Аутсорсинг услуг по информационной поддержке в сфере гостиничного бизнеса.
В последнее время системным интеграторам приходится, наверное, нелегко. Дело не в том, что их бизнес идет недостаточно хорошо, а в том, что приоритеты западного рынка сетевых и телекоммуникационных технологий заметно отличаются от наших. Даже несмотря на все происходящие на бирже NASDAQ потрясения, производители по-прежнему ориентируются на Internet-экономику. Соответственно, предлагаемая ими маркетинговая и информационная поддержка имеет ту же направленность. Мы же пока решаем преимущественно более приземленные задачи. Тем не менее отечественный и зарубежный рынки постепенно синхронизируются друг с другом, и «модные» решения получают в нашей стране практическое применение. Данное утверждение справедливо и в отношении рынка услуг по обслуживанию приложений: последний, хоть и умеренными темпами, развивается и в России, и уже есть возможность привести в качестве примера не только систему бесплатной почты Web. Примеру практической реализации идей ASP и посвящен очередной выпуск рубрики. Добавим, что это наше первое знакомство с вертикальным рынком гостиничного и ресторанного бизнеса.
ВСЛЕД ЗА РЫНКОМ
Герой сегодняшнего выпуска, компания Hotel аnd Restaurant Systems, работает на рынке автоматизации гостинично-ресторанного бизнеса на протяжении 10 лет, предлагая на территории бывшего СССР как типовые, так и специализированные технические решения. В течение всего этого периода бизнес компании непрерывно рос, в число заказчиков вошло много именитых заведений, но даже при самом умелом ведении дел в России нельзя избежать форс-мажорных обстоятельств.
Кризис 1998 г., сказавшийся негативным образом на всем рынке информационных технологий, не оставил в стороне и его гостинично-ресторанный сегмент. Готовность заказчиков приобретать дорогостоящие разработки заметно снизилась. Хотя последствия кризиса были достаточно успешно преодолены, он все же оставил свой след. Крупные гостиницы и отели по-прежнему продолжали развивать свои информационные системы, но предприятия малого и среднего масштабов заметно сократили свои бюджеты на информатизацию. Тем не менее отказываться от этих заказчиков, естественно, было бы неразумно. В этой ситуации HRS требовалось найти подход, который позволил бы снизить стоимость предлагаемых компанией продуктов и услуг и тем самым расширить свой рынок. Очевидно, что резко снижать расценки не представлялось возможным, а поэтому потенциальным клиентам необходимо было предложить что-то иное.
В качестве такой альтернативы был выбран аутсорсинг услуг по информационной поддержке предприятий гостиничного бизнеса, т. е. компания запланировала выход на рынок ASP. Такой подход избавляет заказчика от необходимости приобретения дорогостоящего решения и при большом числе обслуживаемых клиентов позволяет предлагать услугу за весьма приемлемые цены. Проведенное маркетинговое исследование на предмет наличия подходящих предложений от зарубежных разработчиков оказалось неутешительным — продуктов, пригодных для реализации выдвинутой идеи в России, не оказалось. И в целом на этом направлении наблюдалась крайне невысокая активность. Однако идея предлагать своим клиентам услуги ASP от этого не стала менее привлекательной, поэтому соответствующие разработки было решено провести самостоятельно.
ПРОСТО ДОБАВЬ... INTERNET
В качестве платформы для новой системы были выбраны продукты Sun. Изначально компания приняла принципиальное решение разрабатывать систему только под UNIX, поскольку предоставление услуг ASP выдвигает повышенные требования к надежности. Выбор в пользу Sun был обусловлен несколькими факторами, в частности тем, что решения Sun традиционно распространены в среде Internet, а ситуация к тому же позволила воспользоваться специальными предложениями.
