Максимально сконцентрироваться на задачах планирования и проектирования сети, а не на сборе информации, позволяют системы, предоставляющие комплексные решения по инженерному моделированию, планированию и оптимизации гетерогенных сетей.
Вдобавок к оптимизации операционных процессов с целью уменьшения издержек на подключение каждого нового абонента операторы связи стремятся еще больше повысить эффективность бизнеса путем стратегического планирования развития сети и управления жизненным циклом продуктов.
Как отмечают многие аналитики, поставщики оборудования и систем поддержки операций, в области предоставления услуг связи происходят значительные сдвиги, причины которых вызваны целым рядом факторов, обусловленных взаимосвязанным развитием технологий и изменением ситуации на рынке в целом.
Прежде всего, речь идет об увеличении производительности и дальнейшей миниатюризации средств вычислительной техники, результатом чего стало появление новых мобильных устройств. Кроме того, в связи с активным внедрением технологий IP многие традиционные предприятия связи вынуждены переходить к реализации стратегии диверсификации пакетов услуг. В то же время серьезную конкуренцию им составляет все большее число виртуальных мобильных операторов, а также новых провайдеров услуг, предложения которых ориентированы на предоставление дополнительного контента.
Для выживания, а тем более успеха на рынке, уже недостаточно ценового преимущества, ведь конкуренция больше не ограничивается определенным сегментом, где все провайдеры используют одну и ту же технологию — она переросла в глобальное противоборство множества компаний на общем рынке, формирование которого стало следствием слияния различных сегментов с присущими им технологиями. Конкуренция ужесточается, поэтому многие операторы связи выбирают для себя модель бизнеса, когда во главу угла ставится не только получение прибыли, но и необходимость удовлетворения потребностей клиентов, а основным инструментом достижения успеха становится разнообразие ассортимента услуг, которые компания способна предложить рынку.
Осознание ведущими североамериканскими и западно-европейскими провайдерами необходимости следовать рыночным тенденциям привело к тому, что центральное место в их предложениях стали занимать конвергентные услуги. Следуя примеру западных коллег, российские операторы связи тоже начали реализовывать подобные «пилотные» проекты с целью постепенного вывода на отечественный рынок таких услуг, как «мобильный офис», IPTV, VoIP-решения для бизнеса. Проекты конвергенции мобильных и фиксированных сетей связи присутствуют в планах ведущих игроков рынка.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ В БИЗНЕСЕ ОПЕРАТОРА СВЯЗИ
Одна из наиболее распространенных точек зрения на процесс планирования развития сети и управления жизненным циклом продуктов сформулирована в рекомендации eTOM Международной некоммерческой организации TeleManagement Forum (TMF), занимающейся координацией усилий компаний в области разработки, построения и внедрения решений по оптимизации бизнес-процессов, а также в области поддержки операций, стратегического планирования и взаимодействия с партнерами и поставщиками.
Рекомендация GB921 — eTOM — представляет собой расширенную карту процессов оператора информационных и телекоммуникационных услуг. Она служит в качестве референтной модели для эффективной классификации бизнес-процессов операторов связи с целью оптимизации организационной структуры, определения зон ответственности, проведения бизнес-анализа и реинжиниринга. Значительный вклад в создание и развитие универсальной карты процессов внесли такие отраслевые гиганты, как France Telecom, Telstra и др.
Первоначальный вариант карты процессов, созданный в 1995-1998 гг. и охватывавший только операционную деятельность провайдеров (предоставление услуг, контроль за качеством предоставляемых услуг и биллинг), был расширен в 2000-2001 гг. до Enhanced Telecom Operations Map (eTOM). В своем нынешнем виде eTOM охватывает области стратегического планирования, управления жизненным циклом инфраструктуры и жизненным циклом продукта (см. Рисунок 1). Столь значимые поправки к документу являются еще одним подтверждением важности процессов стратегического развития и планирования для операторов связи.
