Построение корпоративных телефонных сетей.

Наверное, в наибольшей степени их возможности проявляются при построении корпоративных телефонных сетей. Телефонные сети крупных компаний могут объединять десятки тысяч абонентов в десятках городов по всему миру. При этом, по признаниям специалистов, хотя номинальные ограничения и существуют, точного теоретического предела масштабируемости таких систем не знает никто, потому что при необходимости любые ограничения можно преодолеть. Нам, наверное, придется еще долго ждать появления транснациональных корпораций с отечественными корнями, однако территориальные условия нашей страны таковы, что сети сопоставимых масштабов (по крайней мере, если говорить о географическом покрытии) требуются и в России. Поэтому рассмотрение предлагаемого рынком спектра решений для построения корпоративных телефонных сетей, думается, будет актуально для наших читателей.

ИЗ ПУНКТА «А» В ПУНКТ «Б»

Базовая задача при построении корпоративной телефонной сети — это, без сомнения, объединение всех ее узлов. Самый распространенный способ состоит в соединении двух или более УАТС по выделенным каналам. Не секрет, что, несмотря на большое количество стандартов, производители в массе своей предпочитают использовать для магистральных соединений либо собственные протоколы, либо расширения к стандартным. Основной стандартный протокол для объединения УАТС Q.SIG поддерживает только базовые сервисы. А поскольку основным товаром на рынке корпоративной телефонии является даже не само оборудование, а предоставляемые им продвинутые сервисы, современные решения не вписываются в рамки стандартной инфраструктуры ISDN (классическая среда передачи корпоративного телефонного трафика). Выделенные соединения удается получить далеко не всегда, или они оказываются не по карману, и в этом случае компаниям приходится искать альтернативные пути объединения станций, так как в общедоступной телефонной сети ISDN требуется использовать применяемые там протоколы сигнализации.

Siemens, например, несколько модернизировала свой протокол CorNet-N (в результате модернизации он стал называться CorNet-NQ, смысл последней буквы понятен, думается, без объяснений) и предлагает решение по его инкапсуляции в стандартный протокол Q.SIG. Пакеты сигнализации Q.SIG имеют незадействованные поля, что открывает возможность их использования для передачи дополнительной информации. Через стандартные сети ISDN такой протокол «с нагрузкой» проходит совершенно прозрачно, а станции, находящиеся с обеих сторон соединения, извлекают понятную только им информацию. Alcatel идет путем организации гибридных соединений. Станции осуществляют через сеть ISDN стандартные соединения, а дополнительная информация может передаваться по другим каналам, например через модемы или по сети передачи данных. Такой подход менее изящен, зато он обеспечивает гибкость в управлении каналами связи (о чем еще пойдет речь в следующем разделе). Siemens также организует полноценные (с точки зрения сигнализации) каналы связи между станциями через обычные телефонные сети общего пользования. Дополнительные модули позволяют устанавливать связь между двумя УАТС почти так же, как через модем, с той только разницей, что одновременно передается и сигнализация для голосового трафика. Разумеется, по одному аналоговому каналу можно организовать только одно соединение. Соответственно, это решение эффективно преимущественно в тех случаях, когда необходимо подключить к корпоративной сети УАТС относительно небольшой удаленный офис, где выход в корпоративную сеть требуется не очень часто (равно как и потребность связи с ним невелика).

Несмотря на то что корпоративная телефония по-прежнему базируется в первую очередь на коммутации каналов, некоторые полезные принципы пакетной передачи голоса находят свое применение и в этих условиях. Речь идет о сжатии голоса. Стандартно в общедоступной телефонной сети цифровой голосовой канал занимает полосу в 64 Кбит/с. Однако на корпоративной магистрали жесткое следование стандартам не требуется. Alcatel и Siemens предоставляют возможность сжатия передаваемого голоса до 6,4 Кбит/с. Таким образом, емкость одного стандартного используемого для соединения двух УАТС канала увеличивается почти в 10 раз («почти» потому, что часть канала будет зарезервирована для передачи сигнализации). Естественно, что организовать голосовые каналы таким образом можно только через выделенные соединения. По общему мнению, решения со сжатием голоса пока что распространены недостаточно (несмотря на все их экономические преимущества), но это, наверное, объясняется некоторой инерцией, а также значительным потенциалом экстенсивного роста рынка. Расширяя свои сети, компании оказываются явно не готовы сразу их модернизировать, предпочитая тиражировать однажды полученное решение.

