коллективными усилиями противостоять назревшей проблеме, «Лаборатория Касперского» и Internet-портал Mail.ru провели в Москве Четвертую международную конференцию «Проблема спама и ее решения».

По данным независимого исследования «Лаборатории Касперского», объем спама среди всего почтового трафика не опускается ниже 50% даже для самых защищенных инфраструктур, а у бесплатных почтовых служб этот показатель превышает средние значения. Иными словами, огромное количество мощностей и ресурсов, в том числе людских, тратится исключительно на хранение и передачу электронного мусора. На протяжении последних двух-трех лет ситуацию удавалось хоть в какой-то мере удерживать под контролем только благодаря разработке и внедрению различных технических средств — программных модулей для защиты от спама. Многочисленные спам-фильтры способны достаточно успешно бороться с нежелательными рассылками, однако они не решают проблему, а лишь переносят ее на уровень выше — от конечных пользователей к системным администраторам.

Угрожающей выглядит тенденция криминализации «сорной» почты. Так, по данным «Лаборатории Касперского», в 2006 г. возросла доля мошеннических сообщений: фишинг, поддельные электронные письма о выигрышах в лотерею, «волшебные» способы быстрого обогащения и т. д. Злоумышленники активно используют в своих целях платежные системы и сервисы SMS. Одной из «новинок» в технологическом мире спама стала анимация. Еще два года назад системы фильтрации научились отлавливать нежелательные сообщения с картинками. Однако анимированные изображения GIF представляют собой сразу несколько чередующихся картинок, причем из 20 кадров только один или несколько несут смысловую нагрузку, а все остальные демонстрируются доли секунды, чтобы сбить с толку эвристику фильтров спама. Сейчас с этим новшеством пытаются бороться многие производители систем защиты.

Среди причин, по которым доля нежелательной почты в Internet не сокращается, участники конференции назвали и несовершенство отечественного законодательства. Некоторую надежду на исправление ситуации привнес измененный Федеральный закон РФ «О рекламе», вступивший в силу 1 июля 2006 г., однако и он, по мнению специалистов, несовершенен. Чтобы уменьшить количество спама, необходимо проводить работу одновременно по трем направлениям: развивать технические средства защиты, улучшать законодательство и проводить «воспитательную» работу с пользователями, убеждая их не реагировать на спам и не приобретать рекламируемые таким образом товары и услуги.