Тот факт, что, образно говоря, «первая очередь» (т. е. первичная разработка) системы является прототипом системы существенно более мощной (при хорошей динамике спроса на аутсорсинг информационного обеспечения систему, очевидно, придется расширять) и что решение предполагалось разрабатывать собственными силами и тиражировать в дальнейшем для использования в других регионах (такая возможность рассматривается), позволил HRS воспользоваться специальными условиями программы Sun Developer Connec-tion. Для тех, кто с ней незнаком, поясним, что эта программа поддержки разработчиков решений для платформы Sun предусматривает возможность приобретения необходимого для разработки и «обкатки» приложений оборудования и программного обеспечения Sun с существенной скидкой. Поставщиком аппаратного ядра системы выступила компания «Открытые Технологии» (партнер Sun, в том числе и по программе Developer Connection), выполнившая также работы по настройке оборудования и системного программного обеспечения.
Аппаратное ядро системы Nimeta составляют три сервера Sun Netra T1, один двухпроцессорный сервер Sun E220R, дисковый массив Sun StorEdge A1000 и рабочая станция Sun Ultra 5.
На трех серверах Netra была построена реальная модель работы хостинг-центра (где, как мы уже отмечали, предполагается установить существенно большее количество серверов), на которой отрабатывалось решение вопросов обеспечения необходимого индекса надежности и распределения нагрузки. По окончании всех основных этапов разработки эти же серверы стали ядром «начального уровня» вводимой в эксплуатацию системы. В качестве сервера базы данных используется сервер Sun Е220 R. На нем установлена операционная система Solaris 8, под управлением которой работают СУБД Oracle и промежуточное программное обеспечение Merant SequeLink, JDBC. Для администрирования программно-аппаратного комплекса применяется рабочая станция Sun Ultra 5. Дополнительная надежность хранения данных обеспечивается с помощью дискового массива Sun StorEdge A1000.
Основным принципом при разработке системы Nimeta был полный отказ от применения клиентом какого-либо специального программного обеспечения. При наличии браузера (единственное ограничение — это должен быть Internet Explorer) любой компьютер заказчика становится пригодным для работы с системой. Система спроектирована и реализована в соответствии со спецификациями платформы Sun J2EE. В качестве общей модели выбран сценарий трехзвенного приложения Web. Основная вычислительная нагрузка распределена между сервером приложений и сервером базы данных. Функциональность общепринятого пользовательского интерфейса обеспечивается сценариями Java. Каждый экран пользователя, форма ввода — это страница HTML, динамически создаваемая сервером по технологии Java Server Pages (JSP). Неизменные составляющие элементы экранных форм (такие, как картинки, сценарии Java, статический HTML) попадают в кэш браузера, что существенно снижает трафик и улучшает производительность. Поскольку задачи по обновлению кэша и управлению его содержимым решаются браузером, то в целом проблемы администрирования клиентских рабочих мест, в том числе обновление версий, просто отсутствуют. Весь обмен данными между центром хостинга и рабочими местами клиентов сводится к передаче только необходимых для работы данных, поэтому расходы заказчика на канал Internet будут также небольшими.
Рисунок. Система Nimеta позволяет производить резервирование мест в отелях. |
В своем теперешнем виде система Nimeta позволяет заказчику осуществлять весь цикл управления «производственным процессом» гостиницы — от бронирования мест (см. Рисунок) до регистрации постояльцев и расчетов с ними. Последнее подразумевает интеграцию с «локальными» бухгалтерскими системами гостиниц. В силу того, что финансовые итоги всех операций в гостинице достаточно подводить раз или два в день, это не составляет проблем, поскольку система может с нужной периодичностью подготавливать файлы, из которых вся информация может быть импортирована в бухгалтерскую систему. Получение этих файлов через Internet также не является проблемой и может осуществляться как по HTTP и FTP, так и с помощью электронной почты.
Необходимость интеграции с локальными приложениями — не единственный специфический момент, выявившийся при разработке системы Nimeta. Например, оказание услуг ASP выдвигает на повестку дня вопросы соглашения о качестве обслуживания и, в частности, о гарантиях работоспособности системы. Разумеется, гарантировать такую же надежность, как и при работе в локальной сети, невозможно, хотя бы потому, что между приложением и заказчиком находятся каналы связи, контролировать которые ASP не в состоянии. Но существенное снижение расходов заказчика на эксплуатацию системы (не нужен сервер, поддержка на месте и т. п.) при полном сохранении функциональности имеет свою цену. По оценкам разработчиков, для малого и среднего бизнеса степень доступности порядка 99,95% — это достаточный показатель. Заметим, что наличие в системе такого слабого звена, как каналы с невысоким уровнем надежности, позволяет подходить к решению вопросов укрепления ядра системы с позиций разумной достаточности — превышать в нем на порядок или два надежность слабого звена просто неэффективно.
