При этом акценты сместились от выстраивания архитектуры сетей, разработки новых технологий и продуктов к сервисам, приложениям и удобству их применения, созданию новых моделей операторского бизнеса. Даже архитектура IP Multimedia Subsystem (IMS) оказалась далеко не главной темой. Наибольшей популярностью пользовались доклады о реальных проблемах бизнеса и путях их решения.
Традиционная тема дискуссий — проблемы регулирования отрасли. Если в Европе акцент делается на создание условий равной конкуренции и приемлемых цен для пользователей, то в России ситуация иная. Неопределенность препятствует инвестициям и развитию бизнеса, а участники рынка не в состоянии влиять на разработку очередных «правил игры». Впрочем, присутствовавшие на форуме операторы настроены на эффективную работу в новых законодательных условиях, сопровождающихся перестройкой мира телекоммуникаций.
Игорь Масленников, генеральный директор CTI, метко назвал эту перестройку «сдвигом парадигмы». Данное словосочетание звучало во многих выступлениях, хотя и понималось по-разному: как движение от патентованных подходов к стандартным решениям; изменение моделей бизнеса с новым разделением функций между участниками рынка; конвергенция сетей и технологий с переосмыслением сложившейся модели; «цифровизация» жизни и деятельности людей.
По данным iKS-Consulting, рынок документальной электросвязи демонстрирует рекордную динамику, его годовые темпы роста достигли 45%, однако доля IP-телефонии в доходах операторов не превышает 13%.
В России на нее приходится 10% рынка дальней связи (для сравнения в мире — 22%). В корпоративном сегменте продажи IP-УАТС составляют лишь 1%, а гибридные — 8%. Польза от применения VoIP в корпоративной среде для большинства клиентов не очевидна, а востребованность дополнительных услуг низка. Одним из факторов роста может стать предложение недорогих решений VoIP.
Сервисы и удобство их использования — тема многих докладов форума. Важное место заняли видеосервисы и реальные проекты внедрения таких услуг, как IP TV. У операторов есть четкое понимание того, как нужно строить сети для предоставления подобных услуг.
Происходящие в отрасли процессы говорят о переходе от экстенсивного к интенсивному росту. Это потребует стимулирования спроса на услуги в различных сегментах рынка, чтобы «сдвиг парадигмы» произошел не только в восприятии происходящего провайдерами и поставщиками решений, но и в среде частных и корпоративных пользователей.