Вероятно, вы уже наслышаны об оптических сетевых технологиях и знаете все за и против перехода на оптику. Оптические сети должны обеспечивать огромную пропускную способность с практически неограниченными возможностями масштабируемости в будущем; они позволят работать по сути с любым приложением, которое вы только можете себе представить, и намного упростить управление за счет сокращения числа отдельных устройств. Кроме того, они дадут возможность быстрее предлагать услуги, а также сократить затраты на обслуживание и выезды на место.
Конечно же переход на оптические сети обойдется недешево, так что вопрос о возврате от инвестиций становится как никогда важным. «Операторы недовольны отсутствием прямой зависимости между деньгами, которые они тратят на оборудование для оптических сетей, и доходами, которые они получают от своих услуг, — замечает Скотт Клавенна, аналитик компании Pioneer Consulting. — Единственный способ улучшить ситуацию — это снизить стоимость оборудования, упростить сетевые операции и ускорить предоставление услуг, чтобы сохранить конкурентоспособность».
Стимулом для такой модернизации общедоступных сетей стал спрос на высокую пропускную способность и более интеллектуальное ее использование. Большинство провайдеров услуг модернизируют свою инфраструктуру с помощью новой оптической технологии, и некоторые из них теперь предлагают длины волн, или «лямбды», оптом, предоставляя операторам дополнительную емкость для перепродажи.
Такими оптовыми поставщиками являются, например, Enron Broadband Services и Williams Communications. Отдел продаж пропускной способности компании Enron занимается также торговлей потоками пакетов, в то время как Williams предлагает чистые каналы OC-48 Optical Wave. Аналогичные предложения имеются и у компаний Global Crossing и Level 3. Первые признаки свидетельствуют о том, что Enron и Williams проявляют интерес к оптовым продажам емкости, тем самым способствуя развитию всего рынка торговли пропускной способностью.
Предпринимаемые усилия по превращению пропускной способности в товар широкого потребления свидетельствуют о желании операторов и провайдеров выделиться на фоне своих конкурентов. И как именно они могут выделиться? Первый вариант — предоставить потребителям более широкие возможности управления телекоммуникационными сервисами, в частности в том, что касается предоставления услуг и контроля за качеством обслуживания (QoS). Именно здесь важную роль начинают играть интеллектуальные возможности. «Самая привлекательная сторона технологии оптических сетей следующего поколения — это сокращение времени предоставления услуги потребителю», — считает Эндрю Райт, главный инженер компании Williams. Более оперативное предоставление услуг повысит привлекательность оператора в глазах заказчика.
Спрос на более быстрые и гибкие услуги развивается под действием двух сил. Первая — это потребитель, как корпоративный, так и индивидуальный, с высокими требованиями к пропускной способности. И вторая — это усиливающееся разделение между тем, что я называю «сервисами» и «приложениями». В данной статье «сервисами» мы будем называть транспортные услуги (ATM, DSL, IP, передача пакетов по SONET и т. п.). «Приложение» будет относиться к конечным пользователям и используемым ими телекоммуникационным возможностям и функциям ИТ (таким, как видеоконференции, виртуальные частные сети на базе IP, расширенные и специальные услуги передачи голоса и данных и т. д.) на седьмом уровне стека OSI.
Как правило, предприятия платят провайдерам за транспортные услуги — простые каналы для, скажем, доступа в Internet, вне зависимости от того, какое информационное наполнение по ним передается и как оно используется. Однако с превращением пропускной способности в товар широкого потребления схема предоставления таких неинтеллектуальных каналов исчерпывает себя с точки зрения возможностей извлечения прибыли, поэтому провайдеры вынуждены все в большей степени ориентироваться на информационное наполнение и предлагать пользователям приложения, а не доступ. К примеру, провайдер мог бы получать доход от передачи потокового мультимедиа по Web, в то же время бесплатно предлагая доступ в Internet. Телекоммуникационные компании исходят из того, что конечных пользователей больше интересует само информационное наполнение, а не то, как его доставляют из пункта A в пункт B.
На этом фоне появилась новая волна компаний, работающих в области оптической связи. Они стремятся передать контроль над транспортными службами в руки операторов или конечных пользователей, а также предоставить потребителям необходимую для поддержки любого приложения гибкость.
Я разговаривал с представителями нескольких недавно созданных компаний, работающих в области оптической связи, о том, как они представляют себе данный рынок, а также о том, какие услуги и приложения планируют предлагать. Все они согласны с тем, что необходима большая гибкость в вопросе о пропускной способности, при этом каждый рассказывает о том, как его продукты позволяют добиться данной цели. Сравнительный анализ таких продуктов выходит за рамки данной статьи, поэтому мы поговорим лишь о преимуществах и потенциале услуг, которые они предлагают.