Рисунок 1. Передача голоса и сигнализации может осуществляться по разным каналам.

Не стоит также забывать, что помимо «полноценных» узлов в корпоративной телефонной сети могут использоваться и выносы. Сегодня вынос представляет собой практически полнофункциональную УАТС, за тем исключением, что он не поддерживает коммутации. Функциональности выноса вполне хватает для организации связи с главной станцией не только по физическому соединению, но и через общедоступную сеть. В этом случае, как, например, в решении Alcatel, внимание уделяется предотвращению перегрузки внешнего канала. При необходимости коммутации двух абонентов сети (т. е. при наборе номера удаленным абонентом) вынос отправляет запрос главной станции, и та отдает команду скоммутировать их локально, если вызывающий и вызываемый абоненты оба подключены к выносу. Преимущество выносов состоит, очевидно, в экономии средств за счет упрощения узла сети, а недостаток — в зависимости от доступности главной станции. Если с каналом между станцией и выносом что-то произойдет, то удаленные абоненты потеряют возможность пользоваться телефонной сетью, причем они не только не смогут совершать звонки внутри организации, но и лишатся выхода во внешнюю телефонную сеть. Последнее может случиться, как это часто бывает, совершенно некстати и совпасть с экстренной ситуацией, поэтому в решениях с выносом на удаленной территории следует иметь хотя бы один телефонный аппарат с подключением непосредственно к городской телефонной сети.

Стоит также отметить, что в случаях, когда количество удаленных абонентов невелико, а удаленный офис подключен к корпоративной сети передачи данных, альтернативой выносу может стать использование самодостаточных мультисервисных устройств с непосредственным подключением телефонных аппаратов. При этом, правда, абоненты в удаленном офисе могут лишиться ряда «продвинутых» сервисов. Однако в новых сериях оборудования эти проблемы решены, поскольку ведущие производители цифровых УАТС «по совместительству» являются также производителями сетевого оборудования и не в последнюю очередь мультисервисных устройств (естественно, речь может идти только о совместимости с их собственными станциями).

В тех случаях, когда на удаленных территориях количество абонентов невелико, а расположены они относительно недалеко, одним из возможных решений является непосредственное подключение абонентских устройств (телефоны, факсы) к главной станции. Интерфейсный модуль Nortel OPS (Off-Premise Station) Analog Line Card позволяет подключать до восьми удаленных абонентских устройств на расстоянии до 10 км по любым аналоговым линиям, если они пригодны для голосовых приложений. При использовании абонентских устройств с интерфейсами T-1/E-1 и установке модуля Line-side T1/E1 Interface возможна поддержка уже до 30 пользователей (в случае Е-1) на расстоянии до 800 км. Эти решения, как можно предположить, наиболее актуальны для обеспечения связью таких удаленных объектов, как склады и различного рода посты. Стоит отметить, что при непосредственном подключении все предоставляемые станцией сервисы остаются доступны абонентам.

Рисунок 2. Применение АTM в магистральной телефонной сети позволяет отказаться от фиксированных каналов между станциями.

Имеющиеся решения позволяют обойтись без использования общедоступных (или частных) сетей. Это, естественно, подразумевает непосредственное соединение станций между собой и налагает ограничения на расстояние (при использовании сетевой инфраструктуры ограничений практически нет). Такие решения, вообще говоря, непригодны для построения распределенной сети с охватом различных населенных пунктов, но вполне применимы в масштабах города. Например, Nortel предлагает решение Fiber Remote (в двух вариантах) для объединения станций по темному волокну на расстояниях до 40 км при условии использования одномодового волокна или до 11 км в случае многомодового волокна. В зависимости от класса решения система позволяет передавать до 120 или 480 одновременных разговоров, а также организовать резервные каналы и (в старшей модели) кольца с избыточностью. При всех сложностях с прокладкой собственных волоконно-оптических каналов или их арендой такой подход имеет ряд преимуществ. Во-первых, при наличии собственных каналов корпоративная сеть становится полностью частной «от и до». Во-вторых, аренда волокна обходится дешевле, чем аренда сервиса, предоставляемого по такому же волокну. В принципе, даже если компания решит потратиться на прокладку волоконно-оптических линий, то это разовые траты, без последующих прямых расходов. (Целесообразность прокладки собственных линий, конечно, зависит от локальных условий.)

