Переход от IP-телефонии к IP-коммуникациям ведет к заметным переменам в моделях бизнеса предоставляемых услуг.
Прошлогодние отраслевые форумы продемонстрировали не только количественные, но и качественные сдвиги на телекоммуникационном рынке. Одним из ключевых мероприятий стала ноябрьская конференция по IP-телефонии и IP-коммуникациям, проведенная в Подмосковье компаниями CompTek и CTI. Игорь Масленников, генеральный директор компании CTI, охарактеризовал происходящие в отрасли процессы как «сдвиг парадигмы», причем речь идет о глобальной перестройке мира телекоммуникаций. Впрочем, участники конференции вкладывали в это словосочетание разный смысл, понимая его как изменение моделей операторского бизнеса с перераспределением функций между участниками рынка, смену модели предоставления услуг, движение от патентованных подходов к стандартным решениям, «цифровизацию» жизни и деятельности людей, переход от традиционных сетей
с коммутацией каналов к сетям на базе технологий IP, конвергенцию технологий и приложений. Давно обсуждаемая проблема конвергенции сетей стала как никогда актуальной ввиду складывающихся предпосылок для эволюционного перехода к новым технологиям, адресованным частному и корпоративному рынку.
По данным Sage Research, в 2006 г. более 50% трафика будет передаваться по сетям IP, а компании все чаще рассматривают IP-коммуникации как необходимое решение для ускорения окупаемости инвестиций. По прогнозам Radicati Group, к 2008 г. доля IP-телефонии в корпоративном сегменте составит 44%, а суммарный его доход превысит 5,5 млрд долларов. Число корпоративных линий VoIP вырастет в 14 раз. Этому должны способствовать снижение затрат на внедрение технологии VoIP и уменьшение стоимости ее использования. Быстро растет рынок VoIP в США, где, по прогнозу Jupiter Research, к 2010 г. будет 20,4 млн подписчиков широкополосных телефонных сервисов. Во всем мире стремительно увеличивается число абонентов SIP: с 16 до 32 млн с октября 2004 г. по октябрь 2005 г. (по данным ЦНИИС), что составляет 2,7% абонентов услуг телефонной связи.
Вслед за голосом набирает популярность услуга доставки видео в сетях IP. Например, как обещает Dittberner Associates, объем продаж услуг IPTV в мире превысит к 2013 г. 12,6 млрд долларов, а число абонентов IPTV достигнет 53 млн человек. Ведущие разработчики микропроцессоров вкладывают огромные деньги в создание новых технологий поддержки мультимедиа. Крупнейшие провайдеры заключают стратегические соглашения и разрабатывают новые услуги по предоставлению контента для ПК на базе активно продвигаемой Intel технологии Viiv. Совместные усилия Intel и ведущих провайдеров нацелены на соединение лучших возможностей телевидения и широкополосных сетей.
Однако между «сдвигом парадигмы» в мировой отрасли ИКТ и процессами, происходящими в России, нельзя ставить знак равенства. Хотя по распространению сотовой связи мы вышли на уровень развитых стран, по степени проникновения широкополосного доступа, числу пользователей Internet, развитию телекоммуникационной инфраструктуры, внедрению IP-телефонии в корпоративном сегменте, правовому регулированию отрасли ситуация заметно отличается, причем в худшую сторону. Впрочем, участники конференции полагают, что развитие отечественных инфокоммуникаций пойдет по общемировому сценарию, а наблюдающиеся диспропорции — временное явление, своего рода «болезни роста». Кардинально ситуация должна измениться с достижением некоего порогового уровня проникновения широкополосного доступа, когда его получат не единицы, а десятки процентов населения. Следствием станет лавинообразный рост рынка, как это происходило с мобильной связью.
Как сказал Алексей Рокотян, старший вице-президент компании «ТрансТелеКом», началом революции в телекоммуникациях с последующим переходом от количественных к качественным изменениям стало распространение волоконной оптики, появление достаточного количества недорогих каналов, совершенствование микропроцессорных технологий, что повлекло за собой рост и удешевление вычислительных ресурсов коммутаторов, развитие мобильной связи, увеличение пропускной способности сетей. Сетевые ресурсы стали более качественными и дешевыми, сеть не требуется оптимизировать под конкретный вид передаваемой информации («своя сеть» для каждой услуги), поддержка реальной мультисервисности позволяет транслировать по одной и той же сетевой инфраструктуре информацию разного типа, а благодаря избыточности сети можно оптимизировать для достижения большей гибкости и удобства пользования.
Успешно решая многие технологические проблемы, операторы, провайдеры, разработчики оборудования и ПО предлагают разнообразные и многофункциональные, хотя и не всегда востребованные рынком решения, поэтому одна из актуальных задач состоит в создании спроса. Наиболее популярным приложением по-прежнему остается передача голоса, поскольку сдвиги в сознании массового пользователя происходят медленно. Одним из стимулов для дальнейшего роста может стать предложение простых и недорогих решений VoIP, снижение стоимости доступа в Internet.
