Насколько обоснованы их надежды на то, что с помощью DSL они смогут вывести рынок услуг местной связи из-под контроля традиционных операторов?

Гамбургеры и хотдоги, культурное невежество, громкая музыка — теперь у граждан Сети во всем мире появился еще один объект для ненависти из американского образа жизни: ставящие палки в колеса традиционные операторы. Столкнувшись с угрозой конкуренции на рынке абонентских услуг, традиционные операторы успешно отразили попытку новоявленных операторов установить контроль над абонентским шлейфом.

Точнее, им это до сих пор удавалось. С появлением услуг цифровой абонентской линии (Digital Subscriber Line, DSL) альтернативные операторы наконец-то нашли средство, с помощью которого они могут подорвать монополию традиционных операторов. Высокая скорость DSL и ее способность передавать голос позволяют новичкам предлагать комбинированные услуги передачи голоса/данных.

Подобные услуги уже начали появляться на рынке. В крупнейших городах США альтернативные провайдеры предлагают передачу данных по DSL, а скоро к ней должны присоединиться и голосовые услуги. Что касается других стран, услуги DSL весьма активно и достаточно давно развиваются в Сингапуре и Корее. Европа переходит от пробных испытаний к полноценным реализациям, в первую очередь это относится к Германии и Швеции.

С полномасштабным внедрением DSL компании получают беспрецедентную возможность резко сократить расходы и видоизменить бизнес-процессы посредством массового перехода к работе вне офиса. Это означает, что для администраторов сетей настала пора готовиться к предоставлению DSL. К сожалению, простого знания технологии недостаточно; возможно, в большей мере, чем в случае любой другой телекоммуникационной услуги, реализация DSL включает слишком много переменных, чтобы можно было сделать конкретные предположения.

Для облегчения выбора мы узнали подробную информацию об услугах и ценах у трех крупнейших альтернативных операторов в Соединенных Штатах. Это не предположительные, а реальные цены, по которым американские пользователи могут получить услуги DSL в различных регионах страны. Конечно, эти цифры вряд ли стоит рассматривать в качестве абсолютной истины при выборе оператора, тем не менее они могут служить в качестве ориентира при оценке тарифов, производительности и вопросов внедрения услуги DSL.

Информация об услугах и ценах нужна и тем, кто имеет глобальные сети, поэтому мы раздобыли спецификации для некоторых наиболее крупных европейских деловых центров, чтобы читатели могли сравнить цены в США и Европе. Вывод? Внедрение идет полным ходом, и лучшие предложения — в Голландии и Германии.

ПОЧЕМУ DSL?

Прежде чем погружаться в море цифр, имеет смысл дать хотя бы общее представление о DSL. Во-первых, технология использует незанятый спектр абонентского кабеля для увеличения пропускной способности линии до 9 Мбит/с. В отличие от кабельных модемов, эту емкость получает полностью один абонент. Более того, DSL обычно продается как «всегда готовая» технология, т. е. устанавливать соединение, как в случае модемов или ISDN, не требуется, поэтому Internet доступен практически мгновенно.

Такие скорости заслуживают лучшего применения, чем просто высокоскоростной доступ в Web. Реальным стимулом для внедрения DSL могут стать голосовые услуги. Крупнейшие американские альтернативные операторы местной связи (Competitive Local Exchange Carrier, CLEC) проводят тестирование технологии передачи голоса по DSL (Voice over DSL, VoDSL) (см. статью Д. Аллена «Что необходимо для передачи голоса по DSL?» в этом номере LAN).

С VoDSL альтернативные операторы могут успешно конкурировать с традиционными операторами на их собственной территории за счет предоставления интегрированных голосовых и информационных услуг. Так, NorthPoint Communications, Covad и Rhythms начали заниматься VoDSL. По словам Бао Ле, вице-президента NorthPoint по техническим вопросам, его компания, например, собирается начать внедрение VoDSL с мая 2000 г.

Конечно, это предполагает необходимость сотрудничества с региональными компаниями Bell (Regional Bell Operating Company, RBOC) — cегодня от традиционных операторов никуда не деться. Наилучшие отзывы у CLEC имеет Pacific Bell (PacBell), далее за ней идет Bell Atlantic. Разница? В готовности содействовать. PacBell, например, снимает удлинительные катушки без проволочек. Как говорит Джефри Блумфилд, главный юрист и советник по общим вопросам в Rhythms, другие RBOC часто ставят такие задания в очередь на выполнение работ, из-за чего весь процесс занимает несколько недель.

