"Если гора не идет к Магомету..."
Из поговорки
Корпоративный рынок в нашей стране имеет свою специфику, и его отличия от западного подчас весьма значительны. Если с точки зрения информационных решений организации средней величины, вообще говоря, мало чем отличаются от аналогичных им по размеру и роду деятельности зарубежных компаний, то в крайних случаях — а это малый бизнес и очень крупные корпоративные заказчики — местная специфика проявляется особенно явственно. Принимаемые решения оказываются чрезвычайно зависимы от особенностей национальной экономики — от законодательства до человеческого фактора. В случае очень крупных организаций особое значение приобретает, в частности, такой фактор, как нередкое отсутствие «под рукой» надлежащих инфраструктур. В первую очередь, это касается телекоммуникационных ресурсов, в особенности в регионах. В результате такого расхождения потребностей с возможностями многие крупные организации все настойчивее стремятся перейти на полное самообеспечение. Иными словами, они сами создают все необходимые инфраструктуры. Поскольку тенденция эта становится устойчивой, есть смысл обратиться к подобному опыту.
БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ...
Героем нашего сегодняшнего выпуска рубрики является Красноярский Банк Сберегательного Банка РФ. Что такое Сбербанк, знают все, поэтому подробно представлять нашего героя не нужно. Среди всех российских банков Сбербанк отличается в первую очередь тем, что он изначально (если брать за точку отсчета начало рыночных реформ) имел разветвленную структуру отделений и филиалов по всей стране. Не будет преувеличением утверждение, что, если какой-либо населенный пункт различим на карте страны, в нем наверняка есть отделение Сбербанка. Сбербанк имеет огромное количество клиентов, как официальных, так и неофициальных. Официальными клиентами являются все юридические и физические лица, имеющие в банке счет, неофициальными — большая часть населения страны, так как многим из нас приходится делать коммунальные платежи, вносить госпошлину или, например, платить штрафы в ГИБДД. Такие клиенты могут не быть формально клиентами Сбербанка, но их вклад в общее количество совершаемых банком транзакций весьма существен.
Рисунок 1. Схема корпоративной сети банка (магистральный участок). |
Не стоит, впрочем, рассматривать Сбербанк исключительно как инструмент проведения коммунальных платежей, поскольку он активно занимается и всеми другими присущими банкам видами деятельности, такими, как обслуживание счетов юридических лиц или, например, кредитование.
Красноярский Сбербанк всегда был ведущим финансовым институтом края. Лидерство обеспечивали, в частности, финансовая мощь «большого» Сбербанка и наличие филиалов во всех мало-мальски значимых населенных пунктах. Время, однако, шло, и коммерческие банки росли, становясь все более опасными конкурентами. Менялись и критерии привлекательности банков в глазах клиентов. Если в начале десятилетия основным желанием клиента (юридического лица) было, в основном, получение хорошего кредита на необременительных условиях, то к 1997 году на первое место стала выходить быстрота проведения платежей и расчетов. В этой ситуации разветвленная структура Красноярского Сбербанка становилась определенной обузой, так как время прохождения платежей по всей вертикали от низового филиала до самого верха (в рамках края) оказывалось достаточно большим. В результате в 1997 году руководством банка было принято решение о построении корпоративной сети в целях объединения всех отделений и филиалов Красноярского Сбербанка. Забегая вперед, скажем, что, несмотря на то что после 17 августа вопрос конкуренции уже не стоит так остро, как прежде (по вполне понятным причинам), актуальность этого решения ничуть не уменьшилась, так как оно помогло привлечь множество новых клиентов, число которых на начало этого года составило 15 000 только юридических лиц, и каждый день банк открывает по 10—15 новых счетов. А резко возросшее количество транзакций было бы невозможно обеспечивать без наличия развитой корпоративной сети.