Все большую популярность в качестве магистрального решения в корпоративных телефонных сетях приобретает ATM. По словам специалистов, непосредственной необходимости в таком решении нет, поскольку скорости АТМ для телефонии не очень актуальны (особенно в свете появления технологии сжатия), равно как и все остальные возможности этой технологии. Но поскольку корпоративные заказчики все активнее пользуются АТМ при построении своих сетей передачи данных (создавая собственные сети или арендуя каналы у операторов), у них возникает естественное желание использовать те же каналы и для передачи телефонного трафика. Откликаясь на спрос, сегодня все ведущие производители выпускают интерфейсные модули АТМ для своих УАТС. Как правило, это модули с интерфейсом STM-1 на 155 Мбит/с, однако данный факт еще не означает, что они реально поддерживают такую скорость передачи. В лучшем случае речь может идти о скорости в десятки мегабит в секунду, поскольку обеспечить больший трафик телефонная станция просто не в состоянии. Несмотря на то что АТМ имеет явную избыточность, использование этой технологии на магистрали не является излишеством. Помимо уже упомянутой унификации среды передачи это позволяет уменьшить стоимость оборудования в крупных сетях. Даже при небольших реальных скоростях передачи модули АТМ обеспечивают очень высокую плотность соединений в расчете на порт, что позволяет сэкономить на интерфейсных модулях (несколько модулей ISDN обойдутся в любом случае дороже), а также дает возможность с большей гибкостью и удобством менять топологию сети (при появлении в ней новых узлов или же, наоборот, при сокращении их числа). Помимо УАТС Hicom с интерфейсом АТМ Siemens предлагает также устройство для подключения выноса по АТМ. Оно имеет один порт АТМ и несколько портов для подключения телефонных аппаратов. Несмотря на то что этот «АТМ-концентратор» предназначен в основном для организации выносов в пределах территориальных сетей, ничто не мешает использовать его на неограниченных расстояниях. Поскольку соединение АТМ не является в общем случае чисто физическим, концентратор имеет интерфейс для подключения консоли с целью его конфигурации.

Оригинального подхода к использованию АТМ придерживается компания Avaya. В системах DEFINITY технология АТМ интегрирована со внутренней архитектурой станции. Интерфейсными модулями АТМ можно управлять с помощью одного из двух программных сервисов (разумеется, они выполняются на УАТС) — Port Network Connectivity или Circut Emulation Service. PNC предполагает использование инфраструктуры АТМ в качестве расширения поля коммутации, а CES — применение ATM для инкапсуляции соединений ISDN T-1/E-1. Первый вариант предназначен для полного решения на базе АТМ, когда все узлы сети подключены к сети АТМ. Все голосовые соединения между станциями организуются как SVC, т. е. открываются исключительно на время вызова. Второй вариант позволяет эффективно организовать работу сети в ситуации, когда часть станций использует интерфейс ISDN, а часть — АТМ. В этом случае до них можно прозрачно довести более традиционное соединение. В отличие от полного решения АТМ такой подход не дает возможности окончательно отказаться от топологии с центральной транзитной станцией, но (как уже отмечалось выше) позволяет сэкономить на интерфейсных модулях и сократить количество соединений.

Стоит отметить, что в решениях с применением АТМ, корпоративная телефония в целом движется именно к полностью децентрализованным архитектурам (собственно, эта тенденция справедлива и для «локальных» приложений). Такой подход позволяет производителям УАТС успешно конкурировать с продуктами из мира передачи данных — предлагаемые рынком мультисервисные коммутаторы АТМ и внешние серверы для организации межстанционных соединений через облако АТМ опираются как раз на децентрализованный подход. В общем и целом, как мы уже не раз отмечали, в современные телекоммуникационные платформы довольно быстро интегрируются все полезные и/или просто популярные новшества. И даже при скептическом отношении со стороны специалистов из мира телефонии они находят свое применение. Не является исключением и IP.

И СНОВА IP

О решениях в области IP-телефонии, которые ведущие производители УАТС интегрируют в свои продукты, мы уже писали подробно в одном из предыдущих обзоров. Однако к IP все же стоит еще раз вернуться применительно к сегодняшней теме, так как ранее предметом рассмотрения были, в первую очередь, полные IP-решения или, по крайней мере, решения, где IP занимает доминирующее место. Сегодня же мы поговорим о IP как об одном из элементов комплексного решения (и только применительно к магистрали).

