Пустые цеха без единого человека, которые к тому же работают и выпускают продукцию, давно уже не выглядят чем-то фантастическим, хотя таковых немного, особенно в нашей стране. Как считают лидеры отрасли ИТ, центры обработки данных тоже должны функционировать без участия человека (в английской терминологии lights-out). Вообще-то, внутри современного ЦОД, там, где установлено оборудование, человека можно встретить нечасто — условия обитания неподходящие, да и охрана не пускает. Однако под lights-out понимается максимально полная автоматизация работы ЦОД, а не просто возможность удаленного управления. С одной стороны, для этого отрасли предстоит преодолеть еще множество технических трудностей, с другой, сделано уже немало. Компания HP движется в данном направлении с момента объявления своей стратегии адаптивной инфраструктуры (Adaptive Infrastucture). Впрочем, в соответствии с веяниями времени в HP теперь больше говорят о центрах данных нового поколения. О перспективах развития ЦОД с точки зрения HP мы беседовали с Григорием Поповым, директором департамента корпоративных решений «НР Россия».
Журнал сетевых решений/LAN: Вычислительные центры и серверные всегда были местом концентрации ИТ-оборудования. Почему, на ваш взгляд, тематика ЦОД прио-брела такую важность в последние два-три года, и не является ли уделяемое ей внимание чрезмерным?
Григорий Попов: Вычислительные центры и центры обработки данных, действительно, практически синонимы, и большинство людей воспринимают их именно так. Помещения, где сосредоточены вычислительные ресурсы, отличает ряд общих черт: имеется крепкий пол и запираемые двери, поддерживается определенный микроклимат, подведены необходимые электрические мощности и т.д. Это помещение можно назвать и серверной, и вычислительным центром, и ЦОД — не суть важно.
Сегодня много пишут и говорят про центры обработки данных вообще и про центры обработки данных нового поколения в частности. Дело в том, что на рынке наметилась тенденция к трансформации существующих вычислительных центров и серверных. Во всем мире заказчики выражают недовольство тем, как они функционируют. У одних наблюдается безудержный рост энергопотребления, у других возникают трудности с охлаждением, третьи недовольны степенью использования имеющихся ресурсов. Постепенно проблемы усугубляются, и количественные изменения переходят, как это часто бывает, в качественные.
Раньше заказчики требовали, чтобы каждое приобретаемое решение соответствовало определенным условиям по энергопотреблению, тепловыделению, вычислительной мощности. Теперь же владельцы крупных центров обработки данных начинают понимать, что эти требования должны быть применены не к отдельно взятым вычислительным узлам или платформе для конкретного приложения, а ко всей совокупности сосредоточенной в нем техники и даже шире — ко всей технике, которую использует организация. Изучив текущие тенденции, аналитики Gartner, IDC и другие дали общее определение этому явлению: теперь речь идет о центрах обработки данных нового поколения.
Таким образом, это отраслевой термин, и HP лишь присоединяется к сообществу экспертов и пользователей, которые требуют иного подхода к использованию вычислительных ресурсов, дабы обеспечить их более эффективную загрузку, оптимизацию энергопотребления (т.е. уменьшение потребления при неполной загрузке) и охлаждения, возможность автоматического перераспределения любых ресурсов (вычислительных, хранения, телекоммуникационных) между разными задачами с минимумом рутинного труда администратора. Вместе с тем на более высоком уровне управления имеющиеся ресурсы должны быть совершенно прозрачны и подконтрольны человеку, поскольку всегда необходимо иметь возможность проверить, справляется ли автоматизация со своими задачами, и своевременно вмешаться. Так, например, в автомобилях запрещено делать руль полностью электронным, чтобы водитель мог повернуть, даже если вся автоматика откажет.