Вернемся, однако, к последовательному изложению событий. Для построения корпоративной сети в том виде, в котором она была задумана, в то время ни в Красноярске, ни в крае в целом не существовало адекватной телекоммуникационной инфраструктуры. Ожидать, что она появится в ближайшее время, было нереалистично, поэтому единственным выходом было создание такой инфраструктуры собственными силами. Подобный подход ставил целый ряд проблем, так как вопросы построения и дальнейшей эксплуатации телекоммуникационных сетей масштаба города (и края) явно выходили за пределы компетенции банка и означали необходимость учиться этому с нуля. В результате банком было принято единственно возможное в такой ситуации решение реализовывать проект совместно с профессиональным оператором связи.
В ОДНОЙ ШЕРЕНГЕ
Генеральным подрядчиком в проекте корпоративной сети Красноярского Сбербанка выступила местная корпорация «СибЧелендж», к тому моменту уже не первый год работавшая на красноярском рынке телекоммуникаций. Компания была выбрана потому, что она обладала немалым опытом работы в области традиционной и сотовой телефонии, транкинговой связи и других телекоммуникационных технологий, проявляла к этому проекту большой интерес и к тому же имела хорошую репутацию. Немаловажную роль сыграло и то, что в свое время корпорация «СибЧелендж» вложила значительные средства в создание своей собственной инфраструктуры, в частности в прокладку волоконно-оптической линии по Красноярску, а также то, что компания располагала современной цифровой АТС Siemens EWSD. Что касается разделения полномочий банка и «СибЧелендж», то оно может быть сформулировано следующим образом — первые покупают оборудование, вторые прокладывают волоконно-оптические кабели и берут на себя техническую поддержку телекоммуникационной сети.
Прежде чем приступить к реализации проекта, партнеры провели внутренний тендер между аппаратными решениями различных производителей. В итоге в качестве основной платформы было выбрано оборудование Nortel Networks, так как у этой компании были сильные позиции как на рынке устройств для мультисервисных сетей, так и в области корпоративной телефонии. Роль интегратора, реализующего решение, досталась компании «Диона Холдинг».
Одна из особенностей предложенного проекта состояла в том, что в него были заложены перспективные решения, формально на тот момент недоступные к заказу, но уже анонсированные Nortel. В том, что к назначенному сроку Nortel реализует в своих устройствах обещанную функциональность в области передачи голосового трафика (речь идет в основном о завершении процесса интеграции линии продуктов Passport и оборудования приобретенной Nortel компании Micom), никто не сомневался, но такой новаторский подход требовал четкого распределения зон ответственности. На «СибЧелендж» была возложена ответственность за выбор субподрядчика и обеспечение своевременного производства работ, а на компанию «Диона Холдинг» — за работоспособность предложенной схемы и соблюдение всех обязательств Nortel относительно сроков поставки, функциональности и сертификации нового оборудования. Исполнители шли на определенный риск, но новаторский подход позволил получить самое современное решение с «запасом прочности» на длительный срок.
Вообще, с самого начала весь процесс строился на доверии участников в отношении ожидаемых результатов работы друг друга (подкрепленном взаимными гарантиями). Это позволило параллельно реализовывать различные этапы проекта. Так, получив принципиальное согласие от заказчика, «Диона Холдинг» приступила к детальной работе над проектом, в частности к отработке решения на стендовом оборудовании (наличие которого стало одним из решающих факторов при выборе интегратора). «СибЧелендж» также не стала откладывать работы по прокладке дополнительных волоконно-оптических линий (последняя миля до важных объектов) до того, как будут согласованы все детали. В результате проект был реализован в максимально (для такого масштаба) сжатые сроки.
Итогом работы стало создание крупнейшей в российских регионах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) корпоративной сети с интеграцией услуг, охватывающей весь город. Сеть Красноярского Сбербанка объединяет 15 магистральных и 58 абонентских объектов (городские отделения и филиалы банка). Основу магистрали сети составляют 6 коммутаторов Nortel Magellan Passport 64xx, связанных транками ATM на 155 Мбит/с (STM-1). Еще один коммутатор — Passport 6480 — установлен в центральном узле сети, находящемся в главном здании Красноярского Сбербанка. К коммутатору напрямую подсоединены локальные сети главного здания и головная УАТС Красноярского Сбербанка Nortel Meridian 1 Opt 51C. Через магистраль головная УАТС связана с установленной в «СибЧелендж» городской цифровой АТС Siemens EWSD, а та, в свою очередь, подключена к другому магистральному коммутатору.
