Сегодня вряд ли можно найти предприятие, где в качестве телефонного решения охотнее стали бы использовать традиционную УАТС вместо телекоммуникационной системы на базе IP. Синергия с ИТ — это слишком весомый довод, чтобы им пренебрегать, а потенциал экономии вследствие снижения стоимости эксплуатации говорит сам за себя. Рынок предлагает множество вполне зрелых продуктов, и сейчас уже можно не опасаться, что неправильный выбор будет иметь катастрофические последствия, однако, как и прежде, покупатель должен обращать внимание на целый ряд критических моментов.

IP-УАТС способны полностью изменить рынок телефонных систем. Уже в ближайшее время классические УАТС и гибридные системы с одновременной поддержкой TDM и VoIP будут играть лишь маргинальную роль. Конкурентов на рынке телефонии можно разделить на три категории: классические производители УАТС, дополнившие свои системы средствами передачи данных (к примеру, Alcatel и Siemens), классические производители сетевого оборудования, занявшиеся телефонией (как 3Com и Cisco), а также (и их становится все больше) молодые компании, специализирующиеся исключительно на сегменте IP-УАТС (в частности, Swyx и Zultys).

Каждая из этих фракций приводит убедительные доводы, почему две остальные совершенно не способны предоставлять жизненно важные для каждого предприятия адекватные голосовые коммуникации. При выборе конкретной IP-УАТС с самого начала следует оценить, какое практическое значение имеет эта чисто академическая аргументация. Важной задачей является при этом «простукивание» системы на соответствие стандартам, дабы избежать опасности приобретения оборудования, из-за которого при определенных обстоятельствах предприятие может на длительное время сделаться зависимым от одного производителя.

СТАНДАРТЫ

Мир VoIP не только заметно моложе, но и значительно динамичнее мира систем на базе TDM. Стандарты здесь не высечены

в камне, они постоянно развиваются, дополняются, а иногда и заменяются. И этот факт необходимо учитывать при проверке совместимости. Однако сегодня существует значительное число стандартов, которые используются в IP-телефонии и должны поддерживаться системами и телефонами. Знакомство с функционированием IP-телефона, к примеру Cisco IP Phone 7970g (см. Рисунок 1), показывает, что в данном случае важную роль играют следующие составляющие:

  • протокол динамической конфигурации хоста (Dynamic Host Configuration Protocol, DHCP) для запроса IP-адресов у соответствующего сервера;
  • простейший протокол передачи файлов (Trivial File Transfer Protocol, TFTP) для загрузки операционной системы;
  • 802.1p (виртуальная локальная сеть) для отделения телефонных соединений от трафика данных и поддержки определенного качества услуг (Quality of Service, QoS);
  • 802.1х для аутентификации на основе личности;
  • безопасность на транспортном уровне (Transport Layer Security, TLS), протокол защищенных сокетов (Secure Sockets Layer, SSL) и протокол обеспечения безопасности в реальном времени (Security Real Time Protocol, SRTP) для защиты данных при построении голосовых соединений и их использовании;
  • расширенный стандарт шифрования (Advanced Encryption Standard, AES) для шифрования голосового трафика.
Рисунок 1. IP-телефон Cisco 7985g напоминает, скорее, персональный компьютер, чем телефон. Особенно хорошо он подходит для использования программ XML и, кроме того, поддерживает проведение видеоконференций.

Самый, возможно, важный стандарт описывает взаимодействие между станцией и телефоном — после того как пользователь снимает трубку. Посредством используемого при этом протокола реализуются существенные функции телефонии. Производители из мира TDM уже в течение длительного времени делают ставку на протокол Н.323, который разрабатывался в расчете на поддержку видеоконференций. Между тем основная тенденция развития связана с протоколом организации сеанса (Session Initiation Protocol, SIP). Однако сравнительно простой протокол SIP на базе текстовых сообщений долго считался недостаточным для выполнения сложных задач телефонии. По крайней мере, опираясь на этот аргумент, некоторые производители из мира ИТ, прежде всего Cisco, попытались оправдать разработку собственного протокола. Сегодня многочисленные телефоны Cisco общаются с центром управления (Call Мanager) посредством тонкого протокола управления звонками (Skinny Call Control Protocol, SCCP). Однако с недавних пор и в Cisco соглашаются с тем, что будущее за SIP, используя в новых продуктах и этот протокол. То же справедливо и в отношении Siemens: компания длительное время пыталась утвердить свой протокол Cornet IP, но все больше отходит от этой философии.