Производители трансформируют всю эту совокупность требований в технологические решения, с помощью которых можно достичь или, по крайней мере, приблизиться к желаемому состоянию. Со своей стороны HP идет еще дальше и предлагает заказчикам инновационную концепцию бизнес-технологий, реализация которой позволяет гибко адаптировать и устанавливать соответствие между возможностями, предоставляемыми современными информационными технологиями, и потребностями профильного бизнеса заказчиков, как текущими, так и будущими.
LAN: HP сократила количество собственных центров обработки данных с нескольких десятков до шести. Что компания получила
в результате такой оптимизации, и насколько эти центры соответ-ствуют требованиям, предъявляемым к ЦОД следующего поколения?
Попов: Для нас, как потребителя, это, безусловно, новое поколение. Предпосылки долго накапливались, и сейчас происходит большой скачок. Все задачи переводятся из десятков центров по всему миру в шесть крупных центров в Америке, которые сгруппированы попарно (основной плюс резервный центры). Они расположены в разных часовых поясах и сейсмических зонах. Помимо выбора местоположения учитывалось наличие независимых энергетических сетей, чтобы отключения, если они случатся, не затронули все центры сразу.
Тем самым мы защищаем себя от возможных катастроф и обеспечиваем непрерывное функционирование всех систем в интересах наших офисов и, самое главное, наших заказчиков по всему миру. На современном предприятии целый ряд процессов уже невозможен без ИТ, поэтому если соответствующие системы будут плохо функционировать или станут недоступны, мы не сможем оказать заказчикам сервисное обслуживание надлежащего качества, что неприемлемо.
При разработке использовались технологии HP, которые мы предлагаем заказчикам и рынку, для максимального воплощения концепции ЦОД нового поколения. Для охлаждения использовалось передовое решение Dynamic SmartCooling, разработанное в HP Labs и впервые опробованное в ЦОД, принадлежащих компании. В них устанавливаются только системы последнего поколения, в которых нашли воплощение технологии эффективного охлаждения и энергоэффективных вычислений на уровне конкретного вычислителя. Оборудование расставлено в помещении таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное охлаждение и простой доступ к устройствам. При реализации применялся широкий спектр решений по управлению как вычислительными ресурсами, так и инженерными системами и зданием.
Центры полностью модульные, и все решения базируются на отраслевых стандартах, так что компоненты взаимозаменяемы. В соответствии с этим подходом применяется всего несколько вычислительных модулей и модулей хранения данных. Решения виртуализации позволяют, если потребуется, гибко перемещать задачи с одного модуля на другой, подключать новые модули и перераспределять между ними вычислительную нагрузку. При этом внедрение действительно экономически эффективно лишь при наличии средств безопасности, управления и автоматизации.
Таким образом, в построенных центрах обработки данных мы смогли применить шесть ключевых стратегических технологий, на которых базируется наша концепция адаптивной инфраструктуры — модульность и совместимость компонентов, управление, автоматизация, безопасность, охлаждение и энергоэффективные вычисления. Все то, о чем мы говорим в презентациях новых продуктов, там реализовано, причем реализовано во взаимосвязи. Достигнутый результат нас, как заказчиков, весьма впечатляет.
Сам я поначалу весьма скептически относился к идее переноса локального сервера в Америку. Мне всегда казалось: чем ближе сервер расположен к пользователю, тем лучше. Но на самом деле это не так, и после миграции скорость отклика используемых в работе систем существенно возросла, например, при вызове Web-форм задержка стала практически незаметной. Время простоев значительно уменьшилось благодаря тому, что множество мелких серверов было перенесено на один большой, а пиковые нагрузки в разных часовых поясах не совпадают. Кроме того, решение проблем (что-то сломалось, медленно работает, недоступно и т.п.) намного ускорилось. Как видно из отчетов, стало меньше серверов и систем хранения, снизились расходы на связь и — радикально — на электроэнергию, штат отдела ИТ сократился в несколько раз.
