Несмотря на многочисленные попытки улучшить систему доменных имен, ни одну из них нельзя признать полностью успешной.
Термин "dot-com" стал прочно ассоциироваться с бизнесом в Internet. Теперь его будущее под вопросом: различные компании, в том числе занимающиеся стандартизацией, активно предлагают новую схему адресации, введение которой должно теоретически позволить присваивать узлам имена в зонах .biz или .web. Более амбициозные планы предполагают полный отказ от привычной структуры имен с заменой ее простыми ключевыми словами или даже телефонными номерами.
Предметом обсуждения является система доменных имен (Domain Name System, DNS), - распределенный каталог, который преобразует слова, привычные для человеческого уха, скажем, такие, как www.networkmagazine.com, в понятные маршрутизатору IP-адреса, например 192.215.73.39. В частности, борьба ведется за домены верхнего уровня (Top-Level Domain, TLD), - буквы, следующие за последней справа точкой. Одни компании, объединения и правительственные организации хотели бы контролировать список доступных TLD, а другие - иметь права на регистрацию имен внутри отдельного TLD.
Когда число уже зарегистрированных доменов dot-com достигло 20 млн, появилась безусловная потребность в альтернативе. То тут, то там возникают споры: компании, претендующие на один и тот же домен, обвиняют друг друга в захвате доменных имен (киберсквотерстве), а начинающие свой бизнес в Internet сетуют на то, что трудно придумать выразительные имена, которые не принадлежали бы уже кому-то другому. Хотите заглянуть на страницы нашего родственного издания tele.com (www.teledotcom.com) или ознакомиться с последними моделями коммутаторов Уровня 3 от Extreme (www.extremenetworks.com) или Foundry (foundrynet.com)? Не спешите набирать в браузере кажущиеся очевидными URL, иначе вы можете отправиться в слишком утомительное путешествие по сети.
Многочисленные компании предлагают зарегистрировать домены в менее переполненных зонах, другие - расширить DNS, добавляя поддержку иностранных языков или заменяя ее целиком собственными ключевыми словами. Однако сетевые администраторы должны быть осторожными. Если бы погоню за адресами dot-com можно было уподобить захвату земель, то регистраторы (registrar), предлагающие новые имена, выглядели бы как спекулянты, продающие в розницу участки на Луне. Многие из этих имен вполне пригодны, но есть и такие, которые доступны только через Web или требуют от пользователя установки специального программного обеспечения. Некоторые же наиболее известные и вовсе не могут использоваться, поскольку все еще являются предметом ожесточенных юридических споров.
ИМЕНА НА ПРОДАЖУ
Официально контролем за доменными именами занимается ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) - некоммерческая организация, учрежденная в 1988 г. Она определила два типа доменов верхнего уровня (Top Level Domain, TLD): код страны и общий. Большая часть имен TLD относится к первой категории, однако большинство реально зарегистрированных доменов относится ко второму, общему типу. Коды стран представляют собой двухбуквенное расширение, например .uk или .us, и управление ими доверено правительству каждой страны. Всего таких расширений 239, некоторые из которых еще не активны: ни в Северной Корее, ни в Антарктике ни один сервер пока не установлен.
Общие зоны вызывают больше споров. Всего их восемь, и пять из них жестко контролируются правительством Соединенных Штатов либо организацией IANA (Internet Assigned Names and Numbers Authority), родительской структурой по отношению к ICANN. Остальные домены - это хорошо знакомые .com, .net и .org, известные как "Большая Тройка". Контроль за ними осуществляет Network Solution, сейчас это подразделение крупнейшей в области безопасности компании Verisign. Два года назад она обладала монополией на регистрацию имен, пока правительство не разрешило и другим предприятиям конкурировать в качестве регистрирующих организаций. Verisign по-прежнему поддерживает реестр (registry) - главную базу данных для доменных имен Большой Тройки (http://www.nsregistry.net), но департамент по торговле США распорядился к маю 2001 г. передать управление реестром отдельной компании.
Однако усилия по прекращению жесткого регулирования пока не приносят тех дивидентов, на которые многие рассчитывали. Теоретически регистраторы платят реестру установленную сумму за выкупаемые оптом доменные имена - в настоящее время эта плата составляет один доллар за каждое доменное имя в год, - а конкурируют по ценам, предлагаемым конечным пользователям. Большинство регистраторов запросят с вас 20 долларов, - огромная наценка всего лишь за операцию по пересылке нескольких пакетов данных.
Вместо того чтобы привлекать заказчиков гибкой ценовой политикой, некоторые прибегают к рассылке спама клиентам своих конкурентов. Это возможно, поскольку каждый регистратор обязан опубликовать базу данных Whois с контактной информацией о владельцах каждого домена.
