По данным Infonеtics Research, наиболее активно IP-УАТС приобретают небольшие компании. Такая ситуация характерна для Европы и Азии, тогда как в Северной Америке, наоборот, корпоративные IP-коммуникации развивают прежде всего крупные организации. Как бы то ни было, когда речь идет о расширении функционала и масштабировании станции с целью поддержки большего числа абонентов, альтернативы IP-УATC практически нет.
Для работы с IP-станциями, особенно программными, как правило, не требуется дополнительный персонал, поскольку знаний администратора сети вполне достаточно для поддержки и IP-УATC. Не нуждаются они и в отдельной кабельной инфраструктуре, так как вся информация передается по компьютерной сети. Для более крупных предприятий, имеющих удаленные филиалы или сотрудников, находящихся в офисе неполный день и пользующихся свободными рабочими местами, IP-УATC представляют по сути единственный выбор, поскольку для традиционной телефонии построение распределенной телефонной сети с удаленными офисами обходится значительно дороже, а для постоянной настройки и конфигурирования оборудования нужны высококвалифицированные и высокооплачиваемые специалисты.
Дополнительным стимулом к распространению корпоративной IP-телефонии служит бурное развитие сетей передачи данных, которые позволяют устанавливать широкополосные соединения с гарантированной скоростью передачи данных. Стоимость передачи трафика в таких сетях постоянно снижается, как и цены на оборудование. Вдобавок поставщики телекоммуникационного оборудования сокращают производство и не инвестируют в разработки традиционных УАТС. В частности, Ericsson, еще недавно один из лидеров на рынке офисных УАТС, вообще продала соответствующее подразделение.
Многие производители постепенно заменяют в своей линейке традиционные УАТС на IP, предлагая так называемые «гибридные» УАТС, где часть функций реализована на основе технологий IP, а остальные — с помощью традиционных TDM. Такой подход позволяет не менять сразу всю телефонную базу, а использовать, например, аналоговые телефонные аппараты, которые по-прежнему намного дешевле IP-телефонов. Тем не менее, продажи IP-телефонов выросли за 2008 г. примерно на 25%, а наибольший рост продемонстрировали IP-софтфоны (программные телефоны, работающие на компьютере) — по сравнению со II кварталом в III квартале объем их продаж удвоился.
По данным Infonetics Research за III квартал прошлого года, на первое место впервые вышла компания Cisco Systems: ее прирост продаж офисных АТС составил 19%. На втором находится Avaya со стабильным квартальным ростом в 10%, а третье место заняла Nortel. Cisco оказалась единственным игроком, чья рыночная доля значительно увеличилась в 2008 г., у остальных она осталась прежней или слегка снизилась. Продажи «чистых» IP-УATC и гибридных станций выросли на 8%, тогда как доля TDM УАТС уменьшилась. Впервые за последние годы рынок традиционных УАТС сократился до уровня 1 млрд долларов, в то время как общий объем рынка корпоративной телефонии вырос до 2,6 млрд долларов (рост 8% по сравнению со II кварталом).
Если в 2007 г. соотношение объемов продаж традиционных телефонных портов и портов IP (линий) составляло 60/40, то в 2008 г. — 50/50 (см. Рисунок 1). Для мини-АТС уровень 50/50 был достигнут еще в 2006 г., а в 2008 г. почти две трети поставок пришлось на IP-УATC (см. Рисунок 2). Впрочем, начавшийся экономический кризис несколько замедлил обновление парка офисных АТС, и этот фактор сказался как на традиционных (TDM), так и на IP-станциях. По всей видимости, он внесет и коррективы в дальнейшие прогнозы, поскольку модернизация УАТС будет осуществляться не такими высокими темпами.
Рисунок 1. Поставки портов TDM и IP во всемирном масштабе.
Источник: Infonetics Research, 2008
Рисунок 2. Соотношение поставок мини-АТС на базе IP и TDM.
Источник: Infonetics Research, 2008
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Офисная АТС является автоматическим коммутатором для телефонных аппаратов компании. Ее использование обусловлено потребностью иметь телефонный аппарат на столе у каждого сотрудника и при этом не подключать его к городской АТС. Любая система, способная поддерживать связь в пределах офиса (или нескольких офисов) и обеспечивающая выход на городскую АТС, является офисной или учрежденческой АТС (УАТС). Офисные АТС появились более 30 лет назад и позволили компаниям существенно экономить при обеспечении связи внутри помещений компании и подключении к городским АТС.