ПАРАМЕТРЫ УСЛУГ
Большинство недавно созданных и активно развивающихся компаний, работающих на рынке оптических сетей, в первую очередь ориентируется на обеспечение двух вещей: пропускной способности и гибкости, вне зависимости от того, в какой области они работают — в области услуг доступа, в городских сетях или с пограничными устройствами. Однако две недавно организованные компании, а именно Tenor Networks и Sycamore Networks, предложили общую схему для обеспечения гибкости и интеллектуальности сети, так называемые расширенные оптические сервисы (Enhanced Optical Services, EOS).
EOS определяют характеристики, или параметры, транспортных услуг, которые непосредственно влияют на то, какой отклик конечные пользователи получают при работе с данным приложением. Например, для видеоконференции необходимы определенная пропускная способность и QoS. Потребителям может также потребоваться иметь детальное представление о работе сети посредством мониторинга на основании соглашений об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA) для данного потока трафика. Благодаря EOS конечные пользователи могут отслеживать максимально возможное число параметров, влияющих на качество работы их приложений, причем делать это как можно более просто (см. Рисунок 1).
Представители компании Tenor называют данный подход к получению конкурентных преимуществ массовой настройкой, т. е. настройкой потоков трафика в соответствии с индивидуальными спецификациями, но в массовом масштабе. Это дает операторам возможность выделиться на фоне других и при этом получать высокие прибыли и большой доход благодаря массовому предложению своих услуг провайдерам, работающим как на оптовом, так и на розничном рынке.
Перед тем как перейти к описанию приложений для новых услуг, я хочу остановиться на шести «строительных блоках», из которых они состоят. Возможно, вам будет легче понять эти параметры, рассматривая их как варианты доставки в бланке заказа FedEx с возможностями гибкой оплаты счетов, получения информации о статусе доставки и выбора способа доставки.
Общая пропускная способность. Этот параметр характеризует необходимую для приложения пропускную способность. Приложениям реального времени требуется более высокая емкость, поэтому определение приемлемых уровней с небольшим интервалом между ними является первым шагом к привлечению пользователей.
Качество или класс обслуживания. Призванные обеспечить в сети минимально приемлемые условия, такие, как «задержка, вариация задержки и доля доставленных пакетов», классы обслуживания могут быть предложены в многоступенчатом формате (к примеру, Золотой/Серебряный/Бронзовый), или они могут быть заданы в соответствии с требованиями конкретного приложения. К примеру, для видеоконференций «Золотой» уровень может соответствовать пропускной способности 768 Кбит/с. Тем не менее этого может оказаться недостаточно для решения поставленной задачи. Возможность задавать уровни QoS с фиксированным небольшим шагом (скажем, 1,5 Мбит/с) в зависимости от требований приложения является значительно более эффективной.
Предоставление услуг в зависимости от времени дня. Каждый раз, когда по Web транслируется Victoria?s Secret, связь становится неустойчивой. Однако поскольку время, дата и продолжительность события известны заранее, само событие может быть тщательно спланировано, и по мере необходимости ему может выделяться дополнительная емкость с конкретными характеристиками.
Этот параметр может использоваться и для повторяющихся событий, таких, как резервное копирование по сети в конце недели: емкость может автоматически предоставляться в заданный период времени на регулярной основе.
Защита. Защита — это возможность обеспечить непрерывное обслуживание в случае возникновения физической или логической ошибки в сети. Потребители могут дополнительно платить за трафик с высокой степенью защиты или платить меньше, идя при этом на больший риск.
Защита, по существу, гарантирует непрерывное обслуживание за счет использования резервных средств, таких, как разнообразные физические оптические каналы или дополнительные порты коммутаторов. Среди возможных вариантов — физическая защита с преимущественным предоставлением услуг по передаче речи (с привлечением резервных каналов для увеличения уровня использования сети), полная или разделяемая логическая защита (с защитой сквозного потока от сбоя на порту или от физического разрыва канала между двумя точками) и отсутствие защиты. (Более подробно об этом рассказано во врезке «Нужна защита?».)
Управление. Благодаря управлению провайдеры могут ввести и реализовать политику управления трафиком со строгими правилами в отношении порождаемого сервисом трафика. Провайдеры могут выбрать следующие варианты: фильтровать весь избыточный трафик в точке входа или передавать весь трафик в предопределенном объеме с соответствующим уровнем QoS, доставляя избыточный трафик по мере возможности.
Измерение. По существу, эта категория может рассматриваться как средство учета потоков трафика таким образом, чтобы провайдер мог выставить конечным пользователям счета в соответствии с определяемыми ими моделями использования канала. Например, некоторые провайдеры будут взимать плату за конкретные события (скажем, за концерт в Web), но не за обычный доступ. Знание методов и манеры работы потребителя используются по-разному, но в первую очередь для биллинга.