Конкуренция привела к тому, что строго упорядоченная система превратилась в общедоступную. Теперь нет никаких правил, ограничивающих зону .org исключительно некоммерческими организациями или зону .net - сетевыми операторами, как первоначально задумывалось. Многие национальные расширения для доменных имен последовали тому же примеру, ослабив или вовсе отменив требования к местопребыванию: всякий, у кого есть хоть какая-то связь с Канадой, может получить имя c суффиксом .ca, а у британцев вообще нет специальных правил для присвоения суффикса .co.uk.
Чтобы внести некий порядок в систему и открыть доступ к большему количеству имен, ICANN решила ввести новые общие домены верхнего уровня (TLD). Об этом решении было объявлено в декабре 2000 г. после почти двухлетнего консультационного процесса: из 44 предложений от компаний, стремящихся стать регистраторами, невозвращаемый взнос за каждое из которых составлял 50 000 тыс. долларов США, ICAAN выбрала только 7 (.arrow, .biz, .coop, .info, .museum, .name, .pro). Данный выбор подвергся жесткой критике, а проигравшие кандидаты даже возбудили судебный процесс.
В особенности раздражает многих сетевых специалистов новый домен .pro, что должно означать "профессионал". "Домен .pro - это унижение для инженеров, потому что он нас не включает, - говорит Перри Себастьян, системный инженер из Geomet Technologies. - Этот домен признает только три профессии: адвокаты (law.pro), доктора (.med.pro) и бухгалтеры (.cpa.pro)".
"Наиболее обогатились регистраторы и киберсквотеры", - полагает Рон Винер, один из основателей компании по управлению доменами Snapnames. Он считает, что создание новых зон - это отчаянная попытка регистраторов увеличить свой доход. Хотя теоретически они предоставляют новые имена, большинство из них будут скуплены существующими компаниями dot-com. "С точки зрения продвижения торговой марки вы не захотите получить доменное имя, если оно уже захвачено на других высоких уровнях", - замечает он.
НЕ ВЕРЬТЕ ОБЕЩАНИЯМ
Если исторический опыт чему-то учит, то новые домены верхнего уровня (TLD) могут оказаться никогда не задействованны. Сетевые администраторы, которым есть что вспомнить, могут рассказать о похожих решениях 1997 г., исходивших от группы, одобренной IANA и называемой Совет регистраторов (Council of Registrars, CORE). За три года до решения ICANN Совет регистаторов объявил семь новых зон, каждая из которых предназначалось для различных типов пользователей. Самым популярным была зона .firm, предназначенная для любого вида бизнеса, где зарегистрировались тысячи компаний. Когда от новых TLD официально отказались, все потеряли свои деньги.
Неофициально введенные Советом регистраторов новые зоны (как, впрочем, и многие другие) уже находятся в употреблении, хотя немногие пользователи Internet могут их видеть. Такие компании, как Name Space и Image Online Design, пытаются обойти ICANN, устанавливая свои собственные серверы корневых имен - они запоминают IP-адреса каждой машины в TLD, - распространяя их по Internet с помощью протокола службы доменных имен (Domain Name Service, аббревиатура которой совпадает с DNS). Большинство пользователей подключаются к серверу имен в своей организации или у провайдера Internet, а тот в свою очередь - к серверу Verisign. Переконфигурируя серверы DNS или индивидуальные ПК, пользователи могут получить доступ к большему количеству доменов верхнего уровня.
В поисках новых уже работающих зон многие обращаются к кодам стран. Малые государства, чьи коды соответствуют хорошо знакомым двухбуквенным аббревиатурам, считают это выгодным источником дохода, сдавая свои TLD в аренду корпорациям. Наиболее известный пример - Тувалу, крохотный остров в Тихом океане с населением 10 000 человек. Он получает по меньшей мере 4 млн долларов в год за расширение .tv, что позволило ему вступить в Организацию Объединенных Наций и улучшить качество жизни своего народа. Тувалу не одинок: сетевые менеджеры могут зарегистрировать имена с расширениями по меньшей мере 10 кодов государств, двухбуквенный код которых имеет и другой смысл (см. Таблицу).