На темпы роста отрасли в России влияют и правовые акты в области связи, однако подходы регулирующих органов меняются медленно.
РЕГУЛИРОВАНИЕ СО СДВИГОМ
Появление новых правовых актов в области связи относится, несомненно, к числу наиболее важных событий минувшего года. Чтобы сделать «переходный период» максимально эффективным и наименее болезненным для участников рынка, обеспечить возможности для развития инфраструктурным и сервисным операторам, предотвратить «анархию» в строительстве сетей, необходимо грамотное регулирование отрасли, учитывающее происходящие изменения. В Европе цель регулирования — создание условий равной конкуренции и приемлемых цен для конечных пользователей.
У российских же регулирующих органов «сдвиг парадигмы» еще не произошел. Как отмечали участники конференции, техническое и правовое регулирование ориентируется на классическую телефонию, где услуга рассматривается как функция сети. Такая «телефонная логика» и устаревшие правила не способствуют выработке удобных юридических схем для перепродажи услуг связи, предложению конвергентных сервисов и формированию бизнес-моделей оператора-интегратора для обслуживания клиентов со специфическими требованиями, прежде всего — корпоративного сектора. В результате так и не появилось «одного окна», не выстраивается модель услуг, создаются крайне запутанные договорные отношения. Кроме того, новые правовые акты повышают риски для операторов, а нестабильность и отсутствие прогнозируемых «правил игры» негативно сказываются на бизнесе, препятствуя инвестициям.
В феврале прошлого года правительство России утвердило изменения к перечню лицензионных условий и наименований лицензируемых услуг связи, однако их вступление в силу было отложено до января 2006 г. В разработанных за это время поправках сделана попытка устранить разночтения и внести коррективы. Пока трудно судить, в какой мере в них учтено мнение участников рынка о том, что новые правила не способствуют динамичному развитию рынка IP-коммуникаций.
Не исключено, что прописанные в новых правилах условия лицензирования и присоединения могут снизить рентабельность и без того уже малоприбыльной деятельности операторов IP-телефонии, сделав окончательно невыгодным «карточный» бизнес — продажу карточек международной и междугородной связи. Некоторые участники рынка считают, что результатом новых правил станет увеличение цен на связь, «вымирание» небольших операторов и раздел рынка между крупными игроками. Другие же видят в них уравнивание в правах IP-операторов и традиционных операторов связи.
По мнению Михаила Монастыр-ского, директора компании «Цифро-вые Телефонные Сети» (г. Ростов-на-Дону), при умелом использовании и продуманности действий принятие новых нормативно-правовых актов будет способствовать получению дополнительной прибыли региональными операторами телефонии.
Пока операторы ищут пути развития бизнеса в меняющихся правовых условиях, в игру вступают новые силы. В новой модели коммуникационных услуг операторы могут оказаться вовсе исключены из цепочки их предоставления.
ФЕНОМЕН SKYPE
На рынке ИКТ сегодня активно работают Google, Microsoft, Yahoo!, ранее не занимавшиеся непосредственно телекоммуникациями, отмечает ведущий специалист «Тарио Комьюникейшнс» Герман Мызов-ский. Эти компании создают собственные службы, пытаясь повторить успешную бизнес-модель компании Skype, владельцам которой удалось решить задачу привлечения широкого сообщества пользователей к своей интерактивной службе за счет бесплатных услуг. Итог — прошлогодняя покупка компании Internet-аукционом eBay за 4,1 млрд долларов, при этом совокупные инвестиции в Skype до продажи составили всего около 20 млн долларов. Приобретение крупными Internet-компаниями «непрофильных» активов, связанных с Internet-телефонией, становится характерным явлением.
Достаточно простой и бесплатно распространяемой компьютерной программе Skype, поддерживающей голосовое общение (а в новой версии — и видео) между пользователями ПК, удалось завоевать огромную популярность — число ее поклонников перевалило за 60 млн. По объему трафика VoIP Skype лидирует в США. Однако речь идет уже не о продаже минут дешевой междугородной и международной связи. Обширная аудитория дает возможность зарабатывать на дополнительных услугах. Кроме бесплатной телефонной связи по Internet предлагаются разнообразные платные услуги, среди которых — звонок с ПК на обычный телефон или голосовую почту.
Версии Skype появились уже для карманных ПК и смартфонов. Еще одно свидетельство «сдвига парадигмы» — беспроводной (Wi-Fi) телефон со встроенной версией Skype, который представила компания Netgear на выставке CES 2006. С помощью такого устройства пользователи могут бесплатно общаться друг с другом без ПК — достаточно сети Wi-Fi. Тем самым Skype обретает новое качество — мобильность. Соглашение со Skype, именуемой сегодня «лидер от IP-телефонии», заключила и Panasonic. Партнеры намерены выпустить совместную линейку продуктов, включая приставку, при помощи которой беспроводные телефоны Panasonic смогут соединяться со Skype. По мнению аналитиков In-Stat, распространение Internet-телефонии в корпоративном сегменте и на потребительском рынке зависит именно от доступности беспроводных устройств.
