Наверно, у передачи голоса по IP сейчас есть куда более серьезные проблемы, требующие скорейшего решения, в том числе в области безопасности, чем угроза распространения голосового спама, для обозначения которого уже придуман и соответствующий термин — SPIT. Однако, как считает Нейл Фридман, менеджер по развитию бизнеса Tellumat, как только IP-телефоны получат действительно широкое распространение, буквально через три недели от SPIT не будет спасения. И произойти это может очень скоро.
Так, Брэд Карлингхаус, вице-президент Yahoo! по коммуникационным продуктам, полагает, что SPIT будет представлять серьезную проблему уже через два года. По прогнозам Yankee Group, к 2008 г. число абонентов Internet-телефонии в Соединенных Штатах достигнет 17,5 млн (против 1 млн в 2004 г.). По данным Insight Research, на корпоративном уровне ежегодно количество IP-телефонов будет увеличиваться минимум на 20%, по крайней мере до 2009 г. В Frost&Sullivan предсказывают 15-процентное проникновение IP-телефонии в Америке к 2008 г.
По мнению Кевина Кили, эксперта по вопросам компьютерной безопасности в Bell Labs, спамеры очень быстро превратятся в спитеров. Благодаря автоматизации рутинных операций они смогут отправлять десятки тысяч незапрошенных голосовых посланий нажатием кнопки на компьютере. Техническая возможность совершать до 1000 звонков в минуту с помощью специально написанной программы была продемонстрирована разработчиками американской компании Quovia (среди инвесторов которой Nokia).
Поставщики уже начинают принимать меры. Quovia запатентовала технологию выявления SPIT на основе таких спамовых характеристик вызова, как множество звонков с одного номера или одной длительности. Вначале лета компания Kayote Networks объявила о совместной инициативе с Check Point Software Technologies и Xconnect Global Networks по разработке инфраструктуры для обнаружения и блокирования SPIT. Идея состоит в сборе и передаче дополнительной информации по каждому вызову.
Для получателя SPIT будет представлять гораздо более серьезное неудобство, чем спам, с точки зрения затрат времени и степени вызываемого раздражения, поскольку звенящий телефон труднее проигнорировать, чем извещение о поступлении нового сообщения, а выслушивание приветствия отнимает больше времени, чем просмотр темы письма. Кроме того, Кили приводит в качестве возможных потенциальных злоупотреблений вставку в речь собеседника матерных слов, подделку голоса другого человека, захват системы VoIP для рассылки SPIT и т. п. Как и некоторые другие, Нейл Фридман уверен, что протокол SIP более благоприятствует распространению SPIT, чем H.323.
Проведенное (в начале года) Tellumat исследование показало, что ни одна из предлагаемых технологий пока не в состоянии эффективно противодействовать SPIT. Впрочем, возможно, не так страшен черт, как его малюют. Как отмечает Ричард Творек, исполнительный директор Quovia, SPIT может стать проблемой, когда система VoIP подключается к облаку Internet. Но плевать свысока на SPIT не стоит.