NBX 100 компании 3Com позволяет реализовать телефонную систему на базе локальной сети.
В последнее время все чаще вместо привычного названия «телефонная станция» производители оборудования предпочитают использовать понятие «телефонная система», «коммуникационный сервер» и т. п. Отчасти это дань моде — тем самым производитель хочет подчеркнуть, что его оборудование отвечает самым современным требованиям. Но главная причина заключается в расширении функциональных возможностей оборудования нового поколения. Телефонную систему NBX 100 компании 3Com без колебаний можно отнести к этому классу оборудования. Будучи одной из самых популярных в США, она была впервые представлена в России на выставке Internetcom-2000. Эта система ориентирована на удовлетворение потребностей в современной телефонной связи малых и средних компаний. Предварительно изучив технические характеристики этой системы, мы решили проверить, насколько она приспособлена для работы в условиях типичного небольшого российского офиса, включая и филиалы крупных компаний.
Если небольшой офис отечественной компании оценивать с позиций оснащенности информационными и телекоммуникационными средствами, то, за редким исключением, картина окажется примерно одинаковой. Это локальная сеть на 15—20 рабочих мест и несколько городских телефонных линий, подключаемых к простому коммутатору. В таком офисе обязательно имеется факсимильный аппарат. Что касается доступа в Internet, то с данной целью часто используются коммутируемые телефонные линии. Стоит упомянуть, что в последнее время многие компании стремятся переходить на выделенные линии. Очень часто всем сетевым и телекоммуникационным оборудованием заведует либо опытный, технически грамотный пользователь из числа сотрудников компании в дополнение к своим основным обязанностям, либо специалист по договору.
Исходя из такой картины типичного офиса, мы попытались сымитировать условия работы телефонной системы NBX 100. При этом нами не ставилась задача оценки качества речи или проверки функций, доступных абонентам данной системой. Ответы на эти вопросы можно получить, ознакомившись с результатами сравнительных исследований подобных телефонных систем, ссылки на которые приводятся в «Ресурсах Internet».
Нас же в первую очередь интересовали такие темы, как ясность и полнота документации, простота инсталляции, удобство администрирования и использования телефонной системы, дружественность и интуитивная понятность интерфейса телефонного аппарата. Другими словами, мы попытались выяснить, сможет ли квалифицированный пользователь самостоятельно, без привлечения специалистов компании-производителя или ее партнеров, установить и запустить эту систему.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ
Конструктивно NBX 100 представляет собой шасси, которое предназначено для монтажа в стандартном 19-дюймовом шкафу или на стене. Но при необходимости шасси можно просто поставить на стол. Чтобы заглянуть внутрь, достаточно открутить всего пару винтов. Аппарат разделен на два вертикальных отсека. В меньшем из отсеков расположены блок питания и жесткий диск. В реализованной конструкции не предусматривается дублирование элементов, но, по заявлениям сотрудников компании 3Com, в настоящее время ведется разработка новой архитектуры с резервированием этих устройств.
Вторая, большая часть шасси предназначена для размещения плат расширения. Соединение этих плат между собой осуществляется с помощью кросс-платы. Платы расширения вставляются с лицевой стороны и фиксируются двумя винтами. В одном шасси может быть до шести плат. Верхний слот наглухо закрыт фальшпанелью и служит для обеспечения необходимого воздушного зазора для охлаждения процессорного модуля. Данный модуль называется Network Call Processor (NCP) и всегда должен располагаться во втором слоте. В принципе только одной этой платы достаточно для функционирования системы. С ее помощью реализованы все функции обработки вызовов и управления, поддержки голосовой почты и TAPI.
На передней панели платы расположены два СОМ-порта. Первый служит для подключения терминала VT100 при диагностике системы, а второй зарезервирован для будущих применений. На этой же плате имеются интерфейсы для подключения внешних устройств: системы оповещения и любого источника для воспроизведения музыкальной заставки.
