Компания Equant получила награду World Communication Award за 2002 г. как лучший международный оператор связи от Европейской ассоциации по телекоммуникациям (ECTA). Во многом выбор ассоциации предопределило успешное завершение объединения Equant и Global One. В связи с объединением в России ЗАО «Глобал Один» было преобразовано в ЗАО «Эквант». В нашей стране, как и во всем мире, Equant специализируется на услугах передачи данных и IP для корпоративных клиентов. Портфель предложений включает широкий спектр услуг, куда помимо таких современных сервисов, как IP VPN, входят и различные виды телефонной связи. Кроме того, компания оказывает интеграционные услуги по проектированию и построению глобальной корпоративной сети заказчика. Несмотря на международный характер компании, основной объем трафика ограничивается пределами России, где компания имеет разветвленную сеть представительств. Всего же услугами «Эквант» могут воспользоваться компании из нескольких сотен российских городов. О произошедших в компании изменениях и ее перспективах нашему журналу рассказал Сергей Аничкин, технический директор «Эквант».
Сергей Аничкин: С момента объединения Equant и Global One прошло уже значительное время, но до сих пор название «Эквант» для многих непривычно, поскольку в России большей известностью пользовалась «Глобал Один». Поэтому, видимо, имеет смысл кратко рассказать об истории присутствия компании в России.
Образованное в 1990 г. совместное предприятие «Спринт Cеть» занималось на российском рынке предоставлением услуг передачи данных X.25 и X.400. Впоследствии спектр поддерживаемых технологий расширялся, к нему добавились голосовые и мультисервисные услуги. Вслед за появлением в 1996 г. мировой компании Global One «Спринт Сеть» была преобразована в «Глобал Один». В 2001 г. Global One и Equant объединились, что послужило причиной последующего слияния российских подразделений этих мировых операторов, интеграции их сетей и услуг.
Журнал сетевых решений/LAN: Как сказался продолжительный кризис мировой телекоммуникационной отрасли на деятельности компании в России?
Аничкин: Перспективы тех или иных рынков отслеживаются всегда очень внимательно. Планируя деятельность компании, руководство Equant учитывает, что российское подразделение является прибыльным и развивающимся. Россия включена в число приоритетных стран с точки зрения развития бизнеса.
В целом же мировой кризис не оказал на нас отрицательного влияния, например, в плане сокращения инвестиций.
LAN: Насколько самостоятельно российское подразделение в плане выбора направлений дальнейшей деятельности, спектра предлагаемых услуг и т. п.?
Аничкин: Естественно, стратегические цели — постановка задач, формирование бизнес-планов, составление бюджета — определяются материнской компанией. Вместе с тем, мы достаточно автономны и не привлекаем внешних источников финансирования. Говоря более конкретно, нам доверено определять, какие услуги предлагать в том или ином городе, с какими клиентами работать. Принципиальные решения и проекты согласуются с материнской компанией, но мы обладаем достаточными полномочиями для принятия решений, адекватных российскому рынку.
В штаб-квартире позитивно относятся к нашим предложениям относительно локального рынка. Несмотря на то что «Эквант» является частью мировой компании, мы оказываем не только глобальные услуги, предназначенные для мультинациональных компаний, но и ориентированные исключительно на местный рынок, для чего ведется активная работа с крупными корпоративными заказчиками по всей территории России, и, подчеркну, это ключевой для нас сегмент.
LAN: Насколько успешно развивается бизнес компании в России (показатели роста и т. п.)?
Аничкин: Все прошедшие годы компания имела положительную тенденцию роста, за исключением 1998 г. (вряд ли стоит уточнять, с чем это было связано).
LAN: Какой физической инфраструктурой и наложенной сетью располагает «Эквант»?
Аничкин: Мы предлагаем услуги передачи данных, в том числе на базе IP, телефонные услуги, услуги VoIP, и, естественно, обладаем всеми сетями, с помощью которых эти услуги можно предоставлять, — как транспортными, так и вторичными. В нескольких крупнейших административных, торговых и промышленных центрах — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и др. — у нас имеется собственная инфраструктура для реализации «последней мили» на базе волоконно-оптических и беспроводных сетей.
