Красноярская ГЭС модернизирует свою телекоммуникационную инфраструктуру.

Это в целом отражало редакционную политику и специфику журнала, а они в свою очередь определялись, исходя из ситуации в отрасли. Но сегодня состояние дел таково, что сетевые и телекоммуникационные части корпоративных решений все сложнее отделить друг от друга, и такие вопросы, как корпоративная телефония, в значительной степени попадают в сферу интересов нашего журнала. В связи с этим тематика LAN постепенно расширилась, и, как следствие, перемены не обошли и данную рубрику. В качестве почина в первом в наступившем году выпуске рубрики мы рассмотрим телекоммуникационную инфраструктуру Красноярской ГЭС.

СИМВОЛ КРАЯ

Красноярская ГЭС — объект весьма интересный даже с познавательной точки зрения и чрезвычайно важный для всей промышленно-экономической инфраструктуры Красноярского края. Станция строилась 16 лет — с 1956 по 1972 год — и с самого начала планировалась как одно из ключевых предприятий в энергосистеме Сибири. КрГЭС является одним из символов края: наряду с красноярским мостом через Енисей и часовней Параскевы Пятницы плотина станции изображена на десятирублевых купюрах. Красноярская ГЭС отличается огромной мощностью — 6 млн кВт, благодаря чему она может обслуживать промышленные предприятия края, в том числе и такую энергоемкую отрасль, как производство алюминия (от которой к тому же зависит экономическая и даже политическая ситуация в крае). Любая ГЭС — весьма крупный промышленный объект, а особенно станция такой мощности. Только турбин по 500 тыс. кВт на станции двенадцать, уже один этот факт позволяет судить о масштабах задач, решаемых техническими службами станции. КрГЭС отличает высокая степень автоматизации, что было предусмотрено еще на стадии ее проектирования. Это обусловлено не только ее мощностью, но и той ролью, которую она играет в регулировании происходящих в энергосистеме Сибири процессов. Естественно, все системы управления приходится рано или поздно модернизировать, причем помимо инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие контрольно-измерительных и исполнительных устройств и агрегатов самой станции, развивать требуется и инфраструктуру, обеспечивающую взаимодействие персонала, т. е. телекоммуникации. (Последняя задача тесно связана с развитием информационной системы.) Работу ГЭС обеспечивает множество людей — от руководства и диспетчеров до техников. Поддержание станции в рабочем состоянии, предотвращение аварий, своевременная адаптация режима работы к текущей ситуации зависят от согласованности работы всего коллектива, оперативности обмена информацией между сотрудниками и приема на ее основе необходимых решений. Не следует также забывать о том, что КрГЭС существует не сама по себе, а является составной частью региональной энергосистемы, для взаимодействия с которой предприятию также требуются средства связи.

Имевшиеся на начало 1999 года телекоммуникационные ресурсы КрГЭС явно не справлялись с возложенными на них задачами. Старая система телефонной связи на базе координатной электромеханической станции АТСК 100/2000 эксплуатировалась уже на протяжении почти четверти века (практически с момента постройки ГЭС) и за этот срок устарела как морально, так и физически. Помимо того, что она не предоставляла никаких расширенных сервисов, АТС давно исчерпала свою номерную емкость и не обеспечивала в нужном объеме телефонизацию предприятия. Физический износ в свою очередь снижал качество и надежность связи на предприятии, что отрицательно сказывалось на эффективности всей работы, а также приводил к значительным эксплуатационным затратам, совершенно неоправданным при таком невысоком качестве сервиса.

Рисунок 1. Телефонная сеть Краcноярской ГЭС с использованием технологии HDSL.

В результате задача модернизации телекоммуникационной инфраструктуры предприятия заняла одно из ключевых мест в общем плане развития корпоративной информационной системы (термин в данном случае не вполне отражает суть, но сегодня пока не придумано альтернативного названия для совокупности информационных и телекоммуникационных ресурсов предприятия). Помимо удовлетворения текущих потребностей предприятия система должна была соответствовать следующим очевидным требованиям: масштабируемости решения, возможности постепенной модернизации инфраструктуры на уровне как ядра системы, так и конечных пользователей, минимизации затрат на каналы связи (в первую очередь, внешние), поскольку при достаточно высоких потребностях промышленные предприятия в нашей стране имеют ограниченный бюджет.

