В соответствии с указом Президента с 1 января 2006 г. в России начинают выдаваться заграничные паспорта нового образца со встроенными электронными носителями информации об их владельце. Подобные паспорта уже введены в ряде стран Европы, в частности Германии, Норвегии, Швеции. Как предполагается, электронные данные будут поначалу лишь дублировать паспортные: в частности, содержать цифровое фото владельца паспорта.
Инициированное США, введение паспортов с электронными носителями призвано якобы способствовать борьбе с терроризмом. Однако, по мнению Росса Андерсона, представителя фонда Foundation of Information Policy Research, занимающегося исследованиями влияния технологий на общество, эта первая реализация биометрических паспортов представляет собой пустую трату денег, которые с большей пользой были бы потрачены на агентов и полицию: «Проблема борьбы с терроризмом — отнюдь не в установлении личности».
В их сегодняшнем виде новые паспорта лишь затрудняют поддел-ку и фальсификацию, поскольку решением Европейского парламента запрещается создание общеевропейской централизованной базы данных биометрической паспортной информации. Таким образом, она не может быть использована для проверки по базе разыскиваемых преступников. Как объясняет Томми Норберг, вице-президент Setec, компании-изготовителя паспортов для Норвегии и Швеции: «Идея состоит в том, чтобы гарантировать, что паспорт принад-лежит данному человеку. Но это ничем не поможет властям в розыске преступников».
Кроме того, современные биометрические технологии далеки от совершенства. По данным Visage Research, их системы распознавания лица дают от 2 до 3% ошибок. Как показало исследование Федерального ведомства Германии по безопасности и информационной техники, даже небольшие изменения во внешности ведут к увеличению их числа. Особенную проблему это будет представлять для женщин — им или придется носить одну прическу в течение пяти лет, или отказаться от зарубежных вояжей.
В этой связи вспоминается случай, который произошел со мной около десяти лет назад. Тогда издательство арендовало помещение на территории закрытого предприятия, и в какой-то момент вахтеры предложили мне или побриться, или сменить паспорт, по-скольку они с трудом узнавали меня по фотографии, где я был еще без бороды. Если уж человек испытывает трудности при отождествлении, то что говорить о машине? Впрочем, не только смена имиджа, но и изменение настроения могут обернуться тем, что система биометрической идентификации вас не узнает.
Со временем для усиления идентификации в электронные паспорта планируется еще добавить электронные образцы отпечатков пальцев. Однако, как утверждается в статье Й. Вилле «Новые пути биометрии», у 5-10% людей отпечатки вообще непригодны для распознавания техническими средствами. Впрочем, биометрические методы не ограничиваются распознаванием черт лица и отпечатков пальцев. Так, например, Hitachi развивает систему идентификации по рисунку вен на ладони, которая, по мнению производителя, менее подвержена ошибкам. Высоконадежный метод биометрический идентификации будет со временем, без сомнения, найден, но не окажемся ли мы тогда в «1984» году?