LAN: Такая концентрация ресурсов всего в нескольких центрах чревата более серьезными потерями в случае выхода из строя одного из них... Если обобщить, распределенные структуры со множеством мелких узлов обеспечивают лучшую выживаемость. Нет ли противоречия между тенденциями к концентрации ресурсов и к распределенным вычислениям?
Попов: Противоречия нет, точно так же, как между масштабированием вверх и вширь, потому что для разного типа задач есть разные решения. Даже если взять отстраненный от бизнеса пример из области распределенных параллельных вычислений, принцип grid эффективен для слабо связанных задач, тогда как в других случаях предпочтителен сильно связанный кластер, обеспечивающий низкую задержку, поскольку узлы должны очень быстро обмениваться блоками информации. Одно другого не отменяет. Вопрос — что дешевле?
Если компания дорожит целостностью и сохранностью данных, то практически всегда выбирает консолидацию. Это облегчает физическую защиту ценной информации от злоумышленников, наводнений и т.п., так как при распределенной структуре не везде можно обеспечить адекватный уровень безопасности и контроля. Кроме того, для критически важных данных необходима резервная копия, что при тиражировании на недалеко расположенную площадку сделать дешевле, быстрее и надежнее, чем при удаленном копировании. Далее, при распределенном хранении информации труднее получить единый срез этих данных для выполнения необходимого анализа... Можно привести еще множество аргументов в том же роде.
Вывод один: когда все критически важные данные находятся в одном месте, за ними проще следить и с ними проще работать благодаря единому регламенту. Конечно же, это не означает, что все записывается на один огромный дисковый массив. Просто серверы и системы хранения располагаются ближе друг к другу. Это позволяет многократно снизить издержки и намного повысить уровень целост-ности и защищенности данных, а заодно добавить какие-то новые сервисы. По статистике для серверов эффективность их использования в результате консолидации возрастает с 40 до 70%. Так, если на каждой из 10 площадок было по одному запасному серверу, то теперь достаточно всего одного в консолидированном центре.
Что касается жизнестойкости, во многих случаях, как ни удивительно, безопаснее иметь правильно построенный и защищенный от природных катастроф центр, который, например, на случай падения метеорита дублирует всю информацию в резервный центр, расположенный на достаточном удалении.
LAN: Некоторое время назад приходилось слышать и такое мнение: в России ЦОД нет. Видимо, имелось в виду, что в нашей стране нет построенных в соответствии с современными требованиями цент-ров обработки данных третьего и четвертого уровней. Какую оценку состояния российских ЦОД можете дать вы?
Попов: Как и во всем мире, ситуация неоднозначна. В любой серверной комнате есть какие-то элементы ЦОД нового поколения. Если заказчик приобрел стойку модульных серверов блейд С-класса, то он уже сделал первый (или очередной) шаг к тому, чтобы повысить энергоэффективность вычислений, модульность, виртуализацию и т.д. В том или ином виде элементы инфраструктуры нового поколения присутствуют практически во всех центрах обработки данных или даже серверных комнатах. Поэтому я не думаю, что столь радикальное мнение оправдано.
Наш консалтинг разработал так называемую модель зрелости центра обработки данных, которая позволяет оценить, насколько далеко продвинулась та или иная компания на пути к созданию ЦОД нового поколения, где все процессы полностью автоматизированы. В рамках этой модели по нескольким группам признаков оцениваются применяемые организационно-технические меры, готовность персонала к решению тех или иных вопросов, эффективность различных процессов, например, адекватность технической поддержки, обоснованность закупки нового оборудования, перенос задач с одной платформы на другую, универсальность и модульность инфраструктуры, степень стандартизации приложений, уровень фрагментации данных и т.д. и т.п. Фактически, это большой опросник по разным элементам и компонентам технологии, в том числе и по безопасности.
