Директор департамента программных решений группы корпоративных решений, HP.
Компания HP, даже имея в своем арсенале такие широко известные программные продукты, как HP OpenView, по-прежнему воспринимается многими исключительно как поставщик оборудования. Однако она все активнее инвестирует средства в развитие программных решений: в частности, за последние полгода было приобретено пять компаний-разработчиков ПО в области автоматизации управления. По оценкам IDC, за прошедший год на поддержку операций и управление инфраструктурой предприятиям пришлось потратить в общей сложности 174 млрд долларов; не случайно Нора Дензел, старший вице-президент HP, считает, что «следующей ключевой битвой в области ИТ станет программное обеспечение управления». Соответствующие решения HP продвигает в рамках собственной концепции адаптивного предприятия, а решающая роль в его построении отводится адаптивному управлению. Другое, не менее важное для HP направление представляют телекоммуникационные решения, которые приносят свыше половины дохода от продажи программного обеспечения. О перспективах программных решений HP в сфере управления и телекоммуникаций нашему журналу рассказал Сергей Лобов, директор департамента программных решений группы корпоративных решений HP.
Журнал сетевых решений/LAN: Какие направления в области программного обеспечения HP считает для себя ключевыми?
Сергей Лобов: Традиционно компания развивает два основных направления — блок управления ИТ и телекоммуникациями в виде соответствующего набора продуктов семейства HP OpenView и решения для разработки телекоммуникационных услуг под общей маркой HP OpenCall. Первый должен обеспечить переход к адаптивному управлению в рамках стратегии адаптивного предприятия, а второй позволяет реализовать такие решения, как центры обработки сообщений SMS, системы поддержки предоплаченных телефонных карт, предбиллинг и т. п.
В разработку ПО и покупку технологий инвестируется достаточно много средств. Подразделение программного обеспечения сейчас проявляет наибольшую активность на рынке, и за последние полгода-год приобрело несколько компаний-разработчиков программного обеспечения. В HP есть четкое понимание того, что разработка и поставка программных решений — выгодный бизнес. Естественно, HP будет продолжать развивать аппаратные решения, но значительное внимание будет уделено, по сравнению с предыдущим периодом, именно программному обеспечению.
LAN: В материалах компании адаптивное управление рассматривается как путь к адаптивному предприятию. Каковы этапы этого пути?
Лобов: В той или иной степени на пути к построению адаптивного предприятия находятся все. На нем можно выделить три основных этапа: обеспечение работоспособности, анализ эффективности и собственно реализация адаптивности, причем нельзя перескочить через какой-то из этапов. На первом этапе на предприятии устанавливается оборудование и создается инфраструктура ИТ; на втором этапе выясняется, насколько эффективно работают все компоненты, и определяются дальнейшие направления развития, а на третьем — информационные технологии тесно интегрируются с бизнес-процессами с целью сокращения до минимума реакции ИТ на потребности бизеса. По нашим оценкам, до 80% компаний находится на первом этапе, 15% — на втором и только 5% — на уровне адаптивного предприятия (что касается российских организаций, то этот процент еще меньше — не более 1-2%).
LAN: Для адаптивного управления от оборудования требуется оперативная реакция на ситуацию, для чего оно должно поддерживать соответствующие возможности и стандарты. Насколько современные инфраструктуры ИТ готовы к реализации адаптивного управления и не обернется ли решение о его внедрении необходимостью серьезной перекройки существующей инфраструктуры предприятия?
Лобов: Объекты управления не должны зависеть от субъекта (системы) управления, и наоборот, система управления зависима от имеющихся объектов управления. Возможности системы совершенствуются, чтобы максимально обеспечить потребности в управлении. Объектом управления является вся существующая инфраструктура независимо от того, оборудование какого поколения в ней используется. НР OpenView присутствует на рынке уже 15 лет, а значит, с его помощью можно управлять оборудованием как минимум 15-летней давности. Вопрос не в том, входит или не входит тот или иной элемент в контур управления, а стоит ли его туда включать. На сегодняшний день семейство продуктов HP OpenView способно управлять всеми устройствами с поддержкой любых протоколов, в том числе в области телекоммуникаций. Да, безусловно, какие-то компоненты лучше управляемы, какие-то хуже — невозможно всем управлять одинаково хорошо. Тем не менее HP стремится закрыть все оставшиеся пробелы по различным технологиям. Так, до недавнего времени отсутствовало решение для управления рабочими местами, но после приобретения Novodigm этот пробел был ликвидирован.
