Ставший, наверное, избитым для многих термин «конвергенция» по-прежнему достоверно отражает то, что происходит на рынке телекоммуникаций во всем мире. Границы между передачей голоса и данных, между стационарными и мобильными сетями стираются, как по мановению волшебной палочки. Почти всегда платформой интеграции оказываются системы на базе IP. Между тем указанный процесс в значительной степени затронул и бизнес-структуры производителей: Alcatel объединилась с Lucent Technologies, Ericsson — с Marconi, а Siemens и Nokia образовали дочернюю компанию Nokia Siemens Networks.
Кроме того, в сфере телекоммуникаций проявляется еще одна тенденция, пронизывающая каждую область ИТ, — виртуализация. Серверы становятся сервисом, причем физически они распределены так, чтобы с точки зрения оптимизации услуг все было организовано наиболее рациональным образом. Для телефонной станции подобное положение вещей все чаще означает, что она «абстрагируется» в качестве соответствующей службы и реализуется внешним провайдером услуг. В таком случае пользователь устанавливает у себя только IP-телефоны, все остальное предоставляет или, соответственно, хостирует (в зависимости от модели аутсорсинга) внешний поставщик услуг.
СОБСТВЕННАЯ СЛУЖБА ИЛИ ВНЕШНЯЯ УСЛУГА?
Если гиганты в области телекоммуникаций всегда были очень неплохо представлены в бизнесе операторов и провайдеров услуг, то теперь даже небольшим специализированным поставщикам IP-УАТС приходится реагировать на растущую популярность аутсорсинга. В 2006 г. компания innovaphone, к примеру, максимально стремилась учесть потребности новых клиентов. С недавних пор продукты этого предприятия пригодны как для построения решений IP Centrex, так и для реализации специализированных операторских проектов. Компания 4S newcom, дочерняя компания snom technology, столь же целенаправленно ориентируется на поставщиков услуг. Наряду с небольшими IP-УАТС на базе Apple (см. Рисунок 1) она предлагает программные платформы, которые помогают провайдерам стационарных и радиосетей, а также услуг Internet освоить направление VoIP. Летом 2006 г. на рынке появился продукт компании Swyx — SwyxIt! Now, клиент SIP на базе ПК, — который позволит провайдерам услуг и операторам расширить свои сети за счет функциональности одноранговых голосовых услуг, основывающихся на SIP. Это лишь несколько примеров разработок, которые могут взять или уже взяли на вооружение работающие на рынке Германии другие поставщики, в частности Auerswald, DAFUER, DeTeWe Systems и High Soft Tech (HST).
Между тем, когда речь заходит о выборе решения телефонии, innovaphone — немецкая кузница технологий — нередко рекомендует выбрать вариант IP Centrex. Как пояснил Данмар Геер, председатель правления этой компании, «предприятия получают доступ к масштабируемому, однородному, гибкому и надежному решению без ограничений на число участников доступа, причем при крайне низких начальных затратах». Кроме того, в случае IP Centrex практически отпадает необходимость в обслуживании. Вопросы масштабируемости и безопасности — основные критерии определения пригодности телекоммуникационного решения, обычно требующие больших затрат на их проверку, — касаются пользователя лишь в том отношении, что он должен удостовериться в способности своего провайдера решать подобные проблемы. К тому же дополнительные функции можно приобрести за отдельную плату.
Благодаря огромным преимуществам, возникающим в результате объединения подключений поставщиком услуг (эффект масштаба), даже небольшим компаниям становятся доступны те высокопроизводительные технологии, которые очень часто они не в состоянии позволить себе самостоятельно (см. Рисунок 2). Некоторая ограниченность решения IP Centrex проявляется тогда, когда необходима специфическая адаптация к индивидуальным потребностям. В таких ситуациях эксперты рекомендуют пользоваться собственной системой, которая может быть взята на обслуживание и управляться провайдером (хостируемые телекоммуникационные услуги).
ОСНОВЫ: ПРОДОЛЖЕНИЕ
В принципе, IP-УАТС представляет собой программу. Среди прочих такое программное обеспечение выпускается для Windows, UNIX/Linux и Mac OS, в виде платформ с открытым кодом, к примеру Asterisk, SER или SipXpbx, а также в сочетании с собственными решениями компаний Epygi Technologies (линейка продуктов Quadro), Pandora Networks (решение Worksmart), Kapsch CarrierCom (семейство продуктов MissisSIPpi на базе IP Centrex) и Objectworld Communications (продукт UC Server). Наряду с программным обеспечением — для самостоятельной установки на подходящем сервере — решение зачастую жестко интегрируется в специализированное устройство. Выбор платформы для операционной системы в идеальном случае должен зависеть от соответствующего ноу-хау предприятия. Программы с открытым кодом, конечно, привлекательны, но в той же мере и опасны, поскольку никаких удобных структур поддержки (в отличие от коммерческих операционных систем) не существует.
