Телекоммуникации меняются, причем эти изменения носят фундаментальный характер и происходят на самых разных уровнях — от технологий до моделей бизнеса. Одна из наметившихся тенденций состоит в том, что Web-компании, такие, как eBay, Google, AOL, начинают заниматься, по сути, операторским бизнесом. В частности, Google вместе с другими инвесторами вложила около 100 млн долларов в Current Communications Group — провайдера услуг широкополосного доступа по... силовым линиям.
Соответствующая технология PowerLine Communications (PLC) для передачи данных по силовым линиям известна под несколькими названиями. В Америки предпочитают использовать термин Broadband over PowerLine (BPL), делая акцент на ее применении для широкополосного доступа. Таким образом, она оказывается третьим видом кабеля наряду со стандартным телефонным и коаксиальным телевизионным, по которым информационный сигнал может подаваться в дома.
Долгое время распространению PLC препятствовали технические трудности. Так, когда в 1999 г. Nortel реализовала пробный проект в г. Манчестер, для компенсации шумов со стороны различного бытового оборудования пришлось прибегнуть к усилению сигнала. В результате силовые линии превратились в гигантские антенны, создававшие помехи работе авиадиспетчеров, военных, служб спасения. Кроме того, это вызывало такой неприятный эффект, как мигание уличного освещения.
Привлекающие теперь всеобщее внимание беспроводные технологии тоже поначалу развивались медленно из-за аналогичных проблем с достижением требуемых скоростей на фоне помех при ограничении на мощность сигнала. В них подобные проблемы были разрешены за счет применения технологий распределения сигнала по широкому спектру частот. По этому же пути пошли и разработчики технологий передачи данных по силовым линиям. Тем не менее критика относительно помех работе радиопередатчиков по-прежнему не утихает. Американская ассоциация радиолюбителей объявила чуть ли не войну пока не многочисленным провайдерам услуг BPL.
К тому же из-за задержки с решением технических проблем у технологии остается не так много шансов на завоевание рынка широкополосного доступа. Однако его сторонники не теряют оптимизма. Так, к концу 2006 г. компания Current Communications намерена подключить 2 млн пользователей. Этому должны способствовать вполне конкурентоспособные расценки. Например, за услуги широкополосного доступа абонент Communication Technologies в г. Манассас платит 30 долларов, тогда как другие предложения в регионе его проживания обходятся на 15 долларов дороже.
Впрочем, провайдеры BPL намерены привлекать подписчиков не только тарифами, но и услугами. Northshore Capital Partners собирается предлагать такие услуги, как VoIP, охранные сигнализация и наблюдение, потоковое видео и дистанционное обучение. Current Communications объявила о намерении предоставлять услуги TriplePlay на базе BPL. Как утверждает Джим Бирнбаум, вице-президент Current, разработанный сервис VoIP лучше многих, имеющихся на рынке, во всяком случае качественнее, чем у услуг DSL.
Взятая сама по себе, технология PLC — это лишь предвестье того, какие неожиданные и радикальные перемены могут нас ждать в области связи в будущем.