Под лозунгом «тройная игра» производители сетевого оборудования и операторы обещают массовое развертывание услуг передачи данных, голоса и мультимедиа по широкополосному соединению. Прежде всего крупных инвестиций потребует расширение сети доступа DSL. При этом акцент в дискуссии делается на конечного пользователя, а вопрос о преимуществах «тройной игры» для предприятий часто остается в стороне.
Вот уже много лет телекоммуникационные операторы всего мира ищут новые источники дохода помимо стационарной телефонии. Все они единодушны в том, что базой для вновь создаваемых, приносящих прибыль услуг может стать лишь широкополосное подключение. Однако до сих пор конкуренция на широкополосном рынке — если о ней вообще можно говорить — ограничивается ценовой войной за самые низкие тарифы. Об услугах нового типа пока было слышно мало.
В последние два-три года сообщество производителей сетевого оборудования обсуждает услуги Triple Play. Термин «тройная игра» обозначал вначале лишь транспортировку данных, голоса и мультимедийных услуг по общему для всех сервисов широкополосному соединению.
В неявном виде эти услуги базируются на IP. Интерес к «тройной игре» подогревается надеждой, что операторы сетей рано или поздно должны ввести новое поколение сетей (Next Generation Networks, NGN), чтобы справиться со всем трафиком IP. Термин NGN в отрасли трактуют по-разному, подразумевая то приспособленную для IP синхронную цифровую иерархию (Synchronous Digital Hierarchy, SDH), то чистые сквозные сети Ethernet с IP/MPLS в качестве ядра, то их комбинацию. Ввиду слабого развития сети кабельного телевидения на роль технологии широкополосного доступа во многих странах претендуют лишь разновидности xDSL и беспроводной связи (мобильная радиосвязь, WiMAX). В будущем, вероятно, более весомое значение приобретут пассивные оптические сети (Passive Optical Network, PON).
ПРЕКРАСНЫЙ НОВЫЙ МИР TRIPLE PLAY
По данным комитета DSL Forum, во всем мире в середине прошлого года из 176 млн каналов широкополосного доступа 115 млн базировались на DSL, т. е. более 65%. Треть из них — в ЕС. Довольно-таки солидная исходная база для «тройной игры». Возможность получить первые впечатления от услуг нового типа, которыми операторы собираются в ближайшем будущем осчастливить клиентов, отрасль предоставила в октябре на форуме Broadband World Forum (BBWF) в Мадриде.
Компания Siemens Communicati-ons, к примеру, намерена завоевывать рынок домашних развлечений. По ее прогнозам, DSL станет основной средой передачи для телевидения высокого разрешения (High-Definition Television, HDTV), а также для таких услуг, как IP-телефония, интерактивные игры, видео по требованию (Video On Demand, VOD; Siemens называет эту услугу «цифровая видеотека»), цифровая запись телетрансляций (персональный видеомагнитофон — Personal Video Recorder, PVR) и т. д. Необходимая для этого инфраструктура предлагается в виде набора решений для домашних развлечений (Surpass Home Entertainment), и уже реализуются первые пилотные проекты в Бельгии (Belgacom), Голландии (KPN) и Таиланде (ADC). Решение Media Delivery Solution, помимо прочего, должно обеспечить потоковую передачу видео на мобильные устройства. Производителям приходится считаться с высокими запросами потребителей телевизионных услуг. Siemens, в частности, обещает смену телевизионных каналов «в течение секунды». Однако целая секунда для избалованной публики — это мучительно долго.
