Очень многие предприятия уже сегодня с удовольствием списали бы свои старые телефонные станции и заменили бы их на телекоммуникационные IP-системы. Между тем провайдеры проявляют завидную изобретательность в области IP-телефонии и предлагают по DSL не только выгодные услуги телефонии, но и полную виртуальную телекоммуникационную систему.
Передача голоса по IP (Voice over IP, VoIP) - технология для транспортировки голоса по сетям данных - обладает уже длительной историей развития, что нашло свое отражение в многообразной палитре представленных на рынке решений. При этом важным полем деятельности является переоснащение офисных телефонных станций для поддержки IP. До 13% немецких предприятий сегодня уже используют VoIP, еще 43% планируют пробную эксплуатацию VoIP по крайней мере в некоторых подразделениях - к такому результату пришли компания Mummert Consulting и институт F.A.Z. по окончании исследований «Вектор телекоммуникаций». Главным стимулом перехода, как и прежде, остается экономия средств - не столько на приобретение IP PBX, сколько благодаря упрощенному управлению, лучшим возможностям интеграции в другие коммуникационные среды и совершенствованию внутри корпоративных деловых процессов, а также отсутствию платы за телефон при коммуникации с филиалами.
Едва ли вложения в какие-либо другие отрасли информационных технологий могут обеспечить столь же быстрый возврат инвестиций (Return of Investment, ROI), как в случае IP PBX. Согласно данным калифорнийской компании Radicati Group, совсем недавно опубликовавшей аналитический обзор «Корпоративный рынок VoIP в 2004-2008 гг.», к 2008 г. 44% предприятий всего мира будут вести телефонные переговоры по VoIP, а число инсталлированных телефонов VoIP, по ее прогнозам, превысит цифру в 260 млн. Рыночная доля гибридных систем, где IP-телефония комбинируется с традиционной, за четыре года достигнет 70%.
ОПЕРАТОРСКАЯ IP-ТЕЛЕФОНИЯ
Рисунок 1. Телефонная станция в мире IP - это модульный коммуникационный сервер наподобие модели Integral 55 от Tenovis. |
Между тем операторы и провайдеры услуг также спешат успеть на «поезд» VoIP, а предлагаемые ими решения в состоянии перевернуть мир традиционной телефонии: всеми соединениями по IP теперь управляет не предприятие, а провайдер, и с каждым новым подписчиком расширяется «филиальная сеть», в пределах которой телефонные переговоры можно вести бесплатно. Благодаря кооперации - такой, например, как между Freenet и Slipgate, - круг бесплатно достижимых участников расширяется молниеносно.
В Германии коммерческую IP-телефонию предлагают компании Broadnet Mediascape, BT, Equant, QSC и Telefonica. Freenet, Sipgate и T-Com 1&1 фокусируются со своими телефонными предложениями в первую очередь на частных пользователях. В Великобритании традиционный оператор British Telecom выступил с масштабной инициативой в области IP-телефонии: совместно с Siemens британский телекоммуникационный гигант переоснащает всю свою инфраструктуру для передачи голоса по IP, и первые его предложения уже появились на рынке.
Equant - один из тех провайдеров, кто специализируется на международном трафике VoIP и нацелен прежде всего на обслуживание многонациональных предприятий, - поддерживает не только передачу голоса по IP, но и видео. Согласно недавно опубликованным данным, число корпоративных клиентов Equant, использующих голосовые решения на базе IP, за последний год увеличилось на 85% и достигло 1300. Услуга доступна в 93 странах мира, при этом компания закупает оборудование для IP-телефонии у Avaya и Nortel Networks (до этого устанавливалось исключительно оборудование Cisco). Для привлечения новых клиентов снижены цены на международные соединения.
