Лидеры серверного рынка используют свои наработки для выпуска комплексных решений.
Российский серверный рынок демонстрирует более высокие темпы роста, чем мировой, — 18-20% в год в натуральном выражении и 13-14% в стоимостном. Лидируют серверы на базе архитектуры Intel — их поставки превышают 93% в единицах продукции и 57% в денежном выражении.
Если несколько лет назад были востребованы в основном серверы начального и среднего уровня, то в настоящее время поставщики отмечают спрос на весь спектр систем, вплоть до высокопроизводительных решений — «тяжелых» серверо в платформы RISC и многопроцессорных (четыре и более процессоров) 64-разрядных систем x86. Крупные базы данных федерального масштаба и ряд других ресурсоемких задач требуют применения мощных решений, и подобных приложений становится все больше. Одним из крупнейших потребителей серверов является государственный сектор (до 40% рынка), закупки для которого осуществляются в рамках федеральных и целевых программ. Столь же высока доля телекоммуникационной отрасли, нуждающейся в устройствах разного класса. В числе лидеров — предприятия банковской сферы и сырьевая отрасль, спрос растет и в промышленности.
Зарубежный рынок «тяжелых» серверов имеет давнюю историю (см. статью Михаила Елашкина «Большое железо» в апрельском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2005 г.). В России активное освоение этого направления только начинается, и пока еще присутствует перекос в сторону дешевых моделей. «Тяжелые» серверы на базе Itanium 2, высокопроизводительные системы Sun и IBM на платформе RISC пользуются спросом в отечественной телекоммуникационной и финансовой отрасли, в государственном секторе, где наиболее востребованы их надежность, мощность и безопасность.
Выпущенные летом 2002 г. процессоры Intel Itanium на базе архитектуры Explicitly Parallel Instruction Computing (EPIC) должны были обеспечить значительный прогресс в решении наиболее требовательных к вычислительным ресурсам задач, однако этому процессору так и не удалось найти свою нишу.
В «К-Системс» отмечают, что серверы на базе Itanium ориентированы на решение таких задач, как высокопроизводительные вычисления, управление сверхбольшими СУБД, поддержка защищенных систем электронной коммерции, логистика, бизнес-анализ, планирование ресурсов предприятия, моделирование сложных систем, научные и инженерные расчеты, САПР, прикладное моделирование и т. п., а мощные четырехпроцессорные системы на базе Intel Xeon MP, обладающие высокой степенью готовности, масштабируемости и управляемости, предназначены для крупных ЦОД и могут применяться на предприятиях для обеспечения работы конкретных подразделений. Причем замена нескольких двухпроцессорных серверов на меньшее количество четырехпроцессорных позволяет снизить издержки на расширение возможностей системы при выполнении задач подобного класса.
«Тяжелые» решения на базе Itanium востребованы в секторах с большими объемами обработки данных, отмечает руководитель управления маркетинга «К-Системс» Кирилл Митягин. Спрос на такие системы будет постепенно расти, поскольку их производительность может многократно превышать аналогичные характеристики стандартных решений. Потребители же более массовых систем ориентируются в основном на соответствие цены и качества, на степень надежности, сервисное и гарантийное обслуживание.
По словам Андрея Узварика, начальника отдела вычислительных платформ компании IBS, спрос на системы на базе Itanium 2 в России заметно увеличивается, причем востребованы не только одно- и двухпроцессорные системы, но и более «тяжелые» серверы. В проектах IBS на них приходится до 20%, а заказчики все чаще просят оценить эффективность применения систем на базе Itanium 2 для решения их задач. Однако появившиеся в этом году двухъядерные процессоры AMD Opteron начинают серьезно конкурировать с Itanium 2, хотя и уступают по показателям надежности и готовности.
Применение «тяжелых» серверов обусловлено, прежде всего, требованиями соответствующих задач, которые нельзя распараллелить на множество потоков, например обработки крупных баз данных. Для обеспечения доступности данных одновременно нескольким процессорам были созданы системы класса HP Superdome, Sun Fire 25k, IBM eServer p5 570/590, PrimePower 2500 от Fujitsu Siemens Computers. Иногда масштабируемые системы позволяют использовать очень большое число процессоров (более 100) и большой объем оперативной памяти (до 0,5 Тбайт), хотя СУБД с подобными требованиями встречаются достаточно редко, как правило, лишь в специальных приложениях для крупного бизнеса. В задачах обработки транзакций (OLTP) и базах данных с хорошо распараллеливаемыми запросами вполне оправдано применение большого числа серверов или многоузловых кластеров HPC.
