Практически каждая бронируемая в Германии туристическая поездка проходит через центр обработки данных компании Amadeus из
г. Эрдинген. Он является одним из крупнейших и наиболее производительных ЦОД в мире. Более 80 тыс. туристических компаний используют в своей работе решения по туристическому менеджменту и техническую инфраструктуру от Amadeus. Через глобальные туристические Internet-порталы или напрямую в турфирме клиенты могут организовать свой отдых, выбрав и забронировав подходящий вариант из того, что предлагают почти 500 авиакомпаний, более 73 тыс. отелей, 27 компаний, предоставляющих услуги по аренде автотранспорта, а также более 1 тыс. организаторов мероприятий. При максимальной нагрузке в секунду совершается 7 тыс. информационных транзакций.

ВЫСОКАЯ ДОСТУПНОСТЬ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО, А ОХЛАЖДЕНИЕ — РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР

«Посетителей, как и предложений, очень много, и легко представить, какое значение для нас, а главное, для наших клиентов имеет высокая доступность, — говорит Маттиас Коль, менеджер по инфраструктуре в Amadeus. — Наши системы должны работать, причем всегда и без всяких оговорок». И они действительно успешно это делают с момента введения ЦОД в эксплуатацию более 17 лет назад. Коль и его команда отвечают за то, чтобы инфраструктура ИТ всегда была организована по последнему слову техники. Так, регулярно проводится оценка решений, применение которых позволило бы повысить доступность, надежность и эффективность используемых систем.

Самое пристальное внимание уделяется оптимизации факторов, имеющих критическое значение для эксплуатации ЦОД, к примеру, охлаждению. За поддержание постоянной комфортной температуры 18-22°С в компьютерных помещениях и монтажных шкафах с аппаратным обеспечением отвечают три избыточных системы охлаждения. Холодный воздух под большим давлением продувается через фальшпол ЦОД и выходит на поверхность там, где чувствительное оборудование ИТ нуждается в охлаждении. Коль признает: «К сожалению, раньше охлаждающий воздух выходил не только в желаемых местах, но и через отверстия для вывода кабеля и кабелепроводов. Мы пытались закрыть их свинцовыми листами, но должного эффекта не достигли». Естественно, начался поиск подходящего решения по уплотнению, и велико же было удивление, когда оказалось, что в Германии нашелся лишь один производитель, предлагающий систему уплотнения, которая соответствовала предъявляемым требованиям. Это была компания Daxten с системой Koldlok.

Провести пробную установку решили на месте в г. Эрдинг. Тем временем Коль узнал, что он, судя по всему, затронул весьма горячую тему: результаты исследования, проведенного американским институтом Uptime Institute показали, что до 63% всего холодного воздуха, производимого в ЦОД, выходит через кабелепроводы и недостаточно уплотненные отверстия в фальшполу и не попадает в серверные, в монтажные шкафы и, прежде всего, к размещенным там серверам. Это грозит возникновением тепловых зон, где аппаратное обеспечение подвергается риску перегрева, что грозит сбоями в работе вплоть до полного отказа.

Выводы очевидны: в соответствии с традиционным подходом высокие потери холодного воздуха и все сопутствующие риски можно предотвратить только за счет повышения производительности кондиционеров, что, естественно, приводит к существенному росту потребления электроэнергии. При невозможности дальнейшего увеличения производительности это означало бы необходимость дорогостоящих инвестиций в дополнительные охлаждающие установки, которые вдобавок занимают много места.

МЕХАНИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ

Вместо этого было предложено альтернативное решение: система уплотнения в виде пластмассовой рамы, разделенной на две части и снабженной специальными искусственными волокнами, расположенными в два ряда наподобие щетки. Она вставляется в отверстия в фальшполу и крепко привинчивается к нему.

Уплотнение практически идеально охватывает кабель, проходящий через пол. В этом легко убедиться, просто положив сверху свою руку: обычно столь явно ощущаемый поток воздуха отсутствует.

Об эффективности этого простого, но действенного приспособления свидетельствуют и сухие цифры: за год Маттиас Коль смог сэкономить на энергии, затрачиваемой на охлаждение ЦОД, более 46 тыс. евро, что подтверждено экспертизой, проведенной независимым консультантом. Срок окупаемости инвестиций составил всего три месяца. «Кроме того, благодаря механическому уплотнению отверстий фальшпола системой Koldlok, мы зафиксировали увеличение давления с 30 до 40 гектопаскалей — и это при неизменной холодопроизводительности», — говорит Коль. Однако главное преимущество он видит в том, что ему не приходится приобретать дополнительные холодильные установки и жертвовать для этого ценной площадью ЦОД. Подводя итог, можно сказать, что для улучшения охлаждения фальшпола не всегда требуется новое дорогостоящее и сложное оборудование. Простые, на первый взгляд, решения способны заметно повысить эффективность работы всей системы.

Порой более 60% холодного воздуха неконтролируемо утекает из фальшпола, поэтому кажущуюся такой банальной концепцию уплотнения переходных отверстий следует отнести к самым рекомендуемым мерам. Возможно, не понадобится приобретать и новую охлаждающую установку, а кроме того, более рационально расходуется площадь ЦОД. Примеры подтверждают, что инвестиции в системы уплотнения окупаются быстро.


Йорг Поршен — старший менеджер по маркетингу компании Daxten.

© AWi Verlag