Гиганты отрасли информационных технологий — прежде всего IBM и Hewlett-Packard, а также такие компании, как Sun и Computer Associates, — уже вдохновенно рисуют картину полностью автоматических вычислительных центров «по требованию». До самостоятельной динамической адаптации ресурсов ИТ под изменяющиеся деловые процессы пока еще далеко, однако производители интенсивно работают над механизмами автоматизации.
Подходы производителей, поставивших своей целью создание динамически адаптирующихся инфраструктур ИТ, различаются концепциями, расстановкой акцентов и многочисленными деталями. Ключевыми словами являются «электронный бизнес по требованию» (E-Business on Demand) и «автономные вычисления» (Autonomous Computing) у IBM, «адаптивное предприятие» (Adaptive Enterprise) и «коммунальный центр данных» (Utility Data Center) у Hewlett-Packard, «вычисления по требованию» (Computing on Demand) у Computer Associates, «центр данных следующего поколения» (Next-Generation Data Center) у Sun и «коммунальные вычисления» (Utility Computing) у ряда других поставщиков.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Направление главного удара, правда, в случае всех подходов совпадает. И таким образом можно выявить следующие этапы достижения цели.
- Максимальная автоматизация повторяющихся процессов управления ИТ, что обуславливает всеобъемлющую стандартизацию систем, приложений и коммуникационных маршрутов, а также рабочих процессов. Все это делается ради того, чтобы освободить отделы ИТ от ручной работы, сократить время реакции при возникновении сбоя и повысить стабильность деловых процессов. Поставщики решений системного управления единогласно обещают избавить процесс администрирования от чрезмерной сложности, которая сегодня портит кровь всем администраторам. Со стороны пользователей подобные обещания вызывают некоторый скепсис: разработчики постоянно твердят о необходимости снижения сложности, однако до сих пор осуществить свои намерения они смогли лишь частично.
- Еще один важный элемент — сопряжение деловых процессов, тем или иным образом, с ИТ: производители работают над тем, чтобы зависимыми от ИТ деловыми процессами можно было управлять как единым целым. Поэтому многие предпочитают говорить не об управлении сетями, системами, базами данных и приложениями, а об «управлении инфраструктурой», потому что деловые процессы накладываются на ландшафт ИТ. Сторонники «ресурсов по требованию» вместо сегодняшнего разделения задач по уровням и ресурсам (вертикальный подход) нацелены на всеохватывающий (горизонтальный) подход. Для этого решение управления должно собирать данные о производительности многочисленных разнотипных систем, оценивать их и управлять ими в соответствии с требованиями текущего делового процесса.
- Конечной целью является отражение в инфраструктуре ИТ динамики, которую приносят с собой изменчивые деловые процессы. Она может выражаться в возрастающих, снижающихся или структурно изменяющихся требованиях к ресурсам ИТ. «Речь идет о дирижировании функциональностью управления в соответствии с запросами деловых процессов», — так выразился Джефф Смит, вице-президент отдела решений управления «по требованию» в IBM. Этот аспект ресурсов «по требованию» появляется во всех сценариях предполагаемого развития событий. Очень высокие требования предъявляются к гибкости аппаратного и программного обеспечения, а также к решению управления. Аппаратную базу должны составлять системы, наблюдающие сами за собой и в случае помех самостоятельно исправляющие ситуацию, лучше всего «самовосстанавливающиеся» или «полностью автономные». С точки зрения программного обеспечения необходимую динамику должна внести высокая степень автоматизации. Если раньше пользователи в качестве конкурентных преимуществ на первый план выставляли поддержку отдельных процессов посредством ИТ, то модель предоставления ресурсов «по требованию» включает в себя далеко идущую стандартизацию не только ресурсов ИТ, но и поддерживаемых процессов. Поставщики ИТ больше не видят конкурентных преимуществ в индивидуальности процесса, а рассматривают в качестве таковых скорость реакции при его адаптации к изменившимся условиям. Не зря НР называет свою модель «дарвиновская эталонная архитектура» (Darwin Reference Architecture).