Непосредственное влияние на реализацию задач планирования сетевой и ИТ-инфраструктуры оказывают процессы из сферы управления жизненным циклом инфраструктуры и жизненным циклом продукта. По мнению экспертов TMF (документ GB921F: Process Flow Examples), процессы управления жизненным циклом продукта — это «сквозные процессы, от которых зависят стратегическое развитие и видение бизнеса провайдером. Они позволяют привести всю операционную деятельность оператора связи в соответствие с потребностями рынка и ожиданиями клиентов». Таким образом, процессы планирования и развития сети, как и любые другие внутри организации провайдера информационных и телекоммуникационных услуг, не существуют отдельно от остальных.
Процессы управления жизненным циклом продукта являются основными инициаторами и клиентами процессов планирования и развития инфраструктуры провайдера и требуют реализации комплексного подхода, который помимо анализа его текущей деятельности и потребностей рынка должен предусматривать интеграцию процессов планирования и развития в операционные процессы компании. Такой подход существенно отличается от простого решения текущих инженерных и технических задач.
С точки зрения стратегического управления жизненным циклом любой проект в области развития инфраструктуры проходит через несколько стадий, включая сбор требований, их анализ, выделение необходимого бюджета, проектирование, внедрение и передачу системы в эксплуатацию. Зачастую провайдер ограничивается лишь разработкой планов и требований к сетевой инфраструктуре, а непосредственное строительство и развертывание сети отдаются на реализацию подрядным организациям. Необходимо отметить, что под инфраструктурой понимаются не только сетевые ресурсы и платформы ИТ, на которых выполняются приложения, обеспечивающие предоставление тех или иных услуг (SMS Server, Streaming Video Server и т. п.), но и системы поддержки операций самой компании, включая CRM, OSS, биллинг, мониторинг и контроль качества.
ПОМОЩЬ В ПЛАНИРОВАНИИ СЕТИ
Вовлеченные в сквозные процессы управления жизненным циклом информационные системы обеспечивают, как правило, деятельность целого ряда департаментов, включая не только отделы эксплуатации, планирования и развития сети, но и департаменты продаж, маркетинга, финансов, исследований и инноваций, а также многие другие.
В идеальной ситуации, когда провайдер представляет собой единое предприятие с четкой организационной структурой, набором систем сквозной автоматизации и проработанной структурой бизнес-процессов, точно определить источники информации и инструменты планирования и развития сети было бы относительно просто. Однако в большинстве случаев современный оператор связи имеет распределенную структуру, объединяющую несколько филиалов, по-разному организованных, обладающих разными средствами и степенью автоматизации. В результате у провайдеров возникают неизбежные проблемы из-за отсутствия единых средств учета ресурсов, клиентов и предоставляемых услуг, что, в свою очередь, не позволяет осуществлять эффективное планирование и развитие сети.
В сложившейся ситуации на помощь приходят системы, которые условно можно разделить на следующие группы:
- управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relations Management, CRM), предоставление электронных каналов распространения продуктов, поддержка продаж. На этапе сбора требований и подготовки анализа они предоставляют необходимую информацию в виде управленческих отчетов о числе проданных продуктов по регионам, а также статистику обращений клиентов по тем или иным продуктам, отказам от услуг с указанием причин и т. п.;
- поддержка операций в области предоставления услуг и контроля качества. В данном случае речь идет об отчетах по имеющимся и занятым ресурсным емкостям, динамике резервирования ресурсов под определенные услуги, статистике по сбоям и надежности ресурсов и услуг и т. д.;
- складской учет и логистика;
- финансовый учет;
- моделирование сетевых процессов, дизайн и инженерное проектирование;
- управление проектами и автоматизация документооборота (Workflow и Workforce Management);
- мониторинг сбоев, производительности и загрузки ресурсов.
Большинство крупных и средних провайдеров уже внедрили на своих предприятиях системы корпоративного планирования ресурсов (Enterprise Resource Planning, ERP) для решения задач финансового и хозяйственного учета. Кроме того, многие операторы связи имеют успешный опыт внедрения систем CRM и единых систем контроля и поддержки продаж.
В свою очередь, применение систем организации документооборота в масштабах предприятия, как и систем Workflow/Workforce Management в процессе планирования и развития сетевой инфраструктуры, позволяет ускорить этот процесс, снизить издержки на административное управление и увеличить прозрачность бизнес-процессов. Многие крупные и средние операторы связи успешно используют решения от SAP, Oracle eBusiness, BEA, Remedy, IBM Lotus Notes и др.