Наша модель подходит для любых организаций: и малых, и средних, и больших. Она позволяет установить, как соотносится конкретный центр обработки данных со средним для этой отрасли или этого типа. Исследований проведено пока немного, но те, что мы видели, вполне на уровне средних отраслевых, а по некоторым показателям даже лучше. Российские заказчики зачастую находятся в более выгодном положении, потому что немало успешно развивающихся компаний, нуждающихся в мощной вычислительной инфраструктуре, были созданы всего пять-семь лет назад и не имеют множества унаследованных приложений, как на Западе. Они могут приобретать новые современные решения, в то время как построенные, например, 15 лет назад вычислительные центры, оснащенные огромным числом устаревших серверов, устройств хранения, систем охлаждения и др., лишены такой возможности.
Сейчас в розничной торговле наблюдается бум внедрения SAP. Раньше вполне хватало простеньких программ, но бурное развитие филиальной сети вызвало огромную потребность в отраслевых решениях. Естественно, под серьезное прикладное решение нужна соответ-ствующая платформа. Теперь такие заказчики строят (или ремонтируют) хорошие с инженерной точки зрения здания, по-новому подходят к вопросу энергоснабжения и охлаждения, устанавливают современные серверы (в частности, модульные шасси), сразу внедряют большие системы с возможностью разбиения на разделы. Поэтому я не думаю, что в вопросе оснащенности центров обработки данных мы сильно отстаем от остального мира.
LAN: Тем, кто начинает с нуля, безусловно, проще. Но сам термин «новое поколение» предполагает, что есть и старое. Даже по вашему собственному примеру можно судить, что переход к новому сопряжен с отказом от старого. В частности, стандартизация предполагает ограничение числа используемых элементов, а у многих компаний инфраструктура до сих пор остается весьма разношерстной. Не означает ли это, что заказчику придется отказаться от большей части существующей инфраструктуры, когда он захочет построить центр обработки данных нового поколения?
Попов: Наверное, основное значение имеет экономический аспект. Если в модернизации инфраструктуры есть экономический смысл, то ее стоит осуществить, а ненужное оборудование продать по остаточной стоимости или просто выкинуть на свалку. Помимо финансовой стороны, важное значение имеет риск потери данных, недоступности системы и т.п.
Еще до Второй мировой войны немецкий экономист Шон Петер предложил термин «креативное разрушение». Наблюдая за развитием промышленности в мире, он заметил, что появление новой технологии производства часто пол-ностью отменяет предыдущую, что мы и наблюдаем. К сожалению или к счастью, темпы подобного разрушения ускоряются. Хрестоматийный пример: первые персональные компьютеры Compaq были рассчитаны на срок службы 30 лет, никто в то время и подумать не мог, что через 30 лет они совершенно устареют. Разумно ли это, если срок жизни современного компьютера не превышает 4-5 лет?
Как бы человек ни жалел о по-траченных когда-то деньгах, все равно он вряд ли будет пользоваться устаревшим оборудованием и предпочтет купить новый компьютер (лучше всего, конечно, HP), — ведь пусть даже старый вполне работоспособен, но он уже ни на что не годен.
LAN: Если заказчик планирует построить современный динамический адаптивный центр обработки данных, не рискует ли он попасть в зависимость от одного вендора (или ограниченного круга вендоров), потому что решения управления, приложения и т.д. рассчитаны на определенное оборудование?
Попов: Очень хороший вопрос. И мы снова должны обратиться к теме стандартизации. Что понимается под стандартами? Не ограничиваем ли мы сами себя? На самом деле, когда заказчик стандартизует набор используемого прикладного обеспечения и набор необходимых ему операционных средств и платформ, он расширяет пространство выбора. В противном случае под разные приложения придется приобретать различные платформы и различные операционные системы от нескольких производителей. Получившийся в результате «зоопарк» весьма типичен, но именно он и связывает по рукам и ногам. Компания оказывается вынужденной иметь экспертизу по пяти-шести различным направлениям, поддерживать в рабочем состоянии пять-шесть разных несовместимых между собой платформ, подписывать сервисные контракты с несколькими производителями, проводить профилактические работы по установке разнообразных заплат и обновлений, реализовать разные процедуры резервного копирования и т.д.
