Alan Schwartz, «Managing Mailing Lists».
Конечно, Internet предлагает и другие средства ведения дискуссий и обмена информацией. Прежде всего, это серверы Web с возможностью приема информации от пользователей (форумы). Однако для доступа к информации пользователю требуется явным образом обратиться к таким серверам, а ему не всегда удобно делать это всякий раз, чтобы узнать новые сведения. Развитие технологии push-каналов устранило эту проблему, но вызвало к жизни ряд новых. Прежде всего, такой подход требует кропотливой настройки каналов. Вдобавок большинство пользователей подписываются, как правило, только на один-два канала.
Еще одним прекрасным средством обмена сведениями являются телеконференции. Но в случае массового использования телеконференции необходимо регистрировать в больших иерархиях конференций, таких, как Usenet, Relcom, Demos и т. д., что может представлять неудобство для администраторов и накладывает определенные ограничения. Кроме того, большинство информационных компаний не стремится устанавливать серверы новостей. Серверы почтовой рассылки лишены большинства перечисленных недостатков. К тому же пользователи гораздо чаще обращаются к электронной почте, чем к телеконференциям или специализированным серверам Web. Наконец, большая часть программного обеспечения сервиса почтовой рассылки поставляется бесплатно и снабжается интерфейсом с Web.
Серверы рассылки могут одновременно поддерживать множество списков рассылки. Они позволяют автоматически отслеживать запросы пользователей на подписку к определенному списку, поддерживают дайджесты, устраняют возможность зацикливания почтовых сообщений и т. д.
Представляемая книга самым подробным образом описывает администрирование, настройки и ведение списков рассылки для наиболее популярных бесплатных серверов рассылки на базе UNIX: Majordomo, LISTSERV Lite, ListProc и SmartList. По мнению автора книги Алана Шварца, с точки зрения надежности и удобства администрирования UNIX идеально подходит для такого рода сервиса.
Первые две главы книги являются вводными и знакомят читателя с основными положениями и функциональными возможностями сервиса почтовой рассылки. Описание работы электронной почты дается здесь безотносительно списков рассылки, в том числе рассматривается структура типичного почтового отправления, взаимодействие почтового агента пользователя и транспортного агента. Далее автор анализирует взаимодействие сервиса почтовой рассылки с транспортным агентом, причем он проводит различие между не автоматизированными (на основе sendmail) и автоматизированными списками.
Отдельная глава посвящена принципам создания списков рассылки: именованию списка и политике списка. При создании списка его владелец должен ответить для себя на вопросы о том, каким будет список.
- Открытым или закрытым? При открытом характере любой пользователь может подписаться на список, тогда как при закрытом только владелец списка имеет право определять состав подписчиков.
- Публичным или приватным? В публичном списке сообщение для рассылки может прислать любое лицо, даже не являющееся подписчиком.
- Управляемым или неуправляемым? В первом случае для рассылки сообщения требуется одобрение модератора списка.
- Будет ли список поддерживать рассылку дайджестов?
Кроме того, в книге уделено внимание проблемам борьбы с сорной почтой, взаимодействию с другими серверами рассылки и с телеконференциями, а также затронуты вопросы создания архивов почтовых сообщений и дайджестов.
Много места уделено сравнительным характеристикам четырех ведущих программ сервиса рассылки: ListProc, LISTSERV Lite, Majordomo и SmartList.
Основная часть книги, где очень подробно перечислены действия администратора и владельца списка по созданию полноценного сервиса, посвящена администрированию и созданию списков рассылки каждого конкретного сервера. Здесь же читатель может узнать адреса ресурсов Internet с бесплатным ПО серверов рассылки. Проблемам поиска и устранения неисправностей и некорректных настроек автор отвел специальную главу.
Данная книга является уникальной в том смысле, что она ориентирована исключительно на сервис почтовой рассылки. Книгу можно рекомендовать для компаний, чья деятельность связана с распространением информации среди большого количества пользователей, особенно если речь идет о постоянно меняющемся списке подписчиков.
Книгу («Managing Mailing Lists», Alan Schwartz, 302 pp., O?Reilly & Associates, 1998) можно приобрести в книжном салоне компании «Фольком» (тел.: (095) 250-1214, e-mail: books@df.ru). Ориентировочная цена — 36 долларов США.