Хотя Bell Atlantic и получает хорошие отзывы за свою готовность содействовать, она не свободна от других проблем. Ее инфраструктура устарела, особенно в Манхеттене, как нам сказал инженер одного из альтернативных операторов.

Что же касается наихудших, с точки зрения альтернативных операторов, традиционных операторов, то это BellSouth, SBC Communications и USWest. Упоминаемые проблемы варьируются от сложностей размещения заказа до дороговизны подготовки линии для ADSL. Например, если в случае PacBell заказ можно сделать электронным образом, то в случае BellSouth это невозможно. «Вся процедура чрезмерно формализована, — считает Че. — Единственный способ разместить заказ — это отправить его по факсу».

Что касается SBC Communications, то здесь CLEC ссылаются на исторические прецеденты противодействия им со стороны RBOC. В 1998 г. альтернативные операторы обратились в суд по поводу цен, которые компания назначила за снятие удлинительных катушек, — от 3 до 5 тыс. долларов за линию. В результате суд постановил, что плата должна составлять от 25 до 40 долларов за линию!

В этом отношении Европа мало чем отличается от США. В Германии, где либерализация идет более быстрыми темпами, CLEC критикуют Deutsche Telekom за затяжку внедрения. «Они используют все положенное время, прежде чем вернуть контракт, — говорит Роберт Платиль, директор по маркетингу и перепродажам в HighwayOne. — В законе говорится, что у них есть четыре месяца на подготовку помещения для размещения нашего оборудования, и получить его раньше невозможно никакими силами».

ПРЕДЛОЖЕНИЕ В США

Несмотря на противодействие со стороны традиционных операторов, услуги DSL доступны как в США, так и в других странах. О доступности и ценах на услуги DSL мы спрашивали у трех ведущих общеамериканских провайдеров DSL: Covad, Rhythms и NorthPoint.

Исходная точка? Охват. Хотя все три выбранных нами оператора заявляют о предложении услуг на всей территории США, это утверждение несколько преувеличено. Например, на сегодняшний день Rhythms предоставляет услуги в 37 регионах и планирует расширить этот список до 70 к концу 2000 г.

Мы спросили провайдеров относительно возможности подключения офисов в четырех городах: Спрингфилде, Смирне, Оукленде и Путни. Мы выбрали эти города, потому что они дают характерный срез рынка: первые три расположены в окрестностях крупных мегаполисов, тогда как последний, Путни, представляет собой небольшой городок. Приводимые адреса настоящие, так как там находятся дома или офисы нештатных сотрудников Network Magazine.

Получить предложения не составило труда. Все провайдеры предлагают заказ через Web. Заказчик может узнать о доступности DSL, указав свой полный адрес и телефонный номер. Все рассматриваемые операторы продают свои услуги через провайдеров Internet, поэтому Web переадресует запрос на потенциального провайдера. Когда имя не указывалось, мы просто искали через Web подходящих кандидатов. Результат? Мы выбрали Phoenix Networks для услуг Rhythms и Concentric Networks для NorthPoint и Covad.

Что же мы выяснили. Прежде всего жителям таких небольших городов, как Путни, не следует рассчитывать на общеамериканских провайдеров. Этот вермонтский городок не представлял интереса ни для одного из них. Конечно, Путни не может служить единственной мерой для оценки их сетей, но этот факт подчеркивает трудность получения услуг за пределами крупнейших мегаполисов.

Услуги DSL может предлагать и местный провайдер, но это создает свои проблемы. Мелкие провай- деры могут предлагать более персонифицированные услуги и лучшую сеть для своего конкретного региона, но вместе с тем у них могут отсутствовать достаточно скоростные соединения с Internet, из-за чего общая производительность окажется ниже. Даже если это не так, администраторам сетей придется иметь дело с несколькими фирмами и получать счета из разных мест.

МЕСТО, МЕСТО, МЕСТО

Наше исследование показывает, что найти услугу с нужной скоростью оказывается непросто даже там, где DSL в принципе предлагается. Производительность и доступность радикальным образом меняются в зависимости от того, где вы живете. Наши сотрудники в Оукленде и Смирне, например, могли получить только ограниченный доступ по DSL по сравнению со Спрингфилдом.

В Оукленде NorthPoint предлагала услугу SDSL с предельной скоростью 416 Кбит/с. В Смирне ситуация еще хуже, лучшее предложение от Rhythms ограничивалось 208 Кбит/с. А теперь вы можете сравнить эти цифры со Спрингфилдом, где NorthPoint предлагала максимальные скорости в 1,5 Мбит/с.

