что соединительные кабели (которые в зависимости от назначения подразделяются на абонентские, сетевые и коммутационные) по стандарту не входят в состав СКС (поскольку не являются частью инфраструктуры зданий, включающей только фиксированные кабели), поэтому производитель специально оговаривает условия, при которых он может предоставить гарантию на полный канал - например при использовании только его, изготовленных фабричным способом, гибких кабелей. Иными словами, гарантия на базовую линию полностью вписывается в стандарты и, простите за тавтологию, является базовой. Если же производитель дает гарантию на канал (понятие канала может варьироваться в зависимости от производителя, типичный случай приведен на Рисунке 1б), то это значит, что ему приходится удовлетворить более жестким требованиям (за счет дополнительных элементов и соединений) к совокупным характеристикам линии передачи и, соответственно, приходится обеспечивать больший "запас прочности", т. е. все элементы каналов, в том числе и базовой линии должны иметь лучшие параметры.
Самой широкой является гарантия работы приложений, т. е. то, что правильно построенная СКС обеспечит функционирование всех стандартных (а иногда и нестандартных) приложений заказчика. Стандартный список включает в себя телефонию, видео и сетевые протоколы от RS-232 до ATM на 155 Мбит/с и может варьироваться для различных СКС (особенно когда дело касается мультимедийных приложений), но их сравнение не имеет смысла производить без учета специфики конкретного заказчика. Эту гарантию следует выделить особо, потому что стандарты Категории 5 формально не обеспечивают функционирование ряда высокоскоростных приложений, и производитель дает такую гарантию, исходя исключительно из "запаса прочности" своей продукции. Такой допуск должен быть известен, чтобы заказчик мог оценить надежность гарантии поставщика. В соответствии с основными типами гарантии вам могут быть предложены самые различные их вариации, о чем речь пойдет далее. Для краткости мы будем считать, что по умолчанию все производители, если не оговорено особо, предоставляют 15-летнюю гарантию по всем основным типам и, разумеется, как минимум 5-летнюю гарантию на компоненты.
Начнем мы с вариации в сроках гарантии. До недавнего времени фактическим стандартом, если хотите, требованием приличий, была 15-летняя гарантия, но появление на свет новых Категорий кабельных систем и соответствующей продукции, заметно превосходящей по характеристикам Категорию 5 (либо улучшения производятся в рамках одной торговой марки, либо производитель выделяет новые продукты в отдельную систему со своей особой гарантией), привело к тому, что сроки гарантии возросли. Lucent предоставляет на системы GigaSPEED (корень "GIGA" характерен для "систем будущего") гарантию 20 лет, точно так же RIT увеличила срок гарантии на систему Smart-GIGA. Lucent, кроме того, дает заказчику карт-бланш, гарантируя поддержку будущих приложений, использующих спецификации стандартов TIA 568-A или ISO/IEC IS 11801 по мере их появления. По похожей схеме действует и Siemon, предлагая 20-летнюю системную гарантию на систему Ultralink и гарантию на все приложения, которые могут потребовать применение проводки Категории 6 (после принятия стандарта на последнюю).
Часто производители занимают сдержанную позицию в отношении новшеств, обещая некоторые обновления гарантии после появления стандартов. Интересные возможности в этом плане предоставляет BICC. Практически в любой момент после проведения дополнительной экспертизы счетчик гарантии СКС Millenium можно сбросить на нуль, разумеется, если экспертиза прошла успешно. Естественно, такое "вечное 15-летие" приходится оплачивать дополнительно, хотя в некоторых случаях, о которых еще пойдет речь, данная услуга оказывается бесплатно. Еще дальше пошла R&M: она предоставляет бессрочную гарантию на характеристики систем FreeNet. Бессрочность, однако, ограничивается сроком эксплуатации системы. Основой такой политики является модульность системы (еще один вполне сложившийся фактический стандарт отрасли), когда морально устаревшие модули (в основном разъемы) заменяются по ходу эксплуатации новыми. В отсутствии стандартов гарантии на так называемые гигабитные системы, которые точнее в целом называть "сверх 100-мегабитные", как правило, подразумевают полное соответствие стандартам Категории 5 в течение срока ее действия, соответствие фактических характеристик системы заявленным, а также (несколько скользкий пункт, поскольку стандартных приложений пока что нет) подтверждают возможность передачи по системе данных с гигабитными скоростями (двунаправленная передача по всем четырем парам с частотой 125 МГц).
