Традиционная публикация обзора лучших продуктов года дает прекрасную возможность оценить складывающиеся в отрасли тенденции. Длящийся уже, по сути, третий год мировой кризис в области высоких технологий не мог не наложить отпечаток на их развитие, в частности на направление инновационных разработок. Как отметил на открытии выставки Network+Interop Серж Чурук, председатель совета директоров Alcatel, во главу угла ставится немедленная реакция на запросы пользователей.
ДЕШЕВО...
Какое же сейчас главное требование пользователей? Цена всегда имела решающее значение при прочих равных обстоятельствах. Теперь же заказчики тем более не хотят платить за избыточную функциональность и неапробированные «перспективные» технологии. Как следствие, многие технические разработки направлены прежде всего не на расширение функциональности, а на удешевление продукции. Не случайно лучшим продуктом в категории «Корпоративное магистральное устройство» признан коммутатор Catalyst 3550 компании Cisco, хотя каких-то принципиальных новшеств в нем не появилось — при той же функциональности, что и у Cisco 6500, он имеет существенно меньшую стоимость благодаря применению недорогих микросхем ASIC.
Впрочем, стремление удешевить свою продукцию способствует и появлению новых оригинальных решений. Так, с интервалом в месяц HP и 3Com представили новые коммутаторы, появление которых призвано уменьшить ценовой разрыв между стековыми и модульными устройствами. Если подход 3Com заключается в предоставлении заказчикам возможности объединять в единое логическое устройство несколько распределенных коммутаторов с помощью собственной технологии XRN, то подход HP состоит в уменьшении стоимости шасси за счет увеличения интеллектуальности самих модулей.
...И СЕРДИТО
Прагматический подход к выпуску нового оборудования отнюдь не означает отсутствие на рынке свежих идей и действительно инновационных продуктов. Стремление крупных игроков, в особенности производителей телекоммуникационного оборудования, избавиться от непрофильных для себя направлений, дает шанс для их молодых конкурентов занять освободившуюся нишу. Не случайно среди отмеченных в этом году продуктов не столь много широко известных имен, таких, как Cisco, Intel или IBM.
Отчасти отсутствие крупных производителей связано с самим выбором категорий редакцией Network Magazine, поскольку молодые компании всегда первыми осваивали потенциально перспективные направления. Отчасти же это вызвано происходящим на рынке перераспределением сил, поскольку целый ряд производителей сетевого оборудования (в том числе входящих как подразделение в другие компании) переживает сейчас не лучшие времена. Впрочем, как показал пример той же 3Com, при грамотном менеджменте безвыходных ситуаций не бывает, и за два года компания смогла вернуть доверие корпоративных клиентов — в частности, на фоне общего спада на рынке коммутаторов 3Com удалось резко увеличить продажи оборудования Gigabit Ethernet.