LAN: Так что же делать, если какое-либо устройство, например неуправляемый коммутатор, выпадает из цепи управления, поскольку не в состоянии реагировать на команды системы управления о реконфигурации для поддержки, скажем, вновь вводимой услуги в автоматическом режиме?
Лобов: Как традиционно управляют таким коммутатором? Через консоль? Ее можно интегрировать в OpenView и управлять коммутатором штатными средствами. Подход состоит в следующем: будучи зонтичной системой, HP OpenView включает как собственные, так и штатные средства управления конкретным устройством (при отсутствии других возможностей). При этом за счет использования механизмов корреляции, визуализации и т. д. создается целостная картина происходящего, отдельные же средства управления конкретными устройствами не могут обеспечить такой возможности. В HP OpenView применяется так называемое дерево сервисов, благодаря которому можно видеть состояние любого сервиса, предоставление которого, в свою очередь, зависит от работоспособности таких компонентов, как сервер, база данных, операционная система, конкретное приложение и проч.
LAN: Развитие платформ и систем управления движется от управления инфраструктурой к управлению сервисами. Насколько системы управления готовы к динамическому предоставлению услуг по запросу? Как быстро может быть внедрен соответствующий сервис, выделены для него ресурсы и т. д.?
Лобов: У нас есть уже примеры реализации проектов, когда ресурсы перераспределяются автоматически. Прежде всего это сама компания HP: благодаря технологиям Utility Data Center услуги пользователям предоставляются действительно по запросу. В России все большее число заказчиков приходят к пониманию того, что сервисами необходимо не только управлять, еще надо уметь их быстро инициализировать. Для того HP и занимается развитием технологий Identity Management, IT Provisioning и т. д., чтобы пользователь в минимально короткое время имел возможность активировать свои сервисы. Скажем, администратору приходит заявка на предоставление какой-либо конкретной услуги, и она автоматически предоставляется с помощью потоков операций (workflow) и технологий идентификации. Администратор может легко управлять как доступом конкретного специалиста к определенным сервисам или группе сервисов, так и качеством предоставления тех или иных услуг.
LAN: Поддержка вводимой услуги требует зачастую реконфигурации оборудования. Не все устройства поддерживают автоматическую конфигурацию. Насколько инфраструктурные компоненты готовы к динамическому предоставлению услуг?
Лобов: Для ответа необходимо вернуться к истории вопроса. Технология Utility Data Center (UDC) появилась исходя из возможностей оборудования. Быть может, это покажется странным, но она зародилась в одной из африканских стран, где понадобилось задействовать имеющийся огромный парк маломощных серверов не в виде отдельных машин, а как единый комплекс с синергетическим эффектом от сложения отдельных мощностей и перераспределения конкретных задач. Этого удалось достичь, причем в вычислительном центре наряду с новыми с успехом работали и старые серверы. Еще раз повторю: нет нужды адаптировать оборудование под технологию — сама UDC и технологии управления разрабатываются с учетом его функциональности.
LAN: Одна из тенденций в области ИТ, как о том свидетельствует выставка CeBIT, — увеличение предложений для малого и среднего бизнеса. Между тем инициативы Adaptive Enterprise и Utility Data Center рассчитаны прежде всего на крупные компании...