Помимо компетенции классического системного интегратора Siemens делает ставку на полные решения коммутации для широкополосного доступа вплоть до оборудования в помещении пользователя, т. е. в виде приставки к телевизору. Гиганты индустрии развлечений, в частности Sony, также приглядываются к этому потенциально весьма выгодному рынку. Число примеров сотрудничества в данной области неуклонно растет, и нас наверняка ждет множество новостей о поглощениях и слияниях. Так, Cisco в ноябре купила компанию Scientific Atlanta, специализация которой — выпуск телевизионных приставок. Siemens в свою очередь работает с Sony над тем, чтобы Sony Playstation 2 можно было использовать в качестве устройства для «тройной игры». Еще один пример: производитель сигнальных коммутаторов Cirpack представляет собой дочернее предприятие компании Thompson, одного из крупнейших американских поставщиков бытовой электроники.
Похожие цели преследует и конкурент Siemens — компания Lucent. Американцы стремятся привлечь операторов сетей своими услугами Blended Lifestyle Services, под которыми имеются в виду интегрированные интерактивные телефония, Web и видео для стационарных и мобильных устройств. Спектр услуг широк: от передачи видеопотоков MPEG-4 по IP до обмена видеосообщениями, проведения видеоконференций по ТВ, телефонных разговоров с индикацией идентификатора пользователя на телевизоре и остановкой трансляции в случае звонка, слияния телевизионных услуг и услуг данных. В качестве примера Lucent приводит телевизионные программы с одновременным быстрым обменом сообщениями или голосовым чатом по IP. Производитель оборудования предлагает и соответствующее оснащение: подсистему IP-мультимедиа (IP Multimedia System, IMS) и мультиплексоры доступа IP DSL (устройства DSL на базе IP, IP DSLAM) с поддержкой многоадресной рассылки.
Устройства IP DSLAM выпускают множество производителей — от ECI и Key-mile до ZTE, однако лидером рынка является китайская компания Huawei. По словам Уолтера Хааса, директора по сетевым решениям Huawei, в качестве инфраструктуры для «тройной игры» подходят прежде всего сквозные сети IP следующего поколения (End-to-End IP NGN), т. е. сети с IP DSLAM. А по мнению его заказчика Йорга Штеттнера, директора сетевого отдела кельнского оператора QSC, IP DSLAM не имеют решающего значения, поскольку «тройная игра» может быть реализована и на базе сети доступа АТМ. Производителем же во главу угла ставятся вопросы масштабируемости. В подтверждении Huawei, отмечает большой спрос на мультиплексоры доступа DSL на базе IP.
Французская компания Alcatel, мировой лидер в области оборудования DSL, осуществившая поставки свыше 70 млн портов DSL, идет дальше по сравнению с Siemens или Lucent, предлагая свою концепцию «персональных приложений Triple Play». My Own TV предоставляет операторам инструменты, с помощью которых пользователи могут создавать собственные телевизионные каналы: к примеру, получать доступ к фильмам, снабженным комментариями. Приложение Amigo TV, в свою очередь, нацелено на «виртуальную гостиную», где текстовые диалоги и передача голоса по IP будут способствовать совместному потреблению телевизионных услуг. Решения Alcatel базируются на платформе IPTV от Microsoft. Производитель планирует выпустить свою продукцию в I квартале 2006 г.
Шумиха вокруг «тройной игры» фокусируется на многочисленных возможностях потребительских и, в особенности, развлекательных предложений. Пример номер один Германии — T-Online Vision. В качестве препятствия Джованни Бени-ни, вице-президент компании Siemens по домашним развлечениям, называет то обстоятельство, что «тройная игра» является для операторов абсолютно новой моделью ведения бизнеса. Операторы сетей должны позаботиться о распространяемом содержимом; не менее важна и доступная для потребителя стоимость оконечных устройств.
«ТРОЙНАЯ ИГРА» ДЛЯ БИЗНЕСА
Что касается преимуществ для корпоративных клиентов, то в большинстве случаев производители дают сдержанные прогнозы. Некоторые, в частности Фабьен Мэйсл, старший маркетолог компании Cirpacks, видят предприятие в роли провайдеров услуг, к примеру, предсказывают появление отелей и больниц, предлагающих видео по требованию. Siemens под названием Smart Home Solutions by Surpass разрабатывает решения для объединения в сеть всего домашнего хозяйства с удаленным мониторингом безопасности и надзором за больными по Web. Здесь «тройная игра» может открыть совершенно новые направления бизнеса. Alcatel, в свою очередь, видит My Own TV в качестве средства коммуникации: предприятия и организации могли бы таким образом распространять среди своих целевых групп мультимедийное содержимое.