Несмотря на недостатки систем коммуникаций, подобных Skype (отсутствие функций бизнес-телефонии и интеграции с офисной АТС, потенциальные пробелы в системе безопасности, неконтролируемый поток трафика, ограниченный набор совместимого оборудования), такие системы имеют большой потенциал в корпоративной сфере, где могут интегрироваться с системами электронной почты и CRM. По данным InfoTech, 17 млн пользователей Skype применяют этот сервис в деловых целях. Однако предприятиям нужно нечто более надежное, чем небезопасные приложения P2P.
Если первый этап развития IP-телефонии означал объединение VoIP и TDM с целью ликвидации дефицита услуг и снижения издержек, то нынешний, второй, этап предполагает объединение IM/VoIP и Web, отмечает Герман Мызовский. Исходя из этого, «Тарио Комьюникейшнс» приступила к внедрению новых голосовых услуг в сетях IP. Одной из привлекательных возможностей систем IM, которыми пользуется огромное число людей, является «функция присутствия», позволяющая видеть, находится ли пользователь «на линии». В «Тарио» попытались свести воедино разрозненные сервисы присутствия, электронной почты и передачи голоса в единую службу «Спецсвязь через Internet», продвигаемую под торговой маркой SIPNET.ru.
По существу, SIPNET, которую уже окрестили «российской Sky-pe», — это абонентская сеть, предоставляющая услуги Internet-телефонии. Ее абоненты могут звонить и принимать телефонные звонки по всему миру, воспользовавшись сервисом провайдера, или развернуть эту службу в рамках компании, построив собственную сеть (по аналогии с электронной почтой). Кроме коммуникаций между ПК (для чего нужна программа наподобие Windows Messenger) поддерживаются различные модели устройств SIP, а по весьма низким тарифам можно звонить на любые телефонные номера и с любых телефонов. Фактически «Тарио» пошла по пути американской Vonage, заменившей TDM на VoIP.
Ответом на конкурентную угрозу со стороны провайдеров IP-телефонии становится эволюция сетей традиционных операторов к IP.
ФИКСИРОВАННЫЕ + МОБИЛЬНЫЕ
По прогнозам In-Stat, в 2006 г. американские компании впервые потратят на голосовые услуги в беспроводных сетях больше средств, чем на эти же услуги в фиксированных сетях. IP-телефония может составить еще более серьезную конкуренцию обычной за счет удобства, стоимости и функциональности, а в перспективе — вторгнуться в сегмент мобильной связи, чему может способствовать уже формирующийся рынок конвергенции мобильных и фиксированных сетей (Fixed-Mobile Convergence, FMC). За FMC стоит архитектура IP Multimedia Subsystem (IMS) с ее возможностями быстрого и гибкого предоставления новых услуг независимо от среды доступа.
Пока нет даже четкого определения услуг FMC на основе конвергентных сетей, однако развитие технологий и тенденции спроса подталкивают операторов мобильных и телефонных сетей к сотрудничеству. Иногда «мобильная составляющая» используется как средство доставки услуг фиксированной связи (мобильная последняя миля).
Сегодня под FMC нередко понимают нечто вроде переадресации вызова. Например, если офисный номер сотрудника не отвечает, то вызов автоматически перенаправляется на его сотовый телефон. Единый номер может быть присвоен сразу двум аппаратам — офисному и мобильному. Подобные услуги предлагают «ВымпелКом», компания «Тэларт» совместно с «Соник Дуо» («МегаФон»), «Центральный Телеграф» (серия услуг «баzа»). Иногда при звонках с мобильного телефона в корпоративную сеть и обратно можно использовать короткую (внутреннюю) нумерацию.
Такие «услуги FMC» появились в России еще несколько лет назад, и задача состоит в том, чтобы найти новые востребованные решения. Сегодня еще нет полной ясности в том, куда будет двигаться отрасль, как станут развиваться услуги FMC, и это мешает операторам. Среди других негативных факторов они выделяют непрозрачную стратегию развития оборудования производителями. На прошедшей в начале декабря конференции «Конвергенция фиксированных и мобильных сетей связи», организованной infor-media Russia, отмечалось, что остаются неясности и в механизмах взаимодействия оператора с корпоративными клиентами в новых законодательных условиях. При неправильном позиционировании услуг могут возникать конфликты при разделении доходов между операторами.
Вместе с тем, поступательное развитие отрасли продолжается. Шаг за шагом решаются различные технические проблемы, и это открывает возможности предоставления новых услуг и их гибкой интеграции. Однако последствия нынешних «сдвигов» предугадать трудно, а темпы и глубина изменений могут оказаться не столь быстрыми и кардинальными, как это видится в настоящее время многим игрокам рынка.
Сергей Орлов — обозреватель «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.