Лобов: Я бы не согласился с подобным мнением по отношению к Adaptive Enterprise, ведь в основе стратегии адаптивного предприятия лежит утверждение, что любое бизнес-решение вызывает ИТ-транзакцию, а любая бизнес-транзакция влияет на бизнес-решение. Это актуально как для крупного, так и для малого предприятия. Другое дело, насколько критичны ИТ для бизнеса — если компания не ориентирована на ИТ, то их значение невелико, но на деятельность телекоммуникационных компаний, Internet-магазинов и т. д. информационные технологии оказывают серьезное влияние.
Что касается UDC, да, действительно, эта технология актуальна для компаний с большими вычислительными мощностями на разных территориях, когда необходимо их объединение для решения более сложной задачи — например, один комплекс не в состоянии с ней справиться, а два легко преодолевают сложности благодаря суммированию вычислительной мощности. Так, у HP раньше было около 20 центров обработки данных, а с помощью технологии UDC их удалось сократить в несколько раз — можно себе представить, какой экономии удалось добиться благодаря хотя бы сокращению арендуемых площадей.
LAN: Аналогичные инициативы исходят и от других крупных вендоров, так что же предпочесть заказчику и чем один подход лучше другого?
Лобов: К сожалению, многие инициативы ограничиваются, по сути, только декларацией. Последние же исследования аналитиков говорят о том, что HP действительно имеет такие решения, причем они уже используются на предприятиях. Это наше решающее преимущество по сравнению с конкурентами. У нас есть технологии, реальные продукты, опыт внедрения, а главное — мы знаем, как это может быть реализовано различными способами. Помимо самой HP соответствующие технологии внедрены, например, у Philips Semiconductor и Ericsson. HP OpenView не просто переименована в Adaptive Enterprise, это совершенно другой подход к программному и аппаратному обеспечению. Да, мы стараемся продвигать на рынок саму идею, но за ней стоят, во-первых, реальные технологии, а во-вторых, опыт успешных проектов, чего пока нет ни у кого больше.
LAN: Тем не менее насколько уже имеющиеся технологии соответствуют конечной цели построения полностью адаптивного предприятия?
Лобов: Естественно, адаптивное предприятие — не тот продукт, который можно специфицировать и продавать по установленной стоимости. Адаптивное предприятие —это, прежде всего, видение того, как должна работать компания. HP готова сформировать его составляющие и необходимые для воплощения этой концепции решения, причем они не обязательно должны быть исключительно от HP. Мы лишь утверждаем, что имеющиеся комплексы можно заставить функционировать намного эффективнее. Естественно, все имеет свою цену — консалтинг, программное и аппаратное обеспечение. Каждый проект построения адаптивного предприятия уникален.
LAN: За последние полгода HP приобрела пять компаний с целью получения технологий для реализации адаптивного предприятия. Насколько завершено формирование соответствующего пакета решений?
Лобов: Адаптивное управление — это некое видение того, как должно быть организовано управление, и оно опирается не только на продукцию HP, но и на продукты наших партнеров. Если в какой-то области подобная зависимость становится критической, то компанией принимается решение о самостоятельной разработке тех или иных средств либо о приобретении тех или иных технологий. Мы знаем, из чего состоит адаптивное управление и какие продукты для этого необходимы, но не можем себе позволить реализовать все технологии сами, это очень дорого. И вопрос в том, заимствовать ли эти технологии у партнеров или получить их в собственное и полное распоряжение. Дилемма традиционна, ее решение всегда зависит от обстоятельств.
LAN: Когда говорится об адаптивном предприятии, часто об ИТ вообще не упоминается. Означает ли это, что конечная цель состоит в интеграции всех уровней управления?
Лобов: Безусловно. ИТ — лишь средство достижения адаптивности, под которой подразумевается адаптивность бизнес-процессоров. Еще Хамер и Чампек в своей работе «Реинжиниринг корпораций» говорили о том, что не продукты и услуги, а бизнес-процессы делают компанию успешной. Мы фокусируемся на технологиях, способных помочь нашим заказчикам отслеживать свои бизнес-процессы и управлять ими. Конечная цель — управление бизнес-процессами, их скорейшая адаптация к внешним условиям, ведь в соответствии с теорией эволюции Чарльза Дарвина выживает не самый сильный и умный, а наиболее приспособленный. Информационные технологии как элемент инфраструктуры компании точно так же должны максимально быстро адаптироваться к происходящим изменениям.