LAN: В регионах России «Эквант» открыл уже 14 представительств. А какова в целом география оказываемых услуг?
Аничкин: В этих городах у нас есть офисы, в штате которых работают менеджеры по продажам и технические специалисты. Карта же предоставляемых услуг значительно шире: они доступны в самых отдаленных районах — от Калининграда до Чукотки. Для каждой из услуг создана определенная матрица ее доступности с учетом реального наличия необходимых технических средств. Так, поддерживаемый уже не один год сервис по передаче данных X.25 доступен в нескольких сотнях населенных пунктов, а современные услуги — в десятках крупных городов. Впрочем, многие наши клиенты имеют филиалы, расположенные по всей стране. Для них мы предлагаем решения, чтобы они могли дотянуть свою корпоративную сеть в точку их присутствия.
LAN: Какие услуги пользуются наибольшим спросом?
Аничкин: У нас достаточно сбалансированный портфель предложений. Изначально услуги передачи данных и IP-услуги остаются ключевыми, и корпоративные сети, которые мы строим для заказчиков, ориентированы, естественно, на передачу данных. Однако для всех выгоднее получить полное предложение «из одних рук», поэтому мы предлагаем и голосовые услуги, как внутрикорпоративные, так и с выходом в сеть общего пользования. Проекты, включающие проектирование, поставку и наладку оборудования и дальнейшее его сопровождение, составляют также немалую часть нашего бизнеса. Таким образом, сбалансированность заключается в том, что мы обеспечиваем клиентов комплексом услуг, среди которых — передача данных, телефонная связь, системная интеграция.
LAN: Каково соотношение между внутрироссийским и международным трафиком?
Аничкин: С точки зрения загрузки каналов и наличия емкости приблизительно 20% составляет международный трафик, а остальное — междугородный внутри страны (без учета местной связи). Это свидетельствует, в частности, о приоритетах бизнеса наших клиентов, причем не только российских, но и мультинациональных: последние обычно организуют не только офис в Москве, но и производство и склады в других городах, активно взаимодействуя с поставщиками.
И надо сказать, трафик отнюдь не ограничивается центральной частью России и не концентрируется в ней. В топологии сети много рокадных связей. Если раньше клиенты имели штаб-квартиры, как правило, в столице, то теперь их перемещают в регионы. Такая услуга, как Equant IP VPN, позволяет строить сети по принципу «облака» вместо «звезды».
LAN: В проспектах называются наиболее крупные заказчики. А каков их качественный состав в целом?
Аничкин: Если разделить по группам, то это крупные российские компании с офисами в различных городах, многонациональные корпорации, государственные структуры. Отрасли самые различные — нефтяные, газовые и металлургические компании, банковские и финансовые организации.
LAN: Какие услуги «Эквант» может предложить средним компаниям и заинтересована ли она в такой категории клиентов?
Аничкин: Мы ориентируемся прежде всего на тех, у кого есть точки присутствия в разных городах, даже если их филиалы не нуждаются в большой пропускной способности, и им достаточно канала 64 Кбит/с и нескольких телефонных линий.
LAN: Все крупные компании либо имеют собственные сети либо договоры об оказании необходимых им услуг. В каких направлениях вы ведете поиск новых клиентов и как изменяется их состав?
Аничкин: Конечно же, со многими организациями мы работаем уже многие годы, по мере их роста переходим от одной технологии к другой и реализуем более крупные проекты. Стратегическая линия «Эквант» нацелена на долгосрочное сотрудничество, на совместное развитие их сетей. Кроме того, мы стремимся выходить на новые образующиеся рынки, где регулярно появляются компании с неудовлетворенными телекоммуникационными потребностями.