Причина? Главный вопрос — расстояние. Технологии DSL имеют адаптируемую скорость, т. е. поддерживаемая скорость зависит от расстояния между помещением заказчика и телефонной станцией. Чем длиннее прогон, тем ниже производительность (см. статью Р. Свитта «DSL: благословение или проклятие?» в этом номере LAN). Смирна находится на удалении 3,75—5,35 км от телефонной станции в зависимости от алгоритма, который провайдер использует для расчета расстояния. Оукленд располагается на удалении 4-5 км от коммутатора. В противовес этому и NorthPoint, и Covad оценивают удаленность Спрингфилда в 2,7-3,1 км.

Конечно, эти величины скорости могут быть очень обманчивы. Приведенные цифры относятся только к SDSL, в соответствии с которой передача и прием осуществляются с одинаковой скоростью (до 2 Мбит/с). Пользователи могут также заказать услугу ADSL, при этом скорость доставки относительно высока — 768 Кбит/с или 384 Кбит/с, но, правда, скорость запроса не превышает 384 Кбит/с или 128 Кбит/с, соответственно.

Однако реальные цифры могут радикально отличаться от приводимых провайдером Internet. С одной стороны, максимальная производительность ограничена состоянием линии. К сожалению, обычно провайдеры ничего не знают о действительном состоянии линии, пока дело не дойдет до практической реализации. Следующий фактор — чрезмерная подписка, когда провайдер снижает цены за счет продажи большей пропускной способности, чем он имеет. Эта практика исходит из статистической вероятности того, что не все подписчики будут обращаться к сети одновременно. Ловкий ход, но с увеличением числа подписчиков вероятность их одновременного доступа в сеть также увеличивается. Следствие? Пользователи могут платить за пиковую производительность абонентской линии, а получать реально меньшую при пересечении границы магистральной сети провайдера. Вместе с тем эти цифры могу оказаться чрезмерно пессимистичными. Так, Phoenix Networks приводит в качестве максимальной скорости для Оукленда 280 Кбит/с, а реальная производительность оказалась много выше. Устанавливавшие соединение DSL монтажники заявили, что в действительности максимальная скорость будет достигать 768 Кбит/с.

Различия сводятся в конечном итоге к составу предлагаемого пакета. Phoenix только перепродает услуги Rhythms для домашних пользователей, причем поддерживаемая скорость не превышает 208 Кбит/с. Услуги для крупных клиентов предоставляются самой компанией или другими партнерами и могут достигать гораздо больших скоростей. Мораль? Заявления о производительности необходимо дважды перепроверить.

Естественно, различия в производительности ставят вопрос о соглашениях об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA). NorthPoint — единственный из операторов, кто обнародовал содержание своих SLA. (Covad заявляет, что она предлагает SLA, но не раскрывает деталей.) Соглашения NorthPoint оговаривают задержку и доставку пакетов по его магистрали. Если задержка в оба конца по его магистрали в пределах региона превышает 20 мс, то потребитель один день обслуживается бесплатно. Что касается доставки пакетов, если за день процент доставленных пакетов оказывается меньше 99,99, то заказчик, опять же, получает право на один день бесплатного обслуживания.

ЦЕНЫ

Так какой же провайдер предлагает наилучшие условия? Это зависит от многих факторов. Все трое разделяют тарифы на плату за установку, ежемесячную плату и стоимость оборудования. На тот момент, когда мы выясняли цены, все операторы предлагали специальные скидки на установку и аренду оборудования. Без этих скидок стоимость установки составляет приблизительно 200 долларов. Одноразовая покупка оборудования обойдется от 160 долларов в случае Covad до 300 долларов в случае Rhythms.

Совсем другое дело — ежемесячная плата за доступ. Она находится в прямой зависимости от скорости. В Оукленде, например, Rhythms взимает плату в 45 долларов за услуги SDSL со скоростью 208 Кбит/с. В Спрингфилде услуга SDSL на 1,5 Мбит/с от NorthPoint обойдется пользователю в 500 долларов ежемесячно.

Конечно, прямое сравнение не всегда возможно. Например, провайдеры изыскивают разные дополнительные стимулы для дифференциации своих услуг. Так Covad предлагает размещение информационного наполнения в Web вместе с пятью адресами электронной почты и местом на диске объемом 6 Мбайт. Таким образом, простое сравнение ежемесячной платы за предлагаемые скорости чрезмерно упрощает вопрос.

DSL В ЕВРОПЕЙСКОМ СТИЛЕ

Как упоминалось ранее, DSL предлагается не только в США — эта технология приобретает популярность во всем мире. Однако до недавнего времени сравнительно широкое распространение она имела только в Корее и Сингапуре. Теперь ситуация меняется. Традиционные операторы в европейских странах проводят тестирование и внедряют услуги DSL. Цены сравнимы с американскими, но производительность остается под вопросом.