LAN: В этой связи предусматривается ли интеграция OpenView с такими системами, как ERP, или включение в нее соответствующих модулей?
Лобов: HP предпринимает усилия по интеграции HP ITSM в ERP. В методологии организации бизнес-процессов рассматриваются и такие вспомогательные процессы, как ИТ. Однако в традиционных системах ERP соответствующий блок отсутствует. Предлагаемое HP решение на базе методологии HP ITSM и продуктов HP OpenView позволяет органично дополнить решения ERP блоком ИТ. Основным пользователем и заказчиком ERP выступает руководство компании, бухгалтерия, менеджеры по продажам, но не отделы ИТ. Традиционно подразделениям ИТ ничего, кроме головной боли, системы ERP не приносят. Как же обеспечить работу данной системы? Только с помощью имеющихся средств и технологий. Такой технологией и является HP ITSM, библиотека ITIL, средства HP OpenView и проч. Недавно был подписан протокол о намерениях с SAP о включении в продукты Netweaver элементов HP ITSM, но говорить о полномасштабной интеграции с системами ERP было бы преждевременно, поскольку методология ERP ориентирована на основные бизнес-процессы компании, а методология HP ITSM — на процессы ИТ.
LAN: После объединения с Compaq ее решение для управления сетями связи TeMIP было включено в НР OpenView. Насколько это оправдано, ведь корпоративные и телекоммуникационные сети значительно отличаются друг от друга по используемым технологиям, продуктам и т. д.?
Лобов: Что такое НР OpenView? Это марка, объединяющая около 60 продуктов с разной функциональностью (без учета версий, платформ, ОС). И единственный принцип, в соответствии с которым семейство организуется, — основная функциональность, т. е. управление как таковое, будь то ИТ или сети операторов связи. Как классическая система OSS, TeMIP естественным образом подходил под классификацию HP OpenView. Сегодня TeMIP гораздо более мощный продукт, нежели традиционные HP OpenView Operations или Network Node Manager. Последние являются составной частью решения, которое может быть реализовано с помощью TeMIP: из нее оператор, например, способен управлять своей корпоративной сетью посредством OpenView Operations.
LAN: При таком обилии продуктов возникает естественный вопрос: насколько тесно они интегрированы между собой?
Лобов: Интеграция — ключевой аспект развития семейства, и все объединенные брендом OpenView продукты интегрированы между собой в той или иной степени. Так, TeMIP интегрирован с Operations и Service Desk, Operations — c NNM, Service Desk, Reporter и т. д.
LAN: На первый взгляд направление телекоммуникаций представляется достаточно далеким от основной области деятельности HP, причем там требуется совершенно иные знания, опыт, экспертиза...
Лобов: На самом деле 55% оборота HP в области программного обеспечения приносят именно продукты и решения для рынка телекоммуникаций — это TeMIP, Service Activator, Service Quality Manager и продукты OpenCall. Да, на российском рынке соотношение иное, до недавнего времени HP развивала только направление OpenView. Но сейчас мы пытаемся выровнять эту диспропорцию и привести ее в соответствие с общемировым соотношением. Те решения в области телекоммуникаций, которые имеются у HP, очень критичны для российских заказчиков — с их помощью они могут зарабатывать деньги (не экономить, а именно зарабатывать). Так, SMS-центры реализуются с применением решений на платформе OpenCall, причем так обрабатываются 7 из 10 сообщений SMS во всем мире.