Неопределенность с высокоскоростными приложениями приводит к тому, что производители часто предпочитают ограничиваться гарантией на улучшенные характеристики, превышающие стандартные. Так, BICC гарантирует, что при передаче с частотой 100 МГц запас по ACR будет составлять 20 дБ, а также базовая длина может быть увеличена на 11%. ITT Cannon детализирует дополнительные системные гарантии в расширенной гарантии на приложения, согласно которой средняя длина канала может быть увеличена на 40-60% для приложений класса D (эффективная полоса частот до 100 МГц), для приложений класса С и ниже она может быть еще выше (более 1000 м). Побочным эффектом является то, что при появлении новых "высокоскоростных" стандартов удлиненные линии не смогут им соответствовать (очевидно, что стандартная базовая длина останется 90 м). Чтобы этого избежать, ITT Cannon не допускает увеличения длины базовой линии и подчеркивает, что гарантии касаются каналов, создаваемых пользователями.
ITT Cannon также расширяет понятие полного канала, в частности канал может иметь как большую длину, так и большее число соединений (это отражается в виде дополнительных требований, о чем еще пойдет речь). Все подобные расширения следует использовать, как говорится, "с умом".
КАК ПОЛУЧИТЬ ГАРАНТИЮ...
Все эти разнообразные гарантийные программы вводятся в действие только при выполнении целого ряда условий. Главное требование - работы по проектированию и монтажу системы должны быть выполнены сертифицированным партнером производителя. Более широко (теоретически это допускается производителями) данное положение можно сформулировать следующим образом: компоненты должны приобретаться по официальным каналам, а в процессе создания системы должны принимать участие сертифицированные специалисты. Наиболее широко трактует это условие AESP. Компания сама не обучает специалистов, а допускает участие в работах (и проводит сертификацию) персонала, имеющего дипломы от BICC (как правило, AESP проводит обучение своих партнеров именно у BICC), а также, например, от Lucent или AMP. Последняя, кстати, весьма требовательна к составу монтажных бригад, в частности она требует наличия определенного процента обученных монтажников и проектировщиков. Обычно же поставщик удовлетворяется тем, что компания-инсталлятор имеет в своем штате определенное количество обученных специалистов, как правило, 2-3 человек.
Что касается обучения и сертификации партнеров, компании практикуют самые различные подходы. Некоторые производители допускают дистрибуцию своих продуктов через необученных, а точнее, прошедших минимальный тренинг партнеров без надлежащего статуса, при наличии которого они могли бы давать какие-либо иные гарантии помимо компонентной. Так работают AMP, Mod-Tap и, на текущий момент, R&M. В дальнейшем при желании (или при выполнении некоторых формальных условий контракта, как у Mod-Tap) партнер может пройти курс обучения и получить статус сертифицированного инсталлятора. Обычно же производители сразу ставят условие обязательной сертификации. Сертифицированные партнеры, как правило, не имеют градаций, либо делятся, условно говоря, на монтажников и монтажников-проектировщиков. Siemon строит более строгую иерархию партнеров, в которой к этим двум категориям добавляются компании, предоставляющие консалтинговые услуги (в России это, конечно, экзотика), и компании, осуществляющие поддержку систем. Последний статус дает право на оказание сервисных услуг и модификацию систем (единственное ограничение - нельзя устанавливать новый главный кросс).