Постепенно офисные АТС превратились в сложные устройства с большим набором дополнительных функций, которые городская АТС обеспечить не могла. Среди них — удержание вызова, конференц-связь, автоматический перевод звонка на другой номер, автоответчик и многие другие. Такой функционал требовал значительных дополнительных затрат на установку специальных плат и настройку оборудования, причем у каждого производителя эти функции настраивались и конфигурировались, как правило, по-своему. Появление IP-УАТС значительно упростило этот процесс и сделало доступными даже в моделях начального уровня самые «изощренные» функциональные возможности, которые в станциях на базе TDM имелись только в наиболее крупных и дорогих моделях.
Вслед за фирменными IP-УАТС появились решения с открытым кодом (в частности, Asteriks) — это ПО можно бесплатно скачать, установить на компьютере или сервере и настроить в соответствии с потребностями. Тем самым открылись практически неограниченные возможности маршрутизации вызовов, записи разговоров, создания легко настраиваемых голосовых меню (IVR) и автоответчиков, прежде доступных только в центрах обработки вызовов, и многое другое. И самое главное — интеграция телефонной системы с программным обеспечением, используемым для организации бизнес-процессов компании. Причем при необходимости любой модуль может быть перенастроен или изменен.
Со временем в пределах офисной компьютерной сети стало возможным организовать видеозвонки и видеоконференц-связь, а с развитием широкополосных каналов к числу таких пользователей присоединились и удаленные абоненты. Если компьютер оснащен звуковой платой и гарнитурой с наушниками и микрофоном, то для организации рабочих мест телефонный аппарат вообще не понадобится, поскольку все его функции реализуются программным путем (IP-софтфоны). Многие ведущие компании-разработчики ПО (например, Microsoft) создали самодостаточные системы (системы унифицированных коммуникаций), которые позволяют обходиться без специального телефонного оборудования в пределах корпоративной сети или сети провайдера, поддерживающего IP-транки между корпоративными абонентами.
AVAYA И PANASONIC: ОТ TDM К IP
На российском рынке мини-АТС (до 100 портов) наиболее распространены офисные АТС Panasonic (см. Таблицу 1). Компания пошла по пути полного воспроизведения функций гибридных УATC серии TDA в новых IP-станциях серии TDE, представленной двумя моделями — KX-TDE 100 и KX-TDE 200 (на 5 и 10 слотов, соответственно; примерная стоимость конечного решения составляет 1300 и 1700 руб. за порт).
Таблица 1. IP-УАТС на российском рынке.
Главное новшество серии TDE заключается в наличии новой процессорной платы, которая заменяет пять плат TDA. Она имеет встроенный шлюз для IP-транков, шлюз для системных IP-телефонов MGCP или SIP-телефонов, два порта Ethernet 100BaseT (один для администрирования), двухканальный модуль речевых сообщений, большой объем памяти и возможность организации многосторонней конференции. Интегрированный шлюз IP поддерживает до 32 внешних линий IP с сигнализацией H.323 или SIP, а также до 64 системных IP-телефонов или 128 SIP-телефонов сторонних производителей. IP-телефоны новой серии NT300 используют протокол MGCP и совмес-тимы только с IP-УАТС серии TDE.
Дополнительно к возможностям станций TDA станции TDE поддерживают функции SIP-транков, пиринговое соединение SIP-телефонов, передачу факсов по протоколам T.38 и G.711, централизованное администрирование (с обновлением нескольких УАТС в сети) и другие функции.
Более дорогое решение IP Office (цена за порт около 2500 руб.) компании Avaya поддерживает от 2 до 360 абонентов. В зависимости от потребностей поставляется один из четырех базовых блоков: Small Office (2-28 абонентов), IP Office 406 (до 190 абонентов, до трех потоков Е1), IP Office 500 (до 272 абонентов, до четырех потоков Е1) и IP Office 412 (до 360 абонентов и до четырех потоков E1).
В базовом блоке помещаются процессор, TDM-шина устройства, интерфейсы транковых плат расширения, модемы и кодеки для сжатия голоса (Voice Compression Modules, VCM). На передней панели находятся разъемы RJ 45 для подключения сетевых устройств и внутренних абонентских портов. Внутри корпуса устанавливаются опциональные платы кодеков VCM (одна в IP 406 и две в IP412) и модемы для встроенного сервера удаленного доступа. Базовый блок оснащен двумя слотами расширения, предназначенными для подключения модулей транков. Они расположены на задней панели устройства.
