Биллинговые системы как фундамент операторского бизнеса и средство повышения отдачи от корпоративных сетей.
На недавно прошедшей конференции компании CompTek IP-телефонии впервые работала секция по вопросам биллинга, появление которой было вполне предсказуемо и объяснимо. Передача голоса по пакетным сетям превратилась из технического эксперимента в динамично развивающийся сегмент телекоммуникационного рынка. Но, в соответствии с негласным правилом, бизнес начинается только тогда, когда в арсенале оператора появляется автоматизированная система расчета (АСР). Именно так принято называть в отечественной практике биллинговую систему. Благодаря ей оператор связи получает возможность точно оценивать объемы предоставляемых им услуг и взимать оплату с клиентов.
В настоящее время на российском телекоммуникационном рынке предлагается огромное для такой узкой области число разнообразных биллинговых систем. Очень часто операторы сами разрабатывают АСР для своих сетей, а затем продают их как самостоятельный продукт. На момент написания статьи список сертифицированных АСР, опубликованный на Web-сайте http://www.itecon.ru/consalt/ испытательной лаборатории Итекон, включал 124 биллинговые системы, допущенные Министерством связи к применению в операторских и корпоративных сетях. Такое изобилие предложений АСР на рынке отражает двойственность нынешней ситуации. С одной стороны, это показатель высокого интереса к данному классу продуктов, как следствие динамичного роста телекоммуникационного рынка. С другой — ситуация с чрезмерно большим предложением свойственна начальному периоду любого вида деятельности. Достаточно вспомнить, сколько в России было бирж и банков в начале и середине 90-х гг.
КОМПОНЕНТЫ БИЛЛИНГА
Каждая система АСР, независимо от решаемых ею задач, производительности или масштабности, обязательно состоит из четырех основных компонентов.
При анализе любой биллинговой системы прежде всего необходимо учитывать используемую базу данных, точнее — систему управления базой данных (СУБД). Среди разработчиков наиболее популярна СУБД Oracle, конкуренцию ей составляют Informix и Sybase, иногда Dbase и ряд других. В качестве СУБД может подойти любая реляционная или постреляционная база данных. Реляционные базы данных опираются на очень простую и одновременно очень мощную модель обработки информации, основанную на большом числе таблиц, связанных через общие поля. В постреляционных базах данных применяется транзакционная многомерная модель данных, позволяющая хранить и представлять их в наиболее востребованном виде.
Объективные требования, предъявляемые биллинговыми системами к СУБД, связаны только с производительностью и масштабируемостью. Они должны поддерживать обработку заданного числа записей в таблицах, что напрямую определяет максимально возможное число обслуживаемых клиентов. В остальном выбор той или иной СУБД зависит от личных предпочтений разработчиков и имеющегося опыта работы. Тем не менее в основе такой системы должны лежать хорошо продуманные алгоритмы формирования запросов и механизмы управления базой данных.
Другим важным компонентом АСР является формирование разнообразной отчетной информации. Эта функциональность биллинга непосредственно зависит от конкретной СУБД, однако по своей важности она заслуживает отдельного упоминания. Например, в сетях сотовой связи или при пользовании услугами провайдеров Internet именно с ее помощью абоненту предоставляется оперативный доступ к его счету, поддерживаются взаиморасчеты с клиентами и другими операторами. Она обеспечивает взаимодействие с внешними системами: например, формирует исходные данные для бухгалтерских служб или для систем управления взаимоотношениями с заказчиками (Customer Relationship Management, CRM) и корпоративного планирования ресурсов (Enterprise Resources Planning, ERP).
Рассмотренные компоненты свойственны любой информационной системе, выполняющей стандартные функции накопления, обработки данных и выдачи результатов. Внимательный читатель отметит неполноту приведенного списка и будет абсолютно прав, так как обычно при перечислении стандартных функций информационной системы на первое место ставят получение данных. Как заметил один из представителей компании «АйТи», биллинговые системы с успехом могут применяться в различных областях, таких, как коммунальное хозяйство, энергетика и т. п. Действительно, не важно, что считать, если информация представлена в формализованном виде. Поэтому область применения АСР определяют механизмы получения и предварительной обработки тарифицируемых данных.
В телекоммуникациях применяются различные интерфейсы между системами связи и системами биллинга, а также разнообразные форматы данных. Тарифицируемые данные поступают в биллинговую систему в виде детализированных записей о звонке (Call Detail Record, CDR) или записанными в файл. Их формат в немалой степени зависит от видов коммуникационного оборудования и решений компаний-производителей. Однако в последние годы были предприняты значительные усилия по стандартизации, что связано с возрастанием интеграции сетей связи. Особыми успехами в этой области может похвастаться сотовая связь, где роуминг между операторами всецело зависит от автоматического обмена биллинговой информацией.