Для начала вкратце напомним об общем состоянии дел. В том или ином виде решения на базе IP в свои платформы интегрируют большинство производителей. Обычно это делается одним из трех способов (или с помощью их комбинации). Во-первых, разработка собственных внешних «компьютерных» систем IP-телефонии, отличие которых от предлагаемых производителями из «сетевого» мира состоит в том, что они поддерживают внутренние протоколы производителей УАТС и, соответственно, прозрачно транслируют все предоставляемые станциями сервисы. Во-вторых, системы IP-телефонии интегрируются в уже существующие платформы: шлюзы — в виде соответствующих модулей расширения, а «привратники» — как часть ПО станций. В-третьих, — это выпуск систем полностью на базе IP. Сегодня мы будем говорить о первых двух вариантах, как о более распространенных, не выделяя их специально, так как они отличаются друг от друга в основном аппаратной реализацией, а данное обстоятельство не принципиально.

Прежде всего отметим, что, когда производители говорят о передаче голоса поверх IP по корпоративной магистрали, они имеют в виду, в первую очередь, выделенные соединения, на базе которых строится корпоративная сеть Intranet. Об использовании Internet в качестве телефонной магистрали говорится в основном только как об одной из возможностей, так как никакой гарантии качества и надежности соединений в этом случае дать нельзя, а «традиционная» телефония опирается именно на эти понятия.

Каналы IP часто рассматриваются производителями УАТС как хороший резервный вариант. Под резервом понимается как возможность их использования при аварии на «качественных» каналах, так и для реализации принятой в сети политики.

Как и в сетях передачи данных, в корпоративной телефонной сети может быть реализована своя политика использования ресурсов, в частности магистральных соединений. Часто определенной категории пользователей предоставляется максимальный приоритет: когда бы они ни сняли трубку, они всегда должны иметь возможность позвонить на любой номер корпоративной телефонной сети, причем с максимальным возможным качеством связи. В этом случае предлагаемые производителями УАТС решения по передаче голоса позволяют предоставлять им только «качественные» каналы, в то время как «простые смертные» будут довольствоваться тем, что осталось. Вместе с тем, для некоторых групп пользователей качество связи может быть не критично, тогда как возможность ее немедленного установления может иметь существенное значение. В этом случае система программируется так, что по умолчанию им выделяются IP-каналы; однако если IP-каналы недоступны или перегружены, то система переводит их на «нормальные» линии. Это только два крайних случая, в целом же использование IP дает возможность более гибко реализовывать различные схемы установления магистральных соединений исходя из соображений доступности, качества связи и стоимости разговора. Например, IP-каналы могут задействоваться как дополнительные, когда все основные каналы перегружены. При динамическом выборе и переключении каналов важную роль играет способность распознавания системой передачи факса. В решениях Alcatel, например, в случае настроек по умолчанию, при ухудшении качества передачи по каналу IP факс не будет переключен на «нормальный» канал, поскольку время задержки при передаче факса не является критичным (по крайней мере, не влияет на качество передачи).

В принципе, IP-соединения могут являться основным способом передачи сигнализации вне зависимости от того, какие каналы используются для разговора. Это дает возможность динамически (и совершенно прозрачно) переключаться между различными каналами передачи голоса в процессе разговора. Например, если качество IP-соединения становится недостаточным для передачи голоса, то станции переведут голосовое соединение на обычный канал, при этом сигнализация будет по-прежнему передаваться по IP (тут требования к соединению намного скромнее). В принципе, точно так же всех рядовых абонентов можно «перевести» на IP-соединение, если все основные каналы заняты, а руководству компании потребовалось срочно позвонить. Передача сигнализации по IP позволяет также упростить процедуру реализации таких сервисов, как телеконференции для абонентов нескольких типов (пользующихся различными каналами и/или конечным оборудованием). Справедливости ради, стоит отметить, что только для разделения передачи сигнализации внедрять IP нет никакого смысла.