Другой пример: реестр пользователей (Home Locator Registry, HLR) позволяет сотовым операторам идентифицировать абонентов. HP лидирует среди независимых поставщиков таких решений (традиционно поставщики оборудования для сотовых операторов предлагают собственные HLR). При существующей тенденции покупки региональных компаний крупнейшими федеральными операторами сотовой связи им приходится тратить большие средства на обслуживание уже функционировавшего на момент поглощения оборудования и HLR — и то и другое важно для деятельности оператора. Представьте, что произойдет, если пользователю будет отказано в обслуживании, потому что отсутствует информация о нем. Имеющееся у HP решение позволяет в несколько раз снизить подобные затраты за счет унификации реестров от разных производителей в один HLR.
Кроме того, HP имеет решения для определения местонахождения (Location Based Services, LBS), системы предбиллинга (mediation) на базе HP Internet Usage Manager, новые предложения по конвергентному биллингу. Как видите, у нас есть очень серьезные решения для операторов связи. HP накопила достаточные опыт и знания за годы работы с традиционными поставщиками оборудования для операторов, в числе которых Alcatel, Comverse, Ericsson и Nokia. А сейчас мы считаем этот рынок своим и полагаем, что способны составить конкуренцию его ведущим игрокам. При этом мы еще в начале пути (применительно к российскому рынку).
LAN: По словам Андреаса Хаусманна из HP, до 80% современных сетей никоим образом не управляется. В России ситуация наверняка значительно хуже. Насколько востребованы такие решения, как OpenView, российскими компаниями?
Лобов: Этап первоначального накопления оборудования проходит, и руководители подразделений ИТ отчетливо осознают, что «зоопарком техники» невозможно управлять с помощью только человеческих рук, нужны специализированные средства. По данным IDC, объем российского рынка систем управления ИТ-инфраструктурой в 2003 г. составил около 15 млн долларов. Цифра не такая уж большая, но этот сегмент рынка растет достаточно быстрыми темпами, и мы активно работаем над формированием спроса. Так, по сравнению с предыдущим годом продажи соответствующих продуктов HP выросли на 40%. С другой стороны, столь высокие темпы роста говорят о том, что рынок еще не до конца сформировался.
LAN: А каковы перспективы HP OpenView TeMIP на российском рынке?
Лобов: Не так давно на РБК проводился опрос специалистов в области телекоммуникаций — какие факторы для них имеют критичное значение. Многие отметили управление сбоями, и это говорит о том, что пришло время для систем OSS. По оценкам аналитического агентства Heavy Reading, решение OSS на базе TeMIP — лучшая и наиболее известная система в мире, и российское представительство работает над тем, чтобы ее позиция в России соответствовала общемировой. Пока инсталляций не так много, в основном пилотные проекты, ряд договоров — в стадии подписания; в целом же мы значительно продвинулись по сравнению с периодом двухлетней давности. Я считаю, что через два года телекоммуникационные решения будут приносить до половины оборота HP в России в области программного обеспечения.
LAN: По сравнению с оборудованием программное обеспечение требует больше усилий по внедрению. Как у HP организована это направление деятельности?
Лобов: У компании есть собственное консалтинговое подразделение, и крупные интеграционные проекты реализуются именно им, особенно когда это происходит впервые: ведь большой проект — большой риск, маленький проект — маленький риск —как для HP, так и для заказчика. При наличии у партнеров соответствующей экспертизы мы привлекаем их специалистов, когда речь идет о проверенных решениях, пользующихся достаточно широким спросом. Очень часто консалтинговое подразделение приглашает партнеров в качестве субподрядчика (бывает и наоборот).
Тем не менее основой стратегии продвижения наших продуктов в России являются наши партнеры. Мы предоставляем им множество преимуществ при продвижении наших решений при условии, что они отвечают предъявляемым высоким требованиям. Для нас важно не только наличие у партнера ноу-хау в области продаж продуктов, но и опыта их внедрения. Именно поэтому мы поддерживаем разные уровни партнерства. У всех «золотых» партнеров имеются собственные консалтинговые службы по внедрению продуктов HP, причем под внедрением понимается не просто настройка и конфигурация, а реализация методологии ITSM. HP традиционно ориентировалась и будет ориентироваться на партнеров хотя бы потому, что только собственными силами невозможно охватить весь рынок.