ВСЕ ПРЕКРАСНО, НО ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
Эти характеристики услуг способны оказать серьезное влияние на сеть через приложения конечных пользователей и провайдеров услуг, финансовые бизнес-модели, а также через запросы потребителей. Я рассмотрю каждый из путей, начиная с конечного пользователя.
При избытке интеллектуальной пропускной способности, по мнению Деб Милке, президента компании Treillage Network Strategies, приложения для глобальной сети будут, с точки зрения пользователя, выглядеть как приложения для сети локальной. «Оптические услуги с большой пропускной способностью позволят предприятиям делать то, к чему они всегда стремились, например использовать новые приложения для работы с видео и другие программы с высокими требованиями к пропускной способности», — заметил Милке.
Большинство из опрошенных производителей оптических систем сходятся в том, что возможности просто неисчерпаемы. Вице-президент и генеральный менеджер по магистральным сетям компании Sycamore Джефф Киль предложил следующие четыре идеи.
Пропускная способность по требованию — первый и, вероятно, самый популярный вариант. Идея состоит в быстром предоставлении высокоскоростного канала на запрошенный заказчиком срок в течение 15 мин. В этих случаях, вероятнее всего, будет использоваться сигнализация, наподобие Optical Domain Service Interconnect (ODSI), при которой маршрутизаторы передают оптическому ядру сети запрос на выделение пропускной способности.
Вторая идея — нефиксированное неотчуждаемое право использования (Indefeasible Right of Use, IRU), когда потребители подписываются на долговременные соединения с высокой пропускной способностью и могут использовать эти соединения между любыми двумя точками в сети (скажем, между офисами филиалов).
Третий вариант — оптические виртуальные частные сети. С помощью оптических VPN оператор может разделить свои сетевые ресурсы таким образом, чтобы каждая их часть поддерживала только одного заказчика. Услуги могут предоставляться или прерываться по требованию. За счет выделения для конкретных пользователей портов, магистральных каналов и коммутационных полей потребители могут получить более широкие возможности контроля за данным сетевым сегментом.
Четвертая возможность — разноуровневая защита. Этот формат, аналогичный концепции компании Tenor, предусматривает различные уровни защиты в соответствии со скоростью восстановления, т. е. утраченный трафик может быть восстановлен за миллисекунды, секунды, не восстановлен вообще или переведен в режим передачи по мере возможности.
Среди других идей — «теневые» Internet из отдельных, специализированных сетей Internet, создаваемых частным образом для коммерческого использования. Представители компании Ellacoya Networks считают, что эти Internet могли бы существовать параллельно с общедоступной сетью Internet, но обеспечивать более высокий уровень QoS и поддерживать правила управления сетью.
«Скажем, компания Charles Schwab предлагает «теневой» Internet привилегированным пользователям. В результате они получают сеть, где поддерживаются QoS и правила, — приводит пример Курт Доббинс, основатель и президент компании Ellacoya. — Примеры реализации такого решения с помощью Exodus сейчас можно увидеть в области размещения информационного наполнения».
Еще одно соображение — виртуальные частные приложения для ограниченного или общего доступа к ориентированным на вертикальный рынок и, возможно, специализированным приложениям. «Это все равно, что иметь частную настольную систему для сетевых приложений там, где сегодня используется клиентский сервер или локальный хостинг», — замечает Доббинс.
Поскольку стремление к повышению продуктивности сотрудников заставляет компании искать практическое применение для таких услуг, я обратился к производителям с вопросом о том, какие из будущих приложений могли бы в первую очередь заинтересовать пользователей. Tenor и Ellacoya, в частности, предлагают персональную телевизионную службу (с выбираемыми потребителем углом обзора камеры и видами); аренду программного обеспечения по типу предлагаемых провайдерами услуг доступа к приложениям; возможность совместной работы с использованием доски объявлений; дистанционное обучение; системы резервного копирования и хранения высокой емкости; TeleHelp Desk со средствами видео и аудио — своего рода переговорный центр следующего поколения.
Однако некоторые производители, в том числе Appian Networks, Sirocco Systems и Quantum Bridge, опасаются, что рынок еще не готов для многих из перечисленных приложений (более подробно мы обсудим это ниже). Представители этих компаний считают, что первоначально спросом будут пользоваться менее экзотические услуги, такие, как более гибкие частные каналы.
СБОР УРОЖАЯ
Так как же именно EOS могут повлиять на модель работы провайдеров услуг? Взяв за основу идею предоставления «голых» ресурсов, таких, как пропускная способность по запросу и нефиксированные IRU, компания Tenor предложила операторам несколько возможных способов модернизации их розничных предприятий и оптовых предложений.