С целью поддержки процессов контроля качества услуг крупными операторами связи широко применяются зонтичные системы мониторинга. К подобного рода продуктам можно отнести системы управления отказами (Fault Management) и производительностью (Performance Management), включая NetCool, InfoVista, HP OpenView, SMARTS и др. Статистическая информация о сбоях в сети, отказе ее элементов или соединений, данные о снижении уровня производительности предоставляют фактический материал об использовании имеющейся сетевой инфраструктуры и в сочетании с детальной инвентаризационной информацией позволяют получить представление о реальном состоянии сети. Отсутствие же подобного рода информации может привести к неточным прогнозам, а также к недооценке или переоценке проекта изменения инфраструктуры, что, в свою очередь, грозит возникновением проблем в процессе эксплуатации сети и снижением качества предоставляемых услуг.
Между тем отделы эксплуатации, планирования и развития сети широко применяют не только зонтичные системы мониторинга, но и системы моделирования процессов в сети, системы дизайна и инженерного проектирования.
ИНЖЕНЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ СЕТЕЙ
В связи с большим числом проектов по модернизации ядра сети наиболее востребованными являются системы, позволяющие моделировать и проводить оценку вариантов для сетей IP, MPLS/GMPLS и ATM. Среди требований, предъявляемых к таким системам, выделим возможность моделировать их функционирование, представлять количественные оценки производительности, оптимизировать использование сети и обеспечивать гибкость в области поддержки новых типов услуг. Математические методы, применяемые в данных системах, опираются на алгоритмы теории массового обслуживания, теории вероятности и теории графов. Входными данными служат топология сети, матрица потоков/трафика, требования к надежности и ограничения по времени для различных типов трафика.
Расширяемость подобных систем во многом зависит от простоты описания того или иного сетевого протокола, а также от протокола маршрутизации и специфики сетевого элемента (время обработки пакета, возможный размер очереди буфера и др.). Практически все решения подобного уровня способны импортировать конфигурационные файлы маршрутизаторов и строить топологию на основе этих файлов. Кроме того, они позволяют осуществлять импорт топологии из систем инвентаризации и интеграцию с системами мониторинга загрузки и производительности соответствующего сегмента сети (см. «Примеры инженерного решения»).
Другая разновидность специализированных инженерных систем — системы поддержки радиочастотного планирования и расчета параметров настройки радиооборудования, которые широко применяются операторами мобильной связи. Они используют информацию о топологии сети, ландшафте местности, допустимом диапазоне частот, типе антенн и конфигурации базовых станций для получения характеристик расположения, определения ориентации в пространстве и выделения частотных диапазонов.
Наибольшую известность получили решения компаний Marconi, Optimi и Aircom. Большинство этих систем представляют собой приложения для Windows, построены на основе единой платформы и позволяют планировать распределение радиочастот. В частности, Planet от Marconi поддерживает технологии GSM, iDEN, NAMPS, AMPS, а также автоматизирует и упрощает расчет настроек антенн базовых станций.
Безусловное достоинство инструментов инженерного планирования состоит в том, что почти все они имеют встроенные системы поддержки бизнес-процессов в комплексе с аналитическими элементами продуктов. Однако стадии утверждения плана, выделения бюджета, организации закупок, логистики, установки, тестирования и введения систем в эксплуатацию многие крупные операторы стараются выполнять на уровне соответствующих систем OSS/ERP.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЕТИ
Чаще всего внедрение инженерных систем планирования с целью оптимизации использования тех или иных технологических сегментов сети операторов связи происходит по инициативе специалистов отделов планирования и эксплуатации. Следует отдать должное этим системам, тем более что многие из них предусматривают поддержку локальных бизнес-процессов в рамках обслуживаемого технологического сегмента. Тем не менее применение только инженерных инструментов не позволяет полностью автоматизировать процесс расширения инфраструктуры, что является необходимым условием для поддержки управления всем жизненным циклом продукта. Кроме того, из-за недостаточной автоматизации большое число операций по объединению и согласованию всех данных приходится выполнять вручную.