Каждой категории партнеров соответствует своя программа обучения. Вообще, традиционно обучение (сегодня, по крайней мере частично, всеми локализованное) включает в себя один обязательный трех-четырехдневный курс и несколько дополнительных. Дополнительные знания получают также либо на регулярных выездных семинарах (Mod-Tap), либо при помощи прямой рассылки учебных и информационных материалов (BICC). Часто производители, например Siemon, Mod-Tap и RIT, требуют периодического подтверждения сертификата. Некоторые компании организуют в России регулярные курсы с приездом преподавателей из-за рубежа, чаще всего на базе партнеров (как поступает, например, RIT), часть уже имеет (или завершает процесс организации) постоянно действующих учебных центров, как Siemon, Lucent, AMP, "АйТи". Наличие постоянного центра - это большой плюс, но и выездное обучение имеет свои преимущества, особенно для регионов. "АйТи" практикует также сдачу экзамена экстерном, но при этом экзамен сложнее стандартного и включает в себя такие практические задания, как, например, корректная установка соединителя ST с первой попытки. Отдельный вопрос - стоимость обучения. Как правило, она варьируется в зависимости от количества обучаемых специалистов и специфики самого курса. Практическая часть будет стоит достаточно дорого. Любопытен ценовой подход BICC - фиксированный взнос с компании (без учета расходов на проживание и т. д.) за курс вне зависимости от количества обучаемых специалистов (только минимальный взнос, окупающий накладные расходы). Такая политика, с одной стороны, поднимает начальную планку для партнеров, но с другой, - перешагнувшие ее компании могут без особого труда обучить хоть весь свой штат.
Вернемся к сертификации систем. Специалисты инсталлятора после выполнения проекта предоставляют на сертификацию описание системы, традиционно включающее в себя пояснительную записку и результаты тестирования (как правило, в электронном виде). Требования к этим составляющим у всех различны. Такие придирчивые производители, как Siemon или Mod-Tap, могут потребовать представить полный проект, в то время как BICC или, скажем, RIT ограничиваются кратким поэтажным описанием с перечислением компонентов. К тестированию требования предъявляются обычные - использование тестеров второго класса: как правило, это модели от известных производителей вроде Microtest или Fluke. ITT Cannon предъявляет особые требования к инсталляциям, характеристики которых превосходят стандартные. Ее партнеры имеют право использовать только WireScope 155 с программным обеспечением, разработанным ITT Cannon совместно со Scope Communications, причем устройства должны ежегодно калиброваться производителем. Mod-Tap также предпочитает WireScope, "АйТи" включает оборудование для тестирования (PentaScanner) в свой каталог СКС, точно так же поступают AESP и BICC (они используют оборудование Fluke). Подобный унифицированный подход упрощает проверку и/или анализ результатов, хотя необходимость в них возникает, как правило, только в гарантийных случаях или при освидетельствовании первого проекта партнера. Но ITT Cannon, например, проверяет абсолютно все результаты измерений в стационарных условиях с помощью специально разработанного ПО. Программа автоматизирует процесс контроля и позволяет вскрыть любые манипуляции с результатами измерений.
В принципе все производители оставляют за собой право проведения выборочного осмотра системы. Степень его строгости зависит от политики производителя и его уверенности в себе и/или партнере. Lucent, например, декларирует простой визуальный осмотр. Заметим, что качество обучения партнера, его квалификация и строгость процедуры сертификации в неявном виде учитываются в гарантийных программах. Если вам кажется, что производитель не слишком (или же чересчур) требователен к своим партнерам и заказчикам или, наоборот, что гарантийная программа, на ваш взгляд, недостаточно всеобъемлюща (или же чрезмерно формализована), то прежде, чем делать выводы, мы бы советовали вам оценить, насколько сбалансирована его политика и как жесткость в отдельных вопросах сочетается с гибкостью в других.
...И ЕЮ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ
Гарантийный контракт стандартно заключается напрямую с производителем, но реализуется, как правило, через партнеров. Типичная схема реализации гарантии (после фиксирования гарантийного случая) такова. Гарантийные работы выполняет обычно компания, инсталлировавшая систему. Если по какой-то причине она не в состоянии этого сделать, то производитель рекомендует заказчику на выбор несколько других своих партнеров. Производитель бесплатно предоставляет компоненты на замену и возмещает исполнителю расходы на выполнение работ. В самом крайнем случае "в бой" бросаются специалисты самого производителя. В общем и целом, процедура осуществления гарантий реализуется всеми производителями более-менее одинаково. Разница заключается только в том, насколько развитую инфраструктуру имеет конкретный поставщик в регионе заказчика. Подобный детальный анализ мы, к сожалению, предоставить не можем, но эту информацию читатели всегда могут получить из первых рук. Остановимся только на одном часто дискутируемом вопросе - о степени присутствия производителя в нашей стране. Можно считать, что каждый участник обзора имеет в России максимальный предусмотренный организационной структурой компании уровень представительства. Это либо официальное представительство (в форме московского офиса или дочерней компании), либо эксклюзивный дистрибьютор, либо партнер с соответствующим статусом. Какую степень присутствия считать достаточной, каждый потенциальный партнер или заказчик должен определить для себя сам.