В общем случае для тарифицирования услуг связи АСР должна получать целый ряд данных. Прежде всего — идентификатор абонента: например, его телефонный номер или имя и пароль при подключении к Internet. Именно этот параметр становится объектом вожделения хакеров и фрикеров, поэтому в большинстве биллинговых систем операторского класса применяется шифрование данных при передаче от коммутатора и защита от «двойников».
Любой сеанс связи характеризуется длительностью, поэтому не случайно все тарифы оцениваются исходя из временных параметров. В различных биллинговых системах продолжительность соединения определяется либо по абсолютной величине, либо путем анализа времени начала и окончания связи. Важное значение для корректного начисления оплаты имеет информация о направлении вызова, о видах запрашиваемого сервиса, о наличии роуминга и т. п.
Нередко интерфейс между системой связи и биллингом делается двунаправленным, что позволяет не только собирать и обрабатывать информацию о предоставляемых услугах, но и оперативно управлять этим процессом. Например, термин «горячий биллинг» подразумевает анализ текущего состояния счета абонента в режиме реального времени и, в зависимости от результата, подключение или отключение определенных видов сервиса. Данный механизм часто реализуется при авансовой оплате в сотовых сетях, в карточных системах IP-телефонии, при доступе в Internet. В ряде случаев применяется так называемый «отложенный» биллинг, когда тарифицируемые данные накапливаются за какой-нибудь временной промежуток и только потом обсчитываются.
Наконец, обязательный компонент АСР — аппаратная платформа, от которой во многом зависят качественные показатели работы биллинговой системы. На «железо» ложится выполнение всех вычислительных задач: какими бы гениальными не были алгоритмы работы, как бы тщательно не выверялся программный код, автоматизированная система расчетов окажется бесполезной, если аппаратное обеспечение не будет соответствовать заданным требованиям.
Кроме того, именно от аппаратной части во многом зависит надежность системы в целом. Любая реализация системы биллинга для операторского бизнеса должна предусматривать обязательное «горячее» резервирование всех мало-мальски значимых аппаратных узлов, иметь систему резервного копирования и восстановления информации. Еще лучше, если аппаратная платформа распределена территориально, тогда даже локальные катаклизмы, вызванные стихией или человеческим безрассудством, не нарушат работу биллинговой системы.
БИЛЛИНГ ДЛЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
Нет, наверное, такого сегмента телекоммуникационного рынка, где не используются автоматизированные системы расчетов. Они находят применение в традиционной и IP-телефонии, в сетях сотовых операторов и в работе провайдеров Internet, в кабельном и спутниковом телевидении. При этом биллинговая система должна учитывать особенности бизнес-модели, принятой в каждой конкретной организации. Все это усложняет задачу внедрения биллинга: по сути в каждом конкретном случае приходилось реализовать свою уникальную систему. Данная ситуация заставила ведущих поставщиков АСР разработать системы биллинга с модульной структурой, что позволяет оставлять неизменным ядро и адаптировать под требования заказчика только периферийные модули. Это решение существенно снижает финансовые и временные затраты при внедрении биллинговых систем.
Для данного обзора мы решили отобрать отечественные биллинговые системы, которые изначально разрабатывались как коммерческий продукт. Это весьма существенная оговорка, поскольку многие операторские компании самостоятельно создавали АСР для решения собственных задач. Добившись неплохих результатов, они предлагают на рынок разработанную биллинговую систему как тиражируемый продукт. Данный подход имеет право на существование, но в общем случае таким решениям свойственны определенные ограничения. Они связаны с тем, что изначально биллинговая система создавалась под бизнес-модель конкретного оператора, под вполне определенный круг задач. Некоторым компаниям удается адаптировать продукт, другие испытывают на этом пути определенные сложности.
Разумеется, далеко не все биллинговые системы, достойные отдельного рассмотрения, попали в нынешний обзор. В этом нет злого умысла автора, ибо, как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное».
«Абсолют» (компания «Сервокомп»). АСР «Абсолют» представляет собой специализированную систему для проведения расчетов за услуги связи в сетях на базе технологий Internet. Это могут быть коммутируемые соединения, линии ADSL, арендованные каналы доступа по IP, услуги сетей IP для корпоративных клиентов, включая VPN, предоставление услуг по технологии VoIP. Она способна учитывать и управлять всеми аспектами услуг IP — от регистрации пользователя до выставления счетов и сервисной поддержки клиентов.