Разумеется, IP-телефония может применяться и как основное магистральное решение, причем у нее есть свои преимущества. Например, это позволяет полностью абстрагироваться от используемых для передачи IP каналов и совершенно прозрачно менять их и провайдеров (по соображениям технической и экономической целесообразности). Но все-таки, по мнению специалистов из представительств ведущих производителей, на пути внедрения полных IP-решений еще очень много препятствий, в том числе и человеческий фактор. Например, как показывает практика, привыкнув к высокому качеству связи, руководство компаний не хочет мириться с тем, что время от времени (а порой и систематически) оно оказывается хуже обычного. Аргументы в пользу экономии средств и технической целесообразности в этом случае, скорее всего, не сработают.

Этот психологический момент намного важнее, чем может показаться. Очень часто решение о приобретении той или иной системы (ведь последнее слово всегда остается за руководством) принимается именно на основе ее субъективного восприятия. Свою роль может сыграть даже внешний вид аппарата (руководству будет скорее всего установлен цифровой аппарат, т. е. устройство того же производителя, что и у предлагаемой системы) или максимальное количество кнопок прямого вызова на нем. В таких условиях аргументы технических специалистов не должны иметь никаких слабых мест, особенно если руководство относится к предлагаемому решению с подозрением. Уже упоминавшееся параллельное использование альтернатив в качестве магистральных каналов может стать хорошим компромиссным вариантом. К тому же такой подход позволяет в случае возникновения благоприятной ситуации (изменения соотношения цена/качество выделенных IP-каналов в лучшую сторону) мигрировать на полное IP-решение.

ВЛАДЕТЬ — ЗНАЧИТ УПРАВЛЯТЬ

Обширные возможности по построению корпоративных сетей любой сложности — это очень хорошо, но чем больше вариантов конфигурации системы и чем больше ее гибкость, тем актуальнее становятся вопросы управления телефонной сетью. При объединении в сеть современными цифровыми УАТС можно управлять как единым целым. Управление корпоративной телефонной сетью предполагает, как правило, комбинацию централизованного и децентрализованного подхода. Децентрализованность означает возможность без проблем (при наличии соответствующих полномочий) вносить изменения в конфигурацию любого из узлов сети с автоматическим оповещением остальных станций. Централизованный подход подразумевает, что все происходящие в сети изменения автоматически регистрируются на рабочем месте администратора, откуда можно также управлять всей сетью или отдельными станциями. Последнее обстоятельство актуально для организаций с большим количеством филиалов — если в удаленном офисе и найдется технический специалист «на все руки», то очевидно, что ему намного ближе будут вопросы, связанные с компьютерными сетями и приложениями.

Технические реализации систем управления у различных производителей УАТС различны. Приложение управления телефонными сетями Siemens, например, работает в соответствии с принципами архитектуры клиент-сервер. Ядром системы является сервер под управлением NT, на котором функционирует само приложение. Сервер подключается к одной из входящих в корпоративную телефонную сеть УАТС (как правило, она размещается в головном офисе) по локальной сети (для чего в станцию устанавливается соответствующий интерфейсный модуль). Вся информация о конфигурации сети стекается на центральный сервер и хранится на нем в базе данных. Доступ к этой информации осуществляется по локальной сети с рабочих мест администраторов (из устанавливаемой на рабочих станциях клиентской части). Права доступа для каждого специалиста задаются индивидуально в зависимости от его полномочий и обязанностей. Поскольку у организаций с крупными телефонными сетями, как правило, существуют и корпоративные сети передачи данных, то в целях упорядочивания всю работу можно организовать так, что локальные администраторы будут «общаться» со своими системами только через центральный сервер. Хранимая на сервере база данных может быть использована для восстановления конфигурации сети или ее отдельных узлов после возможных сбоев или замены оборудования. Это ПО может быть частично интегрировано с популярными платформами управления сетью (для контроля статуса системы через SNMP), а также с собственной многофункциональной платформой сетевого управления Siemens.

Alcatel предлагает для управления телефонными сетями два приложения. Одно из них — NMC (Network Management Console) 4740 на платформе Sun — предназначено для централизованного администрирования, а второе — NMC 4755 на платформе Windows — позиционируется как повседневное рабочее место администратора. В принципе, граница между областями применения этих приложений достаточно условна. Оба они имеют непосредственный доступ к узлам телефонной системы через локальную сеть (в станциях устанавливается соответствующий интерфейс). При наличии требуемых полномочий NMC 4755 позволяет управлять всей сетью, вплоть до программирования функций кнопок отдельных аппаратов (вообще говоря, программируются не аппараты, а отклик станции на нажатие кнопки) с графическим отображением их панелей (в последних версиях). Основными отличиями NMC 4740 являются более развитой интерфейс, ведение базы данных о конфигурации сети (с возможностью ее восстановления после сбоев) и поддержка SNMP, т. е. отправка сообщений о происходящих в сети событиях. Но в целом оба приложения могут работать независимо друг от друга (и в принципе, наличие их обоих не является необходимым).