SIP рассматривается как стандартный протокол будущего для коммуникаций между телефонными коммутаторами на базе IP и шлюзами для построения соединений с классическими сетями (провайдерами телефонных услуг, другими АТС и аналоговыми оконечными устройствами). Однако сегодня все еще в зависимости от решения часто встречаются Н.323 или протокол управления медиа-шлюзами (Media Gateway Control Protocol, MGCP). При обращении к услугам провайдера VoIP приобретение локального шлюза становится ненужным, поскольку необходимое преобразование для абонента TDM осуществляется поставщиком телекоммуникационных услуг. При потребности в локальном использовании классических телефонных линий шлюз должен выбираться с учетом одновременной поддержки требуемых голосовых каналов.

Особое значение имеет подача питания подключенным телефонам по кабелю Ethernet. Питание по Ethernet (Power over Ethernet, PoE) стандартизировано в спецификации IEEE 802.3af и должно поддерживаться как сетевой инфраструктурой, так и телефонами. Если возможность совершать телефонные звонки должна сохраняться и в случае отсутствия электроэнергии, то необходима реализация концепции централизованной подачи тока с применением источников бесперебойного питания (ИБП).

SIP И ФУНКЦИИ ТЕЛЕФОНОВ

К числу главных задач протокола телефонии (SIP, H.323, SCCP или Cornet IP) относится обеспечение основных функций телефонов. Между тем предприятия из сектора VoIP с очевидностью доказали, что для реализации даже сложных функций не нужен собственный протокол. Обширный список функций сам по себе не сделает владельца счастливым — по данным исследований, в большинстве телефонов, будь они из мира TDM или IP, востребовано менее 10% их функционала (см. врезку «Выбор важных телефонных функций»). Таким образом, важнее проверить, основываясь на коммуникационной концепции, что же в действительности нужно, и поподробнее рассмотреть эти функции. Потому что в конкретной их реализации имеются заметные различия.

XML: ТЕЛЕФОН БЕРЕТ НА СЕБЯ ФУНКЦИИ КОМПЬЮТЕРА

Кому важны индивидуальная программируемость и расширяемость решения, тому следует обращать внимание на поддержку соответствующих стандартов. Для опроса каталогов и построения соединения, к примеру, нужен облегченный протокол доступа к каталогам (Lightweight Directory Access Protocol, LDAP). С его помощью пользователи смогут применять распределители в Microsoft Active Directory для телефонных разговоров и для отправки и получения голосовых сообщений.

Собственные приложения — в зависимости от решения — реализуются посредством интерфейса программирования телефонных приложений (Telephony Application Programming Interface, TAPI), Java TAPI (JTAPI) или открытого языка разметки (Extensible Markup Language, XML). Тогда телефоны с экраном соответствующих размеров могут взять на себя коммуникационные функции, которые обычно выполняет персональный компьютер: к примеру, показывают курсы акций, номера сквозного набора или определенный контент Web.

Чтобы способствовать разработке программ, некоторые производители вместе с приложениями VoIP уже предлагают обширные библиотеки, где учтены потребности специфических отраслей. Для IP-телефонов Cisco выпускаются, к примеру, готовые приложения, нацеленные на использование в образовании, торговле, гостиничном бизнесе и общественных организациях. Речь идет о решениях для управления и контроля присутствия в школах и университетах, для контроля и опроса запасов в торговых филиалах, программного обеспечения для служб консьержей, резервирования мест в ресторане, а также прочих гостиничных услуг, для систем аварийного оповещения и систем потокового вещания во властных структурах и государственных службах безопасности. По данным Cisco, высоким спросом пользуются приложения учета времени — для производственных компаний, поликлиник, банковских филиалов и прочих организаций, где работает множество сотрудников с почасовой зарплатой.