Модульная архитектура «Абсолют» обеспечивает гибкую настройку функциональности под потребности заказчика. Ядро системы содержит встроенный модуль тарификации, реализующий все функции учета абонентов, ведения тарифных планов, приема платежей, тарифицирования соединений, формирования счетов и т. п. Оно создано на основе СУБД Oracle и работает на аппаратных платформах UNIX компаний Hewlett-Packard, Sun Microsystems, IBM, возможно применение платформ Intel Pentium c Linux Red Hat. С ядром тесно взаимодействует аналитический модуль обработки различных статистических данных деятельности провайдера и формирования отчетов.
Модуль авторизации, аутентификации и тарификации коммутируемых соединений при доступе в Internet построен на основе сервера RADIUS, обеспечивает контроль и управление аутентификацией пользователя, а также позволяет собирать статистическую информацию и записи о вызовах (CDR и Internet Data Records, IDR) от множества источников в сети.
С помощью модуля сбора и агрегации трафика IP производятся анализ потоков по выделенным линиям и их группировка по различным признакам для передачи в ядро системы. Провайдер способен самостоятельно конструировать новые услуги благодаря возможности учета дифференцированного трафика с настраиваемой функцией его агрегации.
Специализированный модуль для работы с технологиями VoIP рассчитан на работу с оборудованием компании Cisco Systems по протоколу RADIUS. Взаимодействие с абонентами обеспечивается благодаря наличию русскоязычных голосовых сценариев и набора различных методов оплаты по карточкам. АСР «Абсолют» содержит расчетный сервис подготовки счетов для клиентов. Кроме того, он служит для проведения взаиморасчетов между провайдерами услуг VoIP и операторами телефонных сетей.
«Атлант» (компания «Атлант-Информ»). Данная система разрабатывалась как универсальная, способная работать в сети оператора, предоставляющего разнообразные услуги — от традиционной и сотовой телефонии до доступа в Internet и к сетям передачи данных. По своей функциональности АСР «Атлант» существенно превосходит обычную биллинговую систему, так как это комплексное решение предназначено для учета всех информационных и финансовых потоков предприятия связи и интегрируется со многими бухгалтерскими системами. Она обеспечивает совместную работу разных департаментов компании: отдела обслуживания абонентов и продаж оборудования, информационно-абонентской службы, отдела биллинга и расчета с абонентами, доставки счетов, отдела расчета по роумингу и многих других.
Система «Атлант» может быть реализована на базе разных СУБД. Выбор конкретного решения связан с ее масштабом. Так, для оператора, обслуживающего до 10 тыс. абонентов, вполне подойдет СУБД Btrieve, а в качестве аппаратной платформы — сервер с ОС Windows NT или Linux. Масштабные системы используют СУБД Sybase или Oracle и ОС Solaris. Для рабочих мест вполне подойдут компьютеры с ОС Windows 95 и выше. В настоящее время АСР «Атлант» сертифицирована для обслуживания до 2 млн абонентов.
Для предварительной обработки тарифицируемой информации от разных источников и управления сетевыми устройствами в «Атлант» может быть включен программный комплекс Mediation Device (MD) — устройство-посредник. С его помощью система легко адаптируется к расширению спектра и увеличению объема предоставляемых услуг, при этом обеспечивается унификация интерфейсов и повышается качество обработки тарифицируемой информации. Последнее свойство особенно важно при большом числе абонентов. Кроме того, MD способен обрабатывать некорректные записи CDR.
Комплекс MD участвует в процедурах блокировки и активации абонентов, а также различных сервисов. Он поддерживает функции архивации и восстановления информации, необходимой для корректной работы коммуникационного оборудования. В настоящее время производительность программного комплекса MD обеспечивает надежную работу биллинговой системы в сети, имеющей порядка 1 млн абонентов.
«Барсум» (компания «Рексофт»). В семейство продукции «Барсум» входят три решения — «Офис», «Про» и «Оператор», каждое из которых ориентировано на свой сегмент телекоммуникационного рынка. Система «Барсум Офис» предназначена для контроля использования телефонной связи в компаниях, имеющих собственные учрежденческие АТС, в том числе сеть телефонных станций. Она позволяет оценивать структуру вызовов, определять степень загрузки соединительных линий и выставлять счета за телефонные переговоры, осуществляемые в интересах клиентов компаний.
Решение «Барсум Про» ориентировано на работу в бизнес-центрах, гостиницах и других местах, где телефонные линии предоставляются клиентам в краткосрочную аренду. При этом производится регистрация клиентов, поддерживаются режимы периодической и итоговой выписки счетов за оказанные услуги связи, автоматический учет скидок и налогов, а также передача данных в гостиничную информационную систему.