Рисунок 1. Европейские предпочтения в области DSL (число установленных линий в тысячах).

Источник: Dataquest, подразделение Gartner Group.

Если в США нормой являются услуги SDSL, то в Европе другая ситуация — там правит ADSL. И в этом нет ничего удивительного: значительная доля реализаций DSL приходится на традиционных операторов, а они не заинтересованы в подрыве рынка выделенных линий. По данным Dataquest, доля ADSL составляет 76% от всех установленных в Европе линий DSL. К 2003 г. число линий ADSL должно превысить 600 тыс., или 85% рынка DSL (см. Рисунок 1).

Какую производительность способны обеспечить такие услуги? Это зависит от инфраструктуры абонентских шлейфов и Internet. С одной стороны, протяженность абонентских линий в Европе меньше, чем в США, а это благоприятствует повышению скоростей DSL. В США максимальные расстояние от телефонной станции достигает 5,5 км, в Европе оно, как правило, не превышает 3,75 км, как говорит Дэн Арази, исполнительный вице-президент Orckit Communications, компании-производителя продуктов для DSL.

С другой стороны, в разных странах проложены разные кабели. В Голландии, например, абонентские линии обычно имеют значительную протяженность, но качество кабеля очень высокое. В Англии же проложены алюминиевые линии, а они — «злейший враг DSL».

Что касается работы в Internet, внедрение DSL стало вообще возможно только потому, что операторы вложили значительные средства в прокладку оптического кабеля по всей территории континента, особенно в Германии. Однако администраторам сетей все же необходимо протестировать сквозные характеристики. Перегруженный трансатлантический канал или подключение к магистрали провайдера Internet может запросто привести к тому, что пользователь окажется не в состоянии использовать свое соединение DSL в полной мере.

ТУРНЕ ПО ЕВРОПЕ

Рисунок 2. Крупнейшие европейские рынки DSL (число установленных линий в тысячах).

Источник: Dataquest, подразделение GartnerGroup

Что именно доступно в различных регионах, зависит от конкретной страны. Крупнейшим же рынком DSL является Германия, следом за ней идет Швеция (см. Рисунок 2).

Deutsche Telekom предлагает три плана. T-Online Speed-50 — услуга для индивидуальных пользователей со скоростью доставки 768 Кбит/с и скоростью запроса 128 Кбит/с. Она доступна в 58 городах Германии. T-InterConnect DSL — услуга для компаний со скоростью доставки от 1,5 Мбит/с до 6 Мбит/с. Наконец, T-ATM DSL — услуга для крупных компаний.

Потребители лестно отзываются о первых реализациях T-Online Speed-50. «Производительность просто превосходна», — говорит Альбрехт Залм, директор по телекоммуникациям и сетям в Festo AG & Company, компании-производителе автоматизированного оборудования. Залм тестировал DSL в Эсслингене, Германия, где он хочет предоставить сотрудникам высокоскоростной доступ.

Вследствие широкого распространения ISDN в Германии Deutsche Telekom предлагает два ценовых плана для T-Online Speed-50 (замечание: все европейские цены переведены в американские доллары). Пользователи ISDN платят за установку и оборудование 229 долларов плюс абонентскую плату 26 долларов в месяц, при этом они сохраняют свои линии ISDN. Новые пользователи платят 299 долларов за установку и оборудование и затем еще 49 долларов ежемесячно.

Другие две услуги обходятся пользователям значительно дороже. Ежемесячная подписка на услугу T-InterConnect DSL стоит минимум 160 долларов, а установка — 1088 долларов. Кроме того, плата за доступ в Internet взимается за каждый переданный мегабайт; она варьируется от восьми центов, когда объем составляет менее 5 Мбайт, до неограниченного доступа, когда объем превышает 150 Гбайт.

Цены на T-ATM для корпоративных пользователей ATM составляют приблизительно 197 долларов в месяц плюс 256 доллара за инсталляцию.

Deutsche Telekom — не единственный немецкий оператор, занимающийся внедрением DSL. Благодаря активным мерам правительства по дерегулированию связи альтернативные операторы также имеют возможность развертывать услуги DSL. Например, QS Communications предлагает услуги SDSL через провайдеров Internet по всей стране. На данный момент ее услуги доступны в 27 городах Германии.