«Тяжелые» решения осваивает и российская промышленность. В августе было объявлено о внедрении специалистами компаний IBM и КРОК в НПО «Сатурн» кластера IBM eServer Cluster 1350 с 64 двупроцессорными узлами eServer xSeries 336 на базе Intel Xeon и двумя управляющими узлами eServer 455 на ба-зе четырех Intel Itanium 2 каждый — это самая мощная серверная система, действующая на отечественных производственных предприятиях. До сих пор оборудование такого уровня использовалось в основном в банковском секторе и нефтегазовой отрасли, реже в метеорологии для решения научных задач. На создании мощных кластерных решений на базе платформ AMD и Intel специализируется, в частности, компания «Т-Платформы», а в нефтегазовой отрасли внедрено несколько кластеров R-Style. Arbyte внедрила комплексное решение в сервисной геофизической компании.
Как считает Кирилл Митягин, по производительности рынок серверов в России распределяется следующим образом: в натуральном выражении «легкие» серверы занимают около 49%, серверы среднего класса — 48%, а на высокопроизводительные системы приходится 3%. Андрей Состин, технический директор группы компаний «Аквариус», полагает, что сегмент «легких» серверов активно расслаивается. С одной стороны, появляются бюджетные модели, где подчас применяются наборы микросхем для ПК и отсутствуют возможности масштабирования; с другой — часть моделей приближается к более «тяжелым» серверам за счет использования двухъядерных процессоров, скоростных шин и резервирования блоков питания. Между ними находятся узкоспециализированные серверы (network appliances). Это дает более широкие возможности выбора оптимального устройства для максимально эффективного решения конкретных задач.
По мнению Рената Юсупова, директора Kraftway Computers, в действительности класс создаваемого для заказчика решения («тяжелое» или «легкое») зависит от точности по-становки задачи, опыта и ресурсов исполнителя. Кроме того, нужно учитывать не только аппаратные архитектуры, но и реальные особенности ПО конкретного производителя, его поведение на аппаратных платформах. Российский серверный рынок вполне дорос до решения проблем независимо от их «тяжести», ограничения по ресурсам существуют лишь в случае наиболее сложных (достаточно немногочисленных) задач.
СДЕЛАНО В РОССИИ
Отечественные производители вполне уверенно чувствуют себя на рынке серверов малого класса и «средних» систем. В этом сегменте пользователи чаще отдают предпочтение именно российским маркам. В сегменте же «тяжелых» решений (таких, как восьмипроцессорные серверы) доминируют зарубежные поставщики, однако все активнее заявляют о себе и российские компании. В True Systems, выпускающей серверы на базе системных плат Supermicro, уверены, что известность марки перестает играть решающую роль, и заказчики уделяют первоочередное внимание прогрессивности решения при балансе цены и качества, причем возросшее качество продукции российских сборщиков дает им возможность увеличивать долю рынка.
Соотношение продаж мировых и российских брэндов как минимум равнозначно, считает Кирилл Митягин. Несмотря на снижение цен зарубежными поставщиками, на стороне отечественных разработчиков по-прежнему такие преимущества, как более простое и гибкое взаимодействие с производителем элементных баз, гибкий подход к формированию модельного ряда, системе ценообразования, логистике. Между тем некоторые интеграторы отмечают смещение предпочтений корпоративных заказчиков к продукции известных производителей — IBM, HP и Sun.
По оценкам аналитиков, на тройку лидеров — «Аквариус», HP и Kraftway — приходится более 48% продаж серверов. Компания Kraftway — поставила в прошлом году около 8 тыс. серверов, а в этом планирует на четверть увеличить показатели в денежном выражении. Приоритетным здесь считается создание инфраструктурных решений. Тенденцию к увеличению доли комплексных решений на базе серверов, в частности кластеров высокой надежности (HA) и вычислительных кластеров (HPC), отмечают в «Аквариусе» и Arbyte. Кроме того, по словам Олега Кукушкина, управляющего директора группы компаний Arbyte, компания разрабатывает вычислительные комплексы, оптимизированные под ПО заказчика. Современное ПО — сложные комплексы трехмерного моделирования, САПР для машиностроения и т. д.— стоит очень дорого, и адаптировать для него оборудование бывает выгоднее, чем заниматься перепроектированием программных продуктов.
По мнению Дениса Сегета, директора по маркетингу группы компаний «Аквариус», можно ожидать некоторого уменьшения количества действующих игроков и вытеснения мелких сборщиков. В «К-Системс» полагают, что в условиях консолидации рынка присутствие крупных отечественных производителей в новых сегментах будет расширяться. Накопленный ими опыт и пакеты решений позволяют предлагать широкий спектр серверов, включая системы на базе Itanium 2. По оценкам поставщиков, на российском рынке было продано 250-300 серверов местной сборки на базе Itanium. Некоторые считают, что реальный спрос на них появится в 2006 г.
Спектр предлагаемых в России «тяжелых» серверов растет. «К-Системс» готовит к выпуску Patriot 780 на базе восьми процессоров AMD Opteron (16 ядер). Главными преимуществами серверов Patriot в компании считают многоядерность, встроенный в процессор контроллер памяти, высокую масштабируемость (до восьми процессоров и 16 ядер), адекватную стоимость. Год назад «Стинс Коман» и NEC заключили OEM-соглашение по сборке в России серверов SeNECa — многопроцессорных комплексов на основе серверов NEC с процессорами Intel Itanium 2.
