. Своим мнением на эту тему поделились ведущие специалисты компаний «Квазар-Микро» (подразделение «Ситроникс»), «Мастертел», «Синтерра», IBS DataFort и Stack Group. Как единодушно отметили все участники, при построении центра обработки данных (ЦОД) главной задачей является обеспечение его электроэнергией и инженерной инфраструктурой. Тем не менее, подключение к телекоммуникационным сетям, не требующее слишком больших вложений, оказывается не менее важным вопросом, поскольку без каналов связи ЦОД не может выполнять свои функции.
В отличие от обычного офисного центра, ЦОД нуждается в чрезвычайно надежных каналах, которые должны обладать многократным резервированием и достаточной пропускной способностью. Оборудование передачи данных следует резервировать с необходимой избыточностью, чтобы любые плановые регламентные работы, замена и модернизация устройств не влияли на работоспособность ЦОД и его связь с клиентами.
Построение новых ЦОД на территории Москвы становится все более экономически нецелесообразным. Поэтому почти все современные центры обработки данных выносятся за пределы столицы (например, свой ЦОД компания IBS DataFort разместила в Дубне), а «Синтерра» реализует программу 40х40 по строительству 40 ЦОД в различных российских городах. Стоимость услуг связи с такими ЦОД ненамного выше, чем если бы они располагались в Москве, к тому же она составляет небольшую долю в общих затратах на построение ЦОД.
Исторически хозяевами первых ЦОД были операторы связи, которые предпочитали самостоятельно работать
с клиентами и предлагали им только свои услуги. Сейчас ситуация меняется, особенно в отношении коммерческих (специально построенных для предоставления услуг) ЦОД. Корпоративные же центры данных обслуживают потребности одной компании и работают с устоявшимся пулом телекоммуникационных операторов.
Как отметили участники круглого стола, чем больше независимых операторов присутствует в коммерческих ЦОД, тем надежнее его работа и выше доступность. Важно только, чтобы каналы разных операторов не входили
в ЦОД по одному маршруту, который может быть разрушен в результате неосторожных действий строителей или инженерного персонала. Более того, не желательна ситуация, когда линии связи различных операторов приходят в ЦОД разными маршрутами, а затем соединяются при пересечении мостов, железнодорожных магистралей и других препятствий.
Еще один широко обсуждавшийся вопрос — что же такое ЦОД на самом деле? Площадка для установки оборудования заказчиков, куда они приглашают операторов и обеспечивают подключение и контроль за работой устройств, или услуга, в случае предоставления которой всю ответ-ственность за надлежащее функционирование оборудования и каналов связи берет на себя хозяин ЦОД? Пока встречаются оба подхода, но, с точки зрения «правильного» бизнеса, более предпочтительным является второй, когда все риски прописываются в соответствующем документе о качестве обслуживания (SLA), и
в случае нанесения клиенту убытков по причине простоя ЦОД оператор в той или иной мере их компенсирует. Конечно, это дороже, чем просто предоставление услуг связи за абонентскую плату, но для клиентов, которые хотят сконцентрироваться на собственном бизнесе, а не на контроле за деятельностью оператора, за таким подходом, несомненно, будущее.
В рамках круглого стола обсуждалось еще много других важных вопросов, касающихся обеспечения ЦОД связью. Более подробно об этом будет рассказано в следующем номере журнала.