НОВЫЕ ВЕЯНИЯ

Проект модернизации телекоммуникационной инфраструктуры (выполненный компанией «АйТи») стартовал в начале 1999 года. В качестве основы телекоммуникационной инфраструктуры предприятия была выбрана УАТС Lucent Definity как мощное и масштабируемое решение. (Заметим, что Lucent предпочитает использовать для Definity не аббревиатуру PBX, т. е. УАТС в переводе, а ECS — коммуникационный сервер предприятия.) В начальной (применительно к данному проекту) конфигурации станция обслуживает около 700 номеров, из которых 144 подключено по цифровым линиям, а остальные, соответственно, — по аналоговым. Всего телефонная сеть охватывает более 20 объектов электростанции: производственные, технологические и административные здания.

Как следует из ее названия — коммуникационный сервер предприятия, — станция позволяет предоставлять отнюдь не только базовые телефонные сервисы. Современные УАТС (за неимением лучшей мы будем использовать эту аббревиатуру) уровня предприятия являются многофункциональными устройствами, способными работать с различными телефонными каналами. В частности, как упоминалось в одном из выпусков рубрики, Definity может одновременно эксплуатироваться и как маршрутизатор ISDN. На КрГЭС расширенные возможности Definity используются для организации передачи телеметрических сигналов, управляющих сигналов и другой технической сигнализации. При помощи разработанных Lucent специальных комплектов, поддерживающих работу по каналам АДАСЭ (ведомственный протокол передачи голоса по высоковольтным линиям), УАТС обеспечивает каналы связи с центральными диспетчерскими системами «Красноярскэнерго» и энергосистемы Сибири. Кроме того, с помощью выполняемого на подключенном к УАТС сервере ПО PHATOM-08 (отечественная разработка) реализуется такая немаловажная функция, как запись переговоров диспетчеров. Поддержка такого режима «черного ящика» позволяет проводить детальный анализ любой нештатной или, скажем так, нетипичной ситуации, возникшей на ГЭС. По результатам анализа специалисты могут сделать выводы как о работе собственно диспетчерской службы, так и о мерах, необходимых для предотвращения подобных ситуаций впредь.

Вообще, развитию диспетчерской подсистемы — критически важного компонента всей инфраструктуры станции — уделяется особое внимание. В ближайшем будущем в системе предполагается установить резервную УАТС небольшой емкости специально для обеспечения диспетчерской связи в случае выхода из строя основной станции. Резервная УАТС будет установлена в отдельном защищенном помещении. Разумеется, основная станция защищена от перебоев в электропитании. Хотя кому-то сама возможность перебоев в электропитании непосредственно на ГЭС может показаться забавной, нельзя исключать, например, вероятность повреждения проводки, поэтому станция защищена от этого при помощи ИБП Matrix.

О том, что ГЭС, тем более такая крупная, занимает большую территорию, догадаться несложно (особенно если лишний раз взглянуть на рисунок на купюре и соотнести относительные размеры плотины и ландшафта). Даже большое количество сотрудников может легко «раствориться» на этой территории, особенно если речь идет о бригадах технического контроля, ремонтниках и других оперативных работниках, которым приходится активно перемещаться. Для обеспечения прямой связи (непосредственно с телефонного аппарата) с мобильными сотрудниками на КрГЭС используется расширение к УАТС, поддерживающее микросотовый стандарт DECT-2. Модуль DECT способен обеспечить связь без ретрансляторов на расстоянии до 300 м, что в данном случае вполне достаточно. Мобильные сотрудники с радиотелефонами теперь доступны всем пользователям телефонной сети и, что немаловажно, сами имеют доступ ко всем телефонным сервисам предприятия (одно из главных преимуществ сотовой связи по сравнению, например, с рациями).

Мы уже упоминали о взаимодействии диспетчерских систем ГЭС и других энергетических организаций региона. Оно реализуется посредством цифровых каналов связи между OАО «Красноярскэнерго» и ГЭС. Этот пакет решено было организовать на базе технологии HDSL, как достаточно эффективной и в то же время вполне экономичной, для чего между объектами были проложены кабели с медными жилами диаметром 1,05-1,2 мм. В качестве каналообразующего оборудования HDSL (2 Мбит/с) используются модемы Orckit ORcom. Поскольку расстояние между объектами значительное, на линиях были установлены регенераторы сигналов. Следует отметить, что каналы HDSL служат также, как это можно видеть из схемы, для объединения телефонных систем и локальных сетей предприятий. Таким же точно способом осуществляется связь УАТС КрГЭС с городской АТС Дивногорска (с той разницей, что в этом случае устанавливать регенераторы не потребовалось).