LAN: Какие возможности имеют клиенты по контролю за предоставляемыми им услугами? Какие обеспечиваются гарантии?
Аничкин: Для ряда услуг разработано так называемое соглашение об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA). В этом случае для клиента отслеживается вся необходимая статистика. Клиент может не только получить ее, но и просмотреть характеристики оказываемой услуги в реальном масштабе времени. Подобные требования предъявляют наиболее крупные заказчики, желающие отслеживать выполнение нами своих обязательств.
LAN: Какие технологии «Эквант» считает наиболее перспективными?
Аничкин: В соответствии с тенденциями и состоянием рынка мы делаем ставку на технологии на базе IP как на уровне приложений, так и сетевой инфраструктуры. Кроме того, в связи с бурным развитием услуг мобильной связи, сотрудничаем с сотовыми операторами при построении комбинированных сетей подвижной и фиксированной связи, а также при организации доступа к фиксированной сети.
LAN: Для оказания дифференцированных услуг и обеспечения качества обслуживания на базе IP в сети должны быть реализованы технологии, подобные MPLS...
Аничкин: Как и у компании Equant в мировом масштабе, собственная сеть MPLS у нас функционирует с 2001 г. Она продолжает развиваться, и именно на ее базе предоставляются услуги IP. Маршрутизаторы с поддержкой MPLS установлены в крупнейших городах России.
LAN: При построении собственной сети «Эквант» ориентируется на одного поставщика?
Аничкин: Конечно же нет! Мы используем решения различных поставщиков для реализации тех или иных сетевых решений.
LAN: Достаточно ли имеющейся емкости и не возникает ли потребность ее увеличения, например, с применением технологии спектрального уплотнения?
Аничкин: В настоящий момент технология DWDM на сетях «Экванта» не применяется.
LAN: Одна из основных сложностей состоит в подключении клиентов. Каким способом решается проблема «последней мили»?
Аничкин: Как я уже упоминал, довольно часто мы строим собственные волоконно-оптические сети для обеспечения надежного высокоскоростного подключения и, кроме того, работаем с теми операторами, кто предоставляет услуги организации «последней мили», как традиционными, так и альтернативными. Наконец, о чем я также говорил, у нас есть сети беспроводного доступа в восьми крупнейших российских городах, что позволяет быстро удовлетворять потребности клиентов при отсутствии возможности их подключения по кабельной линии. Кроме того, мы организуем беспроводное решение «точка-точка». Иными словами, нами используется широкий спектр решений. Главное, чтобы они удовлетворяли заказчика.
LAN: Подразделение, занимающееся системной интеграцией, работает только с заказчиками компании?
Аничкин: Наш традиционный подход состоит в том, что мы реализуем комплексное решение, от системной интеграции до предоставления услуг. Однако беремся и за такие проекты, в которых клиент не планирует обращаться к нам за сетевыми услугами, например при построении ведомственной сети. Здесь требуется высокая квалификация, и нам удается установить контакт и добиться признания со стороны тех компаний, которые пока не пользуются нашими телекоммуникационными услугами.
LAN: Насколько популярны услуги интеграционного подразделения? Иными словами, выгодно ли клиентам пользоваться вашими услугами, а не прибегать к помощи третьих компаний или производить установку оборудования собственными силами?
Аничкин: Когда клиент хочет получить действительно работающую сеть, он видит в наших предложениях определенное преимущество по сравнению с системными интеграторами. Ведь помимо практических наработок по проектированию и инсталляции мы имеем богатый опыт эксплуатации, который учитывается при разработке тех или иных проектных решений. Кроме того, наши специалисты не только установят сеть, но и вместе с заказчиком разработают организационные процедуры: что понадобится делать в дальнейшем и какой нужен персонал. Причем мы обучим сотрудников заказчика не только тому, как работать с тем или иным оборудованием, но и как эксплуатировать сеть.
LAN: Сколько времени обычно занимает предоставление услуги клиенту?