Внешние модули расширения подсоединяются к базовому блоку через высокоскоростной интерфейс. Поддерживаемый функционал включает Caller ID на аналоговых и цифровых ТА, голосовую почту/автосекретаря, создание групп абонентов, удержание вызова, распределение вызовов, расширенную маршрутизацию вызовов, конференц-связь и многое другое.
На базе конвергированного решения Avaya IP Office можно создать небольшую корпоративную сеть передачи данных, а удаленных IP-абонентов подключить к IP Office по защищенному каналу VPN. Это возможно для IP-телефонов Avaya серий 46xx и 56xx при наличии дополнительной лицензии для каждого удаленного абонента.
Вместе со станциями Avaya и Panasonic поставляются специальные программные модули (за дополнительную плату) для обеспечения работы секретаря и менеджера, управления исходящими звонками, записи разговоров и другие.
УНИФИКАЦИЯ ОТ CISCO
IP-УATC Cisco Unified CallManager представляет собой основной элемент IP-системы унифицированных коммуникаций Cisco Unified Communications, поддерживающей множество коммуникационных услуг с тесной интеграцией голоса, видео и данных. Продукт специально разработан для повышения эффективности связи и производительности труда на крупных предприятиях. Он поддерживает до 30 тыс. пользователей, а небольшие предприятия (до 240 абонентов) могут воспользоваться более дешевым вариантом — Unified CallManager Express.
Unified CallManager — это центральный компонент решения Cisco для IP-телефонии и видеотелефонии, отвечающий за выполнение основных функций управления в системе: установление телефонных и видеосоединений и обеспечение дополнительных функций для абонентов корпоративной сети IP-телефонии. Интеграция приложений, в том числе систем голосовой почты/унифицированной обработки сообщений (Unified Messaging), систем проведения мультимедийных совещаний, интерактивного речевого взаимодействия (IP IVR) и т.д. осуществляется на основе открытых программных интерфейсов (API). CallManager предлагает администратору широкий набор средств по настройке и управлению системой IP-телефонии/видеотелефонии. В качестве аппаратной платформы для программного обеспечения CallManager используются серверы Cisco Media Convergence Server (MCS), а также сертифицированные модели серверов других производителей (в частности, IBM и HP).
Архитектура решений Cisco Unified CallManager достаточно универсальна. Обработка звонков может производиться как централизованно, с учетом состояния соединений и биллингом из единой локации, так и распределенно — с обработкой вызовов в каждом из офисов. CallManager поддерживает транковые межстанционные соединения между серверами по протоколам SIP, H.323, MGCP. При интеграции с существующими телефонными сетями и традиционными УАТС используется ISDN PRI, ISDN BRI и аналоговые линии связи. Он предоставляет широкие возможности по обработке вызовов, масштабируемости и распределению ресурсов, что необходимо крупному предприятию.
Unified CallManager полностью поддерживает протокол SIP и тем самым открывает доступ к системе для широкого круга разработчиков. Cisco разработала программу SIP Verified для тестирования на совместимость конечных терминалов SIP, изготовленных сторонними компаниями.
Несколько серверов CallManager можно объединить в единый клас-тер с централизованным управлением. Один кластер CallManager способен обслуживать до 30 тыс. абонентов, а при объединении кластеров в единую систему количество пользователей достигает 1 млн. Кластеризация увеличивает общую производительность и реализует возможность «горячей замены» серверов. Технология SRST позволяет IP-телефонии работать даже в случае выхода из строя всего кластера серверов.
Контроль приема вызовов (CAC) обеспечивает качество обслуживания (QoS) в общедоступных сетях IP. Если связь через Internet оказывается затруднена, система автоматически направляет звонки через городские телефонные сети (ТфОП).
Для стыковки с существующими системами традиционной телефонии, в том числе с установленными ранее УАТС, и подключения к телефонной сети общего пользования применяются голосовые шлюзы. Данная функциональность реализована на базе мультисервисных маршрутизаторов Cisco ISR. Помимо этого имеются также голосовые модули для некоторых моделей коммутаторов Cisco Catalyst и самостоятельные устройства с функциональностью голосовых шлюзов.