Изучая гарантийную программу производителя, заказчику следует дополнительно выяснить для себя, как в ней решаются некоторые неочевидные на первый взгляд вопросы.
В нашей повседневной действительности нередко здания переходят из рук в руки, причем это может произойти почти сразу после проведения ремонта (у многих банков, например, по закону Паркинсона крах наступает к моменту наивысшего внешнего расцвета). Вместе со зданием из рук в руки переходит и СКС, гарантия на которую должна быть переоформлена на нового владельца. Процедура эта у каждого производителя своя. ITT Cannon бесплатно проводит осмотр системы и переоформляет гарантию на нового владельца (за вычетом прошедшего срока эксплуатации).
Mod-Tap также переоформляет гарантию (уже с меньшим сроком действия) после выезда своего специалиста на место. RIT в принципе может переоформить гарантию (опять-таки, с учетом прошедших лет) и без осмотра, если клиенту так удобнее, правда, при этом новому владельцу придется принять на веру то, что старый хозяин оставил им все в целости и сохранности. Lucent также привязывает свою гарантию не к владельцу, а к системе, поэтому все гарантийные обязательства переходят к новому владельцу автоматически. BICC практикует осмотр и может по его результатам, как уже говорилось, выдать новую гарантию.
Второй тонкий вопрос - внесение дополнительных изменений в систему. Формальности гарантийных процедур требуют, чтобы модифицированная система сертифицировалась заново, так как она перестает соответствовать документации. Опять-таки, в нашей действительности типичной является ситуация, когда организация, арендующая часть здания, постепенно расширяется (или бюджетная организация развивает инфраструктуру по мере появления средств), так что вопрос постепенного наращивания СКС приобретает актуальность. Все производители, естественно, требуют, чтобы изменения вносились сертифицированными исполнителями, но по-разному подходят к процедуре сертификации модифицированной системы. Кто-то, как, например, AMP, может потребовать полного тестирования системы в целом, кому-то этого не требуется. AESP, BICC и RIT рассматривают новую или измененную подсистему как независимый от остальных подсистем объект и требуют только ее сертификации, с отдельной гарантийной программой. Mod-Tap сертифицирует дополнения по своей стандартной процедуре, после чего расширяет диапазон действия ранее выданной гарантии. Lucent дифференцирует различные случаи внесения изменений в систему. Дополнения либо сертифицируются отдельно (со своим сроком гарантии и отдельными сертификатами), либо сертифицируется вся система, причем обе процедуры производятся бесплатно. Особняком стоит модификация системы вообще. При существенных (10-15 % от общего количества портов) изменениях новый сертификат выдается бесплатно. Если срок действия гарантии по оригинальному сертификату не превысил 3 года, то он "сбрасывается на ноль", в противном случае продолжает отсчитываться дальше.
Наконец, иногда заказчик желает стать "сам себе" инсталлятором, что характерно для очень крупных организаций с большим штатом технических сотрудников. Далеко не все из них, конечно, желают самостоятельно строить СКС, но вносить в них изменения хотели бы многие. Большинство производителей в таком случае ограничиваются обучением специалистов заказчика с тем, чтобы они могли руководить процессом модификации СКС и ее сертификации (но только в рамках сети заказчика). Lucent заключает в подобных ситуациях отдельные контракты, где оговариваются все условия, а Siemon и AMP проводят обучение и сертификацию заказчика в соответствии с программой партнера по поддержке и эксплуатации.