Разработчики также учли то, что услуги системы доступны через открытую сеть и ими могут пользоваться одновременно конкурирующие компании. Поэтому права доступа к информации разграничиваются самым жестким образом, а передаваемый трафик можно защитить при помощи технологий VPN. «Переезд» в Internet, как видим, вынуждает решать достаточно много сопутствующих этому процессу вопросов.
Перенос функциональности системы с территории заказчиков в Internet несет с собой и дополнительные возможности. Например, если заказчик пожелает воспользоваться Сетью как средством общения с клиентами, то ему не составит ни малейшего труда организовать систему бронирования билетов через Internet. Удаленная работа имеет и то преимущество, что, выбрав себе некоторый ограниченный набор функций, заказчик может в дальнейшем легко и просто расширить его после соответствующих согласований с провайдером, опять-таки практически моментально и без визита специалиста.
Уже сегодня системой Nimeta пользуется определенное количество клиентов HRS, преимущественно гостиниц с количеством номеров до 100. На основе опыта эксплуатации система (уже абсолютно работоспособная) постепенно развивается и дорабатывается с целью повышения эффективности. Среди решаемых задач — интеграция Nimeta с различными, находящимися на территории заказчика автоматическими системами, такими, как контроль за доступом в номера (ключи-карточки), контроль пользования мини-баром и др. Разработчики считают, что в полностью интегрированном варианте система может заинтересовать и достаточно крупных заказчиков. В перспективе вполне реальна разработка компанией системы для оказания услуг ASP ресторанам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разумеется, рассмотренный в материале вертикальный рынок очень специфичен и достаточно замкнут. Вследствие этого опыт HRS непросто напрямую «примерить» на себя. Однако несколько общих выводов можно сделать. Во-первых, очевидно, что именно предприятия малого и среднего бизнеса будут первоочередными потребителями услуг ASP в России. Соображения, которыми руководствуются такие заказчики, примерно одинаковы вне зависимости от специфики их бизнеса. Более того, как можно видеть, услуги ASP оказались востребованы там, где в силу особенностей делового процесса требуется достаточно развитое приложение при заметно ограниченном (непропорциональном размеру бизнеса по сравнению с традиционным офисом) количестве автоматизированных рабочих мест. В общем и целом портрет потенциального потребителя услуг ASP начинает постепенно вырисовываться, хотя круг компаний, которые могут проявить интерес к услугам ASP, не обязательно ограничивается составленным здесь «фотороботом».
В завершение хотелось бы обратить внимание на то, что принципы, которым следуют при разработке решения ASP, равно как и технические условия, несколько отличаются от тех, что применяются в обычном корпоративном сетевом окружении. И, наконец, еще раз подчеркнем, что рынок ASP в России уже начал складываться.
Александр Авдуевский — обозреватель LAN. C ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.
Hotel and Restaurant Systems
Факты. Компания Hotel and Restaurant Systems является системным интегратором, работающим на рынке гостиничного и ресторанного бизнеса. HRS имеет немало клиентов, среди которых много «звездных» отелей. Вместе с тем, объективные экономические условия затрудняют привлечение заказчиков из числа малых и средних гостиниц, поскольку бюджеты не позволяют им внедрять у себя комплексные решения по автоматизации.
Задача. Перед HRS встала задача поиска решения, применение которого позволило бы существенно снизить ценовую планку информатизации для малых и средних предприятий гостиничного бизнеса. При этом заказчикам требовалось обеспечить полноценную функциональность приложений.
Решение. Анализ ситуации показал, что таким решением может быть предложение услуг ASP. Компанией была разработана собственная полнофункциональная система по автоматизации гостиничного бизнеса через Internet, что позволило свести расходы заказчиков только к умеренной плате за использование системы.
Вывод. Решения ASP уже реально востребованы отечественным рынком, и очевидны их перспективы на рынке малого и среднего бизнеса, в частности на предприятиях с малым количеством компьютеризированных рабочих мест.