Telefonica вместе с Innovaphone предлагает пакет IP-телефонии специально для небольших офисов с количеством рабочих мест не более десяти. Пакет включает в себя постоянный доступ в Internet c симметричной пропускной способностью, голосовое подключение с четырьмя голосовыми каналами, IP PBX, IP-телефоны, IP-адаптер a/b и маршрутизатор. Telefonica конфигурирует устройства заранее, поэтому на месте никаких серьезных работ проводить не надо.
В ОЖИДАНИИ ДОСТУПА К ДАННЫМ «БЕЗ НАГРУЗКИ»
Рисунок 2. Siemens Optipoint 600 представляет собой многофункциональный телефон, который может быть использован как в сетях IP, так и в TDM и совместим со всеми платформами HiPath. Он работает с протоколом сигнализации Cornet IP и предоставляет пользователю набор функций, хорошо знакомых по технологии TDM. |
Было бы желательно, чтобы и в Германии ведущий национальный оператор способствовал распространению IP-телефонии. Однако традиционные телефонные услуги и без того приносят Deutsche Telekom неплохой доход, а потому вряд ли она станет создавать конкуренцию сама себе. Так, подключение к Internet по DSL предлагается только вместе с телефонным подключением к сети фиксированной связи. При этом Deutsche Telekom контролирует около 90% немецкого рынка DSL, с чем неизбежно приходится считаться. Кроме того, предложения большинства оставшихся провайдеров базируются на принадлежащей ей сети доступа. Broadcast Telekom - третий после Deutsche Telekom и Arcor провайдер по размеру сети доступа - одним из первых вышел на рынок с адресованным корпоративным клиентам предложением подключения для данных «без нагрузки». Теперь предприятие расширяет эту услугу, полностью заменяющую обычную телефонную связь, ориентируясь на небольшие офисы и частных клиентов.
Если для телефонных переговоров через Internet используется Fritz-Box Fon от AVM, то IP-телефон даже не нужен. Телефонная станция на базе маршрутизатора DSL позволяет подключать аналоговые телефоны напрямую, так что нет необходимости включать компьютер. Однако купить это оборудование отдельно от услуги нельзя - пока его предлагают лишь провайдеры VoIP (на данный момент - Freenet и 1&1).
Все большее количество провайдеров заключает соглашение об обмене трафиком, и все многочисленнее становится аудитория бесплатно достижимых абонентов, однако по-прежнему главной проблемой для альтернативных решений телефонии в Германии остается привязка подключения DSL к телефонной линии. Изменить ситуацию под силу только регулирующим органам, а они еще только приступают к рассмотрению проблем IP-телефонии. Тем не менее в Комиссии по регулированию телекоммуникаций и почты уже несколько месяцев проходит слушание, в рамках которого высказались все сетевые операторы и провайдеры услуг. Кроме того, свою точку зрения получили возможность изложить и производители телекоммуникационного оборудования. По единодушному мнению участников дискуссии, «развязка» телефонных подключений и DSL могла бы стать существенным стимулом для интенсивного развития немецкого рынка телекоммуникаций.
IP CENTREX
Рисунок 4. Новый набор микросхем VoIP для WLAN от Agere переводит голосовой трафик IP в канал передачи данных. |
То, что до сих пор в Германии и в Европе играло совсем незаметную, второстепенную роль, благодаря IP может стать «гвоздем программы» в ближайшем будущем. Речь идет о Centrex - передаче всей телефонной станции на аутсорсинг внешнему провайдеру, обычно услуг Internet (Internet Service Provider, ISP). Предприятия используют собственные IP-телефоны, между тем как серверы находятся у провайдера. IP-телефоны автоматически регистрируются на виртуальной станции. Эта модель называется IP Centrex и является, по результатам последних опросов, потенциально перспективным направлением развития для телекоммуникационных операторов. Такой вывод, к примеру, подтверждается исследованием компании RHK, в котором участвовали крупнейшие европейские телефонные компании и провайдеры услуг Internet: все они считают эту тему «очень важной», и большинство планирует ввести услуги IP Centrex в 2006 г.
