, а GSM остается пока главенствующей технологией сетей подвижной связи в России. Как считает Вячеслав Афанасьев, исполнительный директор Ассоциации российских операторов сетей GSM, все это было вполне прогнозируемо на фоне быстрого развития подобных сетей в мире.
Темпы роста численности абонентов сетей GSM, которых в России насчитывается уже 89 млн, до сих пор ежегодно удваивались, хотя теперь они должны снизиться. Как и во всем мире, у нас снижается доходность на абонента (ARPU), поэтому возникает потребность во внедрении услуг на основе стандартизированных решений, переходе на новые технологии и скорости — GPRS и EDGE.
Отечественный рынок сотовой связи отстает от зарубежного на год-полтора. Даже вопрос внедрения сетей 3G пока остается открытым. В мире же насчитывается 57 таких сетей, находящихся в коммерческой эксплуатации. По мнению Алексей Ничипоренко, первого заместителя генерального директора компании «МегаФон», если сети 3G в России не появятся, то инвестиции в отечественный сегмент сетей подвижной связи сократятся на 30—40%.
Операторам не остается ничего другого, как переходить от количественного расширения сетей к улучшению качества услуг передачи голоса и данных. В частности, началось активное внедрение технологии EDGE, перспективной, по всеобщему мнению. Эксперты полагают, что в условиях неразвитости во многих регионах фиксированных сетей телефонии услуги GPRS/EDGE могут стать серьезным источником доходов для операторов, поскольку оказываются единственным вариантом доступа в Internet. Что касается новых дополнительных предложений, то сегодня их доля составляет у операторов 15—20%, а в прошлом году ненамного превысила 10%, однако единственным действительно массовым приложением, дополняющим голосовые услуги, остается передача SMS. Как ожидается, в ближайшие два-три года ситуация сохранится: для более «продвинутых» приложений в России просто не будет приемлемых скоростей передачи данных.
Тем временем, в сентябре МТС планирует ввести услугу iMode. В компании считают, что эта пакетная технология вполне подходит для генерации новых доходов и востребована целевой аудиторией.