Чтобы грамотно разместить оборудование в ЦОД, целый ряд вендоров (HP, IBM, Emerson) используют ПО для моделирования тепловых потоков в помещении центра данных, а несколько независимых разработчиков предлагают продукты со встроенной базой данных, где содержится информация об устройствах разных производителей. Такое ПО помогает выбрать оптимальный вариант на основе модели ЦОД. Существующие решения позволяют отводить до 15 кВт тепловой энергии на стойку даже с помощью традиционного воздушного охлаждения при высоте фальшпола 90 см. Правда, в этом случае приходится организовывать закрытые коридоры и устанавливать вытяжные вентиляторы. По словам Александра Мартынюка, выступившего в роли независимого эксперта, в Intel разрабатывают проект, где эта мощность будет увеличена вдвое, причем также без применения шкафов с водяным охлаждением. Однако в типовом ЦОД стойка обычно выделяет всего около 5 кВт, и заказчики без особой необходимости стараются не слишком уплотнять оборудование, чтобы избежать сложных задач теплоотвода, использования дорогостоящих систем охлаждения и кондиционирования.
Как правило, ЦОД выносится за пределы города и размещается в специально построенном отдельном одно- или двухэтажном здании. В России же обычно подбирается существующее помещение в городской черте. В отличие от нашей страны, в США в строительстве ЦОД принимает участие большое число подрядчиков (свыше 400), развита культура строительства и монтажа сложного оборудования. Хотя большинство российских системных интеграторов заявляют о своей способности построить и оснастить ЦОД, управление проектами с привлечением многочисленных подрядчиков способны грамотно осуществлять единицы. Такие проекты требуют рационального использования средств, правильной расстановки приоритетов, профессионального управления. Важна и последующая квалифицированная эксплуатация, в частности, заполнение ЦОД оборудованием.
Между тем, в России начался лавинообразный рост строительства ЦОД, однако мало кто из компаний способен строить ЦОД на высоком уровне, что вскоре может привести к девальвации самого понятия центра данных, считает Александр Мартынюк. Ситуацию усугубляет незнание российский специфики зарубежными консалтинговыми компаниями, имеющими большой опыт создания ЦОД, тогда как предложения вендоров обычно ограничивают выбор заказчика по спектру оборудования. Управляющая компания, выступающая в роли проектного отдела заказчика и способная взять на себя ответственность за реализацию проекта, может стать недостающим звеном для дальнейшего развития этого сегмента рынка.