Операторские компании, предоставляющие услуги связи, могут воспользоваться системой «Барсум Оператор» для автоматизации расчетов с партнерами и клиентами. Это решение позволяет вводить индивидуальные тарифные планы, выбирать удобные схемы тарификации, включая посекундную, использовать кредитные и авансовые формы расчетов. Предусмотрена интеграция с внешними бухгалтерскими системами.
Все системы «Барсум» могут работать в отложенном режиме и реальном времени, имеют защиту от несанкционированного доступа и ведут расчеты в различных валютах. Данные АСР работают практически со всеми телефонными станциями ведущих производителей. В качестве СУБД могут выступать Sybase или Microsoft SQL, в роли аппаратной платформы — компьютеры с процессорами Intel Pentium и ОС Windows.
«Биллинг АйТи» (компания «АйТи»). Эта расчетная система разрабатывалась для тарификации телефонных услуг, доступа в Internet, услуг электронной коммерции и остальных видов телекоммуникационного бизнеса. Она способна работать как в корпоративных, так и операторских сетях. Кроме того, «Биллинг АйТи» может быть применена для расчетов за услуги в любой другой области, будь то коммунальное обслуживание, аренда помещений, энергетика и т. п.
С ее помощью пользователь может автоматизировать собственные бизнес-процессы, вести единую базу данных о клиентах и предоставляемых услугах, оценить текущее состояние ресурсов сети и своевременно выявлять должников по оплате услуг. Система обеспечивает настройку под конкретные требования заказчика, с учетом типов потребителей и поставщиков услуг. В ней предусмотрено применение гибкой системы тарифов и скидок, кредитного и авансового режимов работы. Балансы клиентов ведутся в реальном времени.
Оплата услуг может производиться в любой выбранной валюте, имеется механизм расчета налоговых сборов и учета различных льгот. При изменении действующего законодательства систему несложно перестроить в соответствии с новыми требованиями. АСР «Биллинг АйТи» способна взаимодействовать с другими информационными системами семейства БОСС, выпускаемыми компанией «АйТи». Последние предназначены для автоматизации бухгалтерского учета, финансов компании, работы отдела кадров, поддержки электронного делопроизводства и документооборота.
Биллинговая система «Биллинг АйТи» работает с СУБД Oracle, но может быть реализована на базе любой СУБД с поддержкой механизмов SQL. В качестве аппаратной платформы используется любое решение, как на основе UNIX, так и Windows, обеспечивающее работу выбранной СУБД. Система способна обслуживать сети с числом абонентов до 1 млн и неограниченным числом поддерживаемых видов услуг.
Anphone-MN (компания «Дижитал Эмпайр»). Данная АСР создавалась для тарификации телефонных соединений в сети цифровых АТС. Она способна работать с учрежденческими и городскими станциями и поддерживает до 200 тыс. абонентских и соединительных линий. Такой производительности вполне достаточно для подавляющего большинства корпоративных телефонных сетей и для многих операторов проводной телефонной связи. Ее устанавливают в филиалах крупных операторских компаний, гостиницах и бизнес-центрах. Спрос на биллинговые системы такого класса может существенно возрасти с планируемым введением повременной оплаты на городских телефонных сетях.
Система Anphone-MN обеспечивает не только работу с абонентами, но и анализ текущего трафика с выдачей предупреждающих сигналов о нештатных ситуациях в сети, а также передачу тарифицируемых данных во внешние системы расчетов, например в «1С-Бухгалтерию». Она поддерживает неограниченное число тарифных планов с разбивкой по трем направлениям (междугородные и международные вызовы, связь по спутниковому каналу) при произвольном числе тарифных зон. Для каждого из них предусмотрен большой выбор параметров, позволяющих гибко учитывать потребности абонентов. Кроме того, системой производится сбор статистических данных по входящим и исходящим вызовам для функции СОРМ, а также функции межоператорского взаимодействия.
Система Anphone-MN является распределенной и построена по модульному принципу. Получение и анализ CDR могут происходить в отложенном режиме и режиме реального времени. При этом собираемая с АТС информация кодируется по специальному алгоритму для сжатия данных и защиты от несанкционированного доступа. В системе предусмотрен механизм обеспечения отказоустойчивости при передаче тарифицируемой информации в расчетный центр. В настоящее время Anphone-MN представлена на получение сертификата Гостехкомиссии по выполнению требований к информационной безопасности.