Услуга стоит дороже, чем T-Online Speed-50: 149 долларов в месяц за 144 Кбит/с при огромной стоимости инсталляции — от 242 до 747 долларов в зависимости от срока контракта. Плата за соединение Internet сюда не входит. Высокоскоростная услуга обойдется в 499 долларов в месяц за 2,3 Мбит/с при стоимости установки от 121 до 902 долларов.

В QSC утверждают, что оправданием высоких цен служит предложение лучших услуг. Компания предоставляет, например, всегда готовое к работе соединение с фиксированными ценами в зависимости от объема трафика, тогда как услуга Speed-50 от Deutsche Telekom предусматривает конечное время установления соединения, и к тому же Deutsche Telekom взимает плату за время соединения после первых 50—200 часов в зависимости от приобретенного пакета.

Более того, QSC использует линии DSL без разделителей, так что голос и данные могут быть интегрированы в одном потоке. Deutsche Telekom, наоборот, разделяет голос и данные, поэтому ее услуги не обеспечивают истинной интеграции.

Другой альтернативный провайдер, HighwayOne, собирается предлагать услуги SDSL в Дюссельдорфе, Франкфурте и Мюнхене начиная с марта 2000 г. О расценках на момент публикации статьи ничего не было известно.

В Швеции Telia внедряет услуги DSL в 24 городах. Услуга стоит 23 доллара ежемесячно плюс 113 долларов за инсталляцию. Она поддерживает скорость доставки в 512 Кбит/с и скорость запроса от 300 до 350 Кбит/с.

Хотя плата в расчете за переданный килобит оказывается меньшей, чем у других провайдеров, все же и она вызывает недовольство у скупых шведских сетевых администраторов. «Почему она оказывается выше, чем за обычный телефонный звонок?» — спрашивает Тони Бергман, администратор сети в SKF AB. Кроме того, как указывает Бергман, предложение Telia ограничивается несколькими крупнейшими городами, а это не отвечает его требованиям.

В Голландии традиционный оператор KPN предлагает четыре пакета DSL в Амстердаме, Роттердаме и Утрехте. Плата за DSL составляет от 22 долларов в месяц за скорость доставки в 512 Кбит/с при скорости запроса 66,4 Кбит/с и возрастает до 45 долларов в месяц за скорость доставки в 1 Мбит/с при скорости запроса 265 Кбит/с. За доступ в Internet взимается дополнительная плата — около 20 долларов в месяц. Даже с учетом этого стоимость в расчете на килобит оказывается наилучшей среди рассмотренных стран.

Внедрение DSL французским оператором France Telecom вызывает протесты со стороны местного контролирующего органа Autorite' de Re'gulation des Te'le'communications (ART) из-за того, что компания предлагает услуги DSL за пределами Парижа.

Конкуренты обвиняют France Telecom в нечестной игре, заявляя, что эта компания, 62% акций которой принадлежит французскому правительству, злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке. Однако, взглянув на предлагаемые цены, конкурентам следовало бы лучше попробовать сыграть против France Telecom на понижение. Сегодня, при цене в девять центов за килобит, два ее предложения DSL — Netissimo 1 и Netissimo 2 — самые дорогие среди всех традиционных операторов.

Netissimo 1 предлагает скорость доставки 500 Кбит/с и скорость запроса 128 Кбит/с за 47 долларов в месяц при стоимости установки 117 долларов, а Netissimo 2 — скорость доставки 1 Мбит/с и скорость запроса 256 Кбит/с за 105 долларов в месяц при стоимости установки 149 долларов. Обе услуги предусматривают ежемесячную плату в 25 долларов за доступ в Internet.

Наконец, с марта 2000 г. British Telecommunications предлагает два оптовых пакета DSL. Розничные цены устанавливаются провайдерами Internet. В настоящее время Demon Internet проводит испытания в 12 городах Соединенного Королевства. Эта услуга обеспечивает скорость доставки в 2 Мбит/с и скорость запроса в 256 Кбит/с и обходится в 56 долларов в месяц. На период испытаний плата за установку не взимается. UUNET Technologies собиралась начать внедрение услуги с марта 2000 г., но, как заявляется, компания пересматривает свое предложение из-за отсутствия спроса со стороны крупных заказчиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление услуг DSL означает нечто большее, чем ускорение доступа в Internet или интеграция голосовых и информационных услуг: суть в том, что у CLEC появился инструмент, с помощью которого они могут реально конкурировать с традиционными провайдерами. Для администраторов сетей это может означать только одно: снижение цен и разнообразие предложений. А эту составляющую американского образа жизни оценит любой специалист по сетям.

Дэвид Гринфилд — научный редактор Network Magazine. С ним можно связаться по адресу: dgreen@cmp.com.