Гибкий частный канал. Это намного более гибкий вариант услуги выделенного доступа по каналам T-1 или T-3 в режиме Time Division Multiplexing (TDM), часто используемый на предприятиях, но предназначенный для трафика между операторами. EOS могли бы обеспечить гарантированную пропускную способность (сильная сторона решения на базе TDM), но с более мелким шагом (например, 1 Мбит/с). Предоставление услуг в зависимости от времени дня и расширенное планирование также будут играть важную роль. Реальные преимущества такого подхода, однако, состоят в том, что он позволяет сократить время реализации с нескольких месяцев до нескольких часов или минут.
Частные каналы передачи данных. Частный канал передачи данных предлагает подписчикам, таким, как альтернативные операторы местной связи (Competitive Local Exchange Carriers, CLEC), такие же средства соединения, как и выделенная линия, но с более широкими возможностями управления. Призванная помочь CLEC в оптимизации затрат на магистральные услуги и предотвращении исчерпания пропускной способности, эта услуга позволяет предложить подписчикам широкий диапазон возможностей с точки зрения уровней качества обслуживания, включая оценку доли потерянных пакетов, задержки и вариации задержки. Пропускная способность будет выделяться автоматически во время периодов простоя между подписчиками. Частный канал передачи данных также может использоваться провайдерами Internet как резервный маршрут с меньшей пропускной способностью, куда трафик мог бы направляться в случае возникновения сбоя в сети (см. Рисунок 2).
Интеллектуальная частная сеть. Интеллектуальная частная сеть связывает многочисленные узлы по виртуальной магистрали, в то же время обеспечивая различные уровни обслуживания и предоставляя возможности управления и гарантии. Провайдер оптовых услуг сможет выделять часть общей пропускной способности под каждый уровень обслуживания, затребованного CLEC или корпоративным потребителем. Трафик конкретного приложения будет передаваться между различными узлами магистрали в соответствии с необходимым ему уровнем обслуживания. Самым существенным компонентом EOS в этом случае является классификация и переключение входящего трафика на соответствующий уровень обслуживания. Объединение мультисервисного трафика в одном канале должно позволить снизить транспортные расходы на передачу трафика между различными узлами.
CLEC с присутствием в нескольких регионах могли бы использовать эту службу для того, чтобы предложить услуги передачи голоса, а также Intranet и Internet коммерческим организациям. Вместо выделения для каждого класса обслуживания отдельного канала весь трафик мог бы передаваться по одной виртуальной магистрали.
Точка доступа в глобальную сеть (WAN Network Access Point, NAP). Это решение обеспечивает средства соединения с гарантированной пропускной способностью для связи сетей различных провайдеров Internet или операторов. Оно дает провайдерам оптовых услуг возможность наладить двустороннее взаимодействие с другими телекоммуникационными компаниями с различными уровнями сервиса, используя управление, измерения и биллинг для точных взаиморасчетов. Провайдеры могут заключать временные соглашения об обмене трафиком и изменять условия оплаты по мере необходимости. Кроме того, поскольку накапливаемая статистика позволяет выявить структуру трафика, операторы могут взимать плату в зависимости от содержимого, времени дня, объема трафика, зарезервированной пропускной способности и т. д.
Син Велч, вице-президент по маркетингу и продажам компании Tenor, считает: «По сути, это решение представляет собой вариант частного канала передачи данных, но при этом соглашение связывает двух провайдеров Internet в рамках коммерческих взаимоотношений, когда провайдер услуг предлагает важные посреднические услуги. До сих пор двусторонние соглашения были прерогативой элиты Internet. С появлением этой новой услуги региональные провайдеры Internet смогут связаться друг с другом и совместно использовать маршруты. Такие двусторонние соглашения могут основываться на QoS и на некомпенсируемом трафике».
Связь в зависимости от времени дня. Организация соединений в зависимости от времени дня — это, по сути, крайний вариант тактического использования сети. Как уже упоминалось ранее, выделенные арендуемые каналы — вещь дорогая, да и они зачастую задействуются не в полном объеме до тех пор, пока они не окажутся перегружены вследствие увеличения трафика, в результате конкретного «события». Используя предоставление услуг в зависимости от времени дня, оптовые провайдеры могут предоставлять гибкий частный канал по заранее составленному расписанию.
«Фактически провайдеры оптовых услуг могут предоставить ASP возможность на основе этой службы управлять вычислительными ресурсами и системами хранения для объединения различных заказчиков, занимающихся одним и тем же видом деятельности, скажем, работающих в области страхования, предложив им свои услуги по значительно более низкой цене, — отмечает Велч. — Для расширения услуг восстановления после сбоя оптовый провайдер может предложить более высокие уровни защиты, чем для базовой службы».
