Н. Ермошкин, А. Тарасов, «Стратегия информационных технологий предприятия».
В последнее время появился целый ряд изданий о бизнесе в области информационных технологий (достаточно упомянуть недавно вышедшую «Выживают только параноики», написанную Эндрю Гроувом, одним из основателей Intel), однако книга «Стратегия информационных технологий предприятия» посвящена достаточно новой для подобной литературы теме — стратегии в области ИТ на стыке компьютерного, коммуникационного и управленческого миров. Она написана российскими сотрудниками Cisco Systems и рассказывает о том, как Cisco и ведущие компании мира используют решения на базе Internet в своем бизнесе, причем возможности эффективного управления информационными технологиями и их применения в различных секторах экономики рассматриваются на конкретных примерах, демонстрирующих возможности привлечения новейших технологий и Internet в различные сферы деятельности организаций.
В определенном смысле данная работа стала продолжением выпущенной пару лет назад книги сотрудников Cisco Амира Хартмана и Джона Сифониса «Стратегии успеха в Internet-экономике», где рассматривались не только стратегические правила, определяющие успех в Internet-бизнесе, но и составляющие такого успеха, приводились примеры из деятельности Cisco и других работающих в Internet-экономике компаний. Сегодня подобная литература не менее актуальна, поскольку после потрясений мировых рынков последних лет пришла пора по-иному взглянуть на так называемую «новую экономику», или «Internet-экономику», и роль ИТ в ней. Внедрение информационных технологий в корпоративный и государственный сектор заставляет задумываться о новых правилах и заглядывать на несколько шагов вперед. В этом плане книга перекликается с подходами, лежащими в основе целевой программы «Электронная Россия».
Авторы книги хорошо известны в российской отрасли ИТ: Николай Ермошкин, консультант группы бизнес-решений Cisco Systems для Internet в России, разработал интерактивный курс Cisco «Как строить электронную корпорацию», написал учебник «Стратегическое управление персоналом в эпоху Internet», а Арсений Тарасов отвечает в московском офисе Cisco за развитие бизнеса, партнерские отношения и новые технологии.
Авторы попробовали связать между собой такие ключевые задачи руководителей, как привлечение и удержание квалифицированных кадров, внедрение ИТ в управление компанией. Кроме того, в книге сделана попытка «отделить зерна от плевел» и в определенном смысле «развенчать» миф ИТ, продемонстрировав, в каких областях происходят настоящие инновации и как они связаны с реальными потребностями бизнеса.
Вслед за изложением истории компьютерной отрасли и основных технологий описываются решения Internet для бизнеса и средства управления предприятием (ERP, CRM, кадровые системы и электронное обучение), анализируются факторы успеха при внедрении технологий и реализации проектов, на примерах демонстрируются возможности «сетевой виртуальной организации» в таких областях, как организация службы продаж, применение корпоративного портала, управление цепочками поставок. Завершающая глава посвящена инновациям в разных отраслях экономики.
Книга показывает, что происходит в организациях на стыке бизнеса и ИТ, как взаимодействуют между собой люди и технологии, в каком направлении движется электронный бизнес, что и каким образом внедряется зарубежными компаниями.
Книга легко читается, но при этом в ней дается глубокий анализ сложнейших технических проблем. Она ориентирована, прежде всего, на неспециалистов в области ИТ — деловых людей и руководителей (директоров по электронному бизнесу, CIO, начальников отделов автоматизации), сталкивающихся с конкретными проблемами в процессе освоения новых технологий. Консультанты, исполнители и руководители нередко испытывают трудности при реализации различных инициатив, предполагающих применение решений ИТ. Отсутствие структурированных знаний в области информационных технологий — препятствие для многих менеджеров. Подобная литература поможет им лучше ориентироваться в мире ИТ, принимать более обоснованные и взвешенные решения.
Много полезного здесь могут почерпнуть и профессионалы, хорошо знакомые с ИТ, а также сотрудники компаний, работающих на рынке информационных технологий. Немалый интерес она представляет для специалистов по сетям, системных интеграторов, причем не только для тех, чей бизнес связан с Cisco в профессиональном плане. Бесспорно, книга весьма полезна и для преподавателей, студентов экономического, управленческого профиля и компьютерных специальностей, аспирантов, которые могут использовать ее как учебник.
Книгу (Николай Ермошкин, Арсений Тарасов, «Стратегия информационных технологий предприятия». —Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003 г. — 359 стр.) можно приобрести в магазинах. Издательская цена —240 руб.