ПРОГРАММА ИЛИ АППАРАТ?

Ядро IP-УАТС представляет со-бой программу. И ряд производителей позиционирует свои IP-УАТС именно в качестве программного обеспечения — к примеру, для инсталляции на сервере Windows или Linux. В большинстве случаев это самый недорогой способ приобретения IP-УАТС, однако стабильность приложений с «незакаленной» операционной системой не выше, чем в ИТ. При самостоятельном выборе серверного аппаратного обеспечения ответственность за отказоустойчивость и избыточность лежит исключительно на пользователе. Предпочтительнее, когда производитель может порекомендовать уже протестированные платформы, и некоторые уже подготовили такие предложения.

Рисунок 2. Телефонная система на базе IP МХ250 от Zultys представляет собой масштабируемое решение для 5-8000 участников. В небольшом корпусе SIP интегрированы телефонная система IP и шлюз Internet.

Крупным предприятиям или компаниям, для которых важна телефонная связь, рекомендуется использовать специализированные аппаратные решения, когда программное обеспечение поставляется в виде пакета в составе «закаленной» операционной системы или ОС собственной разработки на соответствующей серверной системе. Тот факт, что в данном случае операционная система отличается от стандартной, стоит рассматривать как положительный, поскольку система тем самым приобретает «естественную» защиту от вирусов. Лишь когда системы какого-либо производителя начнут доминировать на рынке, следует опасаться, что создатели вредоносного программного обеспечения станут рассматривать их в качестве привлекательного объекта нападения.

В случае полных коммуникационных решений стоит обратить особое внимание на ограничения аппаратного обеспечения. При ориентации на конкретную аппаратную среду производители тем самым задают пределы ее расширяемости и масштабируемости (см. Рисунок 2). Кроме того, отдельно следует рассмотреть оборудование обеспечения высокой готовности, например избыточные блоки питания и вентиляторы, процессоры и жесткие диски. Наконец, по мере увеличения размеров предприятия важное значение приобретает возможность объединения нескольких систем в кластер. Наряду с отказоустойчивостью кластеризация способствует оптимизации производительности: нагрузки будут распределяться по нескольким коммутирующим инстанциям, а в идеальном случае и между филиалами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

IP-УАТС, или, как их называют специалисты ИТ, телекоммуникационные серверы, окончательно выросли из пеленок. Они большими шагами двигаются в направлении высокопроизводительных коммуникационных центров с интегрированными функциями обработки вызовов — голосовой почтой, автоматической коммутацией, группами сбора/вызова, определением стоимости звонков наряду с управлением присутствием и интерфейсами для обмена сообщениями, компьютерной телефонией и возможностью проведения конференций. Свободное программирование и администрирование на базе Web упрощают повседневную работу. В случае удачного выбора при помощи такой УАТС можно значительно сэкономить по сравнению с использованием классической системы TDM.

Штефан Мучлер — шеф-корреспондент LANline. С ним можно связаться по адресу: sm@lanline.awi.de


Выбор важных телефонных функций

Быстрый набор, отклонение анонимных звонков, «черный список», соединение вызовов, блокировка вызова, поддержка телефонных конференций, удаление вызовов, отображение длительности разговора, перевод вызова в случае занятого телефона или отсутствия ответа, а также программируемый перевод, история разговоров и система расчетов, удержание разговора, напоминание об удерживаемом разговоре, подавление номера абонента, превышение длительности паузы при вызове, продолжение оставленного на паузе разговора, запись разговора, возврат и запрос разговора, сопровождение перевода разговора, отображение идентификатора абонента, история разговоров для принятых и сделанных звонков, прямой дозвон с телефона на шлюз, прямая передача голосовой почты, целевая запись разговора, разные мелодии звонков, функции «Пожалуйста, не мешать» и «Следуйте за мной», поддержка гарнитуры и коммутирующих консолей, кольцевые включения (горячая линия), повторный набор последнего номера, отображение ожидающих сообщений и непринятых вызовов.


? AWi Verlag