Экстренная емкость. Экстренная емкость сочетает в себе особенности модели предоставления услуг в зависимости от времени дня и гибкого частного канала. Она позволяет провайдерам оптовых услуг предлагать емкость на конкретный период времени с очень небольшим шагом. Эта модель дает оптовому провайдеру услуг возможность сделать конкурентоспособное предложение и адекватно отреагировать на торги ресурсами на узлах Web, таких, как RateXchange.
Экстренная емкость может использоваться для односторонних по своей природе приложений, например при транспортировке мультимедийной информации из центрального офиса компании в ее филиалы (см. Рисунок 3). Например, CNN могла бы подписаться на услугу предоставления пропускной способности по расписанию с гарантиями на однонаправленную или некомпенсируемую пропускную способность при передаче новостей из Атланты в каждый из своих крупных региональных центров в течение определенных периодов дня.
ДАЙТЕ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ТО, ЧТО ОНИ ХОТЯТ
Самым большим спросом эти услуги будут пользоваться у предприятий, в том числе небольшого и среднего размера. Таким пользователям необходима полноценная услуга, отличающаяся простотой, гибкостью и оперативностью, причем этого легче всего добиться с помощью саморегулирования предоставления услуг.
«Предоставление потребителям возможности гибко изменять получаемые ими услуги и запрашивать пропускную способность — вот, чем в ближайшем будущем продвинутые провайдеры услуг будут выделяться на фоне своих конкурентов, — считает Райт. — Вопрос не в том, произойдет ли это, вопрос в том — когда».
Хотя до этого еще далеко, все больше операторов стремятся автоматизировать последовательности команд для подключения и отключения сетевых элементов, необходимых для предоставления конкретной услуги. Они также интегрируют команды исполнительной системы обеспечения функционирования (Operations Support System, OSS) для отслеживания информации о заказчиках, сетевых ресурсов и счетов. Однако диктовать типы сервиса и требуемые параметры будут потребители, будь то конечный пользователь или сетевой администратор крупного предприятия.
Большинство операторов представляют в своем воображении портал Web, где бы подписчикам предлагались разнообразные возможности передачи голоса и данных с различными уровнями пропускной способности, QoS, защитой и вариантами SLA. Как отмечалось выше, одна из целей состоит в предоставлении заказчикам частичного контроля над сетевыми ресурсами и возможности самостоятельной конфигурации услуги для ее динамического обновления и изменения.
Enron уже сейчас предлагает ограниченный вариант такого решения: потребители могут обратиться на защищенный узел Web для получения канала глобальной сети с определенной пропускной способностью. «Все, что необходимо иметь заказчику, — это линия доступа, — подчеркнул Майкл Голден, директор по системам широкополосной коммутации компании Enron. — Заказчик получает полный контроль за переключением пропускной способности между городами, вручную или автоматически. На первом этапе эта услуга позволяет перекоммутировать только каналы T-1, но к концу года она будет охватывать соединения более высокой емкости».
В идеале порталы конечных пользователей должны содержать данные о QoS для их трафика, предоставлять результаты проверки выполнения SLA для каждого приложения, сравнивать затребованное качество обслуживания с реально полученным и показывать влияние качества обслуживания на функционирование конкретного приложения.
Такие производители, как ViewGate Networks и Abatis Systems, развивают данные направления, но не рассчитывают в ближайшее время предложить готовые решения. «Заказчики всегда хотели знать, что намерены делать операторы, но операторы или не стремятся поделиться такой информацией, или не имеют инструментальных средств, чтобы ее предоставить, — говорит Милке. — Теперь операторы рассматривают предоставление такой информации как средство отличиться от своих конкурентов, но адекватного инструментария, как мне кажется, до сих пор не существует. Составление отчетов по нескольким платформам сейчас реализовано откровенно плохо, впрочем, как и предоставление услуг. Подобные системы, по крайней мере, столь же сложны, как и реализация SAP, а пользователи удивляются, почему операторы этого не делают».
Тем не менее некоторые поставщики услуг, проводя тестирование пробных реализаций, сталкиваются с растущим спросом на такие вещи, как изоляция ошибок и их ликвидация (к примеру, кто из провайдеров или операторов несет ответственность, скажем, за отключенный сервер, где размещается информация и приложения Web).
ОНИ ВЫПОЛНЯЮТ СВОИ ОБЕЩАНИЯ
Как не удивительно, но, похоже, новые компании, работающие в области оптических сетей, действительно смогут выполнить все, что обещает EOS. Поразительно, но многие искренне верят в возможности продуктов этих производителей, в том числе и традиционно весьма скептически настроенные аналитики.
