Показательно, что изначально понятие Telepresence было введено не крупными игроками этой сцены, а компанией Cisco. Однако, когда оказалось, что следующее поколение видеокоммуникационных систем старшего класса с полным эффектом присутствия принимается под новым флагом гораздо лучше, чем при использовании привычного понятия «видеоконференции», а рыночные аналитики быстро включили новый термин в свой лексикон, ветераны решили примкнуть к победителям. Было бы слишком странно считаться одним из лидеров растущего рынка, наименование которого даже не присутствует в собственном лексиконе. Так, в исследовании «Обзор рынка видеорешений дистанционного присутствия 2008» («Market Scope for Video Telepresence Solutions 2008»), опубликованном агентством Gartner, аналитики прогнозируют его активное развитие. По их оценкам, до 2010 г. ежегодная выручка от продаж в этом сегменте составит около 600 млн долларов. Если приплюсовать еще и сервисные услуги, то, по мнению Gartner, в том же временном промежутке общий оборот вполне может достичь планки в 1,5 млрд долларов.
Говоря о Telepresence, Gartner придерживается трактовки этого понятия компанией Cisco: речь идет о больших системах для переговорных комнат. Однако Tandberg и некоторые рыночные аналитики используют его и применительно к высококачественным настольным системам видеоконференц-связи. Эта несогласованность вводит в заблуждение потенциальных клиентов. Впрочем, таким образом Tandberg удалось перенести благородный образ Telepresence на рынок настольных решений — здесь компания добилась наибольших успехов (по обороту — почти 50% рынка. Источник: Frost & Sullivan, «Доля решений видеоконференцсвязи на рынке в странах Европы, Ближнего Востока и Африки 2007» («Videoconferencing Endpoint Market Shares EMEA 2007»)). В 2007 г. ее оборот достиг 630,5 млн долларов, на 50% превысив показатели предыдущего года. Значительную его часть составили именно настольные системы. «Сейчас отмечается тенденция смещения интереса в сторону личных систем видеоконференц-связи, с помощью которых сотрудники могут осуществлять видеозвонки прямо с рабочего места, — поясняет Томас Николаус, руководитель Центрально-Европейского представительства Tandberg. — Все большее число наших клиентов пользуется технологией видеоконференций в своей повседневной деятельности, поскольку это признано экологичным и отличается большей продуктивностью».
Одна из заявленных новинок от Tandberg предназначена как раз для рабочих столов: с помощью телефона E20 для видеосвязи и передачи голоса по IP (Voice over IP, VoIP), оснащенного 5-мегапиксельной видеокамерой, ультраширокополосной системой громкоговорящей связи (20 кГц) и такими характерными для IP-телефонии функциями, как передача вызова, индикация поступивших сообщений, переадресация вызова и интуитивное управление, Tandberg намеревается вдохнуть новую жизнь в видеотелефоны и разместить свои устройства на письменных столах всех предприятий (см. Рисунок 1). Другая премьера — Tandberg T1, система «мгновенного дистанционного присутствия» для видеоконференций с качеством Full HD. Это решение с отдельным дисплеем нацелено как на специальные телеконференции на этаже руководства, так и на мероприятия в небольших конференц-залах. Однако производитель предлагает и новую систему старшего класса — Experia; в случае ее применения собеседники виртуально сидят за одним столом.
Как и у конкурента Polycom, уже анонсировавшего в этом сегменте сразу несколько новых решений или новых версий уже существующих, используемые видеокодеки соответствуют стандартным протоколам для видеоконференций. В отличие от решений Cisco и HP, применяющих собственные кодеки, здесь возможна коммуникация между продуктами различных производителей, при этом все конечные устройства с обеих сторон не обязательно должны быть одинаковыми. В рамках своих презентаций «Опыт настоящего присутствия» (Realpresence Experience, RXP) и «Опыт дистанционного присутствия» (Telepresence Experience, TPX) Polycom продемонстрировала возможности использования в виртуальных встречах настольных систем видеоконференц-связи и простых камер Web совместно с решениями старшего класса для переговорных комнат (см. Рисунок 2).
ОБЪЕДИНЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Ключевым моментом является пост управления, где, помимо кодеков, находятся различные подключения, в том числе сетевые (см. Рисунок 3). Если у Cisco это, скорее, «черный ящик», то Polycom хочет сделать из него гибкий «сервер сотрудничества по IP» (IP Collaboration Server), который в будущем охватил бы всю телекоммуникационную систему, включая «объединенные коммуникации» (Unified Communications, UC). Важнейшие аспекты — гибкость и защита инвес-тиций в более ранние решения для проведения видеоконференций. Улучшенная технология обнаружения потерянных пакетов (Lost Packages Discovery Technology) призвана следить за тем, чтобы небольшие колебания ширины доступной пропускной способности не омрачили впечатления от эффекта присутствия.
В стремлении не отстраивать весь сеанс Telepresence по самому слабому звену Tandberg и Polycom пошли разными путями: Tandberg переводит на отдельный монитор обмен с вызываемыми станциями, не обладающими качеством высокой четкости (High Definition) на уровне Experia. А Polycom максимально обрабатывает сигнал и интегрирует его в экраны, отображающие собеседников по ту сторону стола. Аналогично обстоит дело и с контентом, к примеру, при совместном обсуждении сводных таблиц с данными: Tandberg пере-адресует его на дополнительный монитор под основным экраном, в то время как Polycom отправляет на маленькие мониторы, располагающиеся прямо на столах. У Tandberg, как и у остальных игроков в этом сегменте, главный экран состоит из плазменных мониторов, и лишь Polycom, единственный из производителей, применяет метод рирпроекции. Изображение получается не такое светлое и четкое, зато при длительных заседаниях глаза меньше утомляются. В сбыте больших систем Telepresence Tandberg заручился поддержкой HP (в обмен на это Tandberg поддерживает собственные кодеки HP), а Polycom полагается на свое традиционно тесное партнерство с Nortel.
Штефан Мучлер — ведущий корреспондент LANline.
© AWi Verlag