Для управления сетью Avaya предлагает два приложения — DEFINITY Network Administration и DEFINITY Network Management. Как и Siemens, компания придерживается клиент-серверного подхода. Серверная часть приложений функционирует под управлением Windows NT, при этом сам сервер должен быть непосредственно подключен к одному из узлов телефонной сети. Это не так удобно, как подключение через локальную сеть, но, как считают в Avaya, многие заказчики чувствуют себя намного спокойнее, когда они знают, что УАТС нельзя управлять непосредственно через сеть (читайте — через Internet). DEFINITY Network Administration хорошо интегрирована с такими приложениями, как AUDIX (система голосовой почты) и Intuity, и позволяет централизованно администрировать группы пользователей приложений. Как и у Alcatel, система предусматривает возможность визуального программирования кнопок цифровых аппаратов и даже автоматической распечатки для них ярлычков в полном соответствии с действительностью. Второе приложение, Network Management, расширяет возможности управления до детального анализа работы корпоративной сети. Система может аккумулировать информацию о работе сети и генерировать отчеты о характеристиках сетевого трафика за определенный период (по группам пользователей и т. д.), кроме того, она обрабатывает все сообщения о критически важных событиях от уже упомянутых выше и других приложений. При необходимости пользователь может получить визуальную информацию о конфигурации любого узла сети и о состоянии его модулей. Система интегрируется с различными платформами управления сетью на базе SNMP. Естественно, Network Management разрабатывалась в предположении, что работающий с приложением специалист имеет достаточный опыт общения с корпоративными телефонными сетями и способен решать задачи стратегического планирования. В принципе, это приложение применимо для организации поддержки корпоративной сети на условиях аутсорсинга.

Раз уж зашла речь об аутсорсинге, стоит заметить, что все системы управления корпоративными телефонными сетями предусматривают возможности организации удаленной поддержки со стороны производителей (или их партнеров). К сожалению, подобная услуга не очень популярна в нашей стране, в основном из-за психологических предубеждений. Несмотря на то что удаленный сервис можно поставить под жесткий контроль (с доступом к управлению только после соответствующей санкции со стороны заказчика), тем не менее эта услуга воспринимается негативно. Для типичного отечественного руководителя она равнозначна тому, что кто-то посторонний подключается к его телефонной сети. Разумеется, обращение к сторонним услугам для поддержки критически важных ресурсов требует взвешенного подхода, но перегибать палку не стоит. Найти штатного специалиста, у которого было бы достаточно знаний и опыта для работы с крупной телефонной сетью и в общем, и в частностях (не только для исправления неполадок, но и для предупреждения их на основе полученной информации) не просто, к тому же его услуги могут требоваться только периодически (в отличие от исполняющего рутинную работу администратора).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как можно видеть, средств для создания корпоративных телефонных сетей имеется очень много. При необходимости для этого можно использовать любые типы каналов и схемы резервирования, причем абсолютно прозрачным образом. Единственным ограничением корпоративной телефонии по сравнению с сетями передачи данных является отсутствие совместимости протоколов на уровне «продвинутых» сервисов, вследствие чего заказчик оказывается привязан к одному производителю. Отчасти это, наверное, объясняется тем, что современная цифровая УАТС представляет собой одновременно, если воспользоваться терминологией из мира передачи данных, и сетевое оборудование, и сервер приложений, между тем как возможностей для их комбинации меньше, чем в мире передачи данных. Обеспечить совместимость (т. е. договориться конкурентам) сразу по двум направлениям намного сложнее, тем более что цифровые аппараты также несовместимы. Однако именно этот дуализм дает так называемой «традиционной» телефонии возможность еще долго не уступать свои позиции «чистым» альтернативным решениям, особенно при построении сетей со многими сотнями абонентов. А учитывая, что, как мы уже отмечали, производители УАТС имеют значительный вес и в мире передачи данных (по совокупности, скорее всего, имеют и перевес), отказ от «традиционной» телефонии возможен только при появлении все более гибких решений.

Александр Авдуевский — обозреватель LAN. C ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.