Впрочем, инженерный подход, несмотря на его относительную эффективность, может оказаться вполне приемлемым для небольшой компании, когда необходимо осуществить краткосрочное планирование развития сети. В свою очередь, более крупные провайдеры телекоммуникационных услуг, имеющие как краткосрочные, так и долгосрочные проекты, нуждаются в полноценной автоматизации процесса управления жизненным циклом продукта, а также поддержке сквозного и комплексного подходов к управлению развитием сетевой инфраструктуры ( см. также врезку «Оперативное и стратегическое планирование»).
Говоря о краткосрочном планировании, как правило, имеют в виду проекты, связанные с расширением ресурсной емкости сети без существенного изменения технологии организации передачи данных или продуктовой линейки как таковой. В качестве примеров можно привести процесс расширения провайдерами DSL емкости и плотности портов DSLAM на арендуемых площадках, а также типичные проекты операторов мобильной связи по расширению зоны покрытия в пределах обслуживаемых регионов (так называемые процессы развертывания BTS).
Что касается долгосрочного планирования, то сюда можно отнести процессы, реализация которых ведет к существенному изменению технологической инфраструктуры оператора или связана с расширением зоны его географического присутствия. В частности, речь идет о таких проектах, как подключение нового микрорайона к ТфОП, переход от технологии традиционного кабельного доступа к HFC или от доступа по DSL к архитектурам FTTH, FTTP и FTTC, а также переход от сети с ядром на базе ATM к мультисервисным сетям IP/MPLS. В среднем, на реализацию долгосрочного проекта уходит от одного года до трех и более лет.
К такой работе обычно привлекаются специалисты системных интеграторов, которые оказывают услуги по комплексному развитию сети. Так же, как и производители оборудования, они имеют опыт комплексного подхода к реализации проектов, включая методологию их ведения и собственный инструментарий.
В данном случае речь идет о методах сбора требований к инфраструктуре и определения численных значений нагрузки на внедряемые сегменты, о финансовой оценке, поставке самого оборудования, строительстве сети (включая подряд третьих организаций), управлении проектом, контроле за выполнением проекта, поставке систем управления, проведении тренингов персонала и передаче готовой сети в эксплуатацию.
Максимально сконцентрироваться на задачах планирования и проектирования сети, а не на сборе информации, позволяют системы, предоставляющие комплексные решения по инженерному моделированию, планированию и оптимизации гетерогенных сетей. Одним из наиболее удачных примеров может служить решение OnePlan от VPI Systems — пакет продуктов для планирования ресурсов на нескольких уровнях сети в рамках различных технологий, включая традиционные и на базе IP, который позволяет автоматизировать процессы, связанные с планированием и управлением сетью. Одним из неоспоримых преимуществ таких систем являются поддержка ими планирования гетерогенных сетей и использование выходной информации о дизайне/планировании одного уровня/сегмента сети в качестве входных данные для другого. Схема взаимодействия систем, участвующих в процессе планирования сети, представлена на Рисунке 2. Основным преимуществом такого типа систем является наличие единой платформы, а недостатком — ограниченный список поддерживаемых технологий.
В то же время возможным вариантом реализации комплексного подхода являются решения инвентаризации с поддержкой механизма управления версиями схемы сети и их синхронизации. Хотя они и требуют интеграции решения инвентаризации с множеством специализированных пакетов, преимуществ у них гораздо больше, чем недостатков.
В частности, данные решения обладают возможностью подключения любого количества узкоспециализированных инструментов планирования в самых различных областях, включая планирование использования ресурсов ИТ, что является необходимым условием для поддержки услуг предоставления контента. Кроме того, они имеют единый источник данных о топологии и конфигурации сети и получают аналитическую информацию о тенденциях использования ресурсной емкости с привязкой к конкретным типам услуг. Наконец, решения инвентаризации позволяют минимизировать время, необходимое для сведения воедино всех данных и определения того, какие именно изменения инфраструктуры требуется осуществить оператору связи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные тенденции развития рынка телекоммуникаций заставляют операторов связи уделять все большее внимание процессам планирования и развития сети. Совершенно очевидно, что если предприятие не способно обеспечить достаточную эффективность процесса развития сетевой инфраструктуры и, как следствие, поддерживать на должном уровне управление жизненным циклом продукта, то оно рискует утратить свои конкурентные преимущества. Вместе с тем, имеющиеся средства и информационные системы позволяют эффективно соотносить аналитические прогнозы развития рынка с практическим опытом эксплуатации сети и предоставления услуг при планировании как краткосрочных, так и долгосрочных проектов развития сети.