«В отличие от крупных производителей новые компании, на самом деле, не могут так свободно обращаться с данным им словом, — считает Клавенна. — Они вынуждены действовать на рынке с высоким уровнем конкуренции. И Sirocco, и Tenor предлагают весьма впечатляющие продукты, и довольно значительная группа людей рассчитывает на то, что они выполнят свои обещания. Sycamore уже подтвердила свою состоятельность, и ориентация этой компании на программно-управляемые оптические сети практически гарантирует ей успех».
Том Нолле, президент компании CIMI, замечает по этому поводу: «Tenor, вероятно, самая многообещающая из молодых компаний. Их подход состоит в отображении сервисных путей MPLS на оптические сети. Поскольку такому решению может требоваться ограниченная пропускная способность, Tenor с большой готовностью пойдет на разделение лямбда».
Милке, однако, более осторожен в своих оценках. Он подчеркивает, что, хотя Sycamore неплохо себя зарекомендовала, некоторые производители используют непроверенные наборы микросхем, чью производительность в реальных условиях предсказать невозможно.
Однако операторы, по-видимому, в большинстве своем убеждены, что производители понимают природу проблемы и, в конечном итоге, предложат нужные решения. Enron работает совместно с Sycamore и Lucent Technologies над созданием управляемых служб торговли пропускной способностью и ведет активный поиск других партнеров. Вместе с тем, Эндрю Райт считает, что значительный прогресс в области программного обеспечения и вычислительной мощности процессоров способствует появлению более гибких механизмов предоставления услуг. Он также отмечает и дальнейшее развитие сетевых протоколов. «Сейчас любой, кто занимается разработкой оптических коммутаторов, опирается на накопленный за последние десять лет опыт решений в области передачи данных. По этой причине новые производители оборудования для оптической коммутации могут быстро создавать надежные платформы с использованием апробированных протоколов маршрутизации, таких, как OSPF», — говорит он.
ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ
EOS станут широковещательными не раньше, чем операторы смогут преодолеть ряд трудностей на пути развертывания таких систем.
Первое препятствие — размер рынка доступа. «Вопрос состоит в том, возникнет ли в ближайшее время спрос на такие услуги, — говорит Нолле. — Это особенно важно, учитывая то, какими медленными темпами идет реформа рынка доступа. Без серьезных изменений в области доступа массовый спрос на широкополосные услуги невозможен».
Еще одна сложность связана с тем, что инфраструктура SONET/SDH нуждается в модернизации. SONET/SDH предназначена для передачи голоса, а не данных, в силу чего ее необходимо модифицировать так, чтобы пропускную способность можно было варьировать в широких пределах, в то же время сохранив возможности защиты и восстановления, благодаря которым SONET/SDH заслужила себе доброе имя. Создаваемые с нуля компании-операторы могут оказаться более успешными в развертывании новых транспортных систем, поскольку они свободны от необходимости заботиться об унаследованном оборудовании. Они могут также предложить доступ с помощью Gigabit Ethernet или PON, но сеть должна поддерживать и старые, и новые транспортные технологии. Успех ждет то оборудование, применение которого позволяет без лишних затрат перейти с SONET/SDH на системы следующего поколения.
Немалые сложности вызывает и сквозное предоставление услуг. Хотя оперативное предоставление услуг уже не так далеко от практического воплощения, большинство операторов до сих пор сталкиваются с трудностями при решении вопроса о быстрой конфигурации сетевых ресурсов без вмешательства человека. (Одним из примеров того, как новые производители решают данную задачу, может служить функция платформы Flexport компании Sirocco. Эта функция позволяет распределить обработку сервисов между узловыми точками обслуживания и в момент предоставления услуг назначить соответствующие физические порты.)
Кроме того, предоставление услуг не должно ограничиваться пределами сети и обеспечивать взаимодействие с системами различных производителей и сетями различных типов, не говоря уже о различных топологиях, таких, как кольца, ячейки и шлейфы. Сетевые команды должны передаваться также в OSS операторов для обеспечения биллинга и управления сетью. Для большинства провайдеров это остается одной из основных проблем, и ей уделяют серьезное внимание Sirocco, Tenor и Astral Point — в определенных случаях эти производители используют CORBA и Extensible Markup Language (XML) для предоставления открытых, базирующихся на стандартах, данных. Все три компании предлагают системы управления сетью, где используются клиент-серверные модели CORBA для упрощения интеграции с OSS и предоставления услуг.
Еще один камень преткновения — это надежность. «Самая сложная задача — протестировать сеть и создать инфраструктуру, которая была бы достаточно надежной с самого первого дня, — замечает Райт. — Трудность в том, как максимально быстро задействовать для предоставления услуг магистральную сеть так, чтобы это не было в ущерб ее надежности и стабильности, которых потребители ожидают от сервисов SONET».