Специализированные IP-телефоны подключаются в коммутируемую локальную сеть Ethernet 10/100. CallManager поддерживает аппараты и других производителей, работающих по протоколам Skinny или SIP. IP-телефоны Cisco обеспечивают широкий набор функций – как традиционных цифровых телефонных аппаратов, так и IP-телефонии, расширяющих возможности использования телефона в качестве эффективного рабочего инструмента. Доступны различные модели — от базовых, с минимальным функционалом, до рассчитанных на абонентов, активно применяющих новейший функционал, а также работающих с большими потоками телефонных звонков. Кроме того, компания предлагает специализированные модели, например, Cisco IP Conference Station 7936 (для обеспечения высококачественной громкоговорящей связи в переговорных комнатах) и беспроводной (WiFi) телефон Cisco 7920.
Модуль расширения IP Phone Expansion Module 7914 представляет собой дополнение к телефонным аппаратам Cisco 7941, 7961, 7971 и содержит 14 кнопок и жидкокристаллический дисплей. Каждая кнопка настраивается для выбора телефонной линии (служит для приема и удержания телефонных звонков, поддерживает функцию ожидания вызова (CallWaiting) либо обеспечивает ускоренный набор). К телефонному аппарату можно подключить одну или две приставки 7914. Многофункциональный телефон Cisco 7971G-GE рассчитан на руководителей. Аппарат снабжен цветным дисплеем с сенсорным экраном, поддерживает до восьми телефонных линий и подключение внешних динамиков/микрофонов для громкой связи, оснащен портом Gigabit Ethernet.
IP-телефон 7931G сочетает в себе элегантный дизайн и расширенную функциональность телефона для секретарей и менеджеров, которым приходится совершать большое количество звонков. Аппарат имеет четыре интерактивные кнопки для управления функциями и 24 кнопки для быстрой коммутации линий. Кнопки удержания вызова, повторного набора и перевода звонков делают работу с моделью 7931G простой и удобной. Аппарат имеет два разъема RJ 45 для подключения к сети Ethernet 10/100BaseT, поддерживает IEEE 802.3af PoE (питание по сети Ethernet).
РОССИЙСКИЙ «АГАТ»
Основные продукты российской компании «Агат-РТ» — многофункциональные IP-мини-АТС серии «Агат UX-321х» (цена от 32 тыс. руб.) и «Агат UX-221х» (от 14 тыс. руб.), позволяющие организовывать голосовую и факсимильную связь как по обычным телефонным линиям, так и через сети IP.
Первое устройство поставляется в металлическом корпусе высотой 1U и поддерживает до 64 аналоговых каналов, второе — в компактном пластмассовом и может подключаться к восьми аналоговым каналам (FXO, FXS). Прием/передача факсов выполняется по протоколу Т.38 через сеть IP и через ТфОП по протоколу Т.30. Станции оснащены базовым функционалом центра обработки вызовов, который при необходимости превращается в полнофункциональный операторский центр с помощью ПО Infinity компании «ИнтелТелеком». Среди основных возможностей центра Infinity — гибкая настройка параметров маршрутизации звонков, графический IVR, подробная статистика и мониторинг, корпоративная ICQ, работа с электронной почтой, факс- и SMS-сервер, а также мощный инструмент для исходящего обзвона и приема звонков.
Комплексное решение IP Office Agat-Infinity для телефонизации компаний малого и среднего бизнеса избавляет клиента от необходимости приобретения и интеграции УАТС и операторского центра. Кроме того, в портфеле решений компании «ИнтелТелеком» имеются специализированные комплексы «Infinity Автоинформатор» (для автоматического оповещения любого количества абонентов), Infinity Taxi (для автоматизации диспетчерской службы такси) и Infinity Mobile Content (интеллектуальная платформа IVR, позволяющая предоставлять голосовые сервисы и услуги VAS).
Новая версия IP-УATC «Агат UX-3212» наряду со всеми возможностями «Агат UX-3211» поддерживает до 16 потоков E1 (вместо двух в модификации 3211), в состоянии обслуживать до 256 IP-абонентов и позволяет записывать до 15 часов сообщений голосовой почты. Кроме обычного применения в качестве офисной IP-УАТС, она пригодна в качестве многоканального шлюза IP-телефонии, коммутатора потоков Е1, а также центрального коммутатора в составе распределенной (по E1 или IP) УАТС.