Конечно, и этих 10 расширений кому-то может оказаться недостаточно, но компания Snapnames утверждает, что нехватка имен dot-com - скорее, иллюзия, и 90% доменных имен неактивны. Дело в том, что перерегистрация должна проводиться каждый год, открывая возможность для перераспределения якобы занятых имен. Винер говорит, что он обнаружил это, после того как переехал в другой дом и забыл проинформировать своего регистратора о смене адреса, полагая, что его собственное доменное имя теперь недействительно. Snapnames предлагает услугу мониторинга, который будет автоматически регистрировать имя в любом домене верхнего уровня (TLD), как только оно освободится, или позволит убедиться, что компания не теряет свое существующее имя. Данная услуга направлена на предупреждение юридических споров, но Винер полагает, что большинство из его клиентов далеки от потенциальных киберсквотеров. "Я видел сотни различных вариантов написания Microsoft", - добавляет он.
ЯЗЫК ВЫСОКОГО УРОВНЯ
Новые TDL - это не единственный способ увеличить число доступных доменов. Во всех основных реестрах планируется поддержка системы Unicode, которая позволит писать доменные имена любыми символами, а не только буквами латинского алфавита, принятыми в английском языке. Со временем пользователи будут иметь возможность путешествовать по Internet с помощью китайского, иврита или даже вымышленного языка воинов из "Звездных войн".
В настоящее время большинство серверов DNS отвечает стандарту, определенному в RFC1035 и принятому в 1987 г. В то время мало кто предполагал, что Internet выйдет за пределы США, и поэтому в соответствии со стандартом доменные имена должны содержать алфавитно-цифровые символы, используемые в английском языке: цифры от нуля до девяти, буквы от A до Z, а также дефис. Этого явно недостаточно.
Verisign предсказывает, что к концу 2003 г. большая часть пользователей Internet будет говорить скорее на китайском, нежели на английском языке. Реестр имен Большой Тройки находится в процессе обновления с целью включения имен на китайском, японском или корейском языках, а многие регистраторы позволяют клиентам резервировать домены впрок. Некоторые даже предлагают услуги по переводу, так что американские компании, представленные в Internet, сразу могут оставить за собой несколько вариантов написания своего имени. Оказывается, эти новые домены очень популярны. Свыше 700 000 из них были зарегистрированы в первый месяц сразу же после того, как они стали доступны, -- в ноябре 2000 г.
Китайский орган, наблюдающий за Internet, выразил озабоченность большим числом американских компаний, регистрирующих свои имена в Китае. В декабре 2000 г. была предложена альтернативная схема назначения имен, в соответствии с которой приоритет отдается гражданам и бизнесу этой страны. В результате возникли тревожные слухи о возможных конфликтах при регистрации и даже о развале Internet. Высказывались опасения, что если два участника зарегистрировали одну и ту же строку символов, то один из них будет доступен только из Китая, а другой -- из остальной части мира.
Но если верить Verisign, данные опасения беспочвенны. "Пресса истолковала все неправильно, -- утверждает директор по развитию Брайан О'Шанесси. -- Китайское правительство предлагает целиком китайские символы, и слева и справа от точки". Это означает, что Китай на самом деле вводит свои собственные домены верхнего уровня (TLD), однако, как это будет работать, пока никто не знает.
Прежние попытки ввести новые TLD без одобрения ICANN не имели успеха из-за того, что ни Image Online Design, ни Name Space не имеют достаточного веса, чтобы убедить провайдеров Internet и пользователей изменить параметры их DNS. Однако диктатура в управлении именами самой густонаселенной страны на Земле могла бы действительно противостоять влиянию ICANN. Если все серверы DNS в Китае поддержат его новые домены TLD, не исключено, что остальная часть Internet также сделает это ради совместимости.
ПОЧТОВЫЙ АЛФАВИТ
Существует еще одна причина, по которой китайские организации, желающие иметь представительство в Internet, должны быть осмотрительны. "Современные многоязычные имена dot-com обречены", -- говорит Йохан Фрэйкc, технический директор eNIC, конкурирующего реестра. В регистрационном соглашении совершенно ясно указывается, что имена не отображаются на IP-адреса, т. е. тот, кто регистрирует на себя имя, не может пока использовать его для каких-либо функциональных целей.
eNIC арендовал расширение .cc, первоначально предназначенное для Cocos, группы австралийских островов, с численностью населения около 600 человек. Корневые серверы eNIC были модифицированы для работы с различными наборами символов, поэтому клиенты могут зарегистрировать и использовать новые имена немедленно. Как утверждает Фрейкс, eNIC предлагает домены, использующие 28 000 символов в 35 различных системах записи -- больше, чем любой другой реестр.