Некоторые производители — прежде всего IBM и НР, — помимо прочего, ввели в обиход понятие «коммунальные вычисления» (Utility Computing). Оно означает моментальную готовность ресурсов ИТ в любое время, как, к примеру, вода, электричество, газ и телефон. Это поднимает планку для вычислений «по требованию» еще выше, однако ставит перед ресурсами ИТ некоторые требования в отношении реакции в реальном времени. Таким образом, в корпоративной области появляется еще один термин — предприятие реального времени (Real-Time Enterprise). Критики считают концепцию коммунальных вычислений «делом далекого будущего», если вообще не маркетинговым трюком. Ибо электричество и вода являются продуктами общего пользования, а информационные ресурсы, напротив, часто высоко специализированны. Впрочем, бризантность сильной специализации можно до известного уровня смягчить, к примеру, при помощи все большей стандартизации ресурсов. Однако коммунальные вычисления реальны в лучшем случае лишь для некоторых подобластей: например, для входа в Internet в любое время посредством полного покрытия территории беспроводной связью. Но уже сегодня производители работают над автоматизированным динамическим подключением ресурсов ИТ в зависимости от изменяющихся деловых процессов.
АВТОМАТИЗАЦИЯ
Для автоматизированного выполнения системы управлением предлагаются самые различные механизмы. В серверных системах, даже в массовых продуктах от Intel, все большее распространение получают возможности самомониторинга, которые долгое время были уделом средних и крупных вычислительных систем, в частности мэйнфреймов. А при администрировании многочисленные инструменты благодаря автоматизации берут на себя большой объем прежде выполнявшейся вручную работы. Однако подобное решение может применяться лишь точечно, т. е. фокусироваться на отдельных аспектах — управление событиями, сбоями, клиентами и серверами, или на специальных задачах — обновление заплат или распределение программного обеспечения.
Компания Micromuse, специализирующаяся на управлении услугами, дальнейший потенциал для автоматизации видит в области управления событиями и сбоями, прежде всего в обработке часто повторяющихся ошибок посредством сценариев. Значительные преимущества, по данным Micromuse, может дать использование автоматически создаваемых «паспортов проблем» (Trouble Ticket), содержащих дополнительную информацию. Concord также подчеркивает, что любые меры по саморегулированию должны предусматривать оповещение администратора и прогнозирование ситуации. Процесс-ориентированная автоматизация системы технической помощи требует, в соответствии с указанием Peregrine, мониторинга отдельных системных компонентов. Так, отказавший контроллер RAID мог бы сильно повлиять на осуществимость делового процесса. Производитель скоро представит на рынке соответствующую функциональность для реализации контроля.
Управление конфигурацией остается достаточно высоким барьером для осуществления полномасштабной автоматизации: автоматическое распределение программного обеспечения прежде всего предполагает задание параметров и данных распределения. Масштабирование — к примеру, увеличение пропускной способности — также способно породить достаточно сложную проблему. Еще одним препятствием могут стать приложения: поддержка динамического выделения ресурсов сложна, а лицензионные модели не предусматривают использования «по требованию».
СВЯЗЬ С ДЕЛОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Согласование значений производительности системы с деловыми процессами, в принципе, уже реализовано в виде управления соглашениями об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA) и управления бизнес-процессами. И то, и другое предлагается такими производителями, как BMC, CA, Concord, IBM, HP, Lucent, Micromuse и Realtech. Целью SLA является «перевод» деловых требований на язык уровней производительности ИТ, определение контрольных значений и контроль за их соблюдением. Это позволяет оценивать производительность и готовность ресурсов ИТ в зависимости от делового процесса.
Управляющие вмешательства — в качестве реакции на возникновение проблем или даже в качестве профилактических мер — ограничиваются плоскостью на одном уровне: к примеру, динамической адаптацией разделов в серверных системах, балансировкой нагрузки между серверами в серверных комнатах или управлением пропускной способностью в сетях. Чего не хватает, так это координации реакции и воздействия на разных уровнях в зависимости от деловых приоритетов. Поэтому «балансировка нагрузки деловых процессов» пока невозможна, в особенности еще и потому, что финансовые данные о деловых процессах не находят отражения в ИТ.
По утверждению Реджи Мура, вице-президента ВМС по стратегическому и оперативному планированию, определение приоритетов бизнес-служб — самая серьезная проблема современных отделов ИТ. В результате приобретения IT Masters компания получила в свое распоряжение инструмент для отражения деловых процессов в инфраструктуре ИТ. Сейчас производитель занят тем, что интегрирует эти инструменты в продукты для мониторинга собственной серии Mainview, чтобы обеспечить «семафор» деловых процессов на всем предприятии: в каком состоянии находится процесс — в зеленом, желтом или красном секторе? По словам Мура, известным препятствием остается управление сбоями, поскольку системный администратор не только должен проконтролировать последовательность действий от полученного совета до решения задачи, но и взять на себя ответственность. Мур утверждает, что автоматизация может обеспечить лишь возможность для «наиболее опытных сотрудников сконцентрироваться на самых важных проблемах».