IP-УATC «Агат UX-3420» позиционируется компанией как недорогая мини-IP-УATC на улучшенной аппаратной платформе, оснащена всеми возможностями головного продукта «Агат UX-3211» и имеет минимальную цену в сегменте мало- и среднеканальных АТС (от 25 тыс. руб.). В ней установлен более мощный центральный процессор и встроенный коммутатор на два порта Ethernet 100BaseT. Устройство поставляется в компактном пластмассовом корпусе. С помощью системы записи «Спрут-7UX» можно осуществлять запись разговоров одновременно по 30 каналам.
По сравнению с программными реализациями IP-УАТС, продукты «Агат-РТ» обладают повышенной надежностью и устойчивостью в работе, требуют гораздо меньших затрат на настройку и поддержку. Кроме того, по словам Юрия Анисимова, генерального директора «Агат РТ», решения его компании на 30-300% дешевле зарубежных аналогов и оснащены полностью русифицированным интерфейсом.
ОТКРЫТЫЕ КОММУНИКАЦИИ SIEMENS
Подразделение Enterprise Communications компании Siemens выпускает серию IP-АТС HiPath. В нее входят несколько модификаций, рассчитанные на компании различного размера, и пакеты специализированного ПО.
Система HiPath OpenOffce EE специально разработана для малого бизнеса, поддерживает до 30 IP-телефонов и до четырех аналоговых, а также оснащена четырехпортовым коммутатором Ethernet. На компьютеры пользователей можно установить приложение myPortal Entry и управлять с его помощью настольным телефоном: выбирать и прослушивать необходимые сообщения в ящике голосовой почты, просматривать все входящие звонки (в том числе и пропущенные), переадресовывать вызовы членам рабочей группы и организовывать интеллектуальную обработку звонков с учетом статуса присутствия.
При наличии у сотрудника двухдиапазонного телефона GSM/WiFi можно звонить и принимать звонки через корпоративную сеть WiFi. Переключение на сотовую сеть осуществляется, только если доступа к WiFi нет, тем самым достигается значительная экономия на сотовой связи. Через безопасное соединение VPN к системе подключаются телефоны как удаленных сотрудников, так и других систем HiPath OpenOffice EE. В списке функций присутствует встроенная голосовая почта и автосекретарь, поддержка равномерного распределения вызовов для обработки большого числа входящих звонков, задание приоритетов обработки звонков, возможность подключения удаленных сотрудников к корпоративной сети и другие. Кроме того, в станцию встроены маршрутизатор, брандмауэр, шлюз доступа к Internet и ТфОП.
Более продвинутая версия HiPath OpenOffice ME, которая появится на рынке в феврале, рассчитана на поддержку от 20 до 150 пользователей. Она оснащается одним портом PRI, четырьмя портами BRI, четырьмя аналоговыми портами, четырьмя портами Gigabit Ethernet, портом USB, а также двумя дополнительными портами Gigabit Ethernet для подключения к демилитаризованной зоне и глобальной сети. Стандартная лицензия на ПО стоит 99 евро, расширенная (в ней предусмотрена полная интеграция с Microsoft Outlook, графический интерфейс организации конференций, служба факсимильной связи и интеграция с мобильным телефоном) — 139 евро.
ATC HiPath 3000 представляет собой защищенную высокопроизводительную коммуникационную систему для малых и средних предприятий. Решение стало результатом развития полностью интегрированной системной архитектуры на базе IP. HiPath 3000 можно использовать автономно, в составе сети или в качестве медиа-шлюза для программного коммутатора HiPath 5000. Система способна поддерживать до 250 пользователей IP и TDM в любом сочетании. Поддержка смешанной клиентской среды увеличивает гибкость корпоративной сети, в рамках которой можно объединить до 64 систем HiPath 3000.
HiPath 5000 — это программный коммутатор корпоративного класса для малых и средних предприятий, поддерживающий от 10 до 1000 абонентов. Он базируется на IP и поддерживает до 32 внешних медиа-шлюзов, обеспечивающих выход в сеть TDM. Программное обеспечение HiPath ComScendo содержит полный набор функций, независимо от того, каким терминальным устройством пользуется абонент. HiPath 4000 рассчитана на конвергентные корпоративные сети, обслуживающие от 300 до 100 тыс. пользователей. Платформа поддерживает большое число различных коммуникационных протоколов, включая SIP.
