IP-телефония входит в нашу жизнь незаметно, но уверенно: обычные офисные телефоны превращаются в IP-телефоны, а УАТС – в IP-АТС. Все чаще провайдеры предлагают услуги передачи голоса по протоколу IP в качестве одного из базовых сервисов для частных и корпоративных клиентов. В IDC считают, что IP-телефония позволит на 20-30% сократить расходы на оплату телекоммуникационных услуг, а, по прогнозам iSupply, с 2007 по 2010 гг. продажи оборудования с поддержкой VoIP удвоятся. Gartner полагает, что, если бы экономическая ситуация не внесла свои коррективы, количество линий VoIP для домашних пользователей и корпоративного рынка увеличивалось бы на 20-30% в год.
Всего за несколько лет IP-телефония значительно эволюционировала, и современные решения заметно отличаются от прежних, что обусловлено появлением мощных магистральных и транзитных маршрутизаторов, высокоскоростных телекоммуникационных каналов и качест-венно новых технологий. В результате IP-телефония постепенно превращается в базовый телекоммуникационный сервис.
Книга коллектива авторов «IP-теле-фония в компьютерных сетях» поможет глубже разобраться в тонкостях IP-телефонии. Она построена как курс лекций, составлена преподавателями МГТУ им. Баумана и начинается с истории IP-телефонии, отсчет которой ведется с 1993 г., когда впервые появилась программа для передачи голоса по сети с помощью ПК. Первая лекция посвящена общим вопросам IP-телефонии, терминологии и особенностям технологии. В ней рассказывается о принципах пакетной передачи голоса и типовых сценариях IP-телефонии. Во второй — авторы переходят к использованию в IP-телефонии протоколов Internet, поясняют вопросы адресации в сетях IP, знакомят читателей с моделью OSI и основными протоколами IP-телефонии. Третья лекция содержит описание взаимодействия протоколов VoIP; в ней разъясняется, от чего зависит качество передачи голосовой информации, как уменьшить задержки и вариацию, их воздействие на качество передачи голоса, ограничить эхо. В завершение обсуждаются принципы кодирования речи, требования к алгоритмам кодирования, виды кодеков и вопросы субъективных оценок качества.
Основная тема нескольких следующих лекций – подробный анализ наиболее важных и распространенных протоколов IP-телефонии: H.323 (протокол мультимедийной конференц-связи), SIP (протокол инициирования сеансов связи), MGCP (протокол управления шлюзами). Один из наиболее важных вопросов — качество обслуживания в сетях IP-телефонии. В седьмой лекции рассказывается о способах обеспечения QoS (резервирование ресурсов, приоритезация трафика, ремаршрутизация), передаче трафика реального времени в сетях IP, дифференцированном обслуживании разнотипного трафика (DiffServ), интегрированном обслуживании (IntServ) и использовании протокола резервирования ресурсов (RSVP). Отдельный раздел главы посвящен основным принципам MPLS (технологии быстрой коммутации пакетов в многопротокольных сетях), сравнению IntServ, DiffServ и MPLS. Без внимания не остались и механизмы обслуживания очередей, позволяющие предоставлять разный уровень QoS трафику разных классов, а также алгоритмы организации и обработки очередей.
Наряду с качеством, еще один важный вопрос – информационная безопасность в сетях IP-телефонии. Это тема восьмой лекции, где описываются типы угроз в сетях IP-телефонии. Из нее читатели узнают о базовых элементах безопасности, методах криптографической защиты, технологии аутентификации, особенностях системы безопасности в IP-телефонии, применении протоколов PPP, TACACS, RADIUS, обеспечении безопасности с помощью протоколов OSP (с шифрованием SSL) и виртуальных частных сетей (VPN).
Интересное направление, которое с распространением беспроводных сетей широкополосного доступа может получить активное развитие, — мобильная IP-телефония. Девятая лекция рассказывает о видах мобильности, идентификации терминала и пользователя, сценариях мобильности в сетях IP-телефонии, мобильности на базе протоколов SIP и H.323, об IP-телефонии в сетях сотовой связи и беспроводных сетях WiFi. К сожалению, на отведенных ей шести страницах не упоминается о многих важных вопросах передачи голоса в мобильных сетях IP и о возможном использовании для передачи речи сетей WiMAX, которые уже развертываются в России.
Неотъемлемым элементом сетей IP-телефонии являются системы биллинга и учета услуг. Авторы рассматривают их в десятой лекции – также очень кратко. Читатели узнают об основных особенностях биллинга IP-услуг и требованиях к системам биллинга IP-телефонии. Лекцию завершает обзор систем биллинга и управления пользовательскими учетными данными в сетях IP-телефонии.
Последняя лекция содержит примеры реализации IP-телефонной связи на основе линейки продуктов D-Link, которую авторы называют наиболее экономически доступной. В ней перечислены варианты построения систем IP-телефонии, рассказывается о применении телефонных адаптеров USB и шлюзов VoIP, схематично представлены организация связи между офисами через Internet, архитектура и реализация шлюзов, структура сетей IP-телефонии.
К сожалению, завершающий раздел, посвященный видеотелефонии, не выходит за рамки вопросов построения транков и применения шлюзов D-Link, а широко обсуждаемые в последние два-три года унифицированные коммуникации (Unified Communications), одним из элементов которых являются IP-телефония и видеокоммуникации, не удостоились даже упоминания, равно как и методология оценки стоимости эксплуатации систем корпоративной IP-телефонии, а также сравнение с традиционной телефонией по экономическим показателям и влиянию на бизнес.
Доступность материала и относительная полнота его представления позволяют рекомендовать книгу в качестве учебного пособия для технических учебных заведений. Она будет интересна и широкому кругу читателей, которым небезразличны теоретические и прикладные вопросы применения IP-телефонии.
Книгу (Игорь Баскаков, Андрей Пролетарский, Станислав Мельников, Роман Федотов, «IP-телефония в компьютерных сетях».— Изд-во «ИНТУИТ/Бином. Лаборатория знаний»,2007г.—184стр.)можно приобрести в книжных и Internet-магазинах. Ориентировочная цена— 258 руб.