Возможны и другие нетипичные ситуации, возникающие, как правило, в сложных проектах. Если стандартные процедуры для конкретного случая отсутствуют, производители всегда стараются идти навстречу заказчику и найти оптимальное решение. Успешность этого процесса во многом зависит от гибкости поставщика, от его организационной структуры, а также от масштабов проекта. Напомним, что всегда существует некоторая зависимость (иногда прямая, иногда обратная) между тем, как свободно компания при необходимости отступает от каких-то собственных правил, и тем, насколько строго она следит за их выполнением в обычных ситуациях. Зависимость эту следует для себя прояснить в каждом конечном случае.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы изначально не претендовали на то, чтобы с исчерпывающей полнотой рассказать о том, по каким законам живет рынок СКС, но надеемся, что нам удалось дать объемную картину его сегодняшнего состояния, достаточную для того, чтобы читатели могли сделать для себя какие-то выводы или по крайней мере сформулировать для себя вопросы, которые они хотели бы задать поставщику и инсталлятору СКС. Ограничения на объем материала вынудили нас рассказывать о программах гарантии и поддержки производителей выборочно, останавливаясь на наиболее интересных, на наш взгляд, моментах. Полную информацию проще всего получить из первых рук, а мы со своей стороны надеемся, что обзор поможет всем (производителям, заказчикам и исполнителям) легче находить общий язык и лучше ориентироваться на рынке СКС.
Этим обзором мы приоткрыли только часть аспектов владения СКС, одну из самых важных, но, разумеется, только одну из многих. Работа над этим материалом позволила нам вплотную приблизиться к практическим и финансово-экономическим вопросам построения и эксплуатации СКС, к рассмотрению которых мы вернемся в ближайшем будущем.
С Александром Авдуевским можно связаться по адресу: shura@osp.ru.
БОЛЬНОЙ ВОПРОС?
Будет ли российский стандарт на СКС?
Как известно, в России нет собственного стандарта на СКС, и даже само понятие структурированной кабельной системы не закреплено ни в одном нормативном документе. Насколько такое положение дел приемлемо? По словам производителей, отсутствие отечественного стандарта на СКС не особенно затрудняет их бизнес в России. Производителей активного сетевого оборудования и их заказчиков ведь не смущает, что последним зафиксированным в ГОСТе сетевым протоколом был RS-232. Поэтому, казалось бы, для СКС наличия международных стандартов вполне достаточно (например, формально все стандарты ISO должны автоматически действовать и в России). Однако в последнее время ситуация на рынке начинает меняться, и отсутствие стандарта в ряде случаев может стать серьезной помехой для инсталляции СКС у конкретного заказчика.
Во-первых, все отчетливее становится общая тенденция требовать у производителей любой импортной продукции сертификатов соответствия отечественным нормам и стандартам. Отсутствие по какой-либо причине такого документа воспринимается лицами, принимающими решения и несущими за них ответственность (особенно в государственных структурах), резко негативно. Во-вторых, отсутствие стандарта все чаще начинает приводить к тому, что при строительстве новых зданий (или при ремонте старых) подрядчики проводят монтаж кабельных систем силами неквалифицированного персонала и/или из целого коктейля компонентов различного происхождения (главный критерий приобретения - цена). Помимо заказчика потери в результате несут квалифицированные инсталляторы, теряющие часть рынка, и производители, чей имидж может пострадать не по их вине. В-третьих, несмотря на пригодность для России в целом международных стандартов, некоторые неочевидные местные нюансы могут отрицательно сказаться на принятии окончательного решения. Один из примеров - концепция интегрированной кабельной проводки (интеллектуального здания), когда СКС используется для сетевых приложений, телефонии, охранной и пожарной сигнализации и т. д. В СКС, как известно, в обязательном порядке используются кроссовые панели, но отечественные пожарные инструкции запрещают иметь на линии противопожарной сигнализации какие-либо промежуточные соединения. Можно легко представить себе, какой долгий разговор предстоит инсталлятору с упрямым начальником пожарной охраны, причем последнего можно понять - ему же отвечать, если что случится. Вот если бы был официальный документ...