Рисунок 2. Различные варианты подключения объектов банка к корпоративной сети. |
Отделения Сбербанка подключаются к сети по-разному, в зависимости от своих реальных потребностей, а также от того, какое решение для последней мили наиболее целесообразно в данном конкретном случае. В частности, если нагрузка на абонентский узел требует высоких скоростей передачи, то последняя миля реализуется на базе волоконно-оптической линии, а объект подключается к магистрали с помощью коммутатора Passport 6420 через оптический модем. К коммутатору подключаются ЛВС объекта и УАТС Meridian M1 Opt 11C. (Оборудование узла отделения, равно как и все узлы филиалов и центральный, защищены от перебоев электропитания при помощи ИБП Victron.) Такая схема обеспечивает отделению канал передачи данных на 1920 Кбит/c с поддержкой до 30 внешних голосовых линий (количество собственно номеров ограничивается только конфигурацией УАТС) с выходом на телефонную сеть Сбербанка и ГТС. Если подключение отделения по волоконно-оптическим линиям невозможно, то в качестве последней мили используется существующий медный кабель. В этом случае соединение с магистралью осуществляется при помощи технологий xDSL.
В каждом филиале (разумеется, соответствующие устройства доступа имеются и на магистральных узлах) устанавливается модем General DataComm UAS 610, обеспечивающий скорость подключения 64—128 Кбит/с. Доступ к корпоративной сети из филиала обеспечивает коммутатор Passport 44xx, куда подключаются ЛВС и напрямую до 8 аналоговых телефонов/факсов либо (в перспективе) УАТС Meridian 1 Opt 11C с использованием цифрового стыка в формате Е-1. Вне зависимости от способа подключения все телефоны получают номера в едином номерном плане корпоративной телефонной сети Красноярского Сбербанка. При этом в случае подключения телефонов непосредственно к PP44xx последний выступает в роли телефонного коммутатора при звонках внутри узла (филиала) и тем самым устраняет загрузку сетевого канала местными звонками. Отметим, что на магистрали сети используется ATM, а основной технологией на абонентских (относительно низкоскоростных) каналах является frame relay. Также следует упомянуть о том, что связка General DataComm-Nortel была заранее успешно отработана специалистами компании «Диона Холдинг».
В двух словах:
Красноярский Банк Сбербанка РФ Россия, 660028, Красноярск, пр-т. Свободный, д. 46 Тел.: 391-2-44-18-35, факс: 391-2-44-19-17. Факты. Красноярский Сбербанк — крупнейшая финансовая организация края. Отделения и филиалы банка охватывают всю территорию региона. Разветвленная структура при всех ее преимуществах порождает, однако, проблему эффективности и оперативности работы. При наличии 15 000 клиентов только среди юридических лиц эта проблема становится особенно актуальной. Задача. Банку требовалось объединить все свои отделения и филиалы в городе (а затем в крае) в единую корпоративную сеть. При этом он столкнулся с вопросами технической поддержки сети, ее построения (при отсутствии в регионе необходимых инфраструктур), а также защиты инвестиций и окупаемости. Решение. Банк выбрал решение на основе оборудования Nortel Networks для создания цифровой сети с интеграцией услуг. Это позволило создать большой запас производительности на будущее. Все организационные вопросы были решены за счет кооперации с местным независимым оператором связи. Вывод. Тенденция создания крупными корпоративными заказчиками альтернативных телекоммуникационных инфраструктур явно набирает силу. Если какая-либо организация решит следовать по этому пути, то уместнее всего ей будет сотрудничать с местными операторами связи. Как показывает приведенный пример, актуальность мультисервисных сетей для России (особенно в регионах) не подлежит сомнению. |
В случае, когда кабельные линии до объекта отсутствуют, последняя миля реализуется с помощью беспроводных технологий. В Красноярске и близлежащих окрестностях это радиорелейные линии «СибЧелендж», а в случае более удаленных объектов — спутниковая связь ОАО КБ «Искра». Так, в рамках проекта уже произведено пилотное подключение филиала Сбербанка в поселке Байкит (населенный пункт, до которого, образно говоря, «полтора часа самолетом и столько же на оленях» — в 1500 км от города). Соединение обеспечивает телефонную и информационную связь с филиалом по типовой схеме подключения для удаленного доступа (с той лишь разницей, что на «магистральном» участке за модемом GDC находится система спутниковой связи). Провод платежа (параллельно с которым ведется телефонный разговор) от последнего нажатия кнопки на одной территории до голосового подтверждения с другой занимает не более 10 секунд.