И, наконец, вопрос о ликвидации отказов. Аналитик Крис Никол из компании Current Analysis подчеркивает: «Основная сложность всех технологических изменений связана с корпоративной структурой, в которой транспорт всегда был отделен от сервиса телекоммуникационной компании, что сказывается на инжиниринге, поддержке, установке и управлении транспортной функцией. С организационной точки зрения это выражается в том, что провайдеру услуг приходится решать, кто отвечает за управление и поддержку оборудования».
Компания Enron работает над решением этих вопросов. Получившая название MetaRouter, сетевая интеллектуальная система для динамического предоставления услуг будет в реальном времени получать информацию о приложениях и о состоянии всех вовлеченных в работу элементов и каналов сети. MetaRouter сможет отвечать на запросы приложений и оперативно принимать решение о предоставлении требуемой «чистой» пропускной способности. Она также сможет объединять потоки для передачи пакетов через магистрали большой емкости или для формирования индивидуальных пользовательских потоков, поддерживая планирование сетевой емкости, QoS и ведение записей для генерации счетов. Enron рассчитывает обеспечить полную интероперабельность между MetaRouter и коммутаторами других производителей за счет применения разрабатываемых протоколов управления. Эта система также будет совместима с ячеистой и кольцевой архитектурой, в зависимости от типа используемой сети.
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
Судить о том, как усовершенствованные оптические сети повлияют на провайдеров услуг с экономической точки зрения, пока сложно, но тем не менее некие общие выводы сделать можно. С увеличением доступной пропускной способности многоуровневые расценки для QoS и более оперативная доставка становятся вполне возможными, так что число подписчиков у провайдеров может превысить возможности их сетей.
Технология спектрального уплотнения (Dense Wavelength Division Multiplexing, DWDM) и гибкие возможности предоставления услуг позволят своевременно выделять пропускную способность. Неиспользуемой пропускной способности станет меньше, но новые приложения, требующие большей емкости, будут стимулировать спрос на нее. В такой среде операторы смогут привлечь потребителей в первую очередь за счет предлагаемых приложений, поскольку базовой пропускной способности будет хватать с избытком; фактически операторы будут вести борьбу на рынке заказных приложений для конечных пользователей.
Некоторые аналитики, в частности Милке, уверены, что EOS послужит стимулом для перехода провайдеров на модели оптовых/розничных продаж, при которой операторы предлагают базовый транспорт через EOS и обращаются к «сервисным агентам» или к подразделениям розничных продаж с большим опытом обслуживания потребителей в целях составления конкретных пакетов специфических услуг и приложений, наилучшим образом соответствующих требованиям конечных пользователей.
Отделение транспорта от содержимого (приложений) стимулирует расслоение отрасли и позволяет компании специализироваться в одном или в другом. Это, в свою очередь, даст провайдерам более широкие возможности по предложению специализированных услуг. Новые компании, такие, как Appian и Sirocco, предлагают раздельное управление услугами, так что оптовые провайдеры могут продавать услуги доступа к сети розничным компаниям. Со своей стороны, розничные компании могут специализироваться на предоставлении информационного наполнения в требуемом потребителю виде или на рекламе, по собственному желанию. В итоге нас ожидает появление большего числа производителей и провайдеров с разными возможностями, опытом и специализацией.
МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО?
Конечно, не все хорошие идеи находят свое воплощение в реальном мире. Если отрешиться от препятствий на пути развертывания таких решений и основных движущих сил на рынке, насколько актуальными для бизнеса являются EOS?
Не очень. По крайней мере, в условиях современного рынка. «Восемьдесят восемь процентов дохода телекоммуникационные компании во всем мире получают от продажи пропускной способности DS0, — отмечает Нолле. — Если нам удастся сделать оптическую пропускную способность настолько дешевой, что о ней можно будет говорить как о товаре массового потребления, то мы сможем сбить цены на DS0 и подорвать существующие тарифные планы, из чего следует, что этого не произойдет. Чтобы защитить тарифные планы, нам нужно или иметь совместно регулируемую среду, которая у нас уже была и которую мы теряем, или операторы должны продавать услуги таким образом, чтобы это не отражалось на существующих тарифах на них».
Говоря другими словами, потребители не будут платить столько, чтобы операторы могли покрыть свои затраты и получать приемлемую прибыль; это вопрос о побитной оплате, который возвращает нас к сути подхода массового предоставления индивидуальных услуг, предложенного компанией Tenor. «Трудность в том, что мы можем постулировать все виды спроса на широкополосный доступ, но только на уровне цен, который настолько ниже современных расценок на пропускную способность, что это может поставить под угрозу приток доходов от всех современных приложений», — замечает Нолле.