Лишь на первый взгляд это выглядит как картинки из будущего, на самом деле уже сегодня на специальных сайтах предлагаются видеоклипы и интерактивные игры. Слияние Web и телевидения способствует превращению производителей таких продуктов в поставщиков контента для операторов. Так, среди бесчисленных телевизионных каналов может появиться, к примеру, «канал Lego», где разные возрастные группы смогут общаться между собой при помощи рассчитанных на широкие массы программ и игр. Тенденция «построения сообщества» медленно, но верно начинает набирать силу. Действительно ли это шаг вперед по сравнению с сегодняшним телевидением, пока неясно. Джованни Бенини видит в деловом телевидении в лучшем случае «приятный побочный эффект» ориентированного на массового потребителя ландшафта IPTV.
Еще менее очевидны сценарии использования «тройной игры» в об-ласти коммуникации бизнеса с бизнесом (Business-to-Business, B2B). «Тройная игра» с ее асимметричным характером едва ли может оказаться полезным в области В2В, — сказал руководитель сетевого отдела одного из немецких операторов. — При деловых коммуникациях в гораздо большей мере требуются рациональные симметричные приложения». Привлекательными могли бы быть такие услуги, как мультимедийные интерактивные совещания. Для этого, например, производитель сетевого оборудования Allied Telesyn недавно приобрел права на распространение интерактивного решения для организации коллективной работы компании Isospace. Allied Telesyn собирается предоставлять их операторам в качестве хостируемого решения.
Полезным может стать еще один аспект сетей следующего поколения: слияние сетей мобильной и фиксированной связи (Fixed-Mobile Convergence, FMC). QSC, к примеру, недавно объявила о выходе приложения FMC на базе сигнального коммутатора NGN от Huawei: Virtual Office включает в себя интуитивно конфигурируемые через интерфейс Web услуги — персональную маршрутизацию (Personal Routing), интерактивный голосовой ответ (Interactive Voice Response, IVR), а также услуги обратного вызова. В том, что касается конечных устройств, никаких дополнительных инвестиций не требуется. При помощи персональной маршрутизации абоненты или группы абонентов могут независимо от времени или местоположения переводиться на разные каналы. Это позволяет создавать приоритетные списки пользователей или, напротив, «черные» — для предотвращения голосового спама (спит). С IVR теперь и у небольших предприятий, и у фрилансеров появляется интерактивная голосовая система, посредством которой звонящий может быть переведен на нужную линию или соединен с необходимым собеседником. Перевод звонков и обратный звонок должны снизить стоимость переговоров по мобильной связи.
МУЛЬТИМЕДИА ПО МЕДНЫМ ПРОВОДАМ
В футуристических проектах NGN и «тройной игры» каждая квартира подключается при помощи оптического волокна к общемировой сети IP. В реальности камнем преткновения в области производительности остается «последняя миля» — медный кабель от главного распределителя до квартиры или предприятия. Проблема в том, что услуги «тройной игры», прежде всего HDTV, наряду с качеством услуг и формированием трафика нуждаются в большей пропускной способности, чем предлагает ADSL: от 6 до 8 Мбит/с на канал HDTV. Поэтому наследники стандарта ADSL более адекватны в этом отношении.