Вариант с программным обеспечением собственной разработки вызывает все меньше интереса. Его главное достоинство — сравнительно низкая цена — носит весьма относительный характер в условиях крайнего разнообразия предлагаемых специализированных устройств. Кроме того, последние нередко оказываются гораздо лучше вследствие их стабильности, производительности и средств соединения. Разумеется, в случае коробочных решений следует обращать внимание на ограничения аппаратного обеспечения. Воплощая свое решение в материальной форме — в виде аппаратных средств, производитель обычно предоставляет возможности дальнейшего расширения и масштабирования. Для обеспечения повышенной готовности необходимо наличие избыточных блоков питания и вентиляторов, процессоров и жестких дисков.
По мере расширения предприятия появляется потребность в объединении нескольких систем в кластер. Помимо отказоустойчивости кластеризация имеет решающее значение и для оптимизации рабочих характеристик: нагрузку можно распределять по нескольким узлам коммутации, а в идеальном случае — по разным филиалам. В многолетнем споре о наиболее подходящем для VoIP семействе протоколов устаревший протокол H.323 все больше отстает от протокола инициирования сеансов (Session Initiation Protocol, SIP). Стандартная же реализация SIP, напротив, считается для современной УАТС просто необходимой. Архитектура SIP во многом ориентируется на модель Internet: логика построения соединений распределена по сети и расположена либо на оконечном устройстве, либо в виде услуги на серверах. Поэтому SIP особенно хорошо подходит для интеллектуальных оконечных устройств — еще одна причина того, что все большее число производителей начинают выпускать устройства с поддержкой SIP. Дополнительное преимущество SIP заключается в независимости от транспортного протокола и среды передачи. Более того, реализация и поиск ошибок осуществляются куда проще, чем в случае Н.323, поскольку вся информация кодируется открытым текстом.
ФУНКЦИЯ ENUM
SIP работает с различными механизмами локализации, среди которых — преобразование телефонных номеров в URL с помощью ENUM, DNS или статичная маршрутизация. Отображение телефонных номеров (tElephone NUmber Mapping, ENUM) представляет собой службу, посредством которой они переводятся в записи системы доменных имен (Domain Name System, DNS) в Internet. При желании человек с адресом ENUM доступен не только по обычному телефону, но и, скажем, по мобильному. Выбор номеров при вызове по адресу ENUM и их последовательность определяет сам пользователь при регистрации — в Германии, к примеру, этот сервис поддерживает некоммерческая организация «Немецкий сетевой информационный центр» (DEutsches Network Information Center, DENIC). В идеальном случае адрес ENUM должен заменить собой весь набор номеров и адресов, которые с трудом умещаются на визитной карточке — по крайней мере, таков замысел. Присвоение номеров ENUM во всем мире происходит по единой схеме — в отличие от разных (в зависимости от региона) систем назначения идентификаторов VoIP провайдерами SIP. С ENUM связана другая идея, которая выглядит еще заманчивее: с номера ENUM на номер ENUM можно звонить бесплатно через Internet — неважно, один и тот же провайдер VoIP у обоих коммуникационных партнеров, установивших связь, или нет.
Между тем Deutsche Telekom и многие другие крупные операторы связи и провайдеры DSL со всей очевидностью осознали, что означает для них эта вторая идея ENUM. Опасаясь снижения количества оплачиваемых минут разговора из-за бесплатного телефонного общения по ENUM, они примерно год назад в спешном порядке отозвали и даже заблокировали свои обязательства по ENUM, чтобы воспрепятствовать такой коммуникации между провайдерами.
Тем не менее для компаний с несколькими филиалами связь по ENUM уже сейчас представляет интерес, поскольку звонки по внутренним телефонным номерам через ENUM могут снизить расходы на переговоры. Необходимая для любой коммуникации по ENUM функция поиска, которая запрашивает регистрирующую организацию о доступности адреса ENUM вызываемого абонента, выполняется либо на клиенте SIP (на телефоне), либо на шлюзе VoIP, либо у соответствующего провайдера SIP.
Сегодня при покупке IP-УАТС следует уделить особое внимание доступности и простоте использования ENUM. Все же, по крайней мере в одном, визионеры Internet едины: рано или поздно ENUM начнет свое победоносное шествие по миру.