РЕСУРСЫ ПО ТРЕБОВАНИЮ
Претензии на динамичность идеологии «ресурсов по требованию» обостряют ситуацию. Аналитики считают, что лучшие позиции занимают HP и IBM (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. По данным Forrester, в списке наиболее успешных производителей инфраструктур «органических ИТ» (выражение Forrester, означающее то же, что и вычисления «по требованию») НР несколько опережает IBM. |
Для виртуализации — как и для динамического распределения нагрузки и масштабирования «по требованию» — IBM может обратиться к своему ноу-хау из области мэйнфреймов, которое компания уже отчасти перенесла на Risc- и Intel-платформы. Эти виртуализированные ресурсы IBM связывает в инфраструктуру «по требованию» с помощью набора программ для системного управления от Tivoli. Подходы к автоматизации решений Tivoli достаточно многообразны: они распространяются от управления системами, идентичностью, безопасностью и программным обеспечением до администрирования виртуальных хранилищ данных. Продукты Tivoli помогают автоматически управлять распределением прав доступа или самостоятельно удалять ненужное программное обеспечение. Добавление к серверным группам серверов Web посредством Tivoli Webserver Provisioning также может быть в значительной мере автоматизировано, включая конфигурацию программного и аппаратного обеспечения.
IBM со своими мэйнфреймами, системами Intel, серверными «лезвиями» и системами хранения данных предлагает множество вариантов «производительности по требованию», а при помощи Adaptive Server Allocation от IBM для Websphere Application Server «голубой гигант» недавно интегрировал функции виртуализации из проектов Grid в свои серверы приложений. Целью является управление приложениями с разных платформ как из единой среды. На лето планировалось появление SAN Volume Controller с автономными свойствами для поддержки механизмов оперативного восстановления и функции автоматической перезагрузки.
Виртуализация — основа и для Utility Data Center (UDC) от HP. Hewlett-Packard использует понятие UDC в качестве обозначения автоматизированной работы вычислительного центра на «адаптивном предприятии», а также как название предлагаемого для этих целей продукта. По утверждению HP, UDC предусматривает независимую от производителя виртуализацию серверов, хранилищ, сетей и всех без исключения уровней: доступа, Web, приложений и баз данных (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Utility Data Center от HP предусматривает виртуализацию всех уровней инфраструктуры ИТ. |
Создание виртуальных пулов, по данным НР, также не зависит от производителя, поскольку НР поддерживает как собственные продукты, так и хранилища ЕМС. Поток данных идет через так называемую «коммунальную фабрику» (Utility Fabric), отказоустойчивую сеть. За администрирование отвечает НР OpenView: новые «самовосстанавливающиеся службы» самостоятельно собирают информацию об ошибках в сети и сравнивают ее с тем, что должно быть. Программное обеспечение контроллеров для виртуализованных пулов готовит шаблоны для быстрой настройки служб управления.
НР — как и прочие производители решений «по требованию» — стремятся к повышению гибкости в работе ИТ, откуда и происходит выражение «адаптивное предприятие». Одновременно НР собирается повысить загруженность ресурсов ИТ, теснее увязать их с приоритетами бизнеса и обеспечить путем запуска «по требованию» заявленные уровни сервиса. С этой целью НР в ближайшие месяцы собирается добиться усовершенствования во многих областях: в управлении ИТ на базе правил, в динамическом распределении, конфигурации и обслуживании функций управления, в области SLA и анализа влияния на бизнес, а также виртуализации и подготовки к работе (в том числе и ресурсов). Кроме того, НР собирается улучшить управление рабочей нагрузкой гетерогенных аппаратных ресурсов.
Схожего подхода придерживается Sun в своей представленной осенью 2002 г. концепции вычислительного центра, названной «N1». Компания стремится устранить сложность администрирования посредством все той же автоматизации и собирается достичь этого в три этапа. В 2002 г. стартовала фаза виртуализации, в нынешнем начинается подготовка служб к работе: администратор определяет службу, а N1 самостоятельно назначает ей ресурсы. Для этого Sun выпустила N1 Provisioning Server Blades Edition. Решение виртуализации позволяет распределять серверные «лезвия» между серверными группами, автоматически добавлять серверы или целые стойки и обеспечивать высокую степень готовности при помощи механизмов отказоустойчивости. Решение должно поддерживать серверы Solaris, Windows и Linux. Начиная с 2004 г. Sun собирается приступить к реализации фазы автоматизации политики, т. е. автоматического контроля соглашений об уровне сервиса деловых процессов.