Биллинговая система Anphone-MN использует СУБД Dbase IV и работает на базе ОС Windows 95 и выше. Столь невысокие требования к аппаратной части позволяют существенно снизить общую стоимость решения и тем не менее обеспечить надежность на характерном для сферы применения указанной системы уровне.
CBOSS (компания «СофтПро»). Название этой системы расшифровывается как Convergent Business Operations Support System, или система операционного обеспечения бизнеса связи. Она предназначена для комплексной автоматизации предприятий связи и включает в себя несколько сотен программных модулей. С их помощью обеспечивается высокая степень автоматизации работы с абонентами, включая выставление счетов и управление ресурсами сети, предоставляемыми клиенту, что позволяет избежать появления дебиторской задолженности. Интерактивная система автоматического абонентского обслуживания дает возможность самостоятельно изменять набор сервисных функций, получать информацию о текущем состоянии счета и проводить зачисление платежей. В функции CBOSS входит система оценки трафика, включая поддержку «горячего» биллинга.
Помимо работы с абонентами CBOSS позволяет автоматизировать внутренние бизнес-процессы компании: деятельность отдела снабжения и склада, отдела учета и ремонта оконечного оборудования, отдела кадров, планово-финансового отдела. Выполнение бухгалтерских функций обеспечивается в ручном или автоматическом варианте с поддержкой мультивалютного режима, составления счетов-фактур, ведения журнала учета, книги продаж, кассовой книги в соответствии с текущим законодательством. Кроме того, в CBOSS включена система контроля исполнения служебных заданий сотрудниками организации.
В качестве дополнения к системе CBOSS компания «СофтПро» предлагает такие продукты, как CBOSSacc (автоматическая система сервиса абонентов), CBOSSics (Internet-система сервиса абонентов), CBOSSsms (система коротких сообщений), CBOSSdss (система поддержки принятия решений) и CBOSSssc (вспомогательный коммутационный центр) для реализации услуг, не поддерживаемых коммутационным оборудованием.
Программную основу CBOSS составляет СУБД Oracle, а аппаратную — серверы UNIX и дисковые массивы RAID. Рабочие места в системе реализуются на базе ОС Windows. Интерфейсные модули написаны на языке Си, причем их исходные коды предоставляются заказчикам. Это дает возможность самостоятельной разработки стыков с новыми устройствами.
Хотя данная система заявлена для применения во всех сегментах телекоммуникационного рынка, наибольшую популярность она получила в сотовой связи. Именно она используется в сети МТС.
ЧУЖОГО НАМ НЕ НАДО?
На отечественном рынке биллинговых систем высокую активность проявляют различные зарубежные производители. Для примера можно назвать продукт MIND-iPhonEX израильской компании MIND CTI и Phoenix V немецкой компании PhaseFive AG. Первый довольно хорошо известен у нас в стране, а второй был представлен на последней выставке «Связьэкспокомм». Обе системы могут осуществлять расчеты между оператором и клиентами в случае оказания широкого спектра телекоммуникационных услуг. Это различные виды телефонной связи, доступ в Internet и к сетям передачи данных, информационные услуги. И та и другая построены по модульному принципу и способны работать с различными валютами.
Безусловно, иностранные производители биллинговых систем обладают гораздо бо?льшим опытом в силу того, что телекоммуникационный бизнес развит в этих странах гораздо больше и имеет богатую историю. Однако практически всем зарубежным биллинговым системам, предлагаемым на российском рынке, присущ один недостаток. Несмотря на свою развитую функциональность, они плохо интегрируются с бухгалтерскими правилами нашей страны. Разумеется, это не может гарантировать безоблачное существование отечественным разработчикам, ведь преодоление упомянутого препятствия не является сверхзадачей. Примером этому может служить контракт, подписанный между компанией «Вымпелком» и одним из ведущих зарубежных производителей биллинговых систем компанией Amdocs. В настоящий момент ее биллинговая система проходит сертификацию в России, в ходе которой была выполнена локализация. По данным Джерри Кальмеса, вице-президента «Вымпелком» по работе с клиентами, в ходе локализации были выполнены все российские нормативы и правила.
ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ
По всем прогнозам, рынок автоматизированных систем расчетов для телекоммуникаций в ближайшие годы будет развиваться довольно динамично. Для этого вывода налицо все предпосылки — появление большого числа альтернативных операторов, фактическое начало демонополизации рынка, быстрый рост инфраструктуры и грядущие изменения тарифной политики в области связи.
Алексей Полунин — обозреватель журнала «Сети». С ним можно связаться по адресу: polunin@lanmag.ru.