При накоплении подобных факторов рано или поздно придется переходить на качественно иной уровень — с закрытых систем на стандартные. Например, если заказчик заявляет о своем желании работать с Oracle, то тем самым он, по сути, соглашается на стандартизацию. Если он делает выбор в пользу Oracle на Linux, то таким образом еще больше ограничивает круг платформ, которые необходимо поддерживать, и одновременно расширяет список потенциальных поставщиков — такие серверы можно приобрести у любого производителя. Иначе говоря, зависимость от поставщика и от технологии на самом деле снижается.
Около пяти лет назад HP анонсировала очень важную инициативу поддержки всех имеющихся отраслевых стандартов (в частности, на наших серверах поддерживается несколько операционных систем), стандартизации наших собственных технологий и решений с точки зрения взаимозаменяемости компонентов (в одни и те же корзины можно вставлять серверные модули с разными процессорами), а также типизации форм-факторов (например, серверы с большим количеством дисков нужны для узкого круга задач, что невыгодно).
Зачастую даже для специфических задач выгоднее приобрести стандартное оборудование с опциями расширения. Для достижения экономической эффективности модульность и стандартизация имеют огромное значение, поскольку позволяют снизить издержки. И рынок показывает, что такой подход воспринят заказчиками.
LAN: Какие услуги от HP в области ЦОД доступны для российских предприятий, и насколько они востребованы?
Попов: Мы серьезно работаем в этом направлении, причем, прежде всего, потому, что соответствующие услуги имеют спрос. Представляя новое решение или технологию, мы всегда объясняем, для чего они нужны. Так, показывая модульный сервер, мы больше не говорим, что он самый компактный, самый тонкий и вообще самый лучший, а указываем на реализацию в нем технологии виртуализации Virtual Connect, которая позволяет увеличить коэффициент полезного использования «железа», снизить время простоя, повысить доступность задач и проч. Тогда заказчики обычно интересуются, как это делается, и просят помочь спланировать миграцию физических серверов на виртуальные. Подобных частных вопросов возникает множество.
В полном смысле их нельзя назвать услугами по построению центра данных с нуля, но это те кусочки наработанной экспертизы HP в разных странах в огромном числе проектов, которые чрезвычайно востребованы на российском рынке, причем мы их предлагаем уже не первый, и даже не второй год. В качестве примера могу привести анализ имеющегося ЦОД на предмет эффективности применяемой системы охлаждения: мы определяем, где случается перегрев или переохлаждение, каким образом перенаправить воздушные потоки или разнести задачи в пространстве, чтобы перегрев не возникал в одном месте. Здесь задействованы и гидродинамика, и моделирование, и установка датчиков.
Что касается консультирования по построению ЦОД, то мы не раз оказывали подобные услуги в крупных проектах. Подразделению консалтинга и интеграции приходилось заниматься проектированием каскадов центров обработки данных. Хотя штат представительства насчитывает более тысячи человек, но все направления мы охватить не в состоянии, поэтому часто привлекаем к работе над проектами партнеров, например, проектирование ЦОД для «Альфа-Банка» осуществлялось совместно с компанией КРОК. Для непосредственного выполнения строительных и инженерных работ всегда привлекаются субподрядчики.
Вместе с тем, видя растущий интерес, мы все более глубоко и серьезно начинаем заниматься этой темой. Подразделение системной интеграции возглавил человек, у которого имеется огромный опыт по проектированию и строительству ЦОД во многих странах. В его штате — опытные специалисты и руководители проектов, способные сделать работу в соответствии со всеми отечественными СНиПами и ГОСТами и с учетом лучших мировых практик. Они не только подготовят техническую часть, но вместе с заказчиком просчитают и финансовую составляющую — отдачу от консолидации и проч.