ПРОГРАММНЫЕ ПОДХОДЫ
В отличие от универсальных производителей, IBM и HP, или поставщика серверов Sun, такой разработчик решений системного управления, как СА, подходит к рассматриваемой проблеме с программной точки зрения и видит в этом свое несомненное преимущество, поскольку компания может предложить не зависящее от производителя решение. Объявленная в мае стратегия СА вычислений «по требованию» основывается на управлении ресурсами ИТ, операциями и службами, причем портал управления должен обеспечить децентрализованный контроль. Базой для новой концепции является построенный по модульному принципу пакет программного обеспечения для управления Unicenter, функционирующий как главное решение или «менеджер менеджеров». Интеграцию и единую коммуникацию обеспечивают так называемые «общие службы» (взаимодействующие хранилища объектов), которые производитель дополнил возможностями понимания деловых данных.
СА уже представила первые шесть модулей «по требованию». Они занимаются управлением активами, доставкой программного обеспечения, системой помощи, а также сетью и системами (Network and System Management, NSM). Новая версия NSM, по данным производителя, улучшает автоматическое обнаружение, при помощи которого программное обеспечение выявляет ресурсы IP и упорядочивает их в соответствии с деловыми процессами. Опция динамической реконфигурации NSM должна предлагать активный мониторинг платформы и управление отказами для систем Sun. Последняя (Sun) применяет технологию автоматической динамической реконфигурации (Automatic Dynamic Reconfiguration, ADR), которую СА использует для системного управления «по требованию». Поддержка IBM, HР и прочих серверных систем также предусматривается. При помощи продуктов BrightStor и Etrus в концепцию должны быть включены аспекты хранения данных и безопасности.
Точно так же, с программной стороны, но опираясь исключительно на собственные платформы, подходит к вычислениям «по требованию» Microsoft. В марте компания представила свою инициативу динамических систем (Dynamic Systems Initiative, DSI). И здесь в списке приоритетов — простота, автоматизация и гибкость работы. Базисом для архитектуры Microsoft стала так называемая модель определения систем (System Definition Model, SDM). Основанная на XML, она регулирует требования программного и аппаратного обеспечения и предоставляет базу для разработки, распределения и использования программного обеспечения. Первым продуктом этой группы стал Windows Server 2003, причем требованиям DSI соответствуют его функции автоматического распределения, динамического использования ресурсов, виртуализации, кластеризации и балансировки нагрузки. В будущем инициатива предполагает развитие инструментов для разработки, решений для управления и серверных приложений. Влияние Microsoft на рынке несомненно придаст определенный вес этому подходу к вычислениям «по требованию».
ДИНАМИЧЕСКОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
Рисунок 4. Sun со своей системой N1 также выбирает автоматизацию. |
Центральным элементом инфраструктур «по требованию», над которым сегодня трудятся все перечисленные производители, является динамическое предоставление дополнительных ресурсов (provisioning) в зависимости от нужд предприятия. Не только СА и Microsoft инвестируют немалые средства в создание таких продуктов, но и крупные производители серверов вынуждены заботиться о соответствующем ноу-хау путем сотрудничества со специализированными разработчиками программного обеспечения. Начало положила Sun, приобретя Terraspring в ноябре 2002 г. Спустя полгода ее почин подхватила IBM, купив компанию Think Dynamics, посвятившую себя координации — на сленге IBM, «оркестровке» — подготовки процессов к работе (см. Рисунок 3). И наконец, НР в июне объявила о сотрудничестве с Opsware.
Рисунок 3. IBM делает ставку на автономные функции в области системных и программных ресурсов, а также решений управления. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель различных инициатив «по требованию» вырисовывается достаточно четко: мониторинг всей инфраструктуры ИТ предприятия и автоматическое управление ею, что должно распространяться на все применяемые платформы и сетевые компоненты, а также учитывать уровни сервиса. Прежде всего, этот метод должен не повышать сложность системного и сетевого управления, а наоборот — снижать. В противном случае сторонники ресурсов «по требованию» перестанут пользоваться поддержкой среди пользователей.
Вильгельм Грайнер — редактор LANline. С ним можно связаться по адресу: wg@lanline.awi.de.
? AWi Verlag