Мощные варианты DSL — от ADSL2+ до VDSL2 — задействуют высокие частоты для достижения скорости передачи до 55 Мбит/с (см. Таблицу 1). Появление конечных устройств VDSL2 можно ожидать с 2006 г.; альтернативы хотя и есть, но мало распространены (см. врезку «Многоканальное соединение»). Достижимая пропускная способность DSL существенно зависит от того, насколько короток медный кабель, поскольку пропускная способность на больших расстояниях заметно снижается: ADSL2+ имеет преимущество по сравнению с ADSL2 на участке до 2 км; медная же линия VDSL не должна превышать несколько сотен метров, чтобы заметно превзойти ADSL2+ (см. Рисунок 1). Это означает, что при развертывании VDSL оператору придется располагать оптическое волокно ближе к клиенту, т. е. вскрывать асфальт и прокладывать волокно от главного распределителя к разветвителю кабеля (см. Рисунок 2).
Такие строительные работы еще предстоят: на международной радиовыставке в Берлине Deutsche Telekom объявила об инвестициях объемом почти в 3 млрд евро в построение сети доступа со скоростью передачи данных 50 Мбит/с (VDSL2). Бывший (а в области ADSL компания еще сохранила свои главенствующие позиции) монополист собирается снабдить высокоскоростной сетью DSL сначала десять, а во второй фазе — 30 крупнейших городов Германии. До 2007 г. T-Com, дочерняя компания Deutsche Telekom, намерена охватить 50 городов. Одна из целей — предложение «тройной игры» с HDTV, ведь лишь для этого приложения требуется столь высокая пропускная способность. Знатоки отрасли предполагают, что три четверти всех инвестиций уйдут на прокладку подземных кабельных линий. План Deutsche Telekom многие наблюдатели считают давно назревшим шагом, поскольку Германия, будучи ADSL-ориентированной страной, уступает Китаю, США и Японии, а теперь еще и Франция обогнала ее по количеству подключений DSL. Как сказал Вальтер Райцнер, председатель Deutsche Telekom по широкополосным и стационарным сетям, проект должен обеспечить Германии «попадание в группу лидеров государств, развивающих широкополосную инфраструктуру».
Намерение Deutsche Telekom, ед-ва объявленное, немедленно подверглось жесткой критике: объединение ее конкурентов, а именно — Союз поставщиков телекоммуникационных услуг и услуг с прибавочной стоимостью (VATM), настроено недоверчиво, ведь действия Deutsche Telekom нацелены преимущественно на крупные города, и так уже очень хорошо обеспеченные широкополосными подключениями. «Под прикрытием инноваций, — утверждает коммерческий директор VATM Юрген Грютцнер, — Deutsche Telekom продает стратегию, где ввиду угрозы дальнейшей потери доли рынка широкополосной связи ставка делается на вытеснение конкурентов в стратегических центрах, вместо того чтобы направить усилия на построение обширной инфраструктуры». Так, в VATM считают, что Федеральное сетевое агентство (бывшее Ведомство по контролю в сфере телекоммуникаций и почты) должно продолжить дерегулирование рынка — именно потому, что у хозяина положения в области DSL с его миллиардным бюджетом и контролем над разветвителями кабелей в руке сразу несколько джокеров. Союз требует зорко следить за действиями Deutsche Telekom. Потому что для этой компании речь в конечном счете идет «о захвате рынка и ремонополизации — там, где конкуренция только-только началась».
В результате конкуренции на немецком широкополосном рынке, крайне важной как для потребителя, так и для предприятий, стоимость тарифов ADSL заметно снизилась.
Вильгельм Грайнер — редактор LANline. С ним можно связаться по адресу: wg@lanline.awi.de.
Многоканальное соединение
Технической альтернативой VDSL является интеллектуально управляемое объединение каналов DSL (многоканальное соединение), предлагаемое компанией Actelis. Решение Actelis Metalight 100E делает возможными симметричные двухточечные услуги Ethernet по медному кабелю с пропускной способностью от 2 до 70 Мбит/с. Этот подход, по данным производителя, предназначен для высокоскоростного доступа в Internet, предоставления прозрачных услуг в локальных сетях, расширения Metro Ethernet и для территориальных сетей.
? AWi Verlag