было зарегистрировано 250 участников, то на этот раз приехало более 400 специалистов российских и зарубежных компаний. Причем многие из них изъявили желание участвовать в конференции буквально в ходе ее работы. К чести организаторов, они смогли справиться с напряженной ситуацией и оперативно решить все проблемы.
Основной темой докладов и дискуссий стал операторский рынок IP-телефонии, что вполне логично, так как свыше 80% участников представляли операторские компании. Как следствие, при обсуждении, например, вопроса о путях внедрения технологий VoIP в корпоративных сетях аудиторию в основном интересовало, какие услуги операторских сетей IP-телефонии будут востребованы со стороны корпоративных заказчиков. На конференции рассматривались также различные аспекты развития IP-телефонии, обсуждались проблемы тарифной политики, вопросы биллинга и его аутсорсинга, качество связи и совместимость оборудования различных производителей.
К сожалению, как и в прошлом году, участники конференции не пришли к единому мнению относительно качества предоставляемых услуг. Хотя в принятом руководящем документе по телематическим службам вводится четыре класса качества обслуживания, операторов смущают выбранные критерии оценок. Вероятно, этот вопрос разрешится сам собой с ростом пропускной способности и надежности опорных сетей для IP-телефонии.
В ходе заключительного пленарного заседания обсуждался вопрос, способный кардинально повлиять на развитие IP-телефонии и бизнес-моделей, применяемых на этом рынке. Речь шла о ее переводе из сферы телематических услуг в разряд базовых сервисов. Это может произойти в связи с принятием нового закона «О связи», подготовленного Министерством связи. Поэтому участники конференции решили обозначить свою позицию в данном вопросе и обратились в государственные органы с просьбой не менять классификацию IP-телефонии как телематической услуги и последовать опыту развитых стран, где ее относят к нерегулируемым или слабо регулируемым дополнительным услугам связи.
От решения этого вопроса зависит очень многое. Действительно, на долю операторских сетей IP-телефонии в настоящее время приходится существенная часть общенационального трафика дальней связи. Поэтому вряд ли альтернативных операторов ожидает спокойная жизнь. Но в то же время поспешное изменение статуса, без достаточно длинного переходного периода, способно подорвать нарождающийся сегмент связи.