Для ускорения коммуникаций и совместной работы разработана система OpenScape Voice — программный коммутатор корпоративного класса на базе протокола SIP. Решение интегрирует операторские, корпоративные и домашние сети, а также проводные и беспроводные сети. Оно помещает коммуникации в центр всех бизнес-процессов, позволяя, в частности, создать единую корпоративную сеть с универсальными правилами пользования и встроить голосовые коммуникации в бизнес-приложения.
Общая прикладная платформа HiPath (CAP) повышает эффективность и сокращает затраты благодаря созданию однородной прикладной среды. Это мощное промежуточное ПО для коммуникационных систем. Модульное и наращиваемое, разработанное для распределенного использования в сетях ИТ, промежуточное ПО совместимо со всеми коммуникационными системами HiPath и Hicom, а кроме того, взаимодействует с различными системами других производителей.
Поддержка HiPath CAP открытых стандартов на множестве платформ и коммуникационных систем обеспечивает интеграцию корпоративных приложений. Глубокая интеграция решений позволяет использовать их интеллектуально, как часть исходной среды ИТ. Кроме того, CAP предоставляет технологическим партнерам Siemens Enterprise Communications возможность быстро интегрировать свои приложения в платформы HiPath. HiPath CAP поддерживает интерфейсы компьютерной телефонии CSTA III ASN, CSTA XML, TAPI, JTAPI, а также коммуникационные платформы HiPath 3000, 4000, 5000, 8000, Hicom 300 H и HiPath DX Nortel Meridian I, Alcatel A4400, Avaya Definity G3 и Cisco Call Manager.
БЕCПЛАТНЫЙ ПРОДУКТ
Изначально ПО Asteriks было разработано на платформе Linux, но в настоя-щее время оно может работать под управлением ОС OpenBSD, FreeBSD, а также MAC OS X. Сейчас это уже не единственное ПО IP-УАТС с открытым исходным кодом: появились FreePBX, PBX in Flash, YATE, Freeswitch и другие схожие разработки. Тем не менее, по известности и количеству применений Asteriks лидирует. В этом продукте реализованы практически все известные функциональные возможности как традиционных, так и IP-УАТС. Программное обеспечение предлагается для бесплатной загрузки на сайте http://www.asteriks.org.
Если потребности предприятия ограничиваются коммуникациями с использованием IP и SIP, то никакого дополнительного оборудования, кроме ПК и серверов и широкополосного подключения к Internet по любому каналу, не понадобится, в том числе и для территориально-распределенных организаций, имеющих филиалы. При этом, естественно, все звонки внутри сети будут бесплатными, а номерной план — единым. Обладая небольшим штатом программистов, можно быстро разработать любые приложения для этой станции, такие как контакт-центры, системы IVR, интеграцию с CRM и т.д. В крайнем случае, их можно приобрести у тех, кто разрабатывает ПО на базе Asteriks, к тому же за существенно меньшие деньги, чем соответствующие модули для фирменных IP-УАТС.
Тем пользователям, которые привыкли к традиционным телефонам и испытывают неудобства при работе с программными телефонами, предлагаются специальные платы c традиционными телефонными интерфейсами FXS и FXO (их выпускают множество производителей). Они подключаются к серверу, оснащенному ПО Asteriks, после чего аналоговые телефоны готовы к применению. Для подключения к городским линиям подойдет IP-шлюз любого производителя.
В Internet имеется большое количество ресурсов, на которых любители Asteriks размещают свои разработки и советы по использованию станции. Одним из основных является http://forums.digium.com, поддерживаемый компанией Digium. Последняя, помимо разработки ПО, выпускает различное оборудование для интеграции Asteriks в существующие сети связи. Кроме англоязычных ресурсов, созданы и русскоязычные (наиболее популярный — http://asterisk-support.ru). Базовый пакет файлов IVR для этой станции (для организации голосового меню) распространяется бесплатно, а некоторые российские интеграторы предлагают готовые программно-аппаратные комплексы на базе Asteriks, доработанные с учетом российской специфики.
Недавно было объявлено о стратегическом технологическом альянсе между Skype и Digium, в результате должна появиться новая с точки зрения архитектуры и намного более эффективная поддержка Skype. Сегодняшние реализации Skype+Asteriks хотя и работают, но очень требовательны к производительности системы. Единственный недостаток этого решения — невозможность его сертификации в российских условиях и, как следствие, ограничения на использование в государственных и ведомственных сетях.
Ростислав Сергеев — зам. главного редактора «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: rsergeev@lanmag.ru.