Такое решение имеет несколько преимуществ по сравнению с установкой телефонной станции на собственной территории: нет необходимости в ее приобретении, в проведении регулярного обслуживания, обновления и т. д. Темы масштабируемости и безопасности затрагивают пользователей лишь тогда, когда нужно удостовериться, что провайдер соблюдает их в желаемой форме. Настройка и управление конечно же нужны и для внешнего решения, однако в мире IP эти задачи решаются гораздо проще, чем в случае прежних коммутаторов TDM. Например, Broadnet Mediascape, одна из первых вышедшая на рынок IP Centrex в Германии, предлагает своим клиентам двухступенчатую концепцию управления через надежное соединение по виртуальной частной сети (Virtual Private Network, VPN). Таким образом можно вводить дифференцированные права доступа для конечных пользователей и специалистов по ИТ (администраторов IP Centrex). Siemens в своем программном обеспечении для IP Centrex предусмотрела трехступенчатую иерархию управления, добавив уровень оператора-менеджера. Все администраторы регистрируются на защищенном портале Web, после чего получают возможность вносить изменения в конфигурации в соответствии со своими правами. Администратор IP Centrex, как правило, управляет группами Centrex в пределах своего предприятия. Графический пользовательский интерфейс облегчает обзор.
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ: ВИДЕО ПО IP
Рисунок 5. Устройство I2eye D1200 от D-Link представляет собой беспроводной видеотелефон для домашних пользователей и устанавливает соединение с кабельным маршрутизатором DSL по радио. |
Благодаря VoIP, как считают исследователи рынка, активно начнет распространяться проведение видео- и Web-конференций (Video Conferencing/Web Conferencing VC/WC). Так, годовой прирост оборота в Европе, по данным исследования компании Frost&Sullivan, до 2007 г. будет составлять приблизительно 44%. Недавно опубликованное исследование компании Vanson Bourne, которое она провела по заказу ВТ, подтверждает, что почти три четверти немецких предприятий разделяют мнение о том, что использование Web-конференций даст им определенные преимущества. Результаты показывают, что конференции в режиме «видео на рабочем столе» уже скоро могут получить самое широкое распространение в Германии. В качестве основных стимулов в пользу применения этой технологии назывались стоимостные преимущества (главный аргумент для 44% опрошенных) и экономия времени (важнейшее преимущество для 37% ) на проведение «виртуальных» собраний.
В отношеении коммуникационной техники, обеспечивающей проведение конференций по Web, справедливы те же предпосылки, что и для VoIP: нужна лишь более высокая пропускная способность. Для подключения филиала предприятия к Internet необходимо, к примеру, симметричное соединение DSL со скоростью передачи 2 Мбит/с в каждом направлении. Связанные каналы ISDN (в большинстве случаев от двух до восьми каналов), которые ранее использовались для видеоконференций, уже не подходят. Однако, по мнению Уве Лепа, новые системы проведения конференций через Web обречены на успех по многим причинам: «Как и в случае VoIP, эти решения имеют простые в обслуживании пользовательские интерфейсы. И наряду с голосом видео оказывается всего лишь еще одним приложением в пределах имеющейся инфраструктуры, в то время как видеоконференции представляют собой обособленную, отдельно обслуживаемую систему». Интеграция Web-конференций в повседневные деловые процессы, по заключению Лепа, удастся большинству пользователей без проблем, простейший способ - прибегнуть к помощи IP-телефона с соответствующим дисплеем.
Провайдеры спешно готовят и новые предложения услуг видео. ВТ, к примеру, уже вывела на английский рынок соответствующую услугу, в Германии таковая появится в ближайшее время. Комплект решений Multimedia VoIP (MM VoIP) от ВТ предусматривает мультимедийную коммуникацию через IP-телефоны от Cisco и включает не только такие услуги, как «видео на рабочем столе» в реальном времени, но и интегрированную систему обработки сообщений (Unified Messaging, UM), разделение документов и виртуальную «белую доску» (Whiteboarding). Помимо телефонии ВТ предлагает услуги передачи видео и IP Centrex. Трехмесячные полевые испытания недавно завершила Broadnet Mediascape.
