Как передать голосовой трафик по локальной сети.
Большинство журнальных статей и рекламных материалов о «нетрадиционном транспорте для речи» посвящено глобальным сетям. Ирония в том, что обычному пользователю нет никакого дела до того, каким образом передается голосовой трафик, покуда это стоит недорого и качество звука не вызывает нареканий. В последнее время, однако, такие производители, как Cisco Systems, стали активно продвигать идею, что всем нам пора выбросить на свалку УАТС и реализовать голосовые сервисы на базе IP. Насколько это оправданно?
Для некоторых пользователей — да, вполне. Для других — ни в коей мере, во всяком случае так утверждается в отчете CIMI по результатам опроса около 300 администраторов сетей, начальников отделов ИТ и других ответственных за принятие решение лиц. Вот что обнаружил этот опрос.
Прежде всего, в голосе по IP в локальной сети или здании заинтересованы главным образом небольшие компании. Три из четырех компаний с числом телефонов менее 250 штук по крайней мере проявляли интерес к идее интеграции голосового трафика с информационным. При этом среди крупных компаний таких было одна из пяти. Это связано с высокой стоимостью и длительными сроками эксплуатации, а также с огромным разнообразием функций крупных УАТС. Некрупные же пользователи с малыми АТС ощущают острую нехватку функциональности своих систем.
Какие же функции хотели бы иметь небольшие компании? Поддержку автоматического набора номера на основании записей в телефонной книге на ПК, автоматический просмотр файлов для нахождения соответствующего идентификатору звонящего записей, автоматическое создание журнальных записей о сделанных и полученных звонках, экранирование звонков в соответствии заданными на ПК правилами или инструкциями и создание конференций с участием как клиентов NetMeeting в локальной сети, так и абонентов в телефонной сети общего пользования.
ВАМ ЭТО НАДО?
Согласно отчету, идеальный кандидат на реализацию голоса в ЛС должен отвечать следующим четырем условиям.
Во-первых, у него должно быть от 25 до 150 телефонов в одном офисе. В более крупных офисах обычно уже имеются дорогостоящие телефонные системы, а для более мелких затраты оказываются чересчур высоки. Во-вторых, у большинства сотрудников должны иметься ПК.
В-третьих, значительная доля сотрудников должна иметь высокие оклады. Их рабочее время особенно ценно, поэтому повышение продуктивности дает большую отдачу и делает телефонию на базе локальной сети более целесообразной.
В-четвертых, локальная сеть должна быть построена на коммутаторах. Те респонденты, кто был озабочен влиянием перегрузки в локальной сети на качество речи, рассматривали коммутацию как средство устранения самой возможности перегрузок.
Если вы считаете, что передача речи по локальной сети — для вас, то вы должны подготовить свою сеть и свою серверную среду для работы с этим приложением. Голосовая система для локальной сети состоит из клиентов на базе ПК; центрального сервера, куда приходят внешние телефонные линии, и либо IP-телефонов, либо адаптеров для традиционных телефонов. Чтобы вся система была работоспособной, функционировать должен каждый из этих компонентов. Кроме того, вам придется решить четыре типичные задачи.
Первая задача — стабилизация напряжения переменного тока. Большинство малых и средних компаний не имеют резервных источников питания, и потеря питания приведет к остановке локальной сети, настольных клиентов, а также сервера и шлюза VoIP — все это будет означать невозможность позвонить по телефону. Таким образом, вы должны иметь либо мощный резервный генератор, либо источник бесперебойного питания для каждого ключевого устройства в локальной сети.
Вторая задача — контроль версий для голосового аппаратного и программного обеспечения. Большинство пользователей помнит о необходимости синхронизации программного обеспечения голосового сервера и клиентов, но многие при этом забывают, что другие приложения на ПК, использующие интерфейс КТ, могут повлиять на работу голосовых приложений. Поэтому набор приложений для голосовой системы требуется стандартизировать еще до того, как вы займетесь выбором и тестированием продуктов.
Третья задача — стабилизация параметров локальной сети. Коммутируемые локальные сети с избытком пропускной способности как нельзя лучше подходят для голосовых положений, но даже они могут вызвать проблемы с качеством воспроизведения речи, когда объемы трафика велики. Особое внимание следует обратить на межсерверные приложения, особенно если серверы связаны каналом Gigabit Ethernet. Такие соединения могут запросто вызвать временную перегрузку, способную повлиять на любые диалоги, использующие те же ресурсы. Четвертая задача — поддержка. Провайдер голосовой системы для локальной сети не предлагает обычно ни сетевого оборудования, ни ПК, ни сервера, ни ПО. Это отличный способ уклониться от ответственности при возникновении каких-либо проблем. Если у вас есть надежный поставщик продуктов для локальной сети, то попытайтесь достать голосовую систему для локальной сети у него. Кроме того, помните, что контракты на обслуживание информационных систем предусматривают обычно ответ «на следующий рабочий день». В случае голосовой системы это слишком поздно, так что будьте готовы оговорить новые сроки ответа или создать собственную внутреннюю службу для поддержки локальной и голосовой сети.
В заключение я хотел бы заметить, что сеть с интеграцией услуг должна быть столь же надежна, как наиболее требовательный из сервисов. Реализация передачи речи по локальной сети, возможно, приведет к пересмотру принятых у вас стандартов в отношении надежности.
Том Нолле — президент консалтинговой компании в области стратегического планирования CIMI Corp. С ним можно связаться по адресу: tnolle@cimicorp.com.