Все производители, вне зависимости от их оценки степени актуальности данного вопроса, сходятся во мнении, что наличие стандарта благотворно скажется на рынке. При этом никто не решается брать на себя роль первопроходца, поскольку занятие это неблагодарное, а для иностранной компании - еще и затруднительное. Положение дел, однако, в обозримом будущем может измениться, поскольку в настоящее время компания "АйТи" вносит на рассмотрение свой проект отечественного стандарта, в основном базирующийся на положениях ISO/IEC IS 11801, с некоторыми отражающими отечественную специфику ужесточениями и уточнениями. Подключатся ли (как активнои и в какой форме) местные представительства зарубежных производителей к процессу продвижения стандарта, покажет время, по крайней мере у многих из них есть к этому интерес.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
О выборе поставщика СКС
Этот обзор, как мы надеемся, дает читателю некоторую базовую информацию о производителях СКС. В дальнейшем на ее основе и по результатам переговоров с инсталляторами, дистрибьюторами или самими производителями вам предстоит сделать выбор, значение которого для информационной системы трудно переоценить. С целью упрощения выбора мы приводим ряд критериев, по которым вы сможете оценивать предлагаемые решения (коммерческую сторону - цены, сроки и схемы поставки - оставим за кадром).
В первую очередь, внимание следует обратить на репутацию производителя, а точнее, на его послужной список. Очень хорошо, если его портфель успешных проектов (лучше всего местных) содержит хотя бы один приблизительно соответствующий вашим потребностям. Далее вам следует понять, насколько производитель требователен к своим партнерам, чтобы сертификат официального партнера можно было счесть достаточной рекомендацией. Затем вам не помешает подробно изучить гарантийную программу производителя, прежде всего то, как она осуществляется на практике, и выяснить для себя ответы на следующие вопросы. Является ли, на ваш взгляд, предложенная схема осуществления гарантий надежной и уверены ли вы в том, что в вашем случае все ее пункты будут выполняться? Насколько удобной для вас является эта схема, удовлетворяют ли все ее условия и позволит ли она оперативно решать проблемы в вашем случае?
С последним вопросом тесно связан следующий - какие типы гарантий предлагает производитель? Внимание следует обратить на то, какие типы гарантий осуществляются независимо друг от друга, какие являются связанными между собой или же, наоборот, взаимоисключающими. Если гарантии имеют расширения, выходящие за пределы стандартов, то стоит обратить внимание на то, действительно ли в вашем случае они расширяют поддержку приложений и соответствуют резерву электрических параметров систем или просто выходят за стандарты. Также надо удостовериться, что при этом они гарантируют работу конкретных протоколов. Не рискуете ли вы будущим или не переплачиваете ли (речь идет о скрытой стоимости, так как гарантия должна быть бесплатной) за ненужные услуги.
Обратите внимание на процедурные вопросы. Как документируется и сертифицируется сама СКС? Какой контроль за выполнением проекта предусматривается со стороны производителя? Какие обязательства накладываются на исполнителя и как вы можете проверить их исполнение? Как гарантийные обязательства и процедуры их реализации изложены в официальных документах? Основными ясно изложенными пунктами должны быть: кто и на каких условиях устраняет неисправность в СКС, как определяется гарантийный случай, какие действия должны выполнить заказчик, производитель и его партнер в этом случае. Как разрешаются организационные вопросы в нетипичных ситуациях (например, таких как смена собственника), которые вполне могут возникнуть в обозримом будущем, и требуются ли в этом случае какие-нибудь дополнительные мероприятия или затраты с вашей стороны?
Взвесив все "за" и "против", вы сможете выбрать удовлетворяющего вас поставщика, а выбор, как видно из обзора, достаточно разнообразный и широкий.
РЕСУРСЫ INTERNET
"АйТи" www.it.ru/net/scs
AESP www.aesp.com
AMP www.amp.com/networking
BICC Brand-Rex www.brand-rex.co.uk
ITT Cannon www.ittcannon.com
Lucent Technologies www.lucent.com/netsys/systimax
Mod-Tap www.mod-tap.com.pl/eng/indexe.html
Reichle&De-Massari (R&M) www.rdm.ch
RIT Technologies www.rittech.com
Siemens w2.siemens.de/oen/products/nk/prod_lnk.htm
The Siemon Company www.siemon.com