Впрочем, Verisign заявляет, что клиентам, регистрирующим имена в доменах Большой Тройки, не о чем беспокоиться. "Сейчас мы находимся в фазе тестирования, - говорит О'Шанесси, -- но разрешение имен (отображение на IP-адреса) начнется через несколько месяцев". Компания также отмечает, что в конечном счете для доступа к ее доменам могут применяться разные наборы символов. Поддержка всех многоязычных имен основана на Unicode, системе, в которой для кодирования одного символа вместо 8 бит стандартного кода ASCII используется до 32 бит, что допускает представление более чем 4 млрд символов.
Как только Verisign обновит свои корневые серверы, научив их работать с новыми символами, изменения распространятся по Internet через несколько часов. Символы Unicode могут быть представлены как строка из двух или больше обычных байтов ASCII, что означает, что локальные серверы DNS будут принимать их так же, как любое другое доменное имя. То же самое применимо почти к каждому протоколу в сети: навигация по сети, передача файлов и даже SNMP полностью независимы от архитектуры, лежащей в основе Internet. Без установки соответствующих шрифтов новые литеры не будут правильно отображаться на экране, однако гиперссылки будут работать.
К сожалению, с электронной почтой не все так просто. Большинству почтовых серверов Unicode не подходит из-за способа поиска символа "@" в электронных адресах. Почта, которая направляется в любой домен с нелатинским именем, будет теряться до тех пор, пока каждый сервер, через который она проходит, не будет обновлен для поддержки Unicode.
Это серьезная проблема для тех, кто планирует использовать новые имена: содержащие их адреса электронной почты окажутся недоступны для большей части Internet.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ТЕЛЕФОННЫЕ НОМЕРА
Сетевых администраторов можно простить за недовольство системой DNS, поскольку им приходится иметь дело с огромным количеством имен из по меньшей мере 15 "глобальных" реестров. Многие начинающие пользователи испытывают те же ощущения, будучи не в состоянии объяснить разницу между различными частями URL. Доменные имена хотя и более удобны для восприятия, чем заменяемые ими цифровые IP-адреса, все еще остаются неинтуитивными.
Относительная сложность URL является одной из причин, по которой поисковые машины становятся так популярны, вырастая в наиболее известные порталы Web. Стремясь занять верхние строчки в списках запросов поисковых машин, некоторые компании идут на любые ухищрения, не брезгуя подкупом, помощью хакеров и даже секретами черной магии. Система RealNames возникла как попытка решения этой проблемы, а по мере роста она стала настоящим вызовом доменным именам.
Несмотря на то что сами поисковые машины в открытую не продают ключевые слова, RealNames это делает: любая компания может купить строку поиска или ключевое слово Internet, гарантирующее, что те, кто осуществляет серфинг по сети, увидят ссылку на ее сайт при поиске по предложенному термину. Первоначально это предложение распространялось только с AltaVista, а сейчас оно охватывает и другие большие порталы. Что более существенно, Microsoft интегрировала RealNames в самый последний выпуск Windows и Internet Explorer; теперь пользователи могут вполне обходиться без DNS и поисковых машин, набирая термин "RealName" прямо в адресной строке браузера.
Могут ли ключевые слова Internet заменить традиционные URL? Читатели Network Magazine именно так и думают: согласно опросу, в феврале 2001 г. третья часть наших респондентов уже сделали свои узлы доступными через систему RealNames. Ключевые слова появляются и в рекламе, особенно в рекламных роликах, где доменное имя часто полностью опускается. Многие уже знакомы с идеей ключевых слов AOL (America on Line), которые похожи на такие же слова Internet, но могут использоваться только в браузере AOL.
Самой сильной стороной ключевого слова является простота, но это одновременно и слабое место. Без точек и расширений запас имен сокращается, а не увеличиваются. Имена многих компаний оканчиваются длинной и невразумительной строкой. Чтобы попасть на узел издания, пользователь должен к примеру набрать: "Network Magazine Online". Исключите последнее слово и вместо этого получите меню сайтов с религиозной тематикой или сетевым маркетингом.
Другая проблема ключевых слов состоит в том, что, несмотря на имя, они работают не во всем Internet, а лишь в малой части Web. К тому же, такая система не позволяет задать ссылку за пределы домашней странички узла, не говоря уж об остальных протоколах. Малые узлы также игнорируются: для RealNames интерес представляют только коммерческие и другие большие организации, такие, как благотворительные учреждения и правительственные агентства.
Самые быстрорастущие приложения Internet -- это немедленный обмен сообщениями и совместное использование файлов, которые не применяют DNS вообще. Вместо этого они напрямую сопоставляют имена пользователей с IP-адресами. Этого направления придерживается AOL, чей известный сервис передачи сообщений (AIM) основан на ее ранних чатах и электронных досках объявлений. Все сообщения направляются через центральный сервер AOL, виртуальную "комнату", где проводятся чаты. Этот сервер затем пересылает сообщения всем участникам дискуссии. Клиентам нет нужды включать какие-либо справочные функции, поскольку они связаны только с одним сервером.