В завершение мы хотели бы привлечь внимание читателей к нескольким, казалось бы, очевидным для современной корпоративной телефонии фактам, поскольку, как показывает практика, в нашей стране они оказываются далеко не сами собой разумеющимися. В результате модернизации своей телефонной сети помимо упомянутых выше решений для диспетчерской и мобильной связи Красноярская ГЭС получила также доступ к различным телефонным сервисам. Возможность организации телеконференций (в терминах энергетической отрасли — селекторных совещаний) по различным схемам, наличие голосовой почты — все эти сервисы чрезвычайно важны для крупного предприятия со сложной структурой, но часто недооцениваются. Поэтому стоимость порта (абонентского места) современной телефонной системы многим заказчикам представляется завышенной. Если мыслить в терминах обычных звонков, то это справедливо, однако дополнительные сервисы и эффект от их внедрения эту «наценку» полностью компенсируют, не говоря уже о сервисах «продвинутых». В частности, на Красноярской ГЭС результатом внедрения проекта стало значительное увеличение надежности и устойчивости работы как самой станции, так и (учитывая роль ГЭС) региональной энергосистемы в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выборе проекта для очередного выпуска рубрики мы в первую очередь (за исключением чрезвычайно крупных и многоплановых проектов) обращаем внимание на любопытные организационно-технические решения. В данном случае нас особенно заинтересовало масштабное применение технологии DSL в корпоративной среде. В прошлом году спрос на различные решения DSL в России заметно вырос, в том числе и на вертикальных рынках, и рассматриваемый пример служит тому подтверждением. Именно предприятия энергетики, транспорта, ТЭК являются самыми активными потребителями решений DSL на российском корпоративном рынке (без учета операторов и сервис-провайдеров), и потенциал этого сегмента рынка еще далеко не исчерпан, поскольку решаемые КрГЭС задачи приходится в сходных условиях решать и многим другим организациям. Кроме того, наше внимание привлекло использование в проекте DECT-2. Подобные решения пользуются все большим спросом, в том числе на крупных предприятиях со множеством объектов на обширной территории. Так называемый «наружный» (хотя и применение его внутри зданий тоже весьма популярно) DECT приобретает все большую актуальность в мире и нашей стране, и мы обязательно посвятим решениям на базе DECT отдельный материал. Наконец, следует отметить, что на отечественном рынке среди заказчиков растет понимание того, что собой представляет телефонный сервис уровня предприятия и что начальные затраты на подобные решения впоследствии полностью окупаются.

Александр Авдуевскийредактор LAN. С ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.


В двух словах: ОАО «Красноярская ГЭС»

ОАО «Красноярская ГЭС»

Россия, 663080, Красноярский край, г. Дивногорск, Тел.: (39144) 93-390.

Факты. Красноярская ГЭС — одно из крупнейших предприятий энергетики, от которого во многом зависит работа энергосистемы Сибири и промышленности Красноярского края. Ввиду чрезвычайной мощности, а также критической важности функционирование гидроэлектростанции КрГЭС невозможно без эффективного управления всеми процессами, для чего, в свою очередь, необходимо оперативное и четкое взаимодействие всех обслуживающих станцию подразделений и сотрудников.

Задача. Предприятию потребовалось модернизировать свою телекоммуникационную инфраструктуру в целях обеспечения надежной оперативной диспетчерской связью всех объектов и подразделений предприятия и мобильных бригад. Кроме того, необходимо было повысить качество связи КрГЭС с «внешним миром», и в частности с другими предприятиями и организациями энергосистемы края.

Решение. В качестве ядра телекоммуникационной системы была выбрана УАТС Definity. Цифровые телефонные каналы и каналы передачи данных для связи с удаленными предприятиями и городской АТС были организованы на базе технологии HDSL, для чего были проложены дополнительные линии. Связь с мобильными группами сотрудников на территории КрГЭС осуществляется при помощи микросотовой системы DECT-2. Для записи переговоров диспетчеров используется отечественная разработка PHATOM-08.

Вывод. Помимо очевидных преимуществ и достоинств цифровых УАТС уровня предприятия, приход которых на смену старым решениям неизбежен, мы хотели бы также отметить эффективность использования технологий DSL в корпоративных сетях крупных предприятий, как это видно на рассматриваемом примере. Особого внимания заслуживает также применение системы DECT для обеспечения оперативной мобильной связи на территории предприятия, особенно такого крупного, как КрГЭС.