Константин Галичский, «Компьютерные системы в телефонии»
Hа фоне успехов IP-телефонии, интеграция компьютерных и телефонных систем (Computer Telephony Integration, CTI), похоже, отошла на задний план. Характерно, что еще недавно нынешние конференции по IP-телефонии назывались конференциями по компьютерной телефонии, а позднее — по компьютерной и IP-телефонии. Теперь же термин «компьютерная телефония» почти исчез.
Между тем интеграция компьютерной и традиционной телефонии не утратила своего значения. Появившись в конце 80-х гг. в США, технология CTI завоевала заметный сегмент мирового рынка. Насыщающийся же IP-телефонией рынок демонстрирует некоторое возрождение интереса к CTI, поскольку современные инструменты позволяют решать вполне конкретные задачи быстрого создания и внедрения дополнительных сервисов, а также автоматизации бизнес-процессов.
Большая часть выпускаемой сегодня литературы посвящена именно IP-телефонии и, в применении к корпоративной сети IP, УАТС на базе IP и телефонии в локальной сети. У книги Конст. Галичского «Компьютерные системы в телефонии» иная задача — помочь читателю сориентироваться в потоке предложений по организации локальной телефонной связи и услуг.
Книги подобной тематики, причем предназначенные для массового читателя, найти достаточно сложно, хотя развитие технологий в области телефонии, в частности компьютерной, создает на них устойчивый спрос. Издаваемые в России работы Б.С. Гольдштейна и других авторов ориентированы, в основном, на специалистов. Конст. Галичский, сотрудник компании Infra TeleSystems, справедливо считает, что низкий уровень осведомленности о возможностях современной телефонии — одно из препятствий для успешного продвижения решений CTI на отечественном рынке.
CTI решает не проблемы передачи голоса и данных, а задачи обработки голосовых и/или факсимильных сообщений. Эта технология на стыке двух миров, телефонного и компьютерного, использует для управления телефонными функциями такие преимущества ПК, как открытые стандарты, гибкость, совместимость и удобный интерфейс. Основу многоканальных систем CTI составляют разработанные для ПК специализированные платы расширения, к которым подключаются телефонные линии. Приложения CTI позволяют обеспечить быструю и эффективную обработку вызовов, предоставить новые формы обслуживания на предприятиях разного профиля и размера.
По мнению автора, компьютерная телефония — нечто гораздо большее и многообещающее, чем IP-телефония. Между тем разговор с читателем не ограничивается рамками CTI. В доступной форме в книге излагаются принципы организации телефонных сетей общего пользования, обсуждаются абонентские устройства, адресация, виды АТС и протоколы связи, корпоративные телефонные сети и мини-АТС, видеоконференции и сети H.323, кратко рассматриваются принципы и стандарты мобильных сетей и Internet-телефонии. При этом «официальная» терминология, используемая российскими связистами, — УПТС, УИС, СЕС, ГТС и проч., — практически не применяется, но, наряду с русскими, приводятся соответствующие англоязычные термины. Около трети книги занимает толковый словарь терминов из области связи и телекоммуникаций.
Публикуемая информация снабжена иллюстрациями и рассчитана на начальный и средний уровень пользователей; в очень компактной форме представлены базовые понятия компьютерной телефонии. Автор поясняет назначение и принципы работы модемов, плат CTI и телефонных серверов. Отдельные главы посвящены обзору телефонных протоколов связи (сигнализаций), аппаратных средств компьютерной телефонии, программных интерфейсов телефонных систем (API), автоматическим сервисам, таким, как система голосовых меню (IVR), автоматические справочники, автоответчики, телеголосование, серверы конференций и голосовая почта. В книге можно найти разделы по интеллектуальным сетям и дополнительному оборудованию, подключаемому к мини-АТС, характеристики которых также не оставлены без внимания. Автор дает рекомендации, касающиеся построения офисных телефонных сетей, приводит справочную информацию по сигналам абонентской линии и международным кодам.
К сожалению, включенный в издание материал несколько устарел. Читатели не найдут информации о последних разработках в области аппаратных и программных средств CTI, о современных программных инструментах визуального построения приложений CTI (Visual CTI). Перечисляя достоинства и недостатки таких плат компьютерной телефонии, как Dialogic или «Ольха», автор не упоминает других производителей подобных продуктов. Очевидно, книга не настолько полна, чтобы стать серьезным подспорьем для руководителей предприятий, принимающих решения о выборе аппаратуры и ПО для создания внутренних телефонных сетей. Однако она, несомненно, будет полезна широкому кругу читателей в качестве первого знакомства с компьютерной телефонией.
Книгу (Константин Галичский, «Компьютерные системы в телефонии». — «БХВ-Петербург», 2002. — 400 стр.) можно приобрести в книжных магазинах. Ориентировочная цена — 130 р.