Модель чата хорошо работает для коротких текстовых сообщений, распространяемых среди ограниченного числа пользователей, но не для миллионов людей, посылающих друг другу большие файлы. Чтобы предохранить свои серверы от перегрузки, AOL и другие компании, передающие сообщения, обращаются для пересылки файлов и мультимедийной информации к одноранговой архитектуре взаимодействия узлов. Впервые реализованная в ICQ, но имеющая скверную репутацию из-за деятельности Napster, эта архитектура копирует DNS: клиент направляет файл непосредственно к адресату, используя центральный сервер только для поиска адреса.
Проблема в том, что все эти системы имеют частных владельцев. Лишь одна альтернатива DNS -- телефонный номер - могла бы стать открытым стандартом, но данный подход уже устарел. Работая под эгидой IETF, группа Enum пытается установить соотношение между телефонными номерами и адресами Internet. Есть надежда, что единый унифицированный почтовый ящик для сообщений заменит на визитках многочисленные поля с контактной информацией.
Впрочем, как этого достичь, неизвестно. Verisign экспериментирует с предложенным Enum расширением к DNS, согласно которому пользователи должны зарегистрировать телефонные номера с тем, чтобы пользователи могли принимать звонки через Internet. Это способствует конкуренции в области телекоммуникации, но не решает фундаментальную проблему с телефонными номерами: они трудны для запоминания. Группа Enum требует указания полного кода страны, доводя количество цифр номера в большинстве стран по меньшей мере до 11. В то же время якобы сложная система, которую DNS предполагала упростить, IP-адреса в десятичном формате, содержит в среднем только 10 цифр.
СМЕРТЬ DNS?
Некоторые сетевые администраторы спешат зарегистрировать свои телефонные номера в Enum, но лучший совет здесь -- подождать. Номера даются только частным лицам и организациям, у которых уже есть соответствующие обычные телефонные номера, поэтому нет никакой опасности, что телесквотеры попытаются перехватить ваши звонки. Телефонный номер Internet практически не нужен, если у вас нет инфраструктуры IP-телефонии (VOIP).
Подобно этому многоязычное доменное имя не должно быть приоритетом на многоязычном узле Web. Forrester приводит в качестве примера Amazon.com как лучшую реализацию в этой области: книготорговец оставил существующую DNS-структуру своего японского узла (amazon.com.jp), но полностью переконфигурировал свои серверы для поддержки наборов символов Unicode. Amazon сейчас имеет единую базу данных, учитывающую клиентов и поставщиков по всему миру, какой бы язык они ни использовали для доступа к ней.
Что касается новых доменов верхнего уровня (TLD), которые могут на месяцы или даже годы оказаться в состоянии неопределенности, наиболее благоразумной может оказаться тактика "подождать и посмотреть". Это не означает, что сетевые администраторы абсолютно бесправны. ICANN открыта для комментариев и претензий со стороны пользователей Internet.
Если вам не нравится сложившаяся ситуация, то вы можете даже проголосовать с помощью ваших серверов DNS. Переконфигурируя их для связи с одним из конкурентов ICANN, таким, как Open Root Server Confederation, вы можете предоставить своим пользователям немедленный доступ к сотням неофициальных доменов верхнего уровня (TLD).
Что же касается конкретного расширения вашего доменного имени, это всего лишь маркетинговое решение. Одно можно сказать определенно: какие бы новые домены верхнего уровня (TLD) ни становились доступными, потребуется много времени, прежде чем будет построена такая же структура, как Большая Тройка. Как утверждает Винер: "Если вы в Internet, вам придется пользоваться dot-com".
Энди Дорнан - зам. главного редактора Network Magazine. С ним можно связаться по адресу: adornan@cmp.com.
Ресурсы Internet
Наиболее полную информацию в сети по протоколу DNS можно получить на сайте www.dns.net/dnsd, который поддерживает специализирующийся в области вычислительной техники студент Андрэ Соломон. Здесь вы найдете первоначальные сведения, советы для более опытных пользователей, а также соответствующие документы RFC.
Группа The Generic Top Level Memorandum of Understanding была сформирована в 1997 году для наблюдения за разработкой семи новых доменных расширений. Шесть из них были отклонены, но всякий, кто находится в курсе текущих обсуждений и посетит сайт этой организации www.gtld-mou.org, почувствует, будто он где-то все это уже слышал.