Специалисты компании Tenor рассматривают эту ситуацию как своего рода спор о спросе и предложении, в котором Tenor и другие производители занимают позицию поставщиков: «Мы ориентируемся на подход Field of Dreams — будет предложение, будет и трафик. Мы понимаем необходимость повышенного спроса на услуги для продолжения строительства сетей. Людям нужны услуги, а не пропускная способность. Однако рынки, развитие которых определяет технология, всегда были и всегда будут развиваться благодаря производителям. Посмотрите на компьютеры. Могли ли вы представить себе в 1990 г., что на вашей настольной системе будет стоять дисковод емкостью 129 Мбайт, или процессор с тактовой частотой 650 МГц, или привод для DVD? Эти новые компьютерные сервисы позволили создать новые приложения».
Так что, может быть, правильнее всего будет сказать, что в конечном итоге EOS появятся, но, скорее всего, не в ближайшем будущем. «Сейчас нам предстоит решить долгосрочную задачу модернизации доступа, а затем отойти от привычной для провайдеров услуг модели продажи пропускной способности», — говорит Нолле.
«Поскольку у нас отсутствует законодательный базис для обеспечения интересов операторов при переходе от старой сетевой экономики, основу которой составляет продажа битов, к новой экономике, суть которой составляет продажа услуг, процесс не может развиваться быстро. Короче говоря, поставщики сейчас переживают переходный период, который от всех требует терпения. В конце концов, выиграют те, кто найдет заслуживающие доверия и, вероятно, примитивные краткосрочные стратегии, которые позволят пережить этот переходный период», — заключает Нолле.
Дуг Аллен — старший редактор Network Magazine. С ним можно связаться по адресу: dougallen@cmp.com.Нужна защита?
Защита, или способность обеспечить доставку информационного наполнения в случае сбоя в сети, представляет собой один из краеугольных камней, благодаря которым Enhanced Optical Services (EOS) и становятся возможными. Многие поставщики ориентируются на продажу защиты по уровням, когда более серьезные гарантии означают и более высокие цены.
На первый взгляд это вполне разумно, но некоторые сомневаются в том, насколько потребителям (и провайдерам услуг) действительно необходима разноуровневая защита. «Когда речь заходила о защите, все провайдеры услуг, с которыми я беседовал, заявляли, что все их потребители хотели бы иметь возможность быстро восстановить соединение в случае сбоя в сети, — отмечает Боб Суллебаргер, вице-президент по маркетингу компании Spring Tide Networks. — С их стороны было бы крайне неразумно заявить потребителям, что, поскольку те платят за невысокую скорость передачи, они не вправе рассчитывать на быстрое восстановление своих сервисов в случае возникновения ошибки».
Джон Ривес, президент и исполнительный директор компании Sirocco Systems (теперь Sycamore Networks), придерживается иного мнения. «Разноуровневая защита будет важна для всех потребителей, поскольку в этом случае они могут сэкономить деньги, — считает он. — Пользователь может заплатить меньшую цену, но при этом сознательно пойти на больший риск».
«Традиционный и несколько узкий взгляд на разноуровневые сервисы состоит в том, что заказчики будут приобретать услуги, исходя из приложений, которые они намерены транспортировать (например, голосовой трафик или доступ в Internet). Однако разноуровневые сервисы становятся весьма привлекательными, если операторы могут предложить большую гибкость, такую, как динамически меняющиеся сервисы защиты в зависимости от времени дня, календарной даты и т. п.», — заключает Ривес.
Крупные компании, торгующие пропускной способностью, такие, как Enron Broadband Services, согласны с данной позицией. «Мы надеемся на спрос на отключаемые и включаемые защищенные сервисы, причем с использованием SONET/SDH в качестве механизма защиты, — замечает Майкл Голден, директор компании Enron по широкополосным коммутирующим системам. — Кроме того, большой спрос существует на незащищенные услуги, в рамках которых потребители могут приобрести два незащищенных сервиса и организовать свои собственные механизмы восстановления после сбоев с их помощью».
Ресурсы Internet
Tenor Networks предлагает информацию о продуктах и документы по этой теме по адресу: http://www.tenornetworks.com/technology.htm.
Том Нолле является автором большого числа статей, посвященных оптическим сетям, доступу, а также вопросам развития бизнеса и регулирования в этой области. Его ежемесячный бюллетень новостей NetWatcher можно найти по адресу: http://www.cimicorp.com. Особенный интерес в связи с рассматриваемой темой представляют выпуски за февраль, март, апрель и май 2000 г.
Подробную информацию об агентах сервиса можно найти в статье президента компании Treillage Network Strategies Деба Милке «Оператор умер — да здравствует сервисный агент!», опубликованной в Business Communications Review. См. http://www.bcr.com/bcmag/2000/07/p44.asp/.