Однако следует помнить, что сведение данных воедино, получение предварительных оценок, применение инженерных инструментов и достижение адекватных результатов требуют частичной автоматизации в рамках формализованных процессов. В свою очередь, правильная постановка задачи, выбор соответствующих инженерных инструментов, адекватная интерпретация результатов и корректная оценка изменений на рынке невозможны без творческого подхода, основанного на профессионализме целой команды архитекторов сети, инженеров, аналитиков и других специалистов.
Вадим Богомольский — руководитель отдела решений для операторов связи NetCracker Technology.
Яна Малькевич — менеджер по маркетингу в России, странах СНГ и Восточной Европе компании NetCracker Technology.
Примеры инженерного решения
Продуктовая линейка MATE от Cariden (см. Рисунок 1) построена на базе единой платформы MATE Framework и представляет собой набор модулей для решения задач планирования сетей IP/MPLS, включая сетевое моделирование, оптимизацию, поддержку задач формирования трафика. Платформа MATE Framework обеспечивает удобный процесс сбора необходимых для моделирования данных, визуализацию результатов моделирования сети и оценку требований к сети.
Решение IP/MPLSView от компании Wandl представляет собой систему сетевого планирования и проектирования сетей IP на базе единой платформы. Она способна автоматически определять топологии сетей IP на основании собранной информации посредством анализа конфигурационных файлов и интегрироваться с системами инвентаризации. Кроме того, IP/MPLSView позволяет создавать отчеты о реальной инфраструктуре, моделировать различные сценарии развития сети, а также проектировать методы и подходы к реализации новых продуктов и услуг.
Оперативное и стратегическое планирование
Системы, помогающие осуществлять планирование сети, предоставляют исходные данные для ее дальнейшего развития. Однако этих данных недостаточно, поскольку они касаются только уже имеющейся абонентской базы, и, следовательно, предоставляемая информация годится лишь для удержания клиентов. Между тем вряд ли оператор связи решиться инвестировать в модернизацию инфраструктуры исключительно ради поддержания лояльности своих абонентов или повышения среднего дохода от каждого из них. Серьезное изменение инфраструктуры всегда предполагает привлечение новых клиентов, а значит, нужны маркетинговые исследования вне абонентской базы и привлечение прочих средств анализа, так сказать, «на чужих полях».
Ни в коей мере не подвергая сомнению важность и полезность моделирования при планировании развития сети, хочется отметить тот факт, что любое математическое моделирование (в том числе и сетевой инфраструктуры) целиком и полностью определяется точностью исходных данных и адекватностью использованной модели. На практике не менее важное значение имеют средства реального тестирования — будь то тестовая лаборатория сетевого интегратора, опытный эксплуатационный участок оператора связи или тестовая зона поставщика услуг. Сейчас такой проверке подвергаются не только планируемые к внедрению технологии, оборудование или эксплуатационные регламенты, но и сами услуги, даже при отсутствии существенных изменений в технологиях и инфраструктуре.
Деление на краткосрочное и долгосрочное планирование не только по временному принципу, но и в привязке к определенным технологиям (замена меди на волокно в сети доступа) или типам сети (замена ATM на IP/MPLS в опорной части сети) представляется несколько условным — такие изменения лучше классифицировать как оперативные и стратегические. Дело в том, что одной из основных характеристик новейших технологий стало небольшое время развертывания технического решения, вне зависимости от масштаба проекта, хотя финансовые ограничения часто ведут к тому, что оператор связи вынужден осуществлять поэтапное введение новых технологий в собственную сеть. Например, техническое решение для модернизации устаревших телефонных коммутаторов на основе программного коммутатора Essentra можно внедрить в опорные и опорно-транзитные телефонные сети за неделю в масштабах сети связи районного центра. Хотя такой проект коренным образом меняет инфраструктуру сети и доступный набор услуг, т. е. является стратегическим, он все же остается кратковременным.
Михаил Кузьмин — эксперт «Фирма Диалог-Сети»
"Рисунок 1." "Рисунок 2."