Аничкин: Если речь идет об изменении существующей услуги, например модернизации оборудования или увеличении скорости порта, то, как правило, достаточно двух недель. Когда же необходимо организовать «последнюю милю», мы проводим предварительное обследование, устанавливая степень сложности ее реализации. В этом случае срок может возрасти до двух месяцев.
LAN: Какие каналы пользуются наибольшим спросом?
Аничкин: До последнего времени при построении корпоративных сетей чаще всего заказывали традиционные потоки 2 Мбит/с, теперь появились заявки на непосредственное подключение по Ethernet. Такое изменение связано как с ростом требования к пропускной способности при построении корпоративных сетей, так и с подключением к Internet на высоких скоростях. Что касается филиалов, то здесь типичные скорости 64, 128 и 256 Кбит/с.
LAN: Заказчики прибегают к вашей помощи и для передачи данных, и для голосовой связи. Как изменяется их отношение к организации раздельных/совместных сетей для поддержки двух основных типов трафика?
Аничкин: Все явственнее проявляется стремление заказчиков к построению единой сети для передачи голоса и данных. Это подтверждается и появлением новых технологий внутри офиса. Если раньше организация имела локальную сеть и независимую телефонную станцию, отдельные сети для передачи данных и телефонной связи между зданиями, то теперь, с созданием внутренней интегрированной сети, от поставщика ждут прокладки точно такой же сети для связи офисов.
LAN: Московсий офис отвечает не только за Россию, но и за страны СНГ и Балтии. Насколько успешен бизнес в этих странах и чем он отличается от российского?
Аничкин: Наша ответственность по работе со странами СНГ и Балтии заключается в развитии каналов непрямых продаж. В этих странах мы не предоставляем услуги сами и не имеем своих офисов продаж, вся деятельность осуществляется через партнеров. Но Equant располагает собственными ресурсами по предоставлению услуг глобальных сетей и техническим персоналом, отвечающим за эксплуатацию оборудования.
У многих республик бывшего Советского Союза достаточно большой потенциал, мы принимаем участие в реализации крупных проектов. Кроме того, наши российские клиенты нередко ведут деятельность на территории этих стран и заинтересованы в решениях «из одних рук». Мы предоставляем им такие решения.
LAN: Как будет развиваться инфраструктура компании? Какие цели ставит перед собой «Эквант» с точки зрения развития бизнеса?
Аничкин: По-прежнему мы видим большой потенциал в развитии регионов. Эта стратегия всегда четко прослеживалась в нашей деятельности, мы и раньше работали не только в Москве, считая, что именно с российскими регионами связаны надежды России. Поэтому продолжим формирование наших региональных технических центров и повышение квалификации персонала на местах.
Что касается услуг, то здесь я выделил бы два направления. Как и прежде, мы будем продолжать внедрение на территории России всех тех новых услуг, которые Equant предлагает в мировом масштабе, чтобы обеспечить единые решения для корпоративных клиентов, независимо от того, где находится офис любого из них. Кроме того, мы продолжим работу над ориентированными на российский рынок услугами, поскольку клиенты остро нуждаются в экономичных по цене предложениях. Для этого намечена реализация соответствующих технических решений. Когда офисы располагаются в Нью-Йорке, Лондоне, Париже — нужны одни решения, а в небольших городах и в малых проектах, по меркам крупной корпоративной сети, зачастую необходимы иные подходы.
LAN: Как Вы оцениваете состояние телекоммуникационной инфраструктуры России с точки зрения оператора?
Аничкин: За последние годы оно существенно улучшилось. Это касается и магистральной инфраструктуры, если судить по тому, какие емкости и каналы предоставляются на большинстве направлений. Ситуация заметно улучшилась и на региональном уровне: появились цифровые каналы, совершенствуется инфраструктура местных операторов. Конечно, это относится прежде всего к крупным городам, но нам часто приходится прибегать к решениям, которые использовались десять и более лет назад, но тем не менее ситуация улучшается благодаря деятельности как альтернативных, так и традиционных операторов.