В области конечных аудио- и видеоустройств Cisco сотрудничает с Tandberg. Однако в инфраструктуре Cisco (Callmanager 4.0) могут использоваться устройства и других производителей, например Polycom. Последний представлен на рынке своими системами для проведения видеоконференций VSX. Кроме того, Polycom поддерживает партнерские отношения с Avaya и Nortel Networks, которые включают решения этой компании в собственные среды.
МОБИЛЬНЫЙ VOIP
Рисунок 6. Philips интегрирует в свою инфраструктуру IP беспроводные телефоны DECT. Новое поколение продуктов IP-DECT-решения Mobile@Net с 12-канальной базисной IP-станцией АР200, функционирующей в качестве точки доступа DECT (DECT Access Point, DAT). |
Многие предприятия благодаря консолидации своих сетей связи и передачи данных добились значительного снижения стоимости их эксплуатации и хотят перевести на ту же основу инфраструктуру беспроводных телефонов. При этом беспроводные локальные сети (Wireless Local Area Network, WLAN) с обеспечением качества услуг (Quality of Service, QoS) играют все большую роль. Не дожидаясь принятия уже практически готового стандарта IEEE 802.11e, организация Wi-Fi в конце прошлого года открыла дорогу соответствующим продуктам подготовкой спецификации «Мультимедийные расширения Wi-Fi» (Wi-Fi Multimedia Extensions, WME) и «Беспроводные плановые мультимедийные сеансы» (Wireless Scheduled Multimedia, WSM).
Одной из честолюбивых инициатив в области передачи голоса по IP в беспроводных сетях является многолетняя кооперация американских производителей - Motorola, Avaya и Proxim. Цель сотрудничества - разработка нового вида голосовых продуктов для беспроводных сетей. Начало ее практическому воплощению положила Motorola, представив двухдиапазонный мобильный телефон стандарта 802.11b/GSM. В ближайшее время Avaya собирается выпустить на рынок программное обеспечение для IP-телефонии с поддержкой SIP и со специальными функциями для телефонов Wi-Fi. А Proxim уже поставляет предназначенное для работы с трафиком реального времени беспроводное инфраструктурное оборудование.
Новый продукт I2eye D1200 от D-Link - пример того, как в мир беспроводных коммуникаций по IP наряду с голосом торжественно вступает и передача видео. Речь идет о беспроводном широкополосном видеотелефоне, который по радио устанавливает контакт с маршрутизатором DSL/KTB.
Интересный подход к разработкам VoIP в мобильном секторе демонстрирует Agere. Производитель полупроводников недавно представил набор микросхем VoIP для WLAN. Он позволяет на мобильных устройствах делать то, что в стационарной телефонной сети делают IP-телефоны: пересылать голосовой трафик через канал передачи данных. Если в будущем, к примеру, окажется очень выгодной передача голосового IP-трафика через GPRS, то инициатор такого развития событий не останется неизвестным. Минута разговора у операторов сотовых сетей все еще дороже, чем в фиксированной телефонной сети, и потому стоимостные преимущества для пользователей были бы немалыми.
Передача голоса по беспроводным локальным сетям находится в самом начале своего пути. После ее спокойного выхода на рынок в 2002-2004 гг. наблюдатели ожидают быстрого роста уже начиная со следующего года. Занимающаяся исследованиями рынка компания Instat MDR прогнозирует, к примеру, что мировые продажи мобильных телефонов для голоса поверх WLAN вырастут с 90 тыс. в 2002 г. до 1 млн в 2007 г.
Информация о состоянии рынка, используемая в этой статье, частично базируется на данных Broadnet Mediascape, Cisco, Siemens и Tenovis.
Штефан Мучлер - шеф-корреспондент LANline. С ним можно связаться по адресу: sm@lanline.awi.de.