ТЕЛЕФОННЫЕ ФУНКЦИИ
УАТС — классические или на базе IP — редко страдают от нехватки функций. Скорее, проблема заключается в обратном — в чрезмерной перегрузке ими из любви к полностью заполненным техническим паспортам, откуда зачастую приходится с трудом «выкапывать» нужные функции. В руководствах проектировщику усиленно рекомендуется провести подробный анализ коммуникационных паттернов на предприятии, чтобы на его основе составить список необходимых функций — включая детальное описание того, каким образом они должны быть реализованы. Другие консультанты рекомендуют переработать наиболее важные стандартные функции с учетом практики их использования (при этом может пригодиться изучение технических паспортов двух или трех АТС на базе ISDN) и в дальнейшем сконцентрироваться на тех, реализация которых обещает повышение производительности благодаря слиянию информационных технологий и телекоммуникаций.
Однако самыми большими преимуществами IP-УАТС являются все же их сравнительно простое программирование и возможность модульного расширения набора функций, к примеру при помощи интерфейса программирования приложений телефонии (Telephony Application Programming Interface, TAPI), Java TAPI (JTAPI) или расширяемого языка разметки (Extensible Markup Language, XML). Телефоны с дисплеем соответствующего размера берут на себя коммуникационные функции, обычно выполняемые персональным компьютером, к примеру — отображение набора прямых входящих номеров или содержимого определенных страниц Web. Благодаря программам содействия разработчикам некоторые производители способны предложить обширные библиотеки с приложениями VoIP, которые зачастую отвечают специфическим требованиям филиалов. Так, можно реализовать решения для перевода текста в речь, и с их помощью пользователи систем VoIP будут прослушивать содержимое страниц Web или Intranet. Наличие функции преобразования текста
в речь — удобный способ для «продвижения» собственных технологий, потому особое внимание следует уделять соответствию стандартам.
СОБЛЮДЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Еще одним аспектом, о котором не следует забывать при выборе УАТС, является безопасность. Именно в связи с передачей голоса по IP эта тема получает особое значение из-за своей взрывоопасности: возможны всякие неприятности — начиная с пользования телефонной связью за чужой счет и прослушивания переговоров и заканчивая засылкой вредоносных программ, способных прервать работу конвергентных сетей передачи голоса и данных. И хотя производители продуктов VoIP утверждают, что их системы технически уже зрелые, по мнению независимых экспертов, все еще существует неудовлетворенный спрос на поддержание мер обеспечения безопасности. Не без причины Федеральное управление информационной безопасности Германии (Bundesamt fuer Sicherheit in der Informationstechnik, BSI) в 2005 г. опубликовало руководство под названием «VoIPSEC — исследование безопасности протокола передачи голоса по Internet (Voice over Internet Protocol)», посвященное исключительно требованиям, которые необходимо соблюдать при построении инфраструктур VoIP.
При таком положении вещей рекомендуется провести анализ запланированных решений с целью выявления их слабых сторон. В первую очередь следует рассмотреть оконечные IP-устройства, ПО для администрирования, обработки вызовов и управления, а также системы голосовой почты. От разработчиков соответствующих продуктов, как правило, помощи ждать не приходится — лучше обратиться к независимым экспертам. Конкурен-ты, по большей части, также довольно неплохо осведомлены о недостатках своих соперников, однако к получаемым от них данным надо относиться с известной осторожностью. Нередко очень полезным инструментом могут стать специализированные форумы в Internet.
Защита инфраструктуры передачи голоса по IP охватывает все: физическую сеть и эксплуатируемые в ней коммутирующие компоненты — маршрутизаторы и коммутаторы, телекоммуникационные системы и серверы управления, а также оконечные устройства. Стоит уделить внимание как соответствующим операционным системам и приложениям, так и поддерживаемым протоколам передачи. В то же время предлагаемые продукты не должны ухудшать качество передачи. В особенности это касается таких факторов, как время распространения сигнала (задержка) и потеря пакетов. На основе одних только данных о производительности указанные параметры определить сложно. Соответствующие возможности должны подкрепляться специальными рекомендациями.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Построение надежной, безопасной и быстрой телекоммуникационной инфраструктуры, которая наилучшим образом будет отвечать всем требованиям предприятия, все еще остается сложной задачей. Выгоду от широкого предложения сравнительно недорогих устройств, частично комбинируемых с маршрутизатором DSL и прочими функциями (см. Рисунок 2), получают прежде всего небольшие предприятия. Услуги IP Centrex, напротив, представляют собой привлекательную альтернативу собственным системам для предприятий любого размера. Задачи, относящиеся к телекоммуникационной области, в данном случае успешно решаются специализированными провайдерами услуг. Все важные для предприятии факторы можно учесть в соглашении об обслуживании, и тогда для многих IP Centrex станет УАТС будущего.
Штефан Мучлер — ведущий корреспондент журнала LANline.
© AWi Verlag