Связь с удаленными филиалами — это далеко не все, что Красноярский Сбербанк получает в результате реализации проекта. Объединение филиалов и отделений банка (в ближайших планах — подключение отделений по краю) в единую сеть устраняет их организационную разобщенность, сохраняя территориальную разветвленность структур банка. Проводка транзакций напрямую «вверх» по организационной вертикали сокращает число промежуточных уровней и повышает общую эффективность работы банка с точки зрения не только скорости провода платежей, но и использования всех ресурсов. Возможность централизованно распоряжаться всеми средствами, где бы они ни находились, позволяет добиться того, чтобы деньги «работали» днем и ночью.
Работа всех отделений и филиалов со счетами в режиме реального времени позволяет также усилить контроль за возможными ошибками и предотвратить попытки мошенничества недобросовестных клиентов. Сразу отметим, что, несмотря на то что корпоративная сеть банка имеет выходы в сети общего пользования, никакого риска для банка с точки зрения защиты информации в этом нет, так как его информационная и телефонная сеть абсолютно обособлена уже на канальном уровне, а данные к тому же защищаются криптографическими средствами.
Также следует сказать о том, что при телефонных звонках внутри номерного пространства банка городская телефонная станция «СибЧелендж» не задействуется, так как звонки обрабатываются только коммутаторами и УАТС, и банку не приходится платить за них оператору. При связи с удаленными филиалами это оказывается особенно полезно, иначе пришлось бы пользоваться междугородной связью.
Полномочия по технической поддержке сети распределены между отделом ИС банка и «СибЧелендж». Оператор курирует вопросы, связанные с функционированием магистральной сети, а отдел ИС контролирует работу на объектах банка и несет различные эксплуатационные расходы. Специалисты обеих сторон прошли соответствующее обучение в авторизованном учебном центре Nortel (наличие такого центра в структуре «Диона Холдинг» было еще одним из аргументов в пользу компании на этапе переговоров).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт Красноярского Банка СБ РФ представляет интерес с различных точек зрения. Во-первых, само техническое решение по сути может служить типовым проектом распределенной корпоративной сети с интеграцией услуг. Здесь мы видим как решение для магистрали, так и самые различные варианты подключения удаленных объектов в зависимости от их потребностей и возможностей по организации последней мили. Во-вторых, данный пример хорошо демонстрирует преимущества сети с интеграцией услуг применительно к российской действительности. Интерес к проекту как основе типового решения уже проявили другие крупные организации и предприятия края.
Наконец, следует обратить внимание на то, как банк решил вопросы построения и эксплуатации сети, объединив свои усилия с оператором связи. Такой путь представляется сегодня оптимальным, так как любая деятельность «не по профилю» часто на начальном этапе требует привлечения значительных ресурсов — финансовых, людских, временных, не говоря уже о том, что заниматься не своим прямым делом может быть просто некомфортно. «Симбиоз» же позволяет подобных затруднений избежать.
Александр Авдуевский — редактор журнала LAN. С ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.