ПЛАТФОРМА КОНСОЛИДАЦИИ
«Тяжелые» серверы нередко позиционируются как консолидационные решения, заменяющие собой целый парк устройств. Для этого в одной системе с помощью программных средств виртуализации или аппаратных разделов выполняется несколько независимых ОС для разных задач. Технологию разделов активно совершенствуют IBM, HP, FSC и Sun. При создании логических разделов свободные ресурсы могут использоваться всеми процессорами, которым они необходимы (возможно и «жесткое» распределение ресурсов по разделам), а менеджеры нагрузки разделов способны динамически перераспределять между ними ресурсы. Программные и аппаратные разделы позволяют добиться заметных преимуществ при решении широкого круга задач и повысить эффективность использования ресурсов.
По данным статистики, если продуктивность мэйнфрейма достигает 70-80%, то для типичного сервера платформы Intel она составляет лишь 10-20%. Современные программные технологии виртуализации увеличивают этот показатель, но замедляют выполнение приложений. Более развитые механизмы виртуализации реализуются за счет ее поддержки на уровне процессоров. Intel планирует внедрить в следующих версиях технологию виртуализации Intel Virtualization Technology (VT, ранее Vonderpool). В результате виртуализация серверов переходит на более низкий аппаратный уровень.Технологии виртуализации Intel VT и AMD Pacifica (AMD разрабатывала ее в сотрудничестве с Microsoft, VMWare и XenSource) нацелены на повышение производительности, безопасности и на оптимизацию распределения ресурсов, они должны упростить одновременное использование нескольких ОС и приложений.
Считается, что консолидация и виртуализация помогают снизить затраты на аппаратное обеспечение и ПО и способствуют уменьшению стоимости владения за счет сокращения персонала. Однако подобный подход в большей степени подходит для крупных компаний, эксплуатирующих множество серверов. Тенденция консолидации серверов должна способствовать и переходу на модульные серверы (blade). По прогнозам некоторых производителей, они могут занять до 70% рынка. Уже к концу прошлого года продажи такого оборудования составляли более 17% от продаж серверов x86. Абсолютными лидерами здесь являются IBM и HP с долей в 30-40% и 35%, соответственно (согласно отчетам Gartner и IDC за I-II кварталы). Модульные серверы теперь производят не только IBM, HP, Dell, FSC и Sun, но и отечественные DEPO Computers, Kraftway, «К-Системс» и R-Style, однако интерес российских заказчиков к этим системам в России растет достаточно медленно.
Компании все в большей степени зависят от инфраструктуры ИТ, причем это характерно не только для банковской отрасли, но и топливно-энергетических, телекоммуникационных, торговых (логистика) компаний и др. Поэтому высокие требования предъявляются к доступности системы и квалификации персонала. В плане обслуживания объединение серверного парка и переход на «однородную» инфраструктуру дают заметный выигрыш. К тому же консолидация на базе «тяжелых» серверов позволяет лучше управлять системой. Впрочем, в России подобные факторы пока еще редко принимают во внимание. Такой подход характерен для зарубежных заказчиков, решающих критичные для бизнеса задачи и использующих дорогостоящие услуги специалистов ИТ и администраторов.
Кроме того, в мире набирает популярность подход с динамическим выделением ресурсов в соответствии с меняющимися задачами бизнеса, где применение «тяжелых» серверных систем оказывается более эффективным. Так называемые «вычисления по требованию» — один из аспектов применения «тяжелых» серверов. Потребности в вычислительных ресурсах нередко неравномерны в течение года, и закупать оборудование, исходя из максимальных требований, оказывается невыгодным. Отсюда возникла идея предложить лицензию на действительно используемые вычислительные мощности. В России по ряду причин такой подход широкого распространения пока не получил.
Пять-шесть лет назад приобрела популярность многоуровневая архитектура ЦОД — серверы начали разделять на три-четыре уровня в соответствии с выполняемыми ими задачам.
В такой архитектуре на верхнем уровне находятся несколько «тяжелых» серверов баз данных, на следующем — серверы приложений, а уровнем ниже располагаются интерфейсные серверы, взаимодействующие с уровнем пользователей, причем на интерфейсном уровне можно применять серверные фабрики или инфраструктуру Grid. За рубежом многоуровневые ЦОД распространены достаточно широко, в России же этот сегмент лишь начинает формироваться. Подобные системы могут использоваться, в частности, в государственном секторе или для поддержки крупных узлов Web (порталов).
Ориентируясь на совокупную стоимость владения (TCO), отечественные заказчики выбирают сегодня системный подход и нередко предпочитают строить инфраструктуру с применением оборудования одного поставщика, тем самым экономя на обслуживании и поддержке. Процессы консолидации бизнеса и слияния компаний способствуют этой тенденции и ведут к унификации инфраструктуры ИТ в рамках одной организации.
Сергей Орлов — обозреватель «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.