Как и в любой другой ориентированной на локальную сеть Ethernet телефонной системе, в NBX 100 отсутствуют кроссовое оборудование и абонентская разводка. Их роль выполняет кабельная инфраструктура локальной сети. Для подключения к ней на передней панели платы NCP имеется интерфейс RJ-45 (10BaseT). Через разъем 10Base2 (разъем BNC) с помощью Т-коннектора и коаксиального кабеля можно подключить как дополнительные шасси, так и локальную сеть на базе коаксиальных кабелей.
В состав системы NBX 100 могут входить и другие платы. Небольшая компания вполне может сэкономить на сетевом оборудовании, используя 10BaseT Hub Card. Это модуль имеет восемь портов с интерфейсами RJ-45 и один разъем BNC. Последний служит для подключения к основной системе, когда используется несколько шасси. Кроме того, дополнительные шасси можно подключать через порты 10BaseT с помощью стандартного кросс-кабеля UTP.
В состав данной системы входит три вида абонентских устройств. Это телефонный аппарат Business Phone, с расширенной функциональностью, приставка DSS/BLF Adjunct и программный эмулятор телефона pcXset. Эмулятор может иметь графический интерфейс, аналогичный своему «железному» собрату. Клиент pcXset работает под управлением ОС Windows 95/98/2000/NT4. Телефонный аппарат и приставка подключаются к системе с помощью интерфейса локальной сети. На телефоне предусмотрен дополнительный разъем для подключения компьютера абонента. Это решение стало стандартом де-факто для IP-телефонов и позволяет экономить не только на кабельной проводке, но и на портах активного сетевого оборудования. К сожалению, у поставляемых в настоящее время моделей абонентских устройств есть один недостаток — у них имеется лишь интерфейс 10BaseT.
Как ожидается, в этом году должны появиться устройства с интерфейсами 10/100BaseT. По данным представителей компании 3Сom, в системе NBX 100 сейчас используется низкоскоростной интерфейс лишь по той причине, что три года назад, когда задумывалось это решение, скоростные интерфейсы стоили довольно дорого. К тому же эта система ориентирована в первую очередь на малые офисы, где скорости локальной сети 10 Мбит/с вполне достаточно и где не торопятся менять достаточно новое сетевое оборудование.
Входящее в линейку продуктов компании 3Com устройство Ethernet Power Source (EPS) обеспечивает электропитание телефонных аппаратов по свободным жилам кабельной проводки локальной сети. Одно такое устройство способно поддерживать до 24-х телефонных аппаратов. Совместно с EPS необходимо использовать NBX Tele-phone Power Splitter (TPS), с помощью которого напряжение из кабеля локальной сети подается на стандартный разъем электропитания телефонного аппарата. В принципе, для работы системы устройства EPS и TPS не требуются. С телефонным аппаратом можно использовать автономный внешний блок питания, но в этом случае необходима свободная электророзетка.
При наличии аналоговых телефонных аппаратов потребуется плата Analog Terminal Card. С ее помощью к системе можно подключить до четырех аналоговых устройств. Подобные функции выполняет Analog Adapter, но к нему можно подключить лишь один аналоговый телефон.
К системе NBX 100 можно подсоединить факсимильный аппарат группы 3, при этом никаких ограничений по месту включения не налагается. С этой целью используется либо Analog Adapter, либо Analog Terminal Card. При этом факсимильному аппарату назначается внутренний номер, как и любому другому абонентскому устройству системы.
К сожалению, NBX 100 не поддерживает работу с модемом. Вероятно, данная возможность не столь важна для родины NBX — Соединенных Штатов, где в распоряжении пользователя есть много других способов доступа к сети передачи данных. В России такая функция была бы несомненно востребована, так как еще очень много небольших компаний используют коммутируемый доступ в Internet.
В настоящее время для подключения NBX 100 к внешним сетям можно использовать каналы ISDN BRI/PRI, линии Т-1/Е-1 и аналоговые абонентские линии городской телефонной сети. Для российских условий наиболее актуален последний вариант. С помощью платы Analog Line Card можно подключить до четырех входящих аналоговых линий. Всего система способна поддерживать до 25 таких плат.
Плата Analog Line Card имеет еще один разъем для обычного аналогового телефона. При сбоях в электропитании или отключении системы одна из входящих городских линий автоматически коммутируется на этот аппарат. Данная возможность оказывается жизненно необходимой в аварийных ситуациях.
