Томительные дни, недели и месяцы поисков остались позади, и вам наконец-то улыбнулась удача в виде нового места работы. Однако это и самое беспокойное время. С чего начать? Как проще освоить новые обязанности? Что делать, чтобы ваша работа на новом месте не завершилась вместе с испытательным сроком?
Конечно, весьма затруднительно давать советы общего порядка и для любой должности. Поэтому мы остановимся только на тех основных принципах, которым на новом месте работы должны следовать сетевые и системные администраторы. На самом деле, все они сводятся к одному: «Продержаться первый месяц». Даже если сотрудника взяли с испытательным сроком в два месяца, то его навыки становятся очевидными для специалистов уже через две-три недели. Тем не менее это слишком обобщенное пожелание, ничего не говорящее о стратегии действий.
На первом этапе новичку приходится решать двуединую задачу: проведение инвентаризации и прохождение ускоренного обучения. Под инвентаризацией понимается не только прием дел от предыдущих администраторов, хотя и эта процедура очень важна. Скорее всего, новичку придется проводить полную инвентаризацию всего сетевого программного и аппаратного обеспечения с нуля. Дело в том, что очень часто техническая документация на сетевую инфраструктуру не соответствует текущему положению дел. Так, например, даже если сетевая инфраструктура (это относится и к разводке кабелей, и к количеству, составу и функциональным характеристикам активного сетевого оборудования, включая серверы) и имела изначально грамотно составленную документацию, то те или иные ее части в процессе эксплуатации могли подвергнуться модернизации или изменению, причем это обстоятельство никак не было отражено в документации. Огромную помощь в такой процедуре может оказать предыдущий администратор, в противном случае новичка ждут серьезные трудности. Поэтому исключительную важность имеет прием дел непосредственно у предшественника, а не через секретаря, когда администратор уже уволился.
Необходимость обучения при переходе на новое место работы вытекает из того, что, каким бы выдающимся ни считался специалист на предыдущем месте работы, он не может владеть полностью всем комплексом программно-аппаратного обеспечения. Более того, даже если новичок хорошо знаком с какими-то продуктами, нередко они имеют специфические настройки или режимы работы. Наверняка найдутся и такие средства, с которыми новый специалист знаком понаслышке, либо совсем ими не владеет. Компании очень редко организуют для новичков курсы обучения, поэтому они вынуждены параллельно со своими текущими обязанностями быстро осваивать незнакомые программы или аппаратные средства. Плюс к этому — незнакомый коллектив! Поистине, новое место работы — источник стрессов.
Обычно новичок не знает, как подступиться к этим проблемам, и хватается за все подряд. В частности, он пытается сначала освоить незнакомые ему продукты, затем малознакомые и лишь в конце проверяет настройку известных ему программно-аппаратных средств. Этот подход в принципе неверен. Все как раз лучше делать в обратном порядке, поскольку освоение известных специалисту средств займет меньше всего времени. Т. е. за один и тот же срок (пусть в данном случае это будет испытательный срок) он овладеет большим количеством программно-аппаратных средств. И еще один совет: необходимо проследить, чтобы предыдущий администратор не забрал с собой техническую документацию и литературу на программно-аппаратное обеспечение, что многие имеют обыкновение делать, подставляя своих новых коллег и облегчая жизнь себе. Особенно это касается фирменной документации и технических справочников.
Не хотелось бы давать тривиальных советов, но меня иногда удивляет подход к приему дел у предшественников. Прямо как в армии: пост сдал, пост принял. Так дела не делаются, если, конечно, администратор собирается закрепиться на новом месте. Новичок во всех подробностях должен выяснить текущее состояние дел на предприятии, и не только технических, но и организационных, не стесняться задавать вопросы, фиксировать на бумаге всю информацию. Когда старый спец уволится, спросить или проконсультироваться будет не у кого.
И еще совет: не проводите никаких модернизаций в сети, пока полностью не овладели ситуацией и всем комплексом сетевых программно-аппаратных средств. Новички очень любят демонстрировать свои глубокие познания, предлагая кардинальную перестройку сетевой инфраструктуры и не забывая при этом вспоминать недобрым словом низкий уровень квалификации своих предшественников. На деле же очень часто оказывается, что модернизация не дает ожидаемых результатов, поскольку «реформатор» забыл о той или иной мелочи или плохо владеет существом вопроса. Да и вообще, появляться перед начальством в первые месяцы работы с глобальными проектами не стоит, так как можно прослыть прожектером, стремящимся спустить деньги компании. Даже к простому обновлению ПО надо подходить аккуратно, так как очень легко что-нибудь упустить из виду, особенно во время информационного стресса, что характерно для первых дней работы. Но если новичку не терпится произвести модернизацию, то желательно вначале досконально разобраться с системой резервного копирования, чтобы при неудачной попытке модернизации можно было бы с минимальным ущербом вернуться к первоначальному варианту.
Константин Пьянзин — обозреватель LAN. С ним можно связаться по адресу: koka@lanmag.ru.