Для интеграции с телефонными системами других производителей, где используется протокол IP и Н.323, применяется шлюз ConneXtions Gateway. К данному шлюзу можно подключать также внешние абонентские устройства на базе Н.323, например MS NetMeeting. В этом случае вызовы можно делать, просто набирая на клавиатуре телефона IP-адрес другого абонента. Кроме того, в телефонной системе NBX 100 предусмотрена поддержка протоколов обеспечения качества обслуживания (QoS) — IEEE 802.1p/Q, IP ToS и DiffServ.
Наличие голосовой почты давно стало показателем класса телефонной системы. В базовом варианте NBX 100 имеется четыре порта доступа к голосовой почте и поддерживаются почтовые ящики общей емкостью до 30 мин. При покупке дополнительных лицензий в системе может быть активизировано до 12 портов и время записи увеличено до 80 ч. Разумеется, система голосовой почты поддерживает функции автосекретаря, но, увы, пока не умеет выдавать системные подсказки на русском языке. Система обеспечивает унифицированную обработку сообщений по стандарту IMAP4; это позволяет с помощью обычной почтовой программы на персональном компьютере работать как с текстовыми, так и голосовыми сообщениями.
Помимо речевой почты NBX 100 снабжен интерфейсом TAPI 2 (Tele-phony Application Programming Inter-face), благодаря которому абонент может управлять своим телефоном через графический интерфейс. Кроме того, этот интерфейс обеспечивает взаимодействие с программным обеспечением других производителей. Например, он позволяет делать вызовы с помощью популярной программы Microsoft Outlook или реализовать функции центра обработки вызовов.
Итак, ознакомившись со всеми особенностями телефонной системы NBX 100, мы приступили к ее тестированию.
КАК ПРОХОДИЛО ТЕСТИРОВАНИЕ
Испытательный стенд NBX 100 состоял из шасси NBX 100 с установленными платами NCP, Hub Card и E-1 Card и нескольких системных IP-телефонов. В качестве активного сетевого оборудования использовался 24-х портовый управляемый коммутатор SuperStack 3 Switch 3300 с поддержкой 10/100BaseT; заводские настройки коммутатора по умолчанию не менялись. При подключении к NBX 100 внешнего коммутатора необходимо, чтобы его порты были сконфигурированы для работы в полудуплексном режиме. Коммутатор SuperStack 3 Switch 3300 оказался достаточно интеллектуальным, чтобы самому подстроиться под требования NBX 100. Кроме того, в состав стенда входил портативный компьютер, который использовался для управления и конфигурирования системы, и одновременно являлся абонентским терминалом.
Монтаж оборудования оказался не сложнее, чем сборка компьютера. Все, что было необходимо, — это соединить телефонные аппараты с коммутатором, а его, в свою очередь, подключить к NCP. Мы не стали использовать встроенный концентратор для более полного моделирования интеграции станции NBX 100 в существующую локальную сеть офиса. Всего монтаж и пуск системы из трех аппаратов заняли не более 10 мин, причем большая часть этого времени ушла на поиск дополнительного удлинителя. Он потребовался для подключения блоков питания IP-телефонов.
Системные параметры NBX 100 были уже предварительно установлены, поэтому, используя обычный браузер Web, мы просто набрали IP-адрес и получили доступ к административной утилите NetSet (см. Рисунок 1). Изначально система имеет IP-адрес 192.168.1.190, который необходимо поменять на реальный адрес. Это можно сделать либо через порт COM1, либо через утилиту администрирования, подключив систему NBX 100 напрямую к компьютеру через интерфейс Ethernet.
Рисунок 1. Административная утилита. |
Практически все управление в NBX 100 реализовано с помощью встроенного сервера Web. В последнее время такое решение стало довольно распространенным, поскольку оно исключает необходимость инсталляции на компьютере специализированного программного обеспечения.
Эта утилита доступна не только администратору системы, но и рядовым пользователям. В ней предусмотрены два сценария загрузки, причем, естественно, они защищены паролями. С помощью NetSet абонент телефонной системы способен настроить телефон под свои требования. Он может выбирать мелодии звонков, назначать и изменять номера быстрого набора, пользоваться телефонным справочником системы, включать переадресацию и многое другое.
В режиме администратора утилита NetSet предоставляет все функции по управлению системой. С их помощью мы провели все основные этапы конфигурирования. Первым делом были проверены системные установки. В них задаются параметры IP-адресации шасси, выбираются сетевой протокол работы, префикс выхода в городскую сеть и определяются режимы подключения телефонов к системе (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Установка системных параметров. |
В качестве сетевого протокола мы выбрали Ethernet; в этом случае взаимодействие осуществляется только на втором уровне, и для адресации применяются МАС-адреса. Если масштабы телефонной системы ограничены одним широковещательным доменом, т. е. когда во внутренней работе сети не применяется маршрутизатор, то этот режим является наиболее экономичным с точки зрения использования пропускной способности.
В случае применения маршрутизаторов, например при объединении нескольких филиалов, в качестве сетевого протокола следует задействовать Standart IP или IP-on-the-fly. Для активизации этих протоколов необходимо приобрести соответствующие лицензии. В первом случае каждому устройству телефонной системы назначаются постоянные IP-адреса. Во втором случае для соединений внутри подсети, где непосредственно находится NBX 100, используется режим Ethernet. Чтобы установить соединения с другими подсетями, телефонный аппарат получает временный IP-адрес на текущий сеанс связи.
Очень полезна опция автоматического поиска подключенных устройств. Например, абонент перемещается с одного рабочего места на другое в пределах подсети, в этом случае ни ему, ни администратору не надо ничего предпринимать. При включении в локальную сеть телефон будет обнаружен и активизирован в системе. Для данной телефонной системы использование виртуальных локальных сетей не является преградой: в системные установки можно добавить необходимый идентификатор VLAN для кадров Ethernet.
Для работы любой телефонной станции крайне важны временные установки. В NBX 100 имеется возможность выбора большого числа тайм-аутов для разных условий работы системы, в частности задать периоды рабочего и нерабочего времени, обеденного перерыва для всех дней недели. Эта информация необходима для станции при автоматической смене классов обслуживания абонентов.
Большую помощь администратору системы NBX 100 могут оказать хранящиеся в системных данных типовые планы нумерации. Эти планы созданы для различных стран, с учетом национальных особенностей. Например, для России предусмотрен традиционный префикс выхода в город — «9». Установки плана нумерации можно изменять как после загрузки в систему, так и с помощью встроенного редактора. При настройке плана нумерации имеется возможность подстановки заданных префиксов во время набора определенных номеров, например, чтобы при наборе «01» в действительности набиралось «9-01».
NBX 100 предоставляет в распоряжение администратора один, чрезвычайно эффективный механизм. Речь идет о функции виртуального тестирования классов услуг, плана нумерации и режимов маршрутизации вызовов. В диалогом окне достаточно ввести вызываемый номер, будь то внутренний номер или внешний номер. В этом случае установление реального соединения не происходит, но процессор системы обрабатывает вызов как реальный, а результаты отображает на экране.
С помощью этого инструментария мы проверили влияние изменения различных параметров во вновь созданном классе услуг. Система безошибочно фиксировала все запрещенные вызовы. Например, мы запретили абоненту NBX 100 делать междугородные звонки в обеденный перерыв, но позволили звонить в это время в Германию. С учетом двухчасовой разницы там еще не наступает время ланча, и вполне можно общаться с партнерами. В этой ситуации префикс «9-8» блокируется, а «9-8-10», выход на международную сеть, допускается (первоначально префиксы записываются в план нумерации). Тест выбранных маршрутов показал безошибочную работу системы при обработке таких вызовов.
Администратор системы может устанавливать постоянные маршруты для разных категорий вызовов. Например, какую-нибудь входную линию или определенный тайм-слот линии Е-1/PRI/BRI можно назначить для любого внутреннего номера. Это может быть факсимильный аппарат или приватный телефон руководителя компании.
Испытывая некоторые ограничения в проведении ряда проверок вследствие того, что в нашем распоряжении было всего два телефонных аппарата, мы решили установить на компьютер программный эмулятор телефона pcXset (см. Рисунок 3). Его инсталляция ничем не отличается от привычной установки программ в ОС Windows. Этот эмулятор поддерживает одну, может быть, необязательную, но довольно оригинальную функцию. Привычное, свойственное любому приложению окно можно отключить и оставить изображение аппарата прямо на фоне Windows, словно реальный телефон на столе. В остальном работа с эмулятором pcXset ничем не отличается от использования телефонного аппарата.
Рисунок 3. Конфигурирование телефонного аппарата. |
В телефонной системе NBX 100 ведется постоянная контрольная запись всех рабочих процессов. Администратор может легко получить доступ к данному файлу для его изучения.
В административную утилиту NetSet входит средство сбора и обработки информации обо всех входящих и исходящих вызовах. Для обработки этой информации можно использовать стандартные формы отчетов или составлять собственные.
Несколько слов хотелось бы сказать о личных впечатлениях, касающихся качества воспроизведения речи. Система NBX 100 поддерживает всего два кодека, G.711 (64 Кбит/с) и G.726 (32 Кбит/с), и механизм подавления пауз (Voice Active Detection, VAD). На первый взгляд набор весьма небогатый. Однако не стоит забывать, что рассматриваемая телефонная система предназначена для обеспечения высококачественной связи и работает поверх офисной локальной сети. В этом случае основным режимом становится G.711, поскольку он позволяет обеспечить наивысшее качество. При правильном построении локальной сети формируемый речевой трафик не несет никакой угрозы ее работоспособности.
В режиме Ethernet суммарная скорость с учетом заголовка пакета составляет 80 Кбит/с на одного абонента. Даже если все 20 абонентов будут разговаривать одновременно (напомню, что именно такое число сотрудников мы взяли как типичное для российского офиса), то даже без включения механизма VAD общая загрузка локальной сети составит не более 1,6 Мбит/с. На решение остальных задач локальной сети остается еще достаточная пропускная способность. Эта ситуация соответствует наихудшему случаю при построении сети на базе концентраторов. При использовании коммутаторов о телефонной нагрузке на сеть можно вообще не беспокоиться.
ВМЕСТО ИТОГОВ
Проведенное тестирование телефонной системы NBX 100 показало, что предлагаемое решение вполне подходит для создания современных систем связи в небольших офисах. Она оказалась очень простой в инсталляции и администрировании. Средняя стоимость за порт, включающая стоимость телефонного аппарата, составляет, по заявлению представителей 3Com, около 600 долларов. Если эту цифру соотнести с предлагаемой функциональностью, то можно прогнозировать большой успех NBX 100 на российском рынке.
Алексей Полунин — эксперт по телекоммуникациям издательства «Открытые системы». С ним можно связаться по адресу: polunin@osp.ru.
Ресурсы Internet
Результаты тестирования NBX 100 можно найти в следующих статьях по адресу: http://www.cti-technologies.com/arxiv_mag.htm
http://www.nwfusion.com/news/2000/0918rev2.html
http://www.tmcnet.com/articles/itmag/1099/1099labs2.htm
http://www.infoworld.com/cgi-bin/displayTC.pl?/reviews/991004nbx100.htm
Новая версия NBX
Когда эта статья готовилась к печати, компания 3Com объявила о выпуске новой версии телефонной системы для офиса. Ее название, 3Com SuperStack 3 NBX, подчеркивает единство новой политики компании в отношении выпускаемых устройств, которой она следует после предпринятого обновления в прошлом году.
В отличие от своих предшественниц NBX 25 и NBX 100, новая телефонная система способна поддерживать до 600 абонентов. Теперь система может работать в локальных сетях Fast Ethernet. Для этого выпущено новое поколение телефонных аппаратов и плат расширения c интерфейсами 10/100BaseT.
Новая станция обладает более высокой надежностью благодаря наличию резервных блоков питания, дублирования жестких дисков и интерфейсов подключения к локальной сети.
В новой версии реализованы дополнительные функциональные возможности. К ним можно отнести пользовательскую утилиту для управления вызовами с любого рабочего места, расширение числа портов голосовой почты до 72 и увеличение размера памяти для хранения голосовых сообщений. Усовершенствован шлюз ConneXtions Н.323, что немаловажно при интеграции с оборудованием других производителей.
Каждому свое или зачем выстроится очередь?
Экспансия новых методов передачи речи на базе пакетных технологий не обошла стороной учрежденческие телефонные системы. В настоящее время все признанные лидеры — производители телекоммуникационного оборудования и множество молодых компаний — предлагают на мировом рынке несчетное число моделей УАТС нового поколения, в которых используются различные подходы к решению задачи, известной как конвергенция.
Нельзя сравнивать, а тем более пытаться уравнять по потребностям в средствах связи большую и малую компанию, транснациональную корпорацию и небольшое предприятие — для каждого нужно свое решение. Кому-то необходима система, чья емкость измеряется десятками тысяч абонентов и для обслуживания которой требуются высококвалифицированные специалисты.
Но подавляющее большинство компаний, наверное, захотят иметь более простую, недорогую и удобную в эксплуатации телефонную систему.
Если вспомнить, что предлагалось на российском рынке учрежденческих АТС лет пять назад, то картина будет следующей. С одной стороны, популярностью пользовались станции старшего класса производства таких компаний, как Alcatel, Ericsson, Lucent Technologies, Nortel Networks и Siemens. Их клиентами становились нефтяные и газовые корпорации, крупные банковские структуры, энергетики, железнодорожники и правительственные учреждения. В то же время в нашей стране успешно продавались совсем небольшие станции с минимальным набором функций. Самой известной среди них была, пожалуй, УАТС Panasonic, имя которой стало даже нарицательным на этом рынке.
Сегодня мало что принципиально изменилось в запросах абонентов к средствам связи. Все, как и прежде, хотят иметь удобную, многофункциональную, надежную и, по возможности, не очень дорогую телефонную систему. К этому перечню добавилось еще одно требование, активная пропаганда которого часто преуменьшает значение других. Речь идет о конвергенции. Несмотря на разночтение в понимании и споры вокруг этого термина, идея совмещения положительных сторон традиционной телефонии и сетей передачи данных тем не менее оказалась востребованной.
Что же конвергенция привнесла в учрежденческие телекоммуникационные системы? Сегодня фокус внимания сместился в сторону совместного использования кабельной инфраструктуры для локальной сети и абонентской телефонной разводки. Другим несомненным плюсом является тесная интеграция компьютерных и телефонных приложений, а также появление совершенно новых сервисов, о которых раньше не приходилось и мечтать. К последним, например, можно отнести — универсальный почтовый ящик Unified Messaging. Новые возможности современной техники не остались незамеченными пользователями. Оно и понятно — благодаря им не только упрощается эксплуатация сетей связи, но и возникают новые формы организации офисной работы.
Появление в российских офисах телефонных систем нового поколения предопределено повсеместным распространением локальных сетей, отвечающих самым современным требованиям. Но сейчас большинство компаний лишь присматривается к этим решениям, ведь модернизация — дело недешевое.
Итог испытаний
NBX 100
Россия, 125252, Москва,
Чапаевский пер., 14, корп. Сокол-10,
тел. (095) 258-0940,
http://www.3com.ru
Тестируемый продукт или реализация.Коммуникационная система NBX 100.
Назначение. NBX 100 предназначена для создания телефонных систем в малых и средних компаниях на базе локальной сети Ethernet и линий глобальной сети при объединении филиалов.
Вопросы. Пригодность NBX 100 для работы в условиях типичного небольшого российского офиса, включая филиалы крупных компаний. Удобство эксплуатации.
Достоинства. Высокое качество речевого сигнала. Выбор режима передачи сигналов на втором или третьем уровне. Простота инсталляции, обслуживания и администрирования. Утилита тестирования маршрутизации вызовов.
Недостатки. В настоящее время есть только интерфейс 10BaseT. Отсутствие русификации системных сообщений речевой почты и сообщений, выводимых на дисплей телефона. Нет резервирования источников питания, жесткого диска и